Проверь подлинность!

Ф.И.О автора: Абдусаламова Мадинат Абдурахмановна

Статус/Должность: Воспитатель

Город/Населенный пункт: Республика Дагестан город Кизляр

Дата публикации: 07.02.2024


Лаборатория невидимки

Цель: экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать детям представление о свойствах воздуха;
  • Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;
  • Определять наличие воздуха вокруг нас опытным путем (в комнате, в пакете, в человеке)и показать способы его обнаружения;

Развивающие:

  • Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память;
  • Развивать умение делать выводы, обосновывать свои суждения.

 

 

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, взаимопомощь, интерес к экспериментальной деятельности и к оживлению необычных форм (клякс, закрепить умение дорисовывать детали объектов (клякс) для придания им законченности и сходства с реальными образами;

Возраст детей: 5-6 лет

Образовательная деятельность: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.

Словарная работа: лаборатория, эксперимент, опыт, учёные.

Тип занятия: интегрированное.

Методы и приёмы: беседа, игровая ситуация, наблюдение, демонстрация.

Форма проведения: совместная деятельность воспитателя и детей.

Оборудование и материалы:  емкости для воды, стаканы, трубочки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, чистые листы бумаги, гуашь, веер, воздушные шары, мнемотаблицы.

 

Предварительная работа: разучивание физминутки.



Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!  Давайте улыбнёмся  нашим гостям и подарим им хорошее настроение!

Воспитатель: Послушайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

Невидимка он, и всё же

Без него мы жить не можем.

Дети: Воздух. (Слайд)

Воспитатель: Ребята, сегодня речь на нашем занятии речь пойдет о воздухе

Воспитатель:   Вы хотите узнать про воздух много-много интересного?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда встаём со своих мест! Мы с вами отправляемся в лабораторию.

Воспитатель: Вокруг себя все покрутились, и в лаборатории очутились.

Дети выполняют движения.

Воспитатель: Скажите, как называют людей, которые работают в лаборатории? Чем они занимаются?

Дети: Ученые

Воспитатель: В лаборатории нужно соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, дружно, аккуратно, внимательно, ничего без разрешения не трогать. В лаборатории все работают в халатах, давайте наденем халаты.

Дети надевают халаты.

Воспитатель: И так, мои маленькие учёные – исследователи, нас ждут новые интересные открытия.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на доске – шарики с секретом. Мы с вами попробуем разгадать все секреты.

А помогут нам в этом: глаза, нос, рот, уши, руки.

Поиграем в игру «Кому нужен воздух?».

(Я называю слова- предметы, если этому предмету нужен воздух, вы хлопаете в ладоши, если не нужен  – не хлопаете. (Человек, собака, камень, берёза, стол, медведь, воробей, дом, бабочка, щука, телефон, ромашка, автомобиль, сорока.)

Дети выполняют движения.

Воспитатель:   Так  кому  же нужен воздух?

Дети: Человеку, животным, растениям, птицам, рыбам - т. е. объектам живой природы.

Воспитатель:  Как вы думаете, в нашей группе есть воздух?

Дети: Да

Воспитатель: Да, иначе мы не смогли бы дышать. И в домах, и на улице, и в самолётах есть воздух.

Воспитатель: Мы его видим?

Дети: Нет

 Воспитатель: Значит он – невидимка. Давайте убедимся, что он есть.

Опыт№1

Воспитатель: У меня в руке стакан и вы возьмите стаканчики. Как вы думаете, они  пустые?

Ответы детей.

Воспитатель: На дно стакана мы  закрепим бумажку. Как вы думаете, если мы  опустим стакан в воду, бумажка намокнет?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы  перевернём  стакан вверх дном, медленно опустим  его в воду, Стакан держим прямо. Вынимаем. Намокла бумажка?

Дети проделывают тоже самое и  проверяют.

Воспитатель: Бумажка осталась сухой, т. к. в стакане есть воздух, и он не пустил воду в стакан. Какой вывод сделаем?

Дети: Воздух есть везде,  но он не видимый.

Опыт № 2.

Воспитатель: Сейчас мы попробуем узнать, есть ли воздух внутри нас? Возьмите коктейльные трубочки, опустите их в воду и подуйте.

Дети выполняют.

Воспитатель: Что вы видите? 

Дети: Пузырьки.

Воспитатель: Это воздух выходит из нас, и в воде превращается в пузырьки. Воздух лёгкий, и пузырьки поднимаются на поверхность воды.

Какой вывод можно сделать?

Дети: Воздух есть внутри нас.

 

Опыт № 3.

Воспитатель: Давайте попробуем поймать воздух. Перед вами полиэтиленовые пакеты. Они пустые. Возьмите пакеты и подойдите ко мне.

