Проверь подлинность!

Ф.И.О автора: Богданова Наталья Вячеславовна

Статус/Должность: Социальный педагог

Город/Населенный пункт: Город Искитим

Дата публикации: 05.03.2024


О правах ребенка во весь голос

Пояснительная записка.

Построение правового цивилизованного государства невозможно без воспитания социально-зрелой личности, успешно адаптированной в современных условиях жизни. В настоящее время воспитание правовой культуры у подрастающего поколения становится одной из актуальных задач образовательного учреждения.

«Конституция РФ» определяет, что права и свободы человека являются высшей ценностью гражданского общества и должно стать основой всех взаимоотношений.

Важнейшими целями и задачами правового воспитания являются:

  • ознакомление обучающихся с основами правовых норм;
  • воспитание уважительного отношения к законам своей страны;
  • умение защищать свои права и свободы, соблюдение прав других людей.

Не все подростки знают о том, с какого возраста наступает уголовная ответственность. Некоторые ребята не имеют четкого представления, что за правонарушения уголовную ответственность несут они сами, а не взрослые.

Установление возраста уголовной ответственности совсем не означает, что дети до 14 лет могут вести себя безответственно, делать то, что им захочется. То, что запрещено Законом, запрещено для всех, независимо от возраста.

В связи с этим возникает необходимость в ознакомлении несовершеннолетних с законодательными документами о правах и об ответственности несовершеннолетних в области административного, гражданского, семейного и уголовного права. Всё это необходимо для определения жизненных и профессиональных ориентиров обучающихся на основе приобретения правовых и морально-этических норм, востребованных обществом. Очень важно использовать разнообразные формы и методы в работе по воспитанию правовой культуры подростков. Одновременно с воспитанием правовой культуры несовершеннолетних в образовательном процессе необходимо использовать и внеурочную деятельность.

 

Сценарий круглого стола
«О правах ребенка во весь голос».

«Без прав нет справедливости,
а без справедливости нет нормальной жизни».

 

Цель: воспитание нравственных норм, правовой культуры молодёжи, профориентация школьников.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с профессиями юристов.
  2. Информировать участников о статистике правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними г.Искитима.
  3. Формировать законопослушное поведение несовершеннолетних.
  4. Предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Участники: обучающиеся 8 - 11 классов, зам. директора по ВР, социальный педагог школы, приглашенные: главный специалист по делам несовершеннолетних администрации г. Искитима, ответственный секретарь КДН и ЗП, старший помощник Искитимского прокурора, председатель коллегии адвокатов Искитимского района.

Оформление: мультимедийное оборудование, видеоролик «У детей есть права», оформление кабинета – высказывания знаменитых людей о правосудии, листы бумаги и ручки для пометок у детей.

Предполагаемые для обсуждения вопросы:

Ответственный секретарь КДН и ЗП:

1. Задачи и полномочия ответственного секретаря Комиссии по делам несовершеннолетних.
2. Знания и качества необходимые в работе?

Помощник прокурора:

1. Статистика правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними в городе Искитиме.
2. Функциональные обязанности прокурора, знания и качества необходимые в их работе?

Председатель Коллегии адвокатов:

1. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, какие виды наказаний применяются к несовершеннолетним, как обеспечивается защита их прав.
2. Функциональные обязанности прокурора, знания и качества необходимые в их работе?

Ход круглого стола:

  1. Вступление социального педагога.

- Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята! Рады приветствовать вас на заседании нашего круглого стола, тема которого «О правах ребенка во весь голос». Сегодня вы можете получить ответы на интересующие вас вопросы по защите прав несовершеннолетних.

Хотелось бы познакомить вас с нашими приглашенными. У нас в гостях главный специалист по делам несовершеннолетних администрации города Искитима, ответственный секретарь КДН и ЗП, старший помощник Искитимского прокурора, председатель коллегии адвокатов Искитимского района.

