Ф.И.О автора: Наталья Николаевна Савельева
Статус/Должность: учитель математики
Город/Населенный пункт: с. Пионерское
Дата публикации: 08.04.2024
«Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд»
Урок – путешествие на остров Робинзона Крузо.
Цель: Закрепление у учащихся умения выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд. Формирование навыка использования полученных знаний в новых условиях.
Задачи:
- Коррекционно-образовательная - продолжать формировать вычислительные навыки в процессе решения примеров и задач по теме.
- Коррекционно-развивающая - корригировать и развивать зрительное и слуховое восприятие, непроизвольное внимание, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение); способствовать развитию связной речи, расширять кругозор учащихся.
- Коррекционно - воспитывающая - воспитывать положительную учебную мотивацию, организованность и самостоятельность в выполнении заданий, интерес к математике.
Ход урока |
Время |
Примечание |
1. Орг. момент(Психологический настрой) Прозвенел и смолк звонок. Начинаем наш урок. Можно за партой тихонько сидеть, А можно отправиться в путь – Чудеса посмотреть.
- Найдите ошибку. Правильно ли записана дата проведения этого урока? (16.12.17. – правильно 15.12.17.) - Что означает число 12? (это номер месяца в году) - Какой сегодня день недели? - А какой вчера был день недели? - А какой будет завтра день недели? - Какое сейчас время года? (зима) А какое было до этого? (осень) А какое будет после? (весна) - Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль)
2. Сообщение темы и целей урока. -Тема нашего урока: « Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд». -Наша цель сегодня: закрепить умение решать примеры и задачи по пройденной теме. -Ребята, нам пришло письмо с необитаемого острова, а прислал его Робинзон Крузо! Это человек, который после кораблекрушения попал на необитаемый остров и жил там один несколько лет. Сейчас этот остров уже обитаем т.е там живут и другие люди. Робинзон приглашает нас к себе в гости и посылает за нами два корабля. Мы разделились с вами на две команды №1 и №2. (дети сидят за двумя «круглыми» столами – используется групповая форма работы). Но, чтобы отправиться в путешествие мы должны подготовиться, т.е запастись продовольствием и пресной водой.. 3. Устный счет. Чтобы запастись пресной водой – нужно ответить на вопросы: - Какой класс чисел мы изучаем? /1 класс – единиц/ - Сколько разрядов в классе? / три/ - Назови разряды? / единицы, десятки, сотни/ - Какой из этих разрядов самый маленький, самый большой? - Какой ещё разряд знаем? / единицы тысяч/ - К какому классу относится разряд единиц тысяч? / к классу тысяч/ - Найди лишнее число? / 282, 82, 828, 228, 882, 822, 288/ / - Почему оно лишнее? / оно двузначное, остальные трёхзначные/ - Расставь числа в порядке возрастания. /82, 228, 282, 288, 822, 828, 882/ - Как узнал, что это самое маленькое из чисел? - Прочитай числа, в которых 2 сотни, 8 десятков, 2 единицы. Запасаемся продовольствием. На доске написаны примеры. Рядом с ними на магнитной доске карточки с ответами и картинками продуктов, которые нужно взять с собой. Дети по цепочке выходят – решают – выбирают правильные ответы и прикрепляют к сундуку «провизия». 180 – 20 167 – 23 12+4 118 - 100 457 – 57 150 + 30 16 – 3 600 - 100 195 + 4 256 – 26 750 + 20 340 + 8 600+200 240 – 40 860 + 10 (мясо, овощи, рис, макароны, чай, тушёнка, яйца, мука, соль, сахар, масло, хлеб, консервы, сладости, гречка) - Корабли готовы к отплытию. Теперь можем отправляться в путь. У каждой яхты свой маршрут, поплывем , выполнив задания на маршрутных листах, присланными Робинзоном. - Посмотрим, кто первым доберётся до дома Робинзона. 4. Закрепление и повторение полученных знаний. Первое препятствие – пиратский корабль у острова Робинзона. Пираты дают вам задание, если решите правильно и быстро – то вас пропустят. А если нет – потопят ваш корабль. 1)Выполнение дифференцированных заданий по карточкам (решение примеров на сложение и вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд) Каждой команде дается карточка. Дети решают группой – решение записывают в тетрадь. Проверка решения: после окончания записи в тетрадь появляются правильные ответы. Дети выполняют самопроверку. 1гр. 116 +235 = 394 + 425 = 637 – 254 = 783 – 345 = 2 гр. 216 + 527 = 394 + 425 = 800 – 254 = 766 – 329 = 3 гр. 243 + 324 = 687 – 252 = Второе препятствие – появилась подводная лодка. Чтобы проплыть нужно решить уравнения и задачу. Х + 246 = 1000 Х – 548 = 373 Х +234 = 567 3) Третье препятствие – нужно пройти через «Песочный город». Его жители приглашают нас отдохнуть. 5. Физкультминутка Четвертое препятствие – подъемный мост через реку. Чтобы он поднялся нужно решить задачу. 4) Задача Плавая в море, Робинзон насчитал 240 морских звёзд, а морских ежей на 69 меньше. - Поставьте такой вопрос, чтобы задача решалась в 2 действия. Появляется вопрос: /Сколько всего морских ежей и звёзд насчитал Робинзон?/ - Составление краткой записи
- Какой первый вопрос? / Сколько морских ежей насчитал Робинзон?/ - записать с комментированием.
