Ф.И.О автора: Абдусаламова Мадинат Абдурахмановна
Статус/Должность: Воспитатель
Город/Населенный пункт: Республика Дагестан город Кизляр
Дата публикации: 07.02.2024
Лаборатория невидимки
Цель: экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха.
Задачи:
Образовательные:
- Дать детям представление о свойствах воздуха;
- Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;
- Определять наличие воздуха вокруг нас опытным путем (в комнате, в пакете, в человеке)и показать способы его обнаружения;
Развивающие:
- Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память;
- Развивать умение делать выводы, обосновывать свои суждения.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, взаимопомощь, интерес к экспериментальной деятельности и к оживлению необычных форм (клякс, закрепить умение дорисовывать детали объектов (клякс) для придания им законченности и сходства с реальными образами;
Возраст детей: 5-6 лет
Образовательная деятельность: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.
Словарная работа: лаборатория, эксперимент, опыт, учёные.
Тип занятия: интегрированное.
Методы и приёмы: беседа, игровая ситуация, наблюдение, демонстрация.
Форма проведения: совместная деятельность воспитателя и детей.
Оборудование и материалы: емкости для воды, стаканы, трубочки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, чистые листы бумаги, гуашь, веер, воздушные шары, мнемотаблицы.
Предварительная работа: разучивание физминутки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! Давайте улыбнёмся нашим гостям и подарим им хорошее настроение!
Воспитатель: Послушайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
Невидимка он, и всё же
Без него мы жить не можем.
Дети: Воздух. (Слайд)
Воспитатель: Ребята, сегодня речь на нашем занятии речь пойдет о воздухе
Воспитатель: Вы хотите узнать про воздух много-много интересного?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда встаём со своих мест! Мы с вами отправляемся в лабораторию.
Воспитатель: Вокруг себя все покрутились, и в лаборатории очутились.
Дети выполняют движения.
Воспитатель: Скажите, как называют людей, которые работают в лаборатории? Чем они занимаются?
Дети: Ученые
Воспитатель: В лаборатории нужно соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, дружно, аккуратно, внимательно, ничего без разрешения не трогать. В лаборатории все работают в халатах, давайте наденем халаты.
Дети надевают халаты.
Воспитатель: И так, мои маленькие учёные – исследователи, нас ждут новые интересные открытия.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на доске – шарики с секретом. Мы с вами попробуем разгадать все секреты.
А помогут нам в этом: глаза, нос, рот, уши, руки.
Поиграем в игру «Кому нужен воздух?».
(Я называю слова- предметы, если этому предмету нужен воздух, вы хлопаете в ладоши, если не нужен – не хлопаете. (Человек, собака, камень, берёза, стол, медведь, воробей, дом, бабочка, щука, телефон, ромашка, автомобиль, сорока.)
Дети выполняют движения.
Воспитатель: Так кому же нужен воздух?
Дети: Человеку, животным, растениям, птицам, рыбам - т. е. объектам живой природы.
Воспитатель: Как вы думаете, в нашей группе есть воздух?
Дети: Да
Воспитатель: Да, иначе мы не смогли бы дышать. И в домах, и на улице, и в самолётах есть воздух.
Воспитатель: Мы его видим?
Дети: Нет
Воспитатель: Значит он – невидимка. Давайте убедимся, что он есть.
Опыт№1
Воспитатель: У меня в руке стакан и вы возьмите стаканчики. Как вы думаете, они пустые?
Ответы детей.
Воспитатель: На дно стакана мы закрепим бумажку. Как вы думаете, если мы опустим стакан в воду, бумажка намокнет?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы перевернём стакан вверх дном, медленно опустим его в воду, Стакан держим прямо. Вынимаем. Намокла бумажка?
Дети проделывают тоже самое и проверяют.
Воспитатель: Бумажка осталась сухой, т. к. в стакане есть воздух, и он не пустил воду в стакан. Какой вывод сделаем?
Дети: Воздух есть везде, но он не видимый.
Опыт № 2.
Воспитатель: Сейчас мы попробуем узнать, есть ли воздух внутри нас? Возьмите коктейльные трубочки, опустите их в воду и подуйте.
Дети выполняют.
Воспитатель: Что вы видите?
Дети: Пузырьки.
Воспитатель: Это воздух выходит из нас, и в воде превращается в пузырьки. Воздух лёгкий, и пузырьки поднимаются на поверхность воды.
Какой вывод можно сделать?
Дети: Воздух есть внутри нас.
Опыт № 3.
