Ф.И.О автора: Петренко Жанна Витальевна
Статус/Должность: Студентка 2 курса специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Город/Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Салават
Дата публикации: 14.02.2024
Моё призвание- быть педагогом
Введение
Актуальность данной исследовательской работы обусловлена тем, что коррекционная педагогика – это комплексная, сложная специальность, которая помимо теоретических сведений о специальной психологии и методике преподавания, опирается на практический опыт взаимодействия с детьми, имеющими проблемы со здоровьем или отклонения в психическом развитии.
«Особый» ребёнок – это серьезное испытание для любой семьи. Это дети с синдромом Дауна, аутизмом, ДЦП, задержкой психического развития, синдромом дефицита внимания, нарушениями слуха и зрения, и многими другими проблемами. Без помощи специалистов здесь не обойтись. Для детей с особо выраженными проблемами в России существуют специальные детские учреждения: детские дома, интернаты, сады и школы. Для работы в этих учреждениях и нужны коррекционные педагоги. Они работают также в центрах социальной помощи семье, развивающих и реабилитационных центрах. Коррекционный педагог может быть в штате школы, имеющей коррекционный класс, или школы надомного обучения.
Коррекционный педагог – это не просто наличие диплома о приобретенной специальности, это профессия-служение, и кроме профессиональных навыков в ней необходимы терпение, духовная чуткость, отзывчивость и доброжелательность, эмоциональная устойчивость [3, с. 2].
Коррекционными педагогами не рождаются и в детстве не мечтают о такой профессии. Поэтому возникает вопрос: на каком этапе обучения приходит осознание правильного выбора специальности. Это обусловило тему данного проекта (исследовательской работы).
Цель исследовательской работы: провести сравнительный анализ изучения профессиональных установок среди первокурсников и выпускников специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Исходя из цели работы, определены следующие задачи:
- Теоретически обосновать направление проекта «Моё призвание - быть педагогом».
- Экспериментально проверить на каком этапе обучения приходит осознание правильного выбора специальности.
- Обосновать собственные предпочтения при выборе специальности Коррекционная педагогика.
Гипотеза: можно предположить, что осознание профессиональных установок намного выше у студентов выпускных групп, в силу того, что уже получены серьёзные знания в области специальной педагогики и психологии, медицины, социологии, а также практических навыков общения с «особыми» детьми.
Методы, которые использовались при разработке проекта:
- анкетирование;
- сравнительны анализ.
Новизна проекта сводится к аспектам мотивированного выбора профессии на разных ступенях обучения студентов.
Практическая значимость: результаты исследования можно использовать при проведении профориентационных мероприятий среди школьников.
Основная часть
Раздел I. Теоретический материал
Все возрастающая общественная тревога за судьбы детей риска, осознание необходимости усиления роли школы и педагогов в охране их физического, психического и нравственного здоровья, обеспечении полноценного образования имеют своим следствием формирование нового направления в школьной практике — коррекционно-развивающего образования [1, с. 10-12].
Направления деятельности коррекционной педагогики в начальном образовании. ФГОС предполагают различные направления коррекционно-развивающей деятельности:
- Образовательно-воспитательная деятельность.
Основная задача – создание и проработка обучающих программ для специализированных начальных школ коррекционного типа. Эти программы призваны признать приоритетность таких ценностей, как здоровье ребенка и характеристики его развития в образовательном процессе.
Сюда также включены различные мероприятия, направленные на формирование способствующего поддержанию здоровья педагогического пространства в начальной школе, внешкольные занятия для учеников младшей школы. Во всех этих видах деятельности применяется личностно-ориентированный подход к обучению учеников младших классов с особенностями развития, формируются эффективные направления воспитательного процесса.
- Диагностическая деятельность.
Происходит разработка программ для диагностики уровня развития каждого ребенка, функциональных особенностей его организма, наличия мотивации к учебе, а также анализируется уровень формирования знаний и умений ученика начальной школы в соответствии с особенностями его развития.
- Коррекционно-развивающая деятельность.