Решение у доски в столбик _240 шт. 29 шт. 211 шт. - Какой второй вопрос? / Сколько морских ежей и звезд насчитал Робинзон?/ Решение у доски в столбик 240 шт. +211 шт. 451 шт.
Ответ: 451 морских ежей и звезд насчитал Робинзон. - Молодцы, с задачей справились, преодолели препятствие! А теперь в группах решите задачи, которые даны вам на маршрутных листах. - Мы подошли к «городу лесных жителей». Они нам дают такое задание: 4)Решите примеры, выберите буквы – ответы и тогда узнаете, какую рыбу поймал для вас Робинзон.
437-425= 238+192= 415+319= 740-237= 327+371= 639-189= Дети решают. Записывают в тетрадь. Проверка: появляются правильные ответы с буквами. Дети составляют название рыбы. 12 - М 689 - О 503 - У 504 - К 430 - Р 420 - П - Робинзон приготовил для нас подарок , видеоролик про рыбу которую для вас поймал. (рыба Мурена)
Геометрическое задание. Нарисовать с помощью прямоугольника и треугольника кораблик. 6. Подведение итога. Рефлексия ( выбирают кораблики, читая записи под ними)и разукрашивают кораблик в тетради, с учётом настроения. - Как вы думаете, был ли наш урок вам полезен? - Что нового, интересного узнали? - Что вам понравилось на уроке? - Что бы вы хотели повторить? - Комфортно ли вы себя чувствовали на уроке? Коллективное выставление оценок с их комментарием. - Робинзон доволен вашими знаниями в области математики. Он вам пишет: (читают запись на слайде хором) СПАСИБО! МОЛОДЦЫ! |
1 мин
2 мин
10 мин
23 мин
2 мин
2 мин
|
Слайд 1
Слайд 3
Запись на доске
Запись в тетрадь
Работа у доски
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Запись в тетради
Самостоятельная работа в группах
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Перова М.Н., Капустина Г.М.. Математика. Учебник для 5класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Издательство «Просвещение», 2005.
- В.В.Воронкова, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы - М., 2008.
- Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5 – 9 классы. – М.: ВАКО, 2007.-128С.- (Мастерская учителя).
- Библиотечка «Первого сентября» Серия «Математика» Выпуск 35, 2010 г., с.24
Самоанализ урока.
Урок математики в 5 классе «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд» составлен на основе материала учебника «Математика» под редакцией Перовой М.Н., программы В.В. Воронковой и рабочей программы по математике с использованием дополнительной литературы и ресурсов интернета.
Урок построен в форме путешествия на остров Робинзона Крузо. В сопровождении литературного персонажа, ребята на протяжении всего урока выполняют различные задания, соревнуясь, передвигаясь по карте. Концентрически преподносимый материал урока позволяет учащимся, переходя от простых заданий к сложным, повторить пройденный материал по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд» и без особых затруднений справиться с интересными заданиями. Использование инновационных технологий, разнообразие наглядного материала делают урок интереснее. При этом дети думают, логически мыслят, рассуждают, говорят – что очень важно для учащихся данной категории.
Ценность урока в том, что инновационные технологии, игровые ситуации и дидактические игры способствуют возникновению интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи. На протяжении всего урока прослеживается личностно-ориентированный подход к учащимся.
Использованы методы: наглядный, практический, словесный.
Форма проведения: урок - путешествие с использованием игровых приёмов и ситуаций, инновационных технологий, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности, групповая форма работы.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, карточки, наглядность.
Приложение к уроку: презентация, карточки.