Проверь подлинность!

Ф.И.О автора: Скорнякова Ирина Александровна

Статус/Должность: учитель-дефектолог

Город/Населенный пункт: Свердловская обл., г. Алапаевск

Дата публикации: 02.05.2024


"Развитие тактильной сенсорной системы у детей с ЗПР"

СЕНСОРНАЯ СРЕДА

Сенсорная среда – это организованное особым образом пространство (комната ребенка, участок сада/огорода на улице или детской площадке), наполненное различного рода стимулами, которые воздействуют на сенсорные системы.

 Правильно подобранное оборудование сенсорной среды воздействует на все органы чувств и позволяет сформировать адаптивный ответ на стимулы, избежать сенсорных перегрузок, сенсорной защиты у ребенка.

Тактильная сенсорная система

Тактильная сенсорная система позволяет получать и обрабатывать информацию о контактах с кожей: давление, вибрация, движение, температура. Важно работать со всем телом, а не только с зоной ладоней и ступней.

Игры и упражнения

Развитие тактильного восприятия:

- Щетки разной жесткости.

- Вибрирующие игрушки.

- «Пеленание» в одеяло, укутывание, укрывание.

- Теплая ванна (тщательно вытираем после ванны).

- Игрушки – антистресс с различной фактурой.

- Игры с разными структурами (гладкий, шершавый, мягкий, жесткий и т.д.).

- Взбираться на оборудование с разным покрытием (большой мягкий конструктор, ортоковрики).

- Игры с водой, красками, тестом, кинетическим песком, песком (грязные игры).

- Тактильные маты и мячи.

- Тактильные коврики и дорожки.

- Тактильные игрушки и пособия.

- Работа с природными материалами.

- Предлагать детям одевать одежду из различных материалов.

- Обнимайтесь (осторожно при тактильной недочувствительности).

- Играть с разными предметами (разная форма, размер и поверхность).

- Играть с сенсорными коробками (разные структуры).

- Лепка из пластилина, глины.

- Позволять прикасаться к различным видам материалов.

- Игры с слаймом, лизуном.

- Отдельный уголок дома/огорода с тактильными игрушками (для всех систем).

- Помещать под одежду ребенка приятные (знакомые) ему предметы.

- Утяжеленное одеяло (тактильный наполнитель).

«Поймай мышку»

Вы касаетесь мягкой игрушкой (мышкой) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где мышка.

«Тактильный мешочек»

1) В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

2) «Определи на ощупь» – в мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и описать его: длинный-короткий, толстый-тонкий и т.д.

«Догадайся, что за предмет»

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Найди такой же» (пару)

Диски (дощечки, коробки, просто отрезанные кусочки), оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью (другими структурами). Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Угадай, что внутри»

У ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Вы называет предмет, ребенок должен на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек.

«Что в мешочке»

Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы). Либо играем в «Найди такой же».

«Отгадай цифру»

(букву, геометрическую фигуру и пр.)

На ладошке ребенка пальцем пишут цифру, которую он определяет с открытыми / закрытыми глазами.

«Что это?»

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

Сенсорная коробка

(большая, средняя, маленькая)

Ребенок садится/ложится/встает/ в сенсорную коробку разного размера.

Варианты взаимодействия:

  1. Капает дождик (зонтик).
  2. Любая манипулятивная игра (разложи, накорми, построй, отвези, свари и пр.), сюжетно-ролевая игра.
  3. Дорожка из нескольких сенсорных коробок.

«Катаю блин»

Завернули ребенка в тактильное одеяло и покатали его вперед и назад.

«Тактильный тоннель»

В тоннель поместили ортоковрики (другой тактильный материал). Задача проползти через тактильный тоннель (толкать тактильный материал перед собой).

Дом в помощь

  1. Тактильные коврики своими руками (ткани разной фактуры, пуговицы, крышки, бигуди).
  2. Сенсорные коробки своими руками (крупы, бобовые, макаронные изделия, природные материалы).
  3. Помощь в доме (уборка, мытье посуды, загрузка и выгрузка белья в стиральную машину).
  4. Приготовление еды (мытье фруктов и овощей, приготовление салата – фруктовый, овощной, замешивание теста); использование кухонной утвари из разных материалов (силиконовые формы для выпечки, силиконовые / деревянные / металлические кухонные приборы).
  5. Помощь в уходе за домашними питомцами.
  6. Помощь в садоводстве.
  7. Стирка одежды для кукол, чистка и стирка игрушек.
  8. Самообслуживание.

Игры на улице (тактильные ощущения от снега/льда, дождь, листопад, ветер, камни, песок, насекомые, трава, лужи, стволы деревьев и пр…)

Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.