Проверь подлинность!

Ф.И.О автора: Новикова Наталья Леонидовна

Статус/Должность: воспитатель

Город/Населенный пункт: Челябинская область, г. Верхний Уфалей

Дата публикации: 09.12.2023


«Знакомство дошкольников с финансовой грамотностью посредством сказки»

Одним из основных критериев социальной адаптированности личности к условиям современной жизни является умение человека эффективно взаимодействовать с предметным и окружающим миром. Стремительно развивающиеся экономические отношения предъявляют высокие требования к финансовой грамотности населения любого государства.

В России вопрос о финансовом образовании населения является насущным. Многие семьи не владеют базовыми знаниями об институтах и инструментах финансового рынка, не могут обеспечить личную финансовую устойчивость. Дефицит финансовой грамотности не позволяет большинству российских граждан рационально распоряжаться своими доходами и сбережениями, правильно оценивать возможные финансовые риски.

 

 

Финансовая грамотность – обязательный элемент образования современного человека.  Поэтому 25 сентября 2017 года Правительством РФ принята Стратегия повышения финансовой грамотности в РФ.                              

Цель стратегии – создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан. Согласно Стратегии, повышением финансовой грамотности населения, необходимо заниматься с самых ранних лет, а именно, в детском саду - начальном звене в системе непрерывного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования диктует необходимость развития профессиональной компетенции педагогов в сфере обновления организации в работе с детьми дошкольного возраста.

Ознакомление детей дошкольного возраста с миром финансов с недавних пор стало актуальной социальной проблемой.

Замечают родители и педагоги, что дети не знают цену деньгам, и откуда они берутся, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков, что часто становится причиной конфликтов в детско-родительских отношениях.

Сказка занимает особое место в жизни ребенка и несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Принимая на себя роль сказочного героя, ребёнок решает его финансовые трудности, что даёт ему возможность в будущем спроецировать подобную ситуацию в жизни и найти выход без особого труда. Сказки демонстрируют вековой финансовый опыт народа, и помогают воспитывать в детях хозяйственность, трудолюбие, бережливость, расчётливость и многое другое.

 Сказка – это самая интересная и увлекательная форма познания действительности. Совместное чтение сближает взрослого и ребёнка, через сказку взрослый поможет разобраться ребёнку в тех случаях, когда он что-то сам не понимает.

Чтобы ввести ребёнка в проблему экономического воспитания посредством сказки я поставила перед собой Цель – изучить возможности сказки в обучении азам финансовой грамотности и формировании экономических представлений.

     В соответствии с целью были поставлены задачи:

  1. Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую экономическую сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.
  2. Разработать систему использования сказок с целью экономического образования старших дошкольников.

Реализация одной из задач предполагала исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, сказки народов мира, авторские), что позволило отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения, как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания. 

Сказки имеющие элементы финансового содержания, которые включены в мою картотеку:



  1. Сказки, отражающие труд:

«Петушок и бобовое зернышко», «Федорино горе» К. И. Чуковский, «Хаврошечка», «Сказка о попе и его работнике Балде» А. С. Пушкин, «Морозко», «Мужик и медведь».

В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний), выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда. Дети знакомятся с понятиями награда, расплата, убытки.

Формирование представлений о цепочке связей в трудовой деятельности, значение ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда, на примере, сказки «Петушок и бобовое зернышко». В ходе беседы дети приходят к выводу: что с петушком случилась беда, но в результате труда курочки, хозяйки, коровы, хозяина, кузнеца получился продукт – масло, которое помогло петушку. Доброта и взаимопонимание спасли петушка.

Сказка «Морозко», задайте вопрос: «Почему старикова дочь возвратилась с прибылью, а мачехина дочка – с убытками?», который заставляет задуматься над такими качествами, как трудолюбие, высказывать осуждение ленивицы, поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность.

  1. Сказки о потребностях и возможностях:

«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин

Русские народные сказки: «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила», англ. сказка «Три поросенка», В. Г Сутеев «Мешок яблок», К. И. Чуковский «Телефон».

С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные, дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями долг, обязанности.)

Например: произведение К. И. Чуковского «Телефон», используйте наглядно – иллюстративный материал (карточки с изображением потребностей человека). После чтения произведения, задайте детям вопросы:

- Что попросил слон? (после ответа детей, один ребенок выкладывает на доске карточку с нарисованной плиткой шоколада)

- Что попросил крокодил? (ребенок выкладывает карточку с нарисованными калошами) и т. д.

- А что бы попросили вы, ребята?

Слушая ответы детей, придете к выводу, что все желания, высказанные героями сказки и детьми, можно назвать одним словом – потребности. 

  1. Сказки о бартере:

«Лисичка со скалочкой», «Дудочка и кувшин» В. Катаев,

«Выгодное дело» Братья Гримм

  1. Сказки о деньгах:

«Муха Цокотуха» К. Чуковский

«Огниво» Г. Х. Андерсен.

Сказки о купле – продаже:

«Мальчик с пальчик» Ш. Перро, «Чудесная рубашка» А. Н. Афанасьева, «Аленький цветочек» С.Т. Аксаков.

Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «расходы», «выгода», «обмен», «реклама»: К. И. Чуковский «Муха - Цокотуха», Ш. Перро «Кот в сапогах», грузинская сказка «Чужие деньги», С. Михалков «Как старик корову продавал». Эти сказки формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие, расчетливость, практичность, предприимчивость.

  1. Сказки о рекламе:

«Новое платье короля» Г. Х. Андерсен, «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Как старик корову продавал» С. Михайлов, народная сказка: «Лиса и козёл».

В своей работе я использую такие книги, как «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом» Л. В. Конышевой, книги Елены Ульевой «Откуда берутся деньги?», «История монетки».

  Данные методические материалы могут быть использованы для партнерского взаимодействия взрослых и детей (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, чтения художественной литературы), а также для свободной самостоятельной деятельности самих детей. Так же в своей работе с детьми я использую пословицы, поговорки, стихи и загадки.

Работа по развитию финансовой грамотности дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «финансового» воспитания ребенка это идею о взаимосвязи общего стиля воспитания и частных вопросов.

Свой первый экономический опыт ребенок получает в семье и экономические представления дошкольников формируются на основе наглядных примеров значимых взрослых. Поэтому работа по воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей.

При планировании мероприятий с семьями стараюсь создать условия, которые помогут заинтересовать всех родителей и успешно включится в работу.

Запланированные мероприятия с родителями имеют различную форму: консультации, буклеты, анкетирование и круглый стол. Основной целью взаимодействия педагога с родителями является создание содружества «родители – дети – педагоги», где все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

Совместная работа педагога с родителями приводит к положительным результатам

-Дети приобретают финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;

- У детей сформированы представления об экономических понятиях: труд, орудие труда, продукт труда, заработная плата, деньги, ценности (материальные и духовные);

- Развита диалогическая форма речи, умение высказывать свою точку зрения;

- Сформирован навык построения фразы, грамматически правильного построения предложения;

- Воспитана любознательность; умения находить разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи

Таким образом, введение в образовательный процесс финансовой грамотности посредством сказки позволяет осуществлять тесную связь гражданского, нравственного, трудового и экономического воспитания, что способствует становлению ценностных жизненных ориентиров в дошкольном возрасте.

Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.