Этот раздел включает разработку учебной деятельности, направленной на развитие детей с отклонениями, положительно влияющей на уровень социальной адаптации, вовлеченность в учебный процесс, развивающей мотивацию к получению новых знаний, сглаживающей дефекты развития, воспитывающей высокоморальные личностные качества.
- Учебно-методическая деятельность.
Разработка методических пособий по ведению коррекционных методик обучения, наглядных дидактических материалов и технологий коррекционного развития. Также сода входит планирование и прогнозирование образовательной деятельности в начальной школе.
- Социально-педагогическая деятельность.
Развитие учащихся начальных классов рассматривается в свете социальных аспектов его жизнедеятельности. Методы коррекционной работы формируются исходя из различных социальных параметров: условия проживания, семейная обстановка, отношения с родными и близкими, а также вопросов правового статуса ребенка, обеспечение его прав и свобод и степени социального развития страны, социальных установок [2, с. 67-84].
Таким образом, коррекционной педагогика определяется как область педагогического знания, предметом которой являются разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психо-логической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей [1, с. 47-58].
Раздел II. Экспериментальная часть
Исследование проводилось на базе колледжа (ГАПОУ Салаватский колледж образования и профессиональных технологий) среди студентов 1 и 4 курсов специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.
В группе 1 А (1 курс) обучается 25 студентов
В группе 4 А (4 курс) обучается 23 студента
Составлена анкета-опросник для сравнительного анализа данных.
Анкета «Сравнительный анализ изучения профессиональных установок» для студентов 1 - 4 курсов специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
1. Укажите свой курс.
2. Вы учитесь в колледже потому, что….
3. Что привлекает Вас в получаемой специальности?
4. Мотивы выбора данной специальности?
5. Планы после окончания колледжа.
|
Таблица 1. Ответы на вопрос «Вы учитесь в колледже потому, что….»
Ответы на вопрос анкеты (2) |
1 курс |
4 курс |
Хотите получить образование |
8 (32 %) |
3 (13%) |
Нравится именно эта специальность |
2 (8 %) |
12 (52%) |
Данная специальность дает старт для получения ВПО |
2 (8 %) |
5 (22%) |
Очень люблю детей |
13 (52%) |
3 (13%) |
Вывод: Сравнение результатов позволяет сказать, что у студентов 1 курса преобладают ответы обобщенного характера, а у студентов 4 курса выявляются ответы с установкой на осознанный выбор специальности.
Таблица 2. Ответы на вопрос «Что привлекает Вас в получаемой специальности?»
Ответы на вопрос анкеты (3) |
1 курс |
4 курс |
Хорошая зарплата |
13 (52%) |
2 (9%) |
Возможность работать с детьми с ОВЗ и помогать им |
6 (24%) |
7 (30%) |
Интерес к данной специальности |
2 (8%) |
3 (13%) |
В последнее время повысился престиж данной специальности |
4 (16%) |
11 (48%) |
Вывод: Студенты 4 курса непосредственно столкнулись со спецификой данной специальности на производственных практиках, которые проводились в коррекционных школах, интернатах, общеобразовательных школах с инклюзивными классами.
Таблица 3. Ответы на вопрос «Мотивы выбора данной специальности?»
Ответы на вопрос анкеты (4) |
1 курс |
4 курс |
По совету родителей |
11 (44%) |
2 (9%) |
Высокая востребованность специалистов данного профиля |
5 (20%) |
16 (69%) |
По рекомендации учителей школы |
4 (16%) |
2 (9%) |
После профориентационных мероприятий |
5 (20%) |
3 (13%) |
Вывод: С учетом того, что студенты 4 курса вышли на «финишную» прямую, мотивы выбора данной специальности выросли в геометрической прогрессии. Скорее всего такой высокий показатель потому, что за время обучения (3 года 10 месяцев) студенты осознали востребованность специалистов данного профиля. Есть надежда, что студенты 1 курса покажут результат не хуже. На момент поступления в колледж, многие первокурсники прислушивались к совету родителей, а также приходили школьниками на «Дни открытых дверей» в ГАПОУ СКО и ПТ.
