Проверь подлинность!

Ф.И.О автора: Топкасова Александра Юрьевна

Статус/Должность: учитель физической культуры

Город/Населенный пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск

Дата публикации: 16.12.2023


Развивающие игры при занятиях самбо

БОРЬБА ЗА МЯЧ

Основная цель. Развитие силы, ловкости, расчет­ливости и умения падать без опоры на руки. Исполь­зуется в качестве подводящего упражнения для учеб­ных заданий с борьбой в стойке.

Организация. Стоя на борцовском ковре, участни­ки делятся на 2 равные команды, которые выстраива­ются напротив друг друга шеренгами, разомкнутыми на расстояние вытянутых рук. Каждой противостоя­щей паре игроков вручается по большому мячу (луч­ше всего — набивному, но можно и баскетбольному, волейбольному или футбольному), который захваты­вается двумя руками крест-накрест.

Проведение. По сигналу педагога каждый игрок стремится мощными, хитроумно рассчитанными рывками, наклонами, поворотами или передвиже­ниями вырвать мяч из рук соперника и победно под­нять его над головой, за что дается выигрышное очко. В случае вынужденного падения от атакующего дей­ствия противника участник должен ловко сгруппироваться и мягко упасть без опоры на руки, как это при­нято в единоборствах.

Игра повторяется три - пять раз, с полуминутным перерывом для отдыха после каждой схватки.

Выигрывает команда, игроки которой наберут большую сумму очков.

Игровое состязание можно проводить и с определе­нием абсолютного победителя в личном зачете, по олимпийской системе, с выбыванием из игры каждо­го участника, проигравшего схватку. Продолжающие путь к финалу победители предварительных схваток по жребию встречаются между собой до тех пор, пока на ковре не останется единственный непобежденный участник, который и признается сильнейшим.

 

 

БОРЬБА РУКАМИ

Основная цель. Развитие силы, внимания и расчет­ливости. Используется в качестве вспомогательного упражнения для совершенствования приемов борьбы с атакующими действиями рук.

Организация. Стоя на борцовском ковре, участни­ки игры делятся на 2 равные команды, становящиеся напротив друг друга шеренгами, разомкнутыми на расстояние вытянутой руки. Расстояние между ше­ренгами 3—4 м.

Проведение. По предварительному сигналу педаго­га все игроки ложатся на живот, разведя для упора ноги врозь и поставив перед собой правую руку на ло­коть с взаимным захватом одноименной ладони лежа­щего напротив соперника (как в исходном положении армрестлинга).

По исполнительному сигналу все игроки старают­ся максимальным напряжением захваченной руки повалить противодействующую руку соперника и прижать ее к ковру, за что начисляется выигрышное очко.

Игра повторяется три раза. Затем соперники по па­ре вступают в аналогичное противоборство левой ру­кой, которое также повторяется три раза.

Побеждает команда, участники которой наберут большее количество очков.

 

ИГРА В ВОЛЕЙБОЛ

Основная цель. Развитие силы, координационных способностей, внимания и оперативного мышления. Используется в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с бросками соперника через спину.

Организация. Очертить мелом на борцовском ковре игровую площадку по типу волейбольной. Размеры определяются количеством, возрастом и уровнем под­готовленности участников игры.

На высоте 1 м над средней линией, делящей пло­щадку на 2 равные половины, натягивается яркий цветной шнур или веревка. Играющие делятся на 2 команды, каждая из которых занимает отведен­ную ей половину площадки, где размещается по ти­пу волейбола. Подбирается набивной мяч весом до 2- З кг.

Проведение. По сигналу педагога все игроки садят­ся, разведя ноги в стороны. Они должны оставаться в этом положении в течение всей игры. Принцип уп­рощенного волейбола с акцентированной силовой на­грузкой. Без ограничения количества передач коман­да должна перебрасывать набивной мяч над условной сеткой на половину команды соперников, а те его ло­вить до приземления и бросать обратно. Мяч бросает­ся двумя руками из-за головы с энергичным накло­ном туловища вперед. Игра останавливается тогда, когда мяч упадет на ковер. Команда, потерявшая мяч, проигрывает очко. Введение мяча в игру всегда производится усиленным броском с задней линии. За­прещается вставать.

Соревнования для определения победителей. Счи­тать очки, как в волейболе, или проводить партии до 5—10 или большего количества очков.

 

ПЕРЕДАЧА НАБИВНОГО МЯЧА

Основная цель. Развитие гибкости, быстроты и вни­мания. Используется в качестве подводящего упраж­нения для учебных заданий с бросками прогибом.

