Проверь подлинность!

Автор: Измайлова Юлия Сергеевна

Должность: Педагог - психолог

Город/Населенный пункт: Севастополь

Дата публикации: 04.04.2020


Особенности связи темперамента и эмоционально – поведенческих проблем подростков

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование взаимосвязи проблемы темперамента и эмоционально – поведенческих проблем подростков, обучающихся в школах разного типа

1.1 Темперамент как психологическая категория

1.2 Теоретическое обоснование проблемы тревожности, агрессии  и депрессии

1.3 Связь темперамента и эмоционально – поведенческих проблем

1.4 Сравнительный анализ образовательной среды школ различного типа

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи темперамента и эмоционально – поведенческих проблем подростков, обучающихся в школах разного типа

2.1. Организация и методы исследования

2.2 Результаты исследования и их анализ

2.2.1 Исследование тревожности, агрессивного поведения и депрессивного настроения подростков

2.2.2 Анализ взаимосвязей темперамента и эмоционально-поведенческих проблем подростков, обучающихся в школах разного типа

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Обращение к проблеме взаимосвязи темперамента и эмоционально – поведенческих проблем обусловлено той ролью, которую они играют в процессе обучения и развития личности подростков, обучающихся в школах разного типа.

В наше время существует подразделение на разные типы образовательных организаций, поэтому под школами разного типа мы будем понимать лицей и общеобразовательную школу. Их отличие состоит в том, что в лицеях предлагается повышенный образовательный уровень и углубление либо в гуманитарную часть, либо в физико – математическую. В лицее существует отбор детей по различным критериям (индивидуально-психологические особенности детей, социальный статус семьи и др.) как при поступлении, так и в процессе обучения, в общеобразовательной школе шире вариативность различных категорий обучающихся.

Рассматривая данную тему, хочется уделить внимание такому понятию, как подростковый возраст. Это период развития детей от 11— 12 до 15 лет, отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройки организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому. Этот возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. В сензитивные периоды подросток становится более чувствительным к определенному роду влияния окружающей действительности.

Подросток может иметь высокий уровень тревожности, агрессии и депресии, что отрицательно влияет на все сферы жизни человека: на его способность к обучению, на его общение с окружающим миром, на здоровье и общее психологическое благополучие. В переходном возрасте, эти проблемы приобретают особую актуальность. Это связано с многочисленными психологическими, физическими и социальными трудностями подростка.  На возникновение эмоционально – поведенческих проблем подростков оказывает большое влияние его тип темперамента, следовательно, очень важно выявить отсутствие или наличие взаимосвязей между данными характеристиками (Томас А., Чесс. С. 1977, 1987, 1991; Ротбарт М.К., 2011; Слободская Е.Р. 2008, Лобаскова М.М., Васин Г.М. 2015, 2017).

Теоретической основой исследования послужили взгляды таких авторов, как: Я.Стреляу, В.С.Мерлина, М.К. Ротбакрт, Ч. Спилбергера,          А. Бека, Т. Ахенбаха.

В настоящее время по данной теме очень мало работ, тема до конца еще не изучена, но не смотря на это, существуют разнообразные статьи по данной проблеме. Из зарубежных ученых, кто занимался этим вопросом, можно выделить двух выдающихся авторов, это С. Чесс и А. Томас. Они рассматривали темперамент и его связь с тревожностью, агрессией и депрессией.[79]

Между необходимостью индивидуального подхода к подросткам с высоким уровнем тревожности в процессе обучения и недостаточной информированностью педагогов о наличии или отсутствии взаимосвязи между уровнем тревожности, агрессии, депресии и типом темперамента у школьников   14-15 лет существует противоречие.[11]

Цель данного исследования состоит в изучении особенностей функциональных взаимосвязей темперамента и эмоционально – поведенческих проблем  подростков.

Объектом исследования являются темперамент и эмоционально – поведенческие проблемы подростка.

Предмет данного диссертационного исследования – связь темперамента с тревожностью, агрессивностью и депрессивностью подростка.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что у подростков общеобразовательной школы выше уровень эмоционально-поведенческих проблем и большое количество функциональных связей  между индивидуально-типологическими особенностями темперамента и эмоционально – поведенческими проблемами, по сравнению с подростками лицея.

Для достижения заданной цели  были сформулированны следующие задачи:

1. Проанализировать представления о взаимосвязи темперамента и эмоционально – поведенческих проблем в современной научной литературе;

2. Организовать и провести эмпирическое исследование взаимосвязи темперамента, тревожности, агрессивности и депрессивности у подростков, обучающихся в школах разного типа;

3. Сформулировать выводы об особенностях взаимосвязи темперамента и эмоционально – поведенческих проблем у подростков, обучающихся в школах разного типа, исходя из результатов проведенного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В проведенном исследовании впервые изучается взаимосвязь темперамента и эмоционально – поведенческих проблем подростков, обучающихся в школах разного типа. Впервые применяется комплексный подход к изучению взаимосвязи темперамента, тревожности, агрессивного поведения и депрессивного настроения подростков.

Практическая значимость исследования. Полученные данные могут быть применены в практической работе педагогов-психологов с подростками, прежде всего, в психологической диагностике причин и коррекции повышенного уровня тревожности, агрессии и депрессии у подростков.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью работы; использованием комплекса психологических методов исследования, адекватных цели и предмету работы; репрезентативностью объёма выборки и статистической значимостью результатов эмпирических данных.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Между темпераментом и эмоционально – поведенческими проблемами существуют специфические связи;
  2. У подростков, обучающихся в общеобразовательной школе выше уровень тревожности, агрессивности, депрессивного настроения, в отличие от подростков лицея.
  3. В группе подростков общеобразовательной школы, в отличие от подростков-лицеистов, существует большое количество связей между свойствами темперамента, тревожностью и депрессивностью.

Методы исследования включали в себя традиционные тесты диагностики темперамента и эмоционально – поведенческих проблем подростка. Обработка полученных данных проводилась с использованием стандартных программ математической статистики на персональном компьютере.

Методики, выбранные для проведения исследования:

  1. М.К. Ротбарт «Диагностика темперамента младшего подросткового возраста» (форма для школьников 14 – 15 лет).
  2. Ч.Д. Спилбергер «Диагностика ситуативной и личностной тревожности».

Для обработки полученных данных использовался коэффициент корреляции r-Спирмена, представляющий собой меру линейной связи между случайными величинами.

Выборка: в обследовании приняло участие 95 подростков. Из них, девочек –44, мальчиков – 51. Из общеобразовательной школы – 46 человек, из лицея – 49.

Объем и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения и списка литературы.

С полным текстом вы можете ознакомиться, скачав файл публикации.


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.