Проверь подлинность!

Ф.И.О автора: Оксана Алексеевна Соколенко

Статус/Должность: воспитатель

Город/Населенный пункт: ХМАО-Югра г.Пыть-Ях

Дата публикации: 21.11.2023


Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности

Патриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины — эти вопросы всегда были и остаются важными направлениями государственной политики России. Государство уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, рассматривая его как необходимое условие обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Начиная с 2001 года, постановлениями Правительства Российской Федерации, каждые пять лет вводится в действие обновлённая Государственная программа патриотического воспитания граждан. В своём содержании Программа предусматривает единый комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания граждан России, способный на основе формирования патриотических чувств и патриотического сознания, обеспечить решение задач по консолидации общества, по поддержанию социальной и экономической стабильности, по упрочению единства и дружбы народов многонациональной России.

В современных условиях образовательной деятельности идеи патриотизма могут и должны стать тем стержнем, вокруг которого формируются высокие, социально значимые чувства, убеждения, позиции и устремления молодёжи, воспитывается её готовность и способность к активным действиям на благо Отечества. Воспитание истинного Российского патриотизма предполагает целенаправленное формирование и последовательное развитие целого комплекса позитивных личностных качеств. Основой такого личностного развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты воспитательной работы с детьми. При этом патриотизм формируется в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывную связь с Отечеством.

Патриотизм - понятие многогранное и многоаспектное. Всё это объясняется сложностью и самого понятия, и патриотизма как явления. Важно и то, что разные авторы в зависимости от личной гражданской позиции рассматривали(ют) проблемы патриотизма в различных исторических, социально-экономических, политических условиях.

Патриот (гр. Patriots - земляк, соотечественник) - человек, любящий своё отечество, преданный своему народу.  Это слово пришло к нам из Древней Греции, где патриотом называли не только человека, защищавшего свой дом, полис, государство, но и человека, принимавшего активное участие в государственном управлении.

 

 

Патриотизм по своему характеру консервативен и выполняет следующие функции:

  • 1. Интегрирующую, то есть направленную на объединение большинства нации на основе приоритета интересов общества и государства и ответственную за формирование образа будущего своей страны не только сегодня, но и завтра.
  • 2. Охранительную или защитную. В ее рамках осуществляется формирование и развитие того, что определяется как национальная безопасность.
  • 3. Стабилизирующую, то есть придающую прочность и устойчивость социальной, этнонациональной и государственной системам во всех их основных звеньях (языке, культуре, стереотипах поведения, нравственных и правовых нормах и т. д.).
  • 4. Регулирующую, то есть определяющую характер реакций на внешние воздействия и влияющую на характер вновь складывающихся связей и отношений во всем их многообразии.
  • 5. Воспитательную, воздействующую на целенаправленную деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества с целью придания им определенного смысла и направленности.

Патриотизм в связке с гражданственностью и этничностью выполняет роль скрепляющего общество фактора, который нейтрализует негативные явления и процессы и выступает мощным стимулом позитивного развития личности и общества в целом.

Патриотизм органично включается в идеологию, в программы и содержание образования человека XXI века, и при этом его ценностное, духовно-нравственное основание является неотъемлемой частью современной концепции модернизации образования. В современном образовательном учреждении приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности является патриотическое воспитание, ориентированное не столько на накопление очередной суммы знаний, сколько на развитие патриотических чувств, которые составляют основу гражданственности человека, гордости его за принадлежность к своей Родине («Я — гражданин России!»).

В практике образовательной деятельности используются различные направления и формы работы по патриотическому воспитанию подрастающего молодого поколения: военно-патриотическое воспитание, героико-патриотическое воспитание, национально-патриотическое, гражданско-патриотическое, историко-патриотическое, культурно-патриотическое воспитание, а также и другие направления образовательно-воспитательной деятельности. Эти направления практической деятельности по патриотическому воспитанию объединяются общей воспитательной целью, задачами её полноценной реализации, а также рекомендуемыми формами и методами наиболее эффективной образовательной работы с учащимися. Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования заложены в дополнительном образовании учащихся, поскольку оно не ограничивается образовательными стандартами, ориентировано на индивидуальные личностные задатки, на интересы и способности ребёнка, обеспечивает большие возможности самоопределения и самореализации детей, способствуя творческому развитию, социальной активности и формированию патриотического сознания.
Исходя из этого, работа по патриотическому воспитанию включает в себя следующие задачи:

Задачи:

  1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:

- к семье, городу, стране;

- к природе родного края;

- к культурному наследию своего народа.

  1. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
  2. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
  3. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.


Система работы по патриотическому воспитанию детей включает в себя следующие направления:

  1. Ознакомление с предметами ближайшего окружения.

- Воспитание уважения к людям труда и знакомство с предметам народного творчества, художественным промыслам;

- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;

- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;

  1. Ознакомление с явлениями общественной жизни.

- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);

- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

- Воспитание любви к родному краю, к Родине, (представление о стране, городах, столице, символике государства (герб, флаг ,гимн)

- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

  1. Ознакомление с природой.

- Воспитание любви к природе родного края;

- Воспитание бережного отношения к родной природе;

- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Ознакомление детей с разными сторонами окружающего мира способствует развитию чувств, отношений и мотивов поступка, способствует развитию нравственности, то есть внутренней установки, благодаря которой регулируется взаимодействие с окружающим миром и людьми, формируется внутренняя культура личности дошкольника.

Формируя представление детей о социальном окружении, об общественных событиях, доступных их пониманию (о родном доме, о родном крае, неповторимости его природы и красоты, народном эпосе, сказаниях, о подвигах, мужестве и смелости героев, их славных делах), рождающие чувство гордости, начала патриотизма. Такие знания побуждают к деятельности, продолжению славных дел отцов и дедов;

Развивая гордость за свое отечество необходимо раскрыть перед детьми духовные и материальные ценности общества. Дети должны понимать, что все окружающее – результат труда многих поколений: дом, в котором живет ребенок, школа, в которой он будет учиться, лес, парк, речка, сад, которые сохраняются благодаря труду людей. Это духовные ценности, созданные учеными, писателями, поэтами; это первый букварь, по которому ребенок учится читать; это труд учителя, раскрывающего перед детьми все богатство знаний; это книги, которые становятся источниками знаний; это увлекательные сказки, рассказы и повести о жизни замечательных людей, о приключениях и борьбе героев со злом, их мужестве, стойкости, умении преодолевать трудности, невзгоды. Такие примеры вызывают у детей желание подражать.

Знания о труде о вкладе в свое отечество сочетается со знанием о роли тружеников в создании материальных и духовных благ, о роли защитников своей Родины о лучших качествах человека (героизм, мастерство, ответственность, настойчивость, и т.п.).

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен прежде всего сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чём рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города, села со всей страной. Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе много заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой - славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря. В каждой местности есть свои артисты, спортсмены художники, поэты передовые рабочие или колхозники.

Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны.

Окружающий мир не только обогащает внутренний мир ребенка но и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленней педагог организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана и с их физическим воспитанием. Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, смелыми, ловкими, здоровыми.

Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент учебно-воспитательного процесса формирования личности.

Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.