Проверь подлинность!

Ф.И.О автора: Минова О.Ю. и Третенбах Т.В.

Статус/Должность: Воспитатели

Город/Населенный пункт: Абакан

Дата публикации: 31.01.2024


Формирование коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением интеллекта посредствам интерактивного обучения

Важное значение в социализации выпускников дома-интерната является уровень сформированности у них коммуникативных навыков.

 

 

Совместная деятельность воспитанников в процессе познания, освоения программного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводить ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на занятиях и в режимных моментах предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого воспитанника задач.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

-развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между воспитанниками;

-решает информационную задачу, поскольку обеспечивает воспитанников необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

-развивает общие познавательные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

-обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, формирует адекватную самооценку у ребёнка.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т.д.



На коррекционно-развивающих занятиях с детьми по развитию коммуникативных навыков   используются следующие интерактивные методы:

1. Игротерапия (игровые методы, сказкотерапия, песочная терапия).

2. Кинезиотерапевтические методы (коррекционная ритмика, психогимнастика, логоритмика, фонетическая ритмика, кинезиология).

3. Психокоррекционные методы (игра-драматизация, театрализация, инсценировки, спектакли, диалоги (беседы, проблемные вопросы), биодрама)/

4. Информационно-компьютерные технологии: видео экскурсия, просмотр мультфильма, развивающие задания и программы, слушание аудио сказки с последующим обсуждением услышанного.5. Элементы арт-терапии: рисование, лепка, куклотерапия, музыкотерапия, танцетерапия.

Данные методы могут быть применимы как в НОД, в виде виртуальных путешествий, проведения спектакля, праздника, викторины, КВН и др. формах организации нестандартных занятий, так и в свободной деятельности, режимных моментах.

Самое главное значение в работе воспитателя отводится игровому методу, который пронизывает всю деятельность детей на занятиях. Игры, способствующие формированию коммуникативных навыков у детей, могут быть различных видов.

Интерактивными средствами игрового метода являются соответственно сами игры, настольные, игрушки, дидактические игровые пособия.

В игре ребёнок учится контактировать с педагогом, другими детьми, общаться, соблюдать определённые правила игры и адекватно взаимодействовать в коллективе, выполнять роль, передавая основные характеристики персонажей. Благодаря играм у детей с нарушением познавательной сферы формируется необходимые знания об окружающем мире, появляется интерес к коррекционно-развивающим занятиям, повышается речевая активность в целом.

В последнее время в педагогической работе нашли своё применение и элементы арт-терапии. К арттерапевтическим методам, способствующим интерактивному общению детей на занятиях, можно отнести следующе формы работы:

- рисование (чаще пальчиковое рисование);

- лепка (при работе с умственно отсталыми детьми вместо пластилина и глины целесообразно применять тестопластику);

Повышение эффективности работы по формированию и дальнейшему развитию у детей с ограниченными возможностями здоровья навыков общения возможно благодаря применению интерактивных методов   обучения в игре.

Список использованной литературы

  1. Гомзяк, О.С. Говорим правильно [Текст]: конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе/О.С.Гомзяк. – М.: ГНОМ и Д, 2007. – 128с.
  2. Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д. Игры в сказкотерапии [Текст]: пособие для педагогов и родителей/Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – СПб.: Речь, 2006. - 208с.
  3. Иванов, Д.А. На какие вызовы современного общества отвечает использование понятий ключевая компетенция и компетентностный подход в образовании? Компетенции и компетентностный подход в современном образовании [Текст]: Серия «Оценка качества образования»/Д.А.Иванов; отв. ред. Л.Е.Курнешова - М.: Моск. центр качества образования, 2008. С. 3-5
  4. Иоффе,А.Н. Активная методика – залог успеха [Текст]: / Гражданское образование: материал международного проекта/А.Н.Иоффе. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - 382с.
  5. Кругликова, Е.Н. Методика интерактивного общения в работе с детьми с особенностями эмоционально – волевой сферы [Текст] методическое пособие/Е.Н.Кругликова, Е.В.Кавынёва. -   М.: Медицина, 2004. - 187с.

Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.