  1. Слово заместителя директора по ВР:

- Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права. Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он – человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого существования человека. Права человека взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, т.е. применимы к людям во всем мире, причем без ограничения во времени.

Каждый человек должен знать свои права, потому что без прав нет справедливости, а без справедливости нет нормальной жизни.

Основы прав человека – уважение жизни и достоинства каждого отдельного человека. Права нельзя купить, заработать или получить в наследство – их называют «неотъемлемыми», потому что они присущи каждому человеку от рождения независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения. Предлагаем вам посмотреть небольшой видеоролик о правах ребенка (ч.1).

  1. Слово социального педагога:

- Думаю, вы согласитесь с нами, что за последние годы произошли большие изменения в оценке роли и места правового образования в нашем сознании и обществе. Возможно, многим из вас приходилось сталкиваться с проблемами, решение которых предполагает знание тех или иных правовых норм.

Правовые вердикты с одной стороны, а с другой – жизнь в окружающем нас обществе. В последнее время она наполнена атмосферой тревожности.

Как быть? Предвидеть, по возможности – избегать, при необходимости – действовать. В чём проявляется нарушение прав ребёнка? Как разрешить конфликтные ситуации нормативным путем? Куда обратиться ребенку в трудной жизненной ситуации? Кто и как может защищать права детей? Этим вопросам и посвящена сегодняшняя наша встреча.

 

  1. Слово заместителя директора по ВР:

- Мы часто слышим о том, что количество правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, увеличивается. Зачастую дети совершают их неосознанно, не зная законов, своих прав и обязанностей, в силу своих особенностей, материального положения и т.д.

  1. Слово социального педагога:

- Я думаю, что нашим ребятам, которые практически на выходе из стен школы, полезно и интересно было услышать из уст наших компетентных гостей, чем занимаются специалисты КДН, адвокаты, прокуроры, какие знания и качества необходимы в их работе. Немаловажным является знание гражданами своих прав и обязанностей. Важно знать, как защитить себя, как вести себя, куда обратиться в тех или иных ситуациях, какие могут быть последствия.

Слово предоставляется старшему помощнику Искитимского прокурора. Расскажите нам, пожалуйста, о статистике правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними в нашем городе (рассказ прокурора, вопросы детей).

- А каково Ваше отношение к предложению о снижении возраста наступления уголовной ответственности? (ответ прокурора).  Спасибо Вам большое. 

  1. Слово социального педагога:

- Теперь я предоставляю слово председателю коллегии адвокатов.  Расскажите нам, пожалуйста, что значит ответственность несовершеннолетних, как подразделяется, какие виды наказаний применяются к несовершеннолетних, и, главное, как обеспечивается защита их прав. (рассказ председателя коллегии адвокатов, вопросы детей).

- Большое Вам спасибо. А как Вы относитесь к предложению о снижении возраста наступления уголовной ответственности? (ответ председателя коллегии адвокатов).

  1. Слово социального педагога:

- Ребята, сегодня у нас в гостях и ответственный секретарь КДН и ЗП. Вам слово. Какие же задачи и полномочия у ответственного секретаря Комиссии по делам несовершеннолетних, как защищаются права детей, какие знания и качества необходимы в этой работе? (выступление ответственного секретаря КДН, вопросы учащихся). Ну и, конечно, как Вы относитесь к предложению о снижении возраста наступления уголовной ответственности? (рассказ ответственного секретаря КДН и ЗП).

  1. Слово заместителя директора по ВР:

Я думаю, что нашим ребятам, которые практически на выходе из стен школы, хотелось бы услышать из уст компетентных гостей, чем занимаются адвокаты, прокуроры, специалисты КДН, каковы их функциональные обязанности, какие качества и знания необходимы в их работе. Пожалуйста, уважаемые гости, расскажите нам о своих профессиях.