Организация. Борцы делятся на 2 команды, вы­страивающиеся параллельными колоннами по од­ному с интервалом 3—4 м. Играющие садятся на ко­вер, ноги врозь, один позади другого на дистанция 1—1,5 м. Направляющие игроки колонн получают по набивному мячу доступного веса.

Проведение. По сигналу педагога направляющие обеих колонн энергичным дугообразным движением поднимают набивной мяч над головой (руки парал­лельно и сильно вытянуты). Продолжая начатое дви­жение, они отклоняются назад, максимально прогнув­шись и не отрывая пяток от ковра. Следующий борец колонны схватывает набивной мяч, как только послед­ний окажется в пределах его досягаемости, и тем же способом передает его дальше, и так далее до конца ко­лонны. Замыкающий участник колонны, схватив мяч, выполняет круговое движение в правую сторону и воз­вращает его обратно сбоку. Далее мяч возвращается бо­ковой змейкой то с левой, то с правой стороны сидя­щих игроков, пока вновь не окажется у направляюще­го участника колонны, который демонстративно поднимает его над головой в знак завершения игрового задания.

Побеждает команда, выполнившая игровое зада­ние первой.



«ПЕТУШИНЫЙ» БОЙ

Основная цель. Развитие силы, ловкости, внима­ния и сообразительности. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с борьбой в стойке.

Организация. Стоя на борцовском ковре, участни­ки игры делятся на 2 равные команды, выстраиваю­щиеся напротив друг друга разомкнутыми на рас­стояние вытянутой руки шеренгами.

Проведение. По сигналу педагога все участники сгибают левую ногу и хватают ее левой ладонью за стопу, оставаясь стоять на одной правой ноге, а пра­вую руку сгибают в локте и закладывают за спину. Из этого исходного положения соперники в каждой противостоящей паре начинают толкать плечом друг друга, передвигаясь скачками на правой ноге и ис­пользуя хитроумные обманные движения до тех пор, пока один из них не заставит противника опереться на вторую ногу или опрокинет его на ковер. За дости­жение этого игроку присуждается одно очко.

Импровизированный бой повторяется несколько раз, с поочередной сменой опорной ноги.

Выигрывает команда, участники которой наберут большую сумму очков.

Варианты проведения.

Менять противников в парах перед каждым сле­дующим боем посредством общей команды: «Сделать шаг вправо!», подаваемой после исходного постро­ения команд. Два крайних участника, остающихся в этом случае без противника, встречаются между
собой.

Выявить абсолютного победителя в личном заче­те путем проведения состязаний по олимпийской сис­теме, с выбыванием проигравших.

 

БОРЬБА НОГАМИ ЛЕЖА

Основная цель. Развитие силы, быстроты, сообра­зительности и способности преодолевать сопротивле­ние противника. Используется в качестве подводящего упражнения для освоения приемов борьбы с ата­кующими действиями ног.

Организация. Стоя на борцовском ковре, играющие делятся на 2 равные команды, которые выстраивают­ся противостоящими шеренгами, разомкнутыми на расстояние вытянутой руки.

Проведение. По предварительному сигналу педаго­га все игроки делают шаг вперед и ложатся спиной на ковер, правым или левым боком к правому или лево­му боку соперника по паре соответственно головами в разные стороны. Ближней к сопернику рукой берут­ся за плечо противника.

По исполнительному сигналу соперники в парах поднимают ближнюю к сопернику ногу и, используя обманные движения, стараются выбрать удобный мо­мент, чтобы молниеносным рывковым зацепом под­нятой ноги перевернуть противника через голову во­преки его сопротивлению. Тот, кому удастся это осу­ществить, получает выигрышное очко.

Игровое единоборство повторяется два или четыре раза с поочередной сменой атакующей ноги путем взаимного разворота другим боком к сопернику по паре.

Выигрывает команда, игроки которой завоюют большее количество очков.

 

«ВСАДНИКИ»

Основная цель. Развитие силы, ловкости, внима­ния и оперативного мышления. Используется в каче­стве вспомогательного упражнения для совершенст­вования приемов борьбы, связанных со сваливанием противника.

Организация. Стоя на борцовском ковре, играющие делятся на 2 равные команды, которые, в свою оче­редь, распределяются по парам с ролевыми функция­ми «коня» и «всадника». Команды выстраиваются на середине ковра противостоящими шеренгами, разомкнутыми на расстояние вытянутой руки.

Проведение. По сигналу педагога каждый «всад­ник» садится на плечи своего «коня» и вступает в ру­копашную схватку с противостоящим «всадником» противоположной команды, стремясь ухватить его покрепче и стащить с «коня», а самому при этом удержаться в «седле». «Кони» стараются устойчиво держаться на ногах, но совершать атакующие дейст­вия ям не разрешается. Если в ходе горячей схватки оба «всадника» падают с «коней», то проигрывает тот, кто коснется ковра раньше соперника. Проиграв­шая пара выбывает из игры. Выигравший «всадник» снова садится на своего «коня» и вступает в игровое единоборство с другим противником.

