Проверь подлинность!

Ф.И.О автора: Калашникова Юлия Николаевна

Статус/Должность: Учитель начальных классов

Город/Населенный пункт: Город Белорецк Республика Башкортостан

Дата публикации: 12.02.2024


Развитие речи

Тема

 

Обучающее изложение текста по вопросам.

Педагогическая цель

Способствовать формированию умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути ее решения, выполнять ее в соответствии с изученным правилом; создать условия для развития речи, умения рабо­тать с текстом

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гра­жданской позиции человека

Личностные результаты

Эмоционально «переживают» текст; имеют мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отно­шению к окружающей природе

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме. Познавательные: общеучебные - понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; логические - осуществляют анализ и сравнение. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме {на уровне предложения или небольшого текста)

Основное содержание темы, понятия и термины

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и перед согласным в корне. Правописание словарных слов. Развитие речи. Текст. Рассказ.

Оборудование:

МК, карточки.

 

 

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы контроля

 

 

 

 

 

 

осуществляемые

действия

формируемые умения

 

 

I. Организационный этап

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

   -Проверь-ка, дружок,

   Ты готов начать урок?

   Все ль на месте,

   Все ль в порядке:

   Учебник, ручка и тетрадка?

 

– Проверим готовность к уроку

 

-В мире много интересного,

Нам порою неизвестного,

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

 

-Начнём урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка.

Приветствуют учите­ля. Организуют свое рабочее место

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учи­теля

 

II. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

 

 

 

Постановка цели и задач урока

Постановка цели и задач урока. Создание ситуации:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка домашнего задания

Фронтальная. Сло­весный. Сообще­ние учителя

- Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком или о чем мы будем говорить на уроке.

Слайд

-Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв

И два крыла...

Прилетит - плохи дела!

 А кого паук боится?

 Угадали? Это...(птицы)

-Мы будем говорить о птицах и не только. Об этом вы узнаете чуть позже

Слайд

- Назовите птиц – воробей, синица, сорока,  ворона

Слайд

- Прочитайте слова и объясните выделенные орфограммы

-Много тайн и загадок скрывает зимний спящий лес, река, покрытая льдом.

-Задумывалась ли ты над тем, как живётся обитателям дна подо льдом.

- Кто спит ? А кто бодрствует?

-А чьи это песни раздаются над спящей рекой?
Вот об одной из этих тайн мы узнаем сегодня

Слайд

-Отгадай загадку.

-Жизнь их связана с водой,

Отличаются чертой:

В речку с головой ныряют,

Корм речной там добывают,

Песни длинные поют.

–Как же птичек тех зовут?

(оляпка)

Слайд

Сообщения учащихся об оляпке

Отгадывают загадку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют птиц, объясняют орфограммы

Принимают учебную задачу, сформулированную учите­лем

 



III. Усвоение новых знаний и способов действий.

 Развитие речи. Работа с рассказом

В. Бианки (упр. 50)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усвоен ие нового материал а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичн ое закрепле ние новых знаний

Коллективная, индивидуальная. Словесный, твор­ческий, практиче­ский. Чтение, бесе­да, письмо, рассказ

 

– Сегодня нам предстоит выполнить непростую работу. А какую, ты мне скажешь сама, отгадав такой ребус.

Слайд   

 8   3   5   6   4  2  9   1  7

 И  Л  Ж  Е  О  З  Е  И  Н

– Какое же слово получилось?

-Сегодня мы будем учиться писать изложение.

-Как ты думаешь, что значит написать изложение?

Изложить – это значит пересказать содержание текста, передать его кому-то точно, полно и последовательно, так, чтобы собеседник понял, о чём и о ком идёт речь.

Изложение — письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста.

-Вспомним как нужно готовиться к изложению

Слайд

Работа по памятке : “Как подготовится к изложению”:

1.     Прочитай (прослушай) текст. Определи его тему и основную мысль.

Тема – это то,  о ком или о чём говорится в тексте.

Основная мысль – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор.

2.     Найди в тексте опорные слова.

Опорные слова -это слова, которые отражают основную мысль текста.

3.     Раздели текст на части, озаглавь их.

Начало, основная часть, концовка. Необходимо разделить текст на части. Озаглавить их. Составить план.

Он помогает нам точно, полно и правильно передавать содержание текста.

4.     Найди буквы, которые надо проверить, объясни, почему так пишутся слова.

-Зачем это надо делать?

Чтобы не допустить ошибок при написании текста.

5. Прочитай текст ещё раз. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.

- Какую цель мы поставим перед собой? (Написать изложение по прочитанному тексту.)

Слайд

-Открой учебник на стр. 29 упр. 50.

