Проверь подлинность!

Ф.И.О автора: Дудникова Татьяна Михайловна

Статус/Должность: воспитатель

Город/Населенный пункт: г.Георгиевск

Дата публикации: 09.07.2024


"Музейная педагогика как средство развития связной речи дошкольников"

Мини-музей в детском саду это особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их “мини-музеями”. “Мини-” отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей, не только привлекает детей, но и создает простор для творчества, в том числе и речевого. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, т.к. дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них.

Почему вообще эта форма работы остается актуальной?

Во-первых, в связи с серьезными требованиями безопасного пребывания детей в дошкольных учреждениях перемещения детей организованными группами становится невозможным без согласования в многочисленных инстанциях.

Во-вторых, жизнь заставляет педагогов искать новые, интересные формы работы с детьми, обогащать интерактивную развивающую среду. В дошкольном образовании идет интенсивное обновление педагогического процесса, переосмысление самой сущности образования и его познания.

В-третьих, музейная педагогика имеет интегрированный характер – музееведение, педагогика и психология преломляются через развитие познавательных, коммуникативных, социально-нравственных, художественно-эстетических, трудовых компетенций дошкольника.

В-четвертых, одним из направлений работы любого ДОУ является коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речевого развития. Общеречевое развитие ребёнка направлено на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.

В-пятых, многие родители считают, что детям дошкольного возраста еще рано посещать такие учреждения и многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.

Цели и задачи создания мини-музеев.

  1. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
  2. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
  3. Формирование у дошкольников представления о музее.
  4. Расширение кругозора дошкольников.
  5. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности, речевой грамотности и активности.

Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Формы работы в мини музее «Народные промыслы»

Связная речь это развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, ведь ребёнок не просто называет предмет, а описывает его, рассказывает о каком-то явлении, событии, ощущении. Следовательно, для того, чтобы связно рассказать о чём-нибудь нужно уметь анализировать предмет, выделять его качества, устанавливать причинно-следственные и другие отношения между предметами. Выставки и коллекции, представленные в мини-музее, способствуют обогащению и активизации словаря дошкольников. Дети описывают предметы, используя при этом разные части речи (существительные, прилагательные, глаголы), образуют однокоренные слова, подбирают синонимы, антонимы, омонимы. Мы обогащаем словарь через обогащение представлений, пополняем словарь детей новыми словами. При этом стремимся к тому, чтобы ребенок осознавал смысл слова, его значение.

Совершенствовать дикцию, артикуляцию, интонационную выразительность речи помогают стихи, потешки, скороговорки по изучаемым темам. Также на все темы мини-музеев подбираем разнообразные игры. Это и русские народные подвижные игры – для  обогащения словаря детей, для воспитания звуковой культуры речи; игры драматизации – для развития речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи; дидактические игры – для закрепления и уточнения словаря, навыка быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов.

Основная задача нашей работы заключается в том, чтобы научить детей связно и последовательно излагать свои мысли.

Разнообразные экспонаты мини-музея являются наглядной опорой при составлении описательных, творческих рассказов, коротких сказок, загадок, а разработанные нами схемы (памятки) описания музейных экспонатов помогают последовательно передавать свойства и качества предметов. Работа в мини – музее вызывает интерес у детей и улучшает качество знаний.

Еще одной формой работы в мини-музеях, которую мы используем в практике ДОУ - это проведение экскурсий.

Экскурсоводом становились не только педагоги, но и дети, которые умеют интересно рассказывать и стремятся к новым знаниям. В ходе экскурсий, тематических занятий дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами, совершенствуя при этом диалогическую речь. Играя роль экскурсовода, дети развивают монологическую речь.

Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.