Импровизированные схватки продолжаются до тех пор, пока одна из команд не потеряет всех своих «всадников». В этом случае другая команда объявля­ется победительницей.

Игру полезно повторить со сменой ролевых функ­ций «коня» и «всадника» в каждой паре участников.

 

ПРИЖАТЬ СТОПУ СОПЕРНИКА

Основная цель. Развитие быстроты, ловкости, вни­мания и расчетливости. Используется в качестве под­водящего упражнения для выполнения приемов борь­бы в стойке с атакующими действиями ног.

Организация. Стоя на борцовском ковре, играю­щие делятся на 2 равные команды, которые выстра­иваются напротив друг друга шеренгами, разомкну­тыми на расстояние вытянутой руки. Противостоя­щие игроки берутся за руки пальцами, согнутыми в крючок.

Проведение. По сигналу педагога каждый игрок, произвольно используя обманные движения, старает­ся усыпить бдительность соперника по паре и неожи­данно наступить на любую его стопу, плотно прижав ее к ковру. Игрок, сумевший добиться этого, прино­сит своей команде одно очко.

Игра повторяется три-четыре раза.

Выигрывает команда, в копилке которой окажется большее количество очков.

Вариант игры. Поставить задачу охотиться не за любой стопой соперника, а только за одной из них: правой или левой. В этом случае при повторении иг­ры задачу целесообразно поменять.

 

СКРУЧИВАНИЕ

Основная цель. Развитие силы, ловкости и волевых способностей, использование в качестве вспомога­тельного упражнения для учебных заданий с броска­ми через спину, сваливаниями и скручиваниями.

Организация. Стоя на борцовском ковре, играю­щие делятся на 2 равные команды, которые вы­страиваются напротив друг друга шеренгами, разомк­нутыми на 2-3 м. Расстояние между шеренгами около 1 м.

Проведение. По предварительному сигналу педаго­га участники каждой противостоящей пары становят­ся на колени и осуществляют взаимный захват право­го плеча и шеи соперника.

По исполнительному сигналу каждый из участни­ков старается изловчиться и энергичным поворотом правым боком к сопернику, в сочетании с резким скручивающим рывком руками вниз под себя, вывес­ти его из устойчивого положения и опрокинуть на спину. Тот, кому удастся решить эту задачу, получает одно очко и становится победителем.

Игра повторяется четыре-шесть раз. Для овладе­ния умением сваливать противника в обе стороны после каждой схватки соперники в парах должны ме­нять захват с одной руки на другую и выполнять при­ем в противоположную сторону.

Выигрывает команда, игроки которой наберут большую сумму очков.

 

ТРОФЕЙ

Основная цель. Развитие силы, быстроты, ловкости и тактической расчетливости. Используется в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с борьбой в партере.

Организация. В метре от противоположных краев борцовского ковра мелом проводят прямую контрольную линию. В центре ковра кладут условный боевой трофей (борцовский манекен). Играющие делятся на 2 равные команды, которые выстраиваются напротив друг друга за отведенными им контрольными линиями и опускаются на колени. Участникам игры предоставляется 1 мин для лаконичного согласования наиболее выгодных тактических вариантов командной борьбы за трофей.

Проведение. По сигналу педагога обе команды устремляются к трофею, стараясь как можно быстрее схватить его и, преодолевая сопротивление соперников, затащить за свою контрольную линию, за что начисляется выигрышное очко.

В процессе игры каждому участнику разрешается сватать за руки, ноги, шею, туловище, сваливать, переворачивать, удерживать или оттаскивать в сторону от трофея столько соперников, сколько сможет, чтобы создать численное превосходство и более выгодные условия своим партнерам по команде, находящимся непосредственно у трофея и тянущим его в свою сторону. Но нельзя вставать с колен в стойку, за что участник выбывает из игры и удаляется с ковра. Игра по­коряется три—пять раз.

Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

 

ВЫВЕДЕНИЕ ИЗ РАВНОВЕСИЯ

Основная цель. Развитие устойчивости тела при атаке соперника, координационных способностей и расчетливости. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с борьбой в стойке.

Организация. На борцовском ковре проводят 2-3 прямые параллельные линии с интервалом 2 м. Играющие делятся на 2 равные команды. Из представителей разных команд произвольно, по взаимному желанию участников составляются примерно равно сильные конкурирующие пары, которые размещаются на указанных линиях. Расстояние между парами около 2 м. Соперники по паре становятся лицом друг к другу, на расстояние вытянутой руки, расположив стопы одну за другой строго на линии.