Воспитатель: Давайте попробуем поймать воздух. Перед вами полиэтиленовые пакеты. Они пустые. Возьмите пакеты и подойдите ко мне.
Дети подходят.
Взмахнём пакетами и скажем: «Раз, два, три – пакетик, лови» и закрутим.
Дети выполняют.
Воспитатель: Пакет раздулся. Что внутри пакета? Какого цвета воздух?
Дети: Бесцветный, прозрачный, невидимый.
Воспитатель: Был пакет бесформенный, а стал упругий, плотный. Какие предметы мы можем заполнить воздухом, накачать?
Дети: Мяч, воздушный шар, автомобильная шина, матрас, спасательный круг, резиновая лодка.
Воспитатель: Какой вывод сделаем?
Дети: Воздух бесцветный, прозрачный, невидимый.
Опыт № 4
Воспитатель: Мы воздух не видим, но мы можем его почувствовать,
Возьмите палочку и проколите пакет, Поднесите пакет к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?
Дети: Ветерок
Воспитатель: Воздух выходит из пакета, он движется, а движение воздуха – это ветер. Какой бывает ветер?
Дети: Холодный, теплый, сильный, легкий, штормовой.
Воспитатель: Как можно создать движение воздуха?
Дети: Помахать веером, подуть на ладошку.
Воспитатель: Мои маленькие исследователи, вы, наверное, устали, пришло время нам немного отдохнуть.
Физминутка (с мыльными пузырями)
Раз, два, три, раз два, три-
Мы пускаем пузыри.
Мыльные, воздушные,
Ветерку послушные.
Раз, два, три, четыре, пять,
Пузыри летят опять.
Над домами, над лесами
Мы пускаем пузыри
Посмотри, посмотри.
Опыт №5
Воспитатель: Ну, что мы маленькие учёные, продолжим наши исследования!
Давайте попробуем проглотить воздух. Имеет ли воздух вкус?
Дети: Нет
Воспитатель: Значит делаем вывод...
Дети: Воздух безвкусный.
Опыт №6
Воспитатель: Имеет ли воздух запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: Собственного запаха у воздуха нет. Воздух переносит запахи. У меня три баночки, в них что-то лежит. Закройте глаза, я открываю баночки. Что вы чувствуете, чем пахнет?
Дети: Апельсином, чесноком, ничем.
Воспитатель: Чем пахнет воздух возле клумбы?
Дети: Цветами.
Воспитатель: Возле костра?
Дети: Дымом.
Воспитатель: В столовой?
Дети: Едой.
Воспитатель: Делаем вывод.
Дети: Воздух не имеет запаха, он переносит запахи.
Опыт № 7
Воспитатель: Имеет ли воздух форму?
Ответы детей.
Воспитатель: Что у меня в руках?
Дети: Воздушные шар круглый, надутая резиновая перчатка.
Воспитатель: Что находится внутри этих предметов?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Одинаковой ли формы эти предметы?
Дети: Нет.
Воспитатель: Воздух формы не имеет. Он принимает форму того предмета, куда его поместили.
Опыт №8
Воспитатель: Нам осталось выяснить, а имеет ли воздух вес. Как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте взвесим сдутый воздушный шарик. (взвешивают)
Воспитатель: Он весит 3 г. А теперь надуем его и снова взвесим.
Воспитатель: Сколько он весит? Какой вывод сделаем?
Дети: 9 г. Воздух имеет вес.
Воспитатель: Мы знаем, что с помощью воздуха можно рисовать.
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, краски и трубочки рисовать (капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны).
Дети рисуют.
Воспитатель: Покажите нашим гостям, какие рисунки у вас получились.
Дети показывают.
Воспитатель: Мы закончили наши исследования! Давайте вспомним, что мы сегодня узнали про воздух и откроем наши шарики с секретом
Мнемотаблицы:
1) воздух – невидимка;
2) воздух не имеет формы;
3) воздух не имеет запаха;
4) воздух не имеет вкуса;
5) воздух не имеет цвета;
6) ветер – движение воздуха.
7)воздух имеет вес.
Воспитатель: Итак, воздух нам нужен, чтобы дышать. Без воздуха жить нельзя.
Воспитатель: Какое из наших открытий вам понравилось больше всего?
Воспитатель: Пора возвращаться из лаборатории, в нашу группу. Давайте снимем халаты.
Воспитатель: Вокруг себя все покрутились, и в группе очутились.
Воспитатель: Ребята, вы все были внимательными и активными, и за это я награждаю вас медалями «Юные исследователи». Наше занятие подошло к концу. Спасибо вам за работу!