Ф.И.О автора: Нельзина Анастасия Александровна
Статус/Должность: Воспитатель
Город/Населенный пункт: г. Новосибирск
Дата публикации: 16.09.2023
Конспект зпнятия по теме "Весна"
Цель: Уточнить знания детей о весенних явлениях природы и расширить представления о простейших связях между явлениями живой и неживой природой.
Задачи:
1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
• Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива
• Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Закрепить в сознании детей признаки весны.
Воспитывать любовь к живой природе.
Расширить знания о птицах, животных, первоцветах.
3. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
• Активизировать словарный запас детей (проталины, капель, перелетные птицы, первоцветы).
Предварительная работа:
Чтение произведений о природе «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь» и др.
Загадывание загадок, наблюдения на прогулках за изменениями в природе: за птицами, рассматривание живописных полотен, иллюстраций к произведениям о весне, изготовление кормушек и скворечников для птиц, заучивание стихов о весне, пословиц и поговорок, дидактические игры.
Демонстрационный материал: иллюстрации со временем года весна и зима, разрезные карточки перелётных птиц, аудиозапись со звуками пения птиц, наступление весны, завывание вьюги. Раздаточный материал: для каждого ребенка предоставляются картинки с изображением весенних цветов для раскрашивания, карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель:— Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними!
Дети заходят, здороваются с гостями.
Что такое «здравствуй»? - лучшее из слов! Потому что «здравствуй» - значит будь здоров!
Воспитатель:
Приложите ладошки к груди, туда, где у вас находится сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки. Улыбнитесь друг другу.
«Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся».
В таком хорошем настроении пройдем и сядем на стульчики. ?(Воспитатель предлагает всем сесть).
Воспитатель. - Ребята, а я совсем забыла, сегодня утром почтальон принёс письмо к нам в группу. Я решила подождать вас и посмотреть, что за письмо к нам пришло. Хотите узнать, от кого это письмо?
Воспитатель загадывает загадку: Я раскрываю почки в зеленые листочки, Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна, А зовут меня….(Весна)
Воспитатель: Ребята, вы догадались от кого письмо? Дети: От Весны. Воспитатель: - А, что же пишет нам весна? Давайте прочитаем! (Воспитатель читает письмо ).
«Жили-были четыре времени года: (проговорить с детьми, какие) Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали ходить в тёплых шубах. Зима в России долгая, холодая, студеная и от нее уже все устали: и люди, и птицы, и животные. Все с нетерпением ждут Весну – красну. Забеспокоились Осень и Лето. Пишет нам Весна, что ей нужны помощники, т.к. у неё одной очень много дел. Готовы стать помощниками? Но прежде Весна желает вас проверить, она послала в письме несколько заданий, а вы должны их выполнить.
Воспитатель: Ну, что желаете быть помощниками весны?
Дети: Да.
Воспитатель вешает на доске изображение костра, солнца и лампочки.
Воспитатель. Как вы думаете, что из этого поможет Весне справиться с зимним холодом? (ответы детей). Действительно, солнце – самое большое и горячее. Солнце главный помощник весны!
Воспитатель. Ребята, поможем солнышку, а значит, поможем и Весне одолеть зиму, растопить снег. Ребята, поможем солнышку подняться выше, засветить ярче, чтобы оно сильнее грело. Какое солнышко весной? Назовите. (Яркое, теплое, ласковое, лучистое,) Что делает солнышко? (Светит,припекает, греет.) А давайте, чтобы солнышко согревало нас еще больше, мы добавим ему лучиков(добавляем лучиков из прищепок к картонному солнцу).
Включить запись «Завывание вьюги».
Воспитатель: Смотрите дети, зима всё ровно шумит и весна грустная, наверно потому что зима не хочет уходить, вот посмотрите, что она натворила. (Перепутала все картинки с изображением примет весны и зимы). Поможем весне?
Дети: Поможем.