Проведение. По сигналу педагога каждый игрок с помощью обманных движений, расчетливых рыв­ков или толчков старается вывести своего соперника по паре из состояния равновесия и заставить его сой­ти с контрольной линии хотя бы одной ногой. Тот, кто сможет этого добиться, приносит своей команде одно очко.

Игра повторяется несколько раз, с попеременной сменой выставляемой вперед ноги. Победа присужда­ется команде, игроки которой наберут большее коли­чество очков.

 

ВЫБИВАНИЕ ОПОРЫ

Основная цель. Развитие ловкости, силы, вни­мания и расчетливости. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с выведением соперника из равновесия и с подножками.

Организация. Стоя на борцовском ковре, играющие расчетом на первый-четвертый делятся на группы по четыре человека, которые равномерно распределя­ются по ковру. В каждой игровой группе борцы обра­зуют своеобразный крест, становясь в упор лежа, го­ловой внутрь, ноги при этом должны быть неподвиж­ными.

Проведение. По сигналу педагога два борца из од­ной команды (находящиеся друг против друга) стре­мятся вывести из равновесия и заставить упасть на живот одного или двух своих противников, лишая их опоры ловким и энергичным подбивом запястья ладонь или рывком за руку. При этом игроки исполь­зуют различные обманные движения и достигают сво­ей цели скорее неожиданностью, чем силой.

За каждого выведенного из равновесия соперника, который прикоснется животом или боком к ковру, команда получает одно очко либо ей засчитывается победа в схватке.

Общий интерес к игре значительно повышается, если ее проводить в виде турнира с определением сильнейших по олимпийской системе, с выбыванием каждой проигравшей команды.

БОРЬБА В ПЕРЕТЯГИВАНИИ КАНАТА ШЕРЕНГАМИ

Основная цель. Развитие силы движениями взрыв­ного характера, командной согласованности действий и тактической расчетливости. Используется в качест­ве подводящего упражнения для учебных заданий борьбы в стойке с взрывным преодолением сопротив­ления соперника.

Организация. Стоя на ковре, борцы делятся на команду «белых» и команду «черных», которые вы­бирают своих капитанов и шеренгами, разомкнутыми на вытянутые руки, выстраиваются напротив друг друга, схватившись обеими руками за разложенный между ними канат. На расстоянии 3—4 м за каждой командой проводится условная пограничная линия, у которой становится ее капитан. Одна линия являет­ся границей команды «черных», вторая — границей команды «белых».

Проведение. По сигналу педагога каждая команда начинает тянуть канат в свою сторону умело согласо­ванными движениями взрывного характера, стараясь затянуть его за свою границу, за что начисляется вы­игрышное очко.

Капитан, стоящий позади своей команды, имеет право оперативно руководить ее действиями и выгод­но менять местами членов своей команды, не останав­ливая борьбы. Эти перестановки могут производиться для того, чтобы сохранить или преумножить игровое преимущество на каком-нибудь отдельном участке либо попытаться возвратить проигранное пространст­во. Соревнования проводятся в несколько встреч.

Победа присуждается команде, набравшей боль­шее количество очков.

 

ВЫТЕСНЕНИЕ ИЗ КРУГА

Основная цель. Развитие силы, ловкости и расчет­ливости. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с элементами еди­ноборства.

Организация. Игра проводится в круге диаметром 7—9 м. Участники игры делятся на 2 команды, скажем, «белых» и «черных», которые сходятся пример­но равносильными парами, положив руки друг другу на плечи.

Проведение. По сигналу педагога соперники в па­рах начинают активную борьбу за территорию, стара­ясь вытеснить друг друга за пределы игрового круга. Участник, заступивший за круг хотя бы одной ногой, выбывает из игры и уходит из круга, а его победитель вступает в единоборство с победителем другой пары из соперничающей команды.

Игра продолжается до тех пор, пока в соревнова­тельном круге не останутся представители лишь одной команды, которая и объявляется

 

ПЕРЕХВАТИ МЯЧ

Игра проводится после разминки для развития быстроты спортсменов. Играющие выбирают водящего и садятся в круг. Они передают друг другу набивной мяч так, чтобы его не поймал или не коснулся водящий. Если водящему удается поймать мяч, то он меняется ролью с тем, кто передавал мяч последним, и игра продолжается.

 

Интернет источники

  1. https://kirsanov-kolomna-gimn8.edumsko.ru/articles/post/2768276
  2. https://alex-219.livejournal.com/19052.html
  3. https://aripk.ru/media/userfiles/Дахужев_М.Ю._Использование_игрового_метода_.pdf

Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.