Проверь подлинность!

Ф.И.О автора: Петренко Жанна Витальевна

Статус/Должность: Студентка 2 курса специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Город/Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Салават

Дата публикации: 14.02.2024


Моё призвание- быть педагогом

Введение

Актуальность данной исследовательской работы обусловлена тем, что коррекционная педагогика – это комплексная, сложная специальность, которая помимо теоретических сведений о специальной психологии и методике преподавания, опирается на практический опыт взаимодействия с детьми, имеющими проблемы со здоровьем или отклонения в психическом развитии.

«Особый» ребёнок – это серьезное испытание для любой семьи. Это дети с синдромом Дауна, аутизмом, ДЦП, задержкой психического развития, синдромом дефицита внимания, нарушениями слуха и зрения, и многими другими проблемами. Без помощи специалистов здесь не обойтись. Для детей с особо выраженными проблемами в России существуют специальные детские учреждения: детские дома, интернаты, сады и школы. Для работы в этих учреждениях и нужны коррекционные педагоги. Они работают также в центрах социальной помощи семье, развивающих и реабилитационных центрах. Коррекционный педагог может быть в штате школы, имеющей коррекционный класс, или школы надомного обучения.

Коррекционный педагог – это не просто наличие диплома о приобретенной специальности, это профессия-служение, и кроме профессиональных навыков в ней необходимы терпение, духовная чуткость, отзывчивость и доброжелательность, эмоциональная устойчивость [3, с. 2].

Коррекционными педагогами не рождаются и в детстве не мечтают о такой профессии. Поэтому возникает вопрос: на каком этапе обучения приходит осознание правильного выбора специальности. Это обусловило тему данного проекта (исследовательской работы).

Цель исследовательской работы: провести сравнительный анализ изучения профессиональных установок среди первокурсников и выпускников специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.

Исходя из цели работы, определены следующие задачи:

  1. Теоретически обосновать направление проекта «Моё призвание - быть педагогом».
  2. Экспериментально проверить на каком этапе обучения приходит осознание правильного выбора специальности.
  3. Обосновать собственные предпочтения при выборе специальности Коррекционная педагогика.

Гипотеза: можно предположить, что осознание профессиональных установок намного выше у студентов выпускных групп, в силу того, что уже получены серьёзные знания в области специальной педагогики и психологии, медицины, социологии, а также практических навыков общения с «особыми» детьми.

Методы, которые использовались при    разработке проекта:

  • анкетирование;
  • сравнительны анализ.

Новизна проекта сводится к аспектам мотивированного выбора профессии на разных ступенях обучения студентов.

Практическая значимость: результаты исследования можно использовать при проведении профориентационных мероприятий среди школьников.

Основная часть

Раздел I. Теоретический материал

Все возрастающая общественная тревога за судьбы детей риска, осознание необходимости усиления роли школы и педагогов в охране их физического, психического и нравственного здоровья, обеспечении полноценного образования имеют своим следствием формирование нового направления в школьной практике — коррекционно-развивающего образования [1, с. 10-12].

Направления деятельности коррекционной педагогики в начальном образовании. ФГОС предполагают различные направления коррекционно-развивающей деятельности:

  • Образовательно-воспитательная деятельность.

Основная задача – создание и проработка обучающих программ для специализированных начальных школ коррекционного типа. Эти программы призваны признать приоритетность таких ценностей, как здоровье ребенка и характеристики его развития в образовательном процессе.

Сюда также включены различные мероприятия, направленные на формирование способствующего поддержанию здоровья педагогического пространства в начальной школе, внешкольные занятия для учеников младшей школы. Во всех этих видах деятельности применяется личностно-ориентированный подход к обучению учеников младших классов с особенностями развития, формируются эффективные направления воспитательного процесса.

  • Диагностическая деятельность.

Происходит разработка программ для диагностики уровня развития каждого ребенка, функциональных особенностей его организма, наличия мотивации к учебе, а также анализируется уровень формирования знаний и умений ученика начальной школы в соответствии с особенностями его развития.

  • Коррекционно-развивающая деятельность.

Этот раздел включает разработку учебной деятельности, направленной на развитие детей с отклонениями, положительно влияющей на уровень социальной адаптации, вовлеченность в учебный процесс, развивающей мотивацию к получению новых знаний, сглаживающей дефекты развития, воспитывающей высокоморальные личностные качества.

  • Учебно-методическая деятельность.