Воспитатель: Картинки с изображением признаков весны мы с вами будем размещать на доску под картинку солнышко, а картинки с изображением признаков зимы под картинку снежинка.
Дети: подходят по одному проговаривают, что изображено на картинке и помещают её на доску под соответствующую картинку и называют.
Воспитатель:Некоторые звери спят всю зиму в норках и берлогах под толстым снежным покровом. С наступлением весны они - просыпаются.
1. «Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной» (Ёж).
2 Где живет он? В самой чаще
Самой-самой настоящей.
Там гуляет, там и спит,
Там детей своих растит.
Любит груши, любит мед,
Сладкоежкою слывет.
А еще могу сказать,
Очень любит он поспать:
Ляжет осенью, а встанет
Лишь когда весна настанет.
(Медведь)
3. Зверек бурый, неуклюжий,
Он не любит зимней стужи.
До весны в норе глубокой
Посреди степи широкой
Сладко спит себе зверек.
Как зовут его?
(Сурок)
4. На белочку чуть-чуть похож —
Спина в полосках, мал, пригож.
Полна кладовка, как сундук —
Запаслив крошка...
(Бурундук)
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что одного из главных признаков весны мы с вами не произнесли и на доску не повесили, но если мы соберем, разрезные картинки нам будет понятно, что мы забыли. Давайте разделимся по два человека и подойдем к столикам, чтобы их собрать.
Дети: Собирают 5 картинок (Скворец, ласточка, аист, грач, жаворонок).
Воспитатель: Молодцы справились.
Скажите, кто изображен на картинках?
Дети: Птицы.
Воспитатель:А какие это птицы?
Дети: Перелетные.
Включить музыку птичьи голоса
Воспитатель: Видите и птицы радостно запели, потому что вы справились с заданием. Почему весна приготовила для нас эти картинки?
Дети: Потому что мы забыли про перелетных птиц, они весной прилетают из теплых стран на родину домой.
Воспитатель: А какие птицы прилетают?
Ответы детей.
Что весна для нас оставила последнее задание, посмотри? Что это такое?
Ответ детей (цветы)
Кто знает их названия?
(Воспитатель вывешивает на доску цветы- первоцветы)
Дети: Подснежник, мать – и – мачеха, тюльпан, нарцисс.
Воспитатель: Как можно назвать, одним словом эти цветы.
Дети: Первоцветы.
Физминутка “Подснежники просыпаются”
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы стать весенними цветами – подснежниками.
Выходим на физкультминутку.
Воспитатель: Влево – вправо повернись и в подснежник превратись.
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот подснежники проснулись, Встают и протирают глаза.
Улыбнулись, потянулись. Улыбаются и потягиваются.
Раз – росой они умылись. Умываются.
Два – изящно покружились. Кружатся.
Три – нагнулись и присели. Наклоняются и приседают.
И на солнце поглядели. Поднимают голову вверх.
Воспитатель: Молодцы! А какими цветочками вы были.
Ответ детей.
Влево – вправо повернись и в ребяток превратись.
Включить завывание вьюги
Воспитатель: Опять зима не может успокоится. У меня есть замечательные картинки с изображением цветов, но зима их белой краской зарисовала, давайте снова поможем весне и раскрасим их в яркие цвета.
Что это за цветы?
Дети: Нарциссы.
Воспитатель: какого они цвета? обратим внимание на стебель, и сам цветок.
Дети: (раскрашивают картинки).
Воспитатель: Вы очень хорошо потрудились, у вас получились замечательные цветы. Их вы можете взять себе, чтоб у вас была частичка Весны.
Мы справились со всеми задания, которые приготовила Весна, ВЫ хорошие помощники и благодаря вашей помощи теперь еще быстрее наступит Весна.
Ребята, если вам понравилось наше приключение, возьмите солнышко, которое улыбается, тучку, если не понравилось. И всем нашим гостям мы дарим частичку весны – маленькие солнышки, чтобы они несли тепло и радость. Подарим им улыбки.