Проверь подлинность!

Ф.И.О автора: Наталия Михайловна Белоус

Статус/Должность: учитель технологии

Город/Населенный пункт: п.Озаренный Почепский район Брянская область

Дата публикации: 21.01.2024


Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии.

В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Использование метода проектов позволяет интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
     Метод творческих проектов это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Он широко применялся и раньше во внеклассной, кружковой деятельности учащихся, в развитии технического творчества.

     В целом в работе над творческим проектом учитель:

- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

 

 

     При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. 

Метод проектов завоевывает все большую популярность в школах, так как позволяет расширить горизонты в педагогической теории и практике, призывает к совместному творчеству учеников и учителей. На уроках технологии можно не только учить ребят способам обработки древесины и металла, но и создавать вместе с ними законченные художественные образы.

Как учитель технологии, я занимаюсь с мальчиками выпиливанием художественных изделий из фанеры, обработкой древесины и металла. Совместно с учениками мной разработано и изготовлено большое количество различных изделий из древесины.       

В процессе проектирования школьники изучают предмет,  средства и  условия труда таких  профессий, как столяр, плотник, токарь, шлифовальщик, фрезеровщик и многих других профессий. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников.

Хочу поделиться опытом применения метода проектов на уроках технологии. Работу по внедрению проектного метода обучения я начала  8много литературы по проектному методу и на основе всех изученных материалов выбрал свой, наиболее приемлемый, именно для условий нашей сельской школы, метод проектного обучения.

Учащиеся имеют возможность на практических занятиях преобразовывать различные материалы и создавать конкретный продукт труда. Учащимся предлагается огромный спектр объектов труда, для создания которых необходимы базовые знания науки, знания школьных дисциплин. И, как  средство подготовки школьников к творческой деятельности, использую метод проектов.

Для меня важно создавать школьнику максимальные возможности для формирования и проявления своих склонностей, способностей с одной стороны, с другой – необходимо вовремя заметить, откорректировать, развивать их именно в той деятельности, которая соответствует признанию личности. Для учителя и ученика проект важен  и как продукт труда, и как метод познания. Учащиеся с особым интересом выполняют проекты декоративно-прикладного характера.

     Не каждый школьник способен сам выбрать тему проекта. Поэтому я с каждым учеником работаю индивидуально, советую сделать  то, что ему по душе, что ему хорошо удается. В конце года учащимися  5-6 классов были  выполнены следующие проекты: «Кухонный набор, «Шкатулка для мамы» и другие. Для этого возраста профессиональная проба сил позволяет не только сформировать навыки изготовления изделия, но и способствует воспитанию интереса к предмету, творческого отношения к работе. Учащихся 7-8 классов ориентирую на выполнение в основном художественно-конструкторских проектов.  При выполнении работы над проектом учитываю индивидуальные особенности и интересы учащихся. А так как уровень их подготовленности различен, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход.

     В работе над проектом обязательно соблюдаются определённые этапы деятельности учащихся. Каждый из них вносит свой вклад в формирование личностных качеств учеников.

                  1 этап. Подготовительный, или погружение в проект.

     На этом этапе важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна ученику. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.
                  2 этап. Планирование и организация деятельности.

     На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т. д.) Поиск и сбор материала.

                  3 этап. Исследование.

     На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся - это разные формы получения информации: опросы, наблюдения, эксперименты и т. д. Выполнение работы.

                  4 этап. Представление результатов, отчёт.

     Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различными: устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт в докладе, презентация и т.д. Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Предварительно проект защищается в группе, затем дорабатывается и защищается окончательно.



Возможными критериями оценки творческого проекта могут быть:

  1. конструктивные критерии – прочность, надёжность, удобство использования;
  2. технологические критерии - оригинальность применения и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов, сложность и объём выполненных работ, расход энергии при производстве;
  3. экологические критерии – возможность использования отходов производства, загрязнение окружающей среды при производстве;
  4. эстетические критерии – оригинальность формы, композиционная завершённость, цветовое решение;
  5. экономические и маркетинговые критерии – потребность в данном изделии, практическая направленность, финансовые затраты, вид рекламы.

       При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов.
     Деятельность учителя и учащихся в ходе работы над проектом различны, но идут непосредственно рядом друг с другом. Учащимся нужен совет, как отобрать необходимый материал, как логически правильно построить сообщение, изготовить наглядность, на презентации кратко изложить свои мысли и т. д. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса.
     В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом воспитывается любовь к школе, любовь к труду.

Опыт свидетельствует о том, что, выполняя проекты, школьники учатся проводить исследования, выбирать рациональное решение, оценивать свои способности, активизировать творческие силы в поиске профессии. 

Процесс выполнения творческого проекта захватывает, так как в  каждую деталь вложен личный труд, и готовое изделие оценивается как собственное произведение. Это серьезный шаг на пути полезного труда, радость которого надолго запоминается. Каждый ученик, выполнивший свой проект, делает первые шаги в трудовом воспитании и одновременно эстетически развивается. Пользуясь образцами народного искусства, перерабатывает их, создавая свои изделия.

     Я стараюсь привить детям терпимость, упорство, учу их любить природу.Учу детей быть самостоятельными, чтобы подготовить их к взрослой жизни.

     Результаты  моего труда появились постепенно: дети стали проявлять интерес к тому, что мы делаем и не жалели ни времени ни усилий на выполнение довольно сложных для них  художественных изделий.

     Работы моих учеников стали завоевывать дипломы и грамоты на различных конкурсах и выставках детского творчества. Безусловно, меня радует большое количество дипломов и грамот, полученных детьми за их творчество. Но больше всего меня радуют слова родителей,  которые не ожидали, что их дети смогли превратить простую фанеру, кусок древесины в настоящее произведение искусства. Многие ребята делают полезные для дома вещи. И это радует и самих ребят,  и их родителей.

 

Литература

  1. Д. Онианс. «Резьба по дереву», ООО «Мир книги», издание на русском языке, 2004г
  2. Симоненко В.Д. Технология. М. Вентана-Граф, 2004г.
  3. Мастерим из древесины, Э.В.Рихвк, 1989г. .
  4. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя под ред. Сасовой И.А.- 2003.
  5. Резьба по дереву. Новоселова Т.И., 2000г
  6. Технология обработки древесины.5-9кл. Карабанов И.А., 2000г.

 

Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.