  1. Рассказ приглашенных: ответственного секретаря КДН, председателя коллегии адвокатов и помощника прокурора об их профессиях.
  2. Слово социального педагога: Большое спасибо, уважаемые гости, за содержательный рассказ. Возможно, у вас, ребята, есть вопросы к нашим гостям?

 Вопросы детей, связанные с профессиями:

  • В каких направлениях работает прокуратура?
  • Какие есть отделы в прокурорской службе?
  • Говорят, что прокуроров все боятся. А вам, работникам прокуратуры, может грозить опасность?
  • Расскажите о расписании трудового дня работника прокуратуры.
  • Почему вы выбрали профессию адвоката?
  • Какие минусы и плюсы в вашей профессии?
  • А как вы в целом относитесь к интернету?
  • Как вы стали ответственным секретарем КДН?
  • Какое образование необходимо для работы в КДН?
  • Секретарь КДН назначается или избирается?
  • Какие вопросы решаются в КДН?
  • В отношении каких категорий граждан принимаются решения КДН?
  • В жизни каждого профессионала, кроме будней есть свои радости и приятные минуты. Каков, по - вашему, «Звёздный час» адвоката?
  • Какие школьные предметы нужно хорошо знать будущим юристам?
  • Мы собираемся стать студентами ВУЗов. Возможно, кто-то решит связать свою жизнь с юриспруденцией. Посоветуйте, куда можно поступить, чтобы получить действительно качественное образование?
  • Ваше отношение к предложению о снижении возраста наступления уголовной ответственности.
  1. Слово заместителя директора по ВР:

- Как защитить себя, как вести себя, куда обратиться в тех или иных ситуациях, какие могут быть последствия. Это и многое другое интересует наших учащихся. Ваши вопросы, ребята, к нашим уважаемым гостям.

Вопросы учащихся, касающиеся прав и обязанностей граждан:

  • Каковы особенности реализации права ребенка на судебную защиту своих прав и интересов?
  • Какие меры могут применяться в случае совершения несовершеннолетним административного проступка (например, курение в общественных местах)?
  • Что такое превышение пределов необходимой обороны и какое наказание может последовать при превышении самообороны?
  • Можно ли не учиться, чем грозит уклонение от учебы?
  • Какое наказание может быть за нанесение побоев, съемка и распространение видео в социальных сетях?
  • Что грозит несовершеннолетнему за езду без прав?
  • Что делать, если бьют родители, куда обратиться за помощью?
  • Отец бьет мать, попадает и несовершеннолетнему, что делать?
  • Чем грозит учет в ГДН, его последствия?
  • Что делать, если задержали сотрудники полиции?
  • Поставлен на учет в наркологическом кабинете, каковы последствия?
  • Ученик школы демонстративно выражается нецензурной бранью. Как расценивать его поведение и можно ли привлечь его к ответственности?
  • Десятиклассники пошли на дискотеку, по дороге распили бутылку вина. Как можно расценить их поведение, какое наказание может быть?
  1. Слово социального педагога:

- Доброта, порядочность, вопросы морали, моральный облик, кодекс чести. Именно в этом состоит уникальность правовой культуры, законопослушного поведения. Знать свои права — значит быть сильным. Уважать права других — значит быть справедливым. Предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик о правах детей (ч.2).

  1. Слово заместителя директора по ВР:

- Хочется от лица всех участников заседания нашего круглого стола поблагодарить наших уважаемых гостей за содержательную беседу. Надеемся на дальнейшее сотрудничество. Большое всем Вам спасибо.
А закончить нашу встречу мне хотелось бы замечательными строками стихотворения Евгения Евтушенко.

Достойно, главное, достойно
Любые встретить времена,
Когда эпоха, то застойна,
То взбаламучена до дна.

Достойно, главное, достойно,
Чтоб раздаватели щедрот
Не довели тебя до стойла
И не заткнули сеном рот. 

Всем спасибо за участие!
До новых встреч!

Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.