Проверь подлинность!

Ф.И.О автора: Короткова Лариса Александровна

Статус/Должность: учитель географии

Город/Населенный пункт: г Дзержинск Нижегородская обл

Дата публикации: 30.01.2024


Формирование экологической ответственности у учащихся при изучении географии

Гигантская техническая мощь современного человечества и быстрый рост численности населения на планете стали причиной того, что на глазах живущих поколений происходит масштабная деградация природы. Эти разрушения затрагивают не только конкретные регионы, но начинают появляться и в масштабах всей биосферы.   Поэтому   в последнее время все большее внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации.

 

 

В Федеральных государственных стандартах основного общего и среднего (полного) общего образования написано, что изучение предметной области «Естественно-научные предметы» должно обеспечить:

  • воспитание ответственного отношения к окружающей  среде
  • овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды
  • осознание значимости концепции устойчивого развития

Помимо этого, ФГОС устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. Что касается экологической культуры, то личностные результаты должны отражать:

формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты должны отражать:

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты по географии должны обеспечивать все, что представлено на данном слайде.

Таким образом  ФГОС в полной мере выполняет задачи современной экологии.

Практически во всех разделах программы по географии затрагиваются вопросы экологического плана, такие как взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания.

Курс географии можно разбить на 3 этапа:



I этап - курс начальной географии, 5-6 класс - формирование культуры природопользования, усвоение определенных норм и правил общения с объектами живой природы, формирование у школьников основных представлений о Земле как о единстве целого состоящего из отдельных частей – оболочек (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Основной вид деятельности – усвоение четко заданного образца ("технологически" построенная репродукция). Через все уроки географии в 5-6 классе красной нитью проходит экологическое образование и воспитание учащихся.

При изучении темы «Литосфера», происходит знакомство с понятиями «исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы». На вопрос: «Можно ли продлить век исчерпаемым природным ресурсам и как это сделать?» дети дают самые разные ответы, порой очень интересные и мудрые не по возрасту. На своих уроках я использую игровую и изобразительную деятельность, которые позволяют отразить эмоциональные переживания ребенка, связанные с восприятием и пониманием себя, природы и других людей. 

При изучении темы «Внутренние воды» во многом поможет помочь река, протекающая  рядом с населенным пунктом. Вода реки Оки  доходит до  Волги, а затем до Каспийского моря, совершив длинное путешествие. На вопрос: «Какую воду получает море?», дети должны ясно представлять  проблему экологического характера с «малыми реками». По возможности с ребятами можно выполнить исследовательскую работу по определению прозрачности, цвета и запаха проб воды из реки Оки, на основе чего сделать выводы о состоянии воды в реке. Во внеурочное время осенью и весной можно провести трудовой десант, освобождая территорию школы от мусора, тем самым формируя у учащихся бережное отношение к окружающей среде в которой он живет.

II этап – география природы 7-8 классы - формирование системы предметных знаний, навыков исследовательской деятельности по выявлению причинно-следственных связей. Развитие умения активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации (сравнивать и обобщать, находить причину, прогнозировать последствия, делать выводы). Преобладающий вид деятельности - систематический познавательный поиск по типу научного исследования. Так, изучая в 7 классе тему «Типы климата», ученики знакомятся с антропогенным влиянием на глобальные и региональные климатические процессы. Перед тем как начать беседу с учащимися о мерах, предупреждающих изменения климата, можно поставить следующие вопросы: Как изменяется состав воздуха в результате хозяйственной деятельности человека? Какое влияние оказывает загрязненный воздух   на различные компоненты природы? К чему приводит исчезновение растительности с поверхности Земли?  Чем объясняется, что загрязнение воздуха сказывается на территории, на тысячи километров удаленной от источника загрязнений? Какой из этого следует вывод?  Ответы учащихся по мере необходимости надо корректировать. При этом подчеркивается, что влияние человека на климат, в отличие от многих других компонентов природы (почвы, растительности, животного мира и др.), является в основном не прямым, а косвенным.

На уроках в 8 классе при изучении темы «Климат» немало внимания уделяется практической направленности экологического образования. Можно провести мониторинги: «Определение запылённости воздуха вокруг школы в разных местах», «Подсчёт количества машин, проходящих за день около школы»

III этап  -  природопользование и геоэкология – 9, 10, 11 классы. На данном этапе старшеклассники способны самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, проектировать новые способы решений, а также представлять их в виде проектов, презентаций, публикаций. Основным направлением работы по формированию культуры природопользования является моделирование последствий вмешательства человека в природу. Изучаются наиболее яркие примеры изменения человеком окружающей среды, особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов.  Рассматриваются природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях. Прогнозируются меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. На уроках рассматриваем проблемы влияния отраслей хозяйства на окружающую природную среду, это – энергетика, сельское хозяйство, химическая, целлюлозно-бумажная промышленность и т.д.  На третьем этапе основной задачей является не только формирование системы географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, но и вооружение учеников способами применения полученного багажа знаний в повседневной жизни для сохранения и улучшения качества окружающей среды.

В итоге проведенной работы на всех этапах обучающиеся должны будут :

Знать и понимать влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды, правила поведения человека в окружающей среде, меры защиты от стихийных природных и техногенных явлений.

Уметь обобщать картографические, статистические, информационные материалы, определять влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.  Давать оценку экологической ситуации в разных регионах России и мира.

Использовать современные методы географических исследований и источники географической информации, всемерно использовать знания материала курса наук естественного цикла. Применять географические знания для выявления экологических проблем на местности и по карте, поиска путей сохранения и улучшения качества окружающей среды;

Пропагандировать экологические знания и умения в школе, среди общественности, вносить свой посильный вклад в общественно- полезную деятельность по охране природы своей местности.

В процессе проведения данного педагогического опыта проводился мониторинг учащихся.  Комплексная анкета по выявлению состояния экологической культуры учащихся показала, что уровень экологической культуры повышается и данная работа дает свои результаты. 

Экологические проблемы сегодняшнего дня затрагивают души подростков, вызывают неподдельный интерес, это приводит к лучшему усвоению информации. Учащиеся начинают проявлять инициативу, повышается качество обучения,  подростки участвуют в конкурсах различного уровня, занимаются исследовательской деятельностью, получают благодарности, грамоты, дипломы.

Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.