Таблица 4. Ответы на вопрос «Планы после окончания колледжа»
Ответы на вопрос анкеты (5) |
1 курс |
4 курс |
Работать учителем в начальной школе |
14 (56%) |
2 (9%) |
Работать учителем в школе КРО |
4 (16%) |
15 (65%) |
Поступить в ВУЗ на дефектолога (олигофренопедагога) |
5 (20%) |
5 (22%) |
Открыть свой центр для работы с детьми с ОВЗ |
2 (8%) |
1 (4%) |
Вывод: По окончании колледжа студенты данной специальности получают квалификацию «Учитель начальных классов и учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования» и могут работать в общеобразовательной школе и школе КРО. Конечно, студенты 4 курса очень хорошо представляют специфику работы и выбирают узкое направление. Отрадно, что многие студенты как 1 курса, так и 4 курса планируют поступление на ВПО именно по данной специальности.
Студенты выпускных групп являются кураторами для первокурсников, знакомят нас с требованиями и правилами колледжа, оберегают от необдуманных поступков, вводят в курс дела по теоретической и практической подготовке. А также помогают в общении с детьми с ограниченными возможностями здоровья, делятся своим опытом, полученным на практических занятиях.
Заключение
Быть педагогом – это большой труд. Учителя дают нам знания, умения, которыми мы пользуемся в дальнейшем, формируют наш внутренний мир. Именно учителя воспитывают и обучают новое поколение, а значит от них зависит будущее. Быть учителем – это хоть и ответственно, но и очень почётно.
У меня с самого детства был интерес к труду педагога. Я удивлялась, как много знает учитель, и с удовольствием слушала его объяснения. Также мне очень нравилось играть в учителя. Я давала подругам различные задания, а потом с интересом их проверяла и ставила им оценки.
После девятого класса я поступила в колледж на специальность «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Хотя это довольно сложная и ответственная профессия, я выбрала её, чтобы помогать «особенным» детям.
В самом начале учебного года наша группа вместе с классным руководителем ходила в Салаватскую коррекционную школу в рамках проекта «Погружение в профессию». В этой школе некоторое время назад был проведён капитальный ремонт. Учебное заведение после ремонта выглядит достойно, всё сделано по современным стандартам, имеется новое оборудование. В этой школе учатся «особенные» детки. Хотя в школе всё очень красиво, глаза детей наполнены грустью. Ведь этим детям намного сложнее приходится в жизни, преодолевая трудности, идти вперёд. И задача учителя, занимающегося с такими детьми, помочь им приобрести знания, помочь им достичь своей цели, выбрать правильное направление в жизни. Помогая, мы дарим частичку своей доброты и делаем мир добрее. Дети с ограниченными возможностями нуждаются ещё в большей поддержке и внимании, к каждому нужно найти особый подход. Чтобы работать с такими детьми надо иметь терпение и доброе сердце.
Я считаю, что сделала правильный выбор!
Список литературы
- Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /.; Под ред. Г. Ф. Кумариной. — М.: Издательский центр «Академия»,2018. — 320 с., 2018 А. М. Руденко «Основы коррекционной педагогики и психологии».
- Степанова О.А. Коррекционная педагогика в начальном образовании 2-е изд., пер. и доп. учебное пособие для СПО, Издательство: Юрайт, 2016.
- Конспект коррекционно-развивающего занятия, проведенного в классе "Особый ребенок" С-Пб ГБСКОУ школа № 439. Алексеева И. Ф., 2017 г., 3 стр.
- https://www.textologia.ru Разделы коррекционной педагогики – Текстология. Ру
- https://solncesvet.ru/blog/baza-znanij/korrekcionnaya-pedagogika-v-nachalnom-obrazovanii Коррекционная педагогика в начальном образовании – Солнечный свет
- https://moeobrazovanie.ru/professions_korrekcionnyiy_pedagog.html Профессия коррекционный педагог. Описание профессии
- https://rumc.mininuniver.ru/direction/education Инклюзивное образование
- https://сад188.рф/51-inkluziv.html Что такое инклюзивное образование?
- https://niidpo.ru/blog/professiya-korrektsionnogo-pedagoga-obuchenie-i-perspektivyi Профессия Коррекционный педагог
- https://urgaps.ru/news/669 Профессия педагога начальных классов коррекционного образования