Ф.И.О автора: Ульянцева Ирина Григорьевна
Статус/Должность: учитель
Город/Населенный пункт: Новгородская область, г. Боровичи
Дата публикации: 26.02.2024
"Имею право, но обязан"
Цель:
- воспитание правовой грамотности учащихся
- учить обучающихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя»;
- формировать коммуникативные умения школьников.
Актуализация: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.
I задание:
На доске вывешены таблички с определениями:
Права
Обязанности
Долг
Свобода
Класс должен дать свою версию этих определений, а 1 балл получит тот, который даст более точный ответ.
Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.
Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.
Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).
Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).
2 задание.
Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? –
Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.
3 задание. Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете?
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ
2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей
1 июня – Международный день защиты детей
4 июня - Международный день детей – жертв агрессии
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
10 декабря – День прав человека
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
4 задание:
Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права.
Права школьника.
- право на бесплатное образование
- право на получение дополнительного образования
- право на охрану жизни и здоровья
- право свободы выражения своих убеждений
- право посещать мероприятия
- право на защиту
- право на отдых
- право пользоваться библиотекой
- право избирать и быть избранным
- право на обучение по индивидуальным программам
- право на выбор образовательного учреждения
- право вступать в общественные организации
- право на уважение собственного достоинства.
Обязанности школьника:
- добросовестно учиться
- беречь школьное имущество
- уважать учащихся и работников школы
- выполнять устав школы
- выполнять правила внутреннего распорядка.
5 задание в каких документах записаны права и обязанности школьника. (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).
6 задание: Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей (по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители).
7 задание: Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода?
Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными: СВОБОДА – это:
- возможность делать все, что хочешь
- независимость от кого-то
- отсутствие стеснения, ограничений
- возможность выбора
- право делать все, что не вредит другим
итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.
8 задание: Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:
- запрет курить в общественных местах
- запрет пропускать занятия без уважительных причин.
- запрет кататься по перилам.
- запрет играть на проезжей части дороги.
9 задание:
Нарисуйте схематично какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса.
10 задание: “Придумай-ка!”
Пословицы к статьям (ребятам предлагается 15 пословиц, кто больше отгадает.).
Пословицы:
- Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
- Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
- Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
- Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
- Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
- Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
- При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье)
- Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
- Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
- Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
- Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)
- По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
- Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
- Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
- Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)
Подведение итогов классного часа
После всего того, о чем мы говорили, я прошу, чтобы вы ответили мне на вопрос: как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались?
Таким образом, обобщив все, что вы сказали, можно сделать вывод:
- чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
- заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
- уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.