– Автор данного текста Вита́лий Валенти́нович Биа́нки советский писатель, автор многих произведений для детей,

Слайд

-Из его книг дети узнают много интересного и поучительного о жизни обитателей природы.

1.Знакомство с текстом, беседа по содержанию

Слайд

- Внимательно прочитай текст упр. 50.

2. Беседа по содержанию.

- В какое время года происходят события? (Зимой)

-Какой был мороз?

-Что происходило на льду речки, у проруби?

Слайд

-Объясни значение слова прорубь

-Кто это пел?

-Что сделала оляпка?

-Для чего она нырнула?

-Где и что нашла оляпка?

-Что сделала оляпка через минуту?

-Холодно ли оляпке? Почему?

2.Предлагает выяснить тему текста и основную мысль:

Слайд

– Скажи, о ком говорится в тексте? Какова тема?

-Какое заглавие можно придумать к этому тексту?

– А какова основная мысль текста? Оляпка – птичка особенная.

– Подумай, а на что хотел обратить наше внимание автор, рассказывая об оляпке?

Главная мысль рассказа: даже зимой жизнь некоторых животных не замирает, они находят возможность радоваться погоде и петь свои песни.

-А мы как можем заботиться о птицах? (Не обижать, смастерить кормушки и подкармливать, не стрелять из рогаток)

Слайд

-Прочитай текст ещё раз

-На какие части можно разделить текст?

- Сколько будет  таких частей?

-Каждую часть пишем с красной строки

Слайд

- Прочитай 1 часть.

-  О чем в ней говорится? (Оляпка пела на реке)

-  Где пела птичка?  (Птичка пела на льду реки)

- Как пела птичка? (Птичка пела весело)

- Как звали птичку? (Эта птичка - оляпка)

- Озаглавь эту часть. (Пение птички в сильный мороз)

Пересказ 1 части.

 - Прочитай 2 часть.

-  О чем говорится во второй части? (Оляпка нырнула в прорубь и выскочила обратно)

- Что птичка делала в проруби? (Искала пищу)

- Подберите синонимы к слову пища. (корм, еда)

-  Изменится ли смысл, если мы заменим слово? (Нет)

- Как  долго  птичка была под водой?  (Минуту)

- Что случилось через минуту? ( Через минуту она выскочила на лёд.)

- Озаглавьте эту часть. (Ныряние оляпки в прорубь за пищей.)

Пересказ 2 части.

- Прочитай 3 часть.

- О чем говорится в этой части? (Почему оляпке не холодно)

- Каково оляпке? (Оляпке не холодно.)

-  Почему ей не холодно? (Её перья покрыты слоем жира)

Озаглавьте эту часть. (Защита перьев.)

Пересказ 3 части.

Слайд

- Как можно заменить слово оляпка, чтобы не было повторов?

(Оляпка – она – птичка- водяной воробей)

Слайд

-Мы составили план. Перескажи устно текст по плану

Орфографическая подготовка.

Слайд

-Посмотри на следующий слайд. Здесь  даны слова, в написании которых можно легко допустить ошибки. Давай выделим орфограммы в них. Подбирая, где это возможно, проверочные слова.

Слайд проверка

Слайд

Отгадывают ребус

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с памяткой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают. Находят в тексте слова с изу­ченными орфограмма­ми, объясняют их на­писание. Озаглавлива­ют текст. Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распознают изученные ор­фограммы, объясняют их написание, извлекают из текста основную мысль, озаглавливают текст, выска­зывают свое мнение, пись­менно отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа по во­просам, пись­менный рас­сказ

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)

Выполним разминку под музыку

Выполняют движения  под руко­водством учителя

Осуществляют профилакти­ку утомления

Правильное выполнение движений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль усвоения

 

Чтение текста повторно.

Первичное закрепление новых знаний

Запись текста

Слайд

-Открой тетрадь, запиши число ,изложение, заголовок

-Закрой учебник. Отложи  на край стола. Посмотри внимательно на слайд. Здесь есть вопросы по прочитанному тексту. Зная ответы на данные вопросы, ты сможешь написать изложение. Приступай

Контроль усвоения

Самопроверка работы

- Сравни тексты. Правильно ли ты всё написала? Ничего не забыла?

-Прочитай своё изложение.

 

Отвечают письменно

 на вопросы

 

 

Информация о домашне м задании.

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Обеспечивает понимание выполнения домашнего задания.

Слушают учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное задание.

 

Информа ция о домашне м задании

Фронтальная. Словесный. Беседа

- Закончите предложения:

 • Урок помог мне...

• Для меня было сложным...

• Мне понравилось...

 

Заканчивают предло­жения в зависимости от своего состояния,

впечатления от урока

Открыто осмысливают и оце­нивают свою деятельность на уроке

Беседа по во­просам. Са­морегуляция

Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.