Проверь подлинность!

Ф.И.О автора: Бряндина Елена Ивановна

Статус/Должность: учитель русского языка и литературы

Город/Населенный пункт: г.Магнитогорск Челябинская область

Дата публикации: 22.02.2024


Тире между подлежащим и сказуемым

  1. Орг. Момент. Проверка рабочего места.
  2. Актуализация внимания.

- Что это мы такие хмурые, такие серьезные? Повернулись друг другу улыбнулись, улыбнулись мне, а я вам. И помним, кто чаще улыбается, тот реже ошибается. И я надеюсь, что сегодня урок пройдет тоже без ошибок. Итак, поехали….

  1. Запись числа. Работа с числом. Двадцать первое октября, пятница.

- Раздел русского языка, который занимается изучением звуков: Фонетика.

- Количество букв и звуков в словах.

- Я загадала звук: согл, зв./непарн, тв. /парн. (Р)

- Я загадала звук: согл, зв./непарн, мягк./непарн. (Й)

- Почему поставили запятую? Проверили ее в своей записи в тетради.

- Какой раздел русского языка занимается изучением постановкой знаков препинания? (пунктуация)

- Какой знак был нам нужен еще для завершения мысли? (точка)

  1. Слово учителя. Запись темы, цель урока.

- Точка и запятая – старейшие знаки в пунктуации. А вот знак, который мы запишем в теме урока считается совсем молодым, ему всего лишь 200 лет. Этот знак применяется в разных языках. В русском языке он появился благодаря писателю и историку Николаю Михайловичу Карамзину. Сначала этот знак называли «чертой».

-О каком знаке идет речь? Тире.

- Записываем тему урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

-Тема для нас новая? Нет.

- Какова цель урока нашего? (Закрепить данное правило постановки тире)

-Помогу еще с одной целью: вспомнить о подлежащем и о сказуемом.

- как называется иными словами подлежащее и сказуемое? ГЛ ЧЛ Пр.  или ГО

  1. Проверка ДЗ.

- Каким образом ДЗ было связано с ГО предложения? (Нужно было распространить ГО второстепенными членами предложения)

- Работаем в роли учителя: посмотрели в тетрадь своего соседа и подняли руки те, кто не увидел выполненной домашней работы.

- У кого возникли трудности при выполнении домашнего задания? Мы с ребятами готовы сейчас вам помочь с ними разобраться.

- Посмотрели в предложения домашнего задания: чем выражено подлежащее? (Существительным)

-Сказуемые? (Глаголом)

- Это единственный способ выражения подлежащего и сказуемого? Нет

- Чем выражено подлежащее и сказуемое еще?

- Докажите это примерами после выполнения задания.

  1. Работа над закреплением.

А. Выписать ГО из предложений.

Осень. Воздух прозрачен и чист.  На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяют(?)ся два ярких пятна кленов и осин. Разноцветные лист…я тихо падают на землю. Они медленно шуршат под ногами. Но осень предвес…ница зимы.

Проверка. ВЫВОД: чем может быть выражены подлежащее и сказуемое? (Кратким прилагательным)

-Кто обратил внимание на ошибку в тексте?

Б. Записать предложения, расставить знаки, обозначить пунктограмму.

1. Ранняя осень пора грибов.

2. Осень это таинственное, отмеченное особой красотой время года.

3.Октябрь месяц осени. 4. Дождь постоянный спутник осенней погоды.

Проверка. ВЫВОД: между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, ставится тире.

В. «Исправь ошибки»

Осень время размышлений. Осенняя грусть это – необычное состояние души. Многие люди – любят осеннюю погоду.

  1. Физкультминутка (1 мин.)

Мы писали и устали,

Все мы дружно тихо встали,

Ножками потопали: раз, два, три.

Руками похлопали: раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

Мы немножко отдохнём

И опять писать начнём.

Г. «Найди тире»

Осень (наступает после жаркого лета; необыкновенная; время перехода растений к зимнему покою).

Дождь и первые заморозки (сопровождают осеннюю погоду; обычные осенние явления природы; наводят грусть).

 Клюква (хороша; радует своим вкусом; последняя ягода сентября).

Ноябрь (печален; сурово наступает; последний месяц осени)

Величественная осень (поражает своими красками; вступает в свои права; восхищает; любимая пора А.С.Пушкина)

  1. ДЗ.

-Сегодня при выполнении ДЗ у вас будет возможность самим сделать выбор, какое задание вы будете выполнять. Открываем дневники и учебники – упр.173.

На «4» -. Это упр.173.

На «5» - задание посложнее: найти 5 пословиц, в которых ставится тире, когда подлежащее и сказуемое выражены существительным.

  1. Итог урока.

- Над чем работали на уроке?

- Что показалось трудным?

Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.