Разработка методических пособий по ведению коррекционных методик обучения, наглядных дидактических материалов и технологий коррекционного развития. Также сода входит планирование и прогнозирование образовательной деятельности в начальной школе.

  • Социально-педагогическая деятельность.

Развитие учащихся начальных классов рассматривается в свете социальных аспектов его жизнедеятельности. Методы коррекционной работы формируются исходя из различных социальных параметров: условия проживания, семейная обстановка, отношения с родными и близкими, а также вопросов правового статуса ребенка, обеспечение его прав и свобод и степени социального развития страны, социальных установок [2, с. 67-84].

Таким образом, коррекционной педагогика определяется как область педагогического знания, предметом которой являются разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психо-логической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей [1, с. 47-58].

 

 

Раздел II. Экспериментальная часть

Исследование проводилось на базе колледжа (ГАПОУ Салаватский колледж образования и профессиональных технологий) среди студентов 1 и 4 курсов специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.

В группе 1 А (1 курс) обучается 25 студентов

В группе 4 А (4 курс) обучается 23 студента

Составлена анкета-опросник для сравнительного анализа данных.

                                                        Анкета

                             «Сравнительный анализ изучения профессиональных установок»

                                        для студентов 1 - 4 курсов

специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

 

1.      Укажите свой курс.

 

1

 

2

 

3

 

4

 

2.      Вы учитесь в колледже потому, что….

 

Хотите получить образование

 

Нравится именно эта специальность

 

Данная специальность дает старт для получения ВПО

 

Очень люблю детей

 

3.       Что привлекает Вас в получаемой специальности?

 

Хорошая зарплата

 

Возможность работать с детьми с ОВЗ и помогать им

 

Интерес к данной специальности

 

В последнее время повысился престиж данной специальности

 

4.      Мотивы выбора данной специальности?

 

По совету родителей

 

Высокая востребованность специалистов данного профиля

 

По рекомендации учителей школы

 

После профориентационных мероприятий

 

5.      Планы после окончания колледжа.

 

Работать учителем в начальной школе

 

Работать учителем в школе КРО

 

Поступить в ВУЗ на дефектолога (олигофренопедагога)

 

Открыть свой центр для работы с детьми с ОВЗ

 

 

 

Таблица 1. Ответы на вопрос «Вы учитесь в колледже потому, что….»

Ответы на вопрос анкеты (2)

1 курс

4 курс

Хотите получить образование

8 (32 %)

3 (13%)

Нравится именно эта специальность

2 (8 %)

12 (52%)

Данная специальность дает старт для получения ВПО

2 (8 %)

5 (22%)

Очень люблю детей

13 (52%)

3 (13%)

Вывод: Сравнение результатов позволяет сказать, что у студентов 1 курса преобладают ответы обобщенного характера, а у студентов 4 курса выявляются ответы с установкой на осознанный выбор специальности.

Таблица 2. Ответы на вопрос «Что привлекает Вас в получаемой специальности?»

Ответы на вопрос анкеты (3)

1 курс

4 курс

Хорошая зарплата

13 (52%)

2 (9%)

Возможность работать с детьми с ОВЗ и помогать им

6 (24%)

7 (30%)

Интерес к данной специальности

2 (8%)

3 (13%)

В последнее время повысился престиж данной специальности

4 (16%)

11 (48%)

Вывод: Студенты 4 курса непосредственно столкнулись со спецификой данной специальности на производственных практиках, которые проводились в коррекционных школах, интернатах, общеобразовательных школах с инклюзивными классами.

Таблица 3. Ответы на вопрос «Мотивы выбора данной специальности?»

Ответы на вопрос анкеты (4)

1 курс

4 курс

По совету родителей

11 (44%)

2 (9%)

Высокая востребованность специалистов данного профиля

5 (20%)

16 (69%)

По рекомендации учителей школы

4 (16%)

2 (9%)

После профориентационных мероприятий

5 (20%)

3 (13%)

 

Вывод: С учетом того, что студенты 4 курса вышли на «финишную» прямую, мотивы выбора данной специальности выросли в геометрической прогрессии. Скорее всего такой высокий показатель потому, что за время обучения (3 года 10 месяцев) студенты осознали востребованность специалистов данного профиля. Есть надежда, что студенты 1 курса покажут результат не хуже. На момент поступления в колледж, многие первокурсники прислушивались к совету родителей, а также приходили школьниками на «Дни открытых дверей» в ГАПОУ СКО и ПТ.