Дети подходят.

Взмахнём пакетами и скажем: «Раз, два, три – пакетик, лови» и закрутим.

Дети выполняют.

Воспитатель:  Пакет раздулся. Что внутри пакета? Какого цвета воздух? 

Дети: Бесцветный, прозрачный, невидимый.

Воспитатель: Был пакет бесформенный, а стал упругий, плотный. Какие предметы мы можем заполнить воздухом, накачать?

Дети: Мяч, воздушный шар, автомобильная шина, матрас, спасательный круг, резиновая лодка.

Воспитатель: Какой вывод сделаем?

Дети: Воздух бесцветный, прозрачный, невидимый.      

Опыт № 4

Воспитатель:  Мы воздух не видим, но мы можем его почувствовать,

Возьмите палочку и проколите пакет, Поднесите пакет к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?

Дети: Ветерок

Воспитатель: Воздух выходит из пакета, он движется, а движение воздуха – это ветер. Какой бывает ветер? 

Дети: Холодный, теплый, сильный, легкий, штормовой.

Воспитатель:  Как можно создать движение воздуха? 

Дети: Помахать веером, подуть на ладошку.

Воспитатель: Мои маленькие исследователи, вы, наверное, устали, пришло время нам немного отдохнуть.

Физминутка (с мыльными пузырями)

Раз, два, три, раз два, три-

Мы пускаем пузыри.

Мыльные, воздушные,

Ветерку послушные.

Раз, два, три, четыре, пять,

Пузыри летят опять.

Над домами, над лесами

Мы пускаем пузыри

Посмотри, посмотри.

 

Опыт №5

Воспитатель: Ну, что мы маленькие учёные, продолжим наши исследования!

Давайте попробуем проглотить воздух. Имеет ли воздух вкус? 

Дети: Нет

Воспитатель: Значит делаем вывод...

Дети: Воздух безвкусный.

 

Опыт №6

Воспитатель: Имеет ли воздух запах? 

Дети: Нет.

Воспитатель: Собственного запаха у воздуха нет. Воздух переносит запахи. У меня три баночки, в них что-то лежит. Закройте глаза, я открываю баночки. Что вы чувствуете, чем пахнет?

Дети: Апельсином, чесноком, ничем.

Воспитатель: Чем пахнет воздух возле клумбы? 

Дети: Цветами.

Воспитатель: Возле костра?

Дети: Дымом.

Воспитатель: В столовой? 

Дети: Едой.

Воспитатель: Делаем вывод.

Дети: Воздух не имеет запаха, он переносит запахи.

Опыт № 7

Воспитатель: Имеет ли воздух форму?

Ответы детей.

Воспитатель: Что у меня в руках? 

Дети: Воздушные шар круглый, надутая резиновая перчатка.

Воспитатель: Что находится внутри этих предметов? 

Дети: Воздух.

Воспитатель: Одинаковой ли формы эти предметы?

Дети: Нет.

Воспитатель: Воздух формы не имеет. Он принимает форму того предмета, куда его поместили.

Опыт №8

Воспитатель: Нам осталось выяснить, а имеет ли воздух вес. Как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте взвесим сдутый воздушный шарик. (взвешивают)

Воспитатель: Он весит 3 г. А теперь надуем его и снова взвесим.

Воспитатель: Сколько он весит? Какой вывод сделаем?

Дети: 9 г. Воздух имеет вес.

Воспитатель: Мы знаем, что с помощью воздуха можно рисовать.

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, краски и трубочки рисовать (капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны).

Дети рисуют.

Воспитатель: Покажите нашим гостям, какие рисунки у вас получились.

Дети показывают.

Воспитатель: Мы закончили наши исследования! Давайте вспомним, что мы сегодня узнали про воздух и откроем наши шарики с секретом

Мнемотаблицы:

1) воздух – невидимка;

2) воздух не имеет формы;

3) воздух не имеет запаха;

4) воздух не имеет вкуса;

5) воздух не имеет цвета;

6) ветер – движение воздуха.

7)воздух имеет вес.

Воспитатель: Итак, воздух нам нужен, чтобы дышать. Без воздуха жить нельзя.

Воспитатель:  Какое из наших  открытий вам понравилось больше всего?

Воспитатель: Пора возвращаться из лаборатории, в нашу группу. Давайте снимем халаты.

Воспитатель: Вокруг себя все покрутились, и в группе очутились.

Воспитатель: Ребята, вы все были внимательными и активными, и за это я награждаю вас медалями «Юные исследователи». Наше занятие подошло к концу. Спасибо вам за работу!

Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.