 

Таблица 4. Ответы на вопрос «Планы после окончания колледжа»

Ответы на вопрос анкеты (5)

1 курс

4 курс

Работать учителем в начальной школе

14 (56%)

2 (9%)

Работать учителем в школе КРО

4 (16%)

15 (65%)

Поступить в ВУЗ на дефектолога (олигофренопедагога)

5 (20%)

5 (22%)

Открыть свой центр для работы с детьми с ОВЗ

2 (8%)

1 (4%)

 

Вывод: По окончании колледжа студенты данной специальности получают квалификацию «Учитель начальных классов и учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования» и могут работать в общеобразовательной школе и школе КРО. Конечно, студенты 4 курса очень хорошо представляют специфику работы и выбирают узкое направление. Отрадно, что многие студенты как 1 курса, так и 4 курса планируют поступление на ВПО именно по данной специальности.

Студенты выпускных групп являются кураторами для первокурсников, знакомят нас с требованиями и правилами колледжа, оберегают от необдуманных поступков, вводят в курс дела по теоретической и практической подготовке. А также помогают в общении с детьми с ограниченными возможностями здоровья, делятся своим опытом, полученным на практических занятиях.

 

Заключение

Быть педагогом – это большой труд. Учителя дают нам знания, умения, которыми мы пользуемся в дальнейшем, формируют наш внутренний мир. Именно учителя воспитывают и обучают новое поколение, а значит от них зависит будущее. Быть учителем – это хоть и ответственно, но и очень почётно.

У меня с самого детства был интерес к труду педагога. Я удивлялась, как много знает учитель, и с удовольствием слушала его объяснения. Также мне очень нравилось играть в учителя. Я давала подругам различные задания, а потом с интересом их проверяла и ставила им оценки.

После девятого класса я поступила в колледж на специальность «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Хотя это довольно сложная и ответственная профессия, я выбрала её, чтобы помогать «особенным» детям.

В самом начале учебного года наша группа вместе с классным руководителем ходила в Салаватскую коррекционную школу в рамках проекта «Погружение в профессию». В этой школе некоторое время назад был проведён капитальный ремонт. Учебное заведение после ремонта выглядит достойно, всё сделано по современным стандартам, имеется новое оборудование. В этой школе учатся «особенные» детки. Хотя в школе всё очень красиво, глаза детей наполнены грустью. Ведь этим детям намного сложнее приходится в жизни, преодолевая трудности, идти вперёд. И задача учителя, занимающегося с такими детьми, помочь им приобрести знания, помочь им достичь своей цели, выбрать правильное направление в жизни. Помогая, мы дарим частичку своей доброты и делаем мир добрее. Дети с ограниченными возможностями нуждаются ещё в большей поддержке и внимании, к каждому нужно найти особый подход. Чтобы работать с такими детьми надо иметь терпение и доброе сердце.

Я считаю, что сделала правильный выбор!

 

Список литературы

  1. Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /.; Под ред. Г. Ф. Кумариной. — М.: Издательский центр «Академия»,2018. — 320 с., 2018 А. М. Руденко «Основы коррекционной педагогики и психологии».
  2. Степанова О.А. Коррекционная педагогика в начальном образовании 2-е изд., пер. и доп. учебное пособие для СПО, Издательство: Юрайт, 2016.
  3. Конспект коррекционно-развивающего занятия, проведенного в классе "Особый ребенок" С-Пб ГБСКОУ школа № 439. Алексеева И. Ф., 2017 г., 3 стр.
  4. https://www.textologia.ru Разделы коррекционной педагогики – Текстология. Ру
  1. https://solncesvet.ru/blog/baza-znanij/korrekcionnaya-pedagogika-v-nachalnom-obrazovanii Коррекционная педагогика в начальном образовании – Солнечный свет
  1. https://moeobrazovanie.ru/professions_korrekcionnyiy_pedagog.html Профессия коррекционный педагог. Описание профессии
  1. https://rumc.mininuniver.ru/direction/education Инклюзивное образование
  1. https://сад188.рф/51-inkluziv.html Что такое инклюзивное образование?
  1. https://niidpo.ru/blog/professiya-korrektsionnogo-pedagoga-obuchenie-i-perspektivyi Профессия Коррекционный педагог
  1. https://urgaps.ru/news/669 Профессия педагога начальных классов коррекционного образования

Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.