Проверь подлинность!

Ф.И.О автора: Чугунова Лариса Николаевна

Статус/Должность: Музыкальный руководитель

Город/Населенный пункт: Челябинская область, г. Верхний Уфалей

Дата публикации: 08.12.2023


Игра на детских народных инструментах как средство развития творческих способностей

Аннотация: Данная статья посвящена вопросу реализации художественных потребностей детей в процессе музицирования на народных инструментах, развитию активной творческой деятельности детей.

Важное место в жизни любого человека занимает музыка. В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира.

 

 

К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием вторжения рыночных механизмов встало на путь упрощения. Ребенок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей. Затруднения, возникающие у детей при восприятии серьёзной музыки, во многом объясняются отсутствием у них первоначального музыкального опыта, несформированностью эмоционально-слуховых представлений, что сказывается духовном развитии личности.

Думаю этого можно избежать, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах.

Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребенка были звуковые игрушки — трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т.д. Они развивали у детей координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем — интерес к музыкальной деятельности. Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывали» его насквозь.  Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность.

Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них приносят детям радость, создавая предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки.В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Этот вид музыкальной деятельности детей способствует становлению и развитию волевых качеств: выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости; совершенствованию психических процессов - памяти, внимания, восприятия, образного и словесно-логического мышления. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами обогащает активный словарь детей, развивает их речь; укрепляется и совершенствуется мелкая моторика пальцев рук. У детей развиваются музыкально-сенсорные способности, тембровый, регистровый, гармонический слух, чувство ритма, умения вслушиваться в многоголосную фактуру произведения.

Музицирование позволяет развивать чувство взаимопомощи и внимания к действиям товарищей; активизирует всех детей, способствуя координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.Игра на музыкальных инструментах расширяет чувственно эмоциональный опыт ребенка. Неповторимое звучание каждого инструмента вызывает у детей определенные чувства и ощущения. Нередко эти чувства воплощаются в придуманные образы. Игра на музыкальных инструментах ценна и тем, что может применяться как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка – это ежедневные игры, занятия. Они отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив. Игра на них предполагает овладение детьми навыками различной степени сложности - начиная от непроизвольных помахиваний, постукиваний погремушками, бубенцами до игры мелодий знакомых песен с запоминанием расположения звуков на клавишах, струнах.



         С помощью народного инструмента ребенок не только может проявлять свои эмоции, но и управлять ими. Он подсознательно чувствует, какие звуки, тембры, созвучия ему нравятся, и никогда не возьмет в руки тот музыкальный инструмент, который будет его раздражать.

В быту народа, в различных культовых обрядах музыкальные инструменты часто применялись как эмоционально воздействующие. Например, трещотки, свистки использовались для привлечения или отпугивания птиц, зверей, ими отгоняли («злые силы» и стремились призвать «добрые»). Эмоциональное воздействие музыкального инструмента усиливается, когда ребенок, взяв его в руки, как бы ощущает дыхание времени, истории развития культуры своего народа.  Играя на народном музыкальном инструменте, он входит в особый мир эмоциональных переживаний, в котором рождаются образы, навеянные звучанием, историей бытования данного инструмента.

Народные музыкальные инструменты выступают также в роли источников информации: слушая звучание инструментов, дети знакомятся с историей их создания, сочиняя музыку, дети постигают культуру своего народа, находясь в её «поле», ощущают себя ее звеньями. Дополнительную информацию дают названия инструментов, например, шаркунок (от слова «шаркать»), копытца (звучание инструмента имитирует стук копыт), звонница (от слова «звон»), жалейка (от слова «жалеть») рожок (часть этого инструмента сделана из рога животного). Играя на инструменте с понятным названием, ребенок подсознательно вкладывает больше своей энергии, умения и фантазии.

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив.   Детей побуждают прислушиваться к своей игре и игре партнеров, слушать фортепианную партию и не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.

Таким образом, музицирование на народных инструментах позволяет решать, как задачи музыкального воспитания и обучения, так и задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста. Результаты работы показали, что у детей произошли существенные изменения в сформированности как музыкально-сенсорных способностей, так и исполнительских умений игры на музыкальных инструментах; сформировались навыки звукового анализа палитры музыкальных инструментов, навыки в создании несложных аранжировок музыкальных произведений. Дети научились самостоятельно подбирать для конкретной мелодии наиболее подходящий инструмент и тип инструментального сопровождения.

Музицирование позволило развить у детей чувство взаимопомощи и внимания к действиям товарищей; способствовало развитию координации музыкального мышления и двигательных функций организма, фантазии, музыкального вкуса, научило понимать и любить музыку.

Показательным является момент, когда дети, музицуруя на детских музыкальных инструментах, с большим удовольствием и радостью принимают участие в музыкальных концертах, праздниках, проводимых в детском саду.

Список литературы

1. Костина Э. П. «Камертон» - программа музыкального образования дошкольного и раннего школьного возраста. М., Просвещение, 2008.

2. Рытов Д. А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Русские народные инструменты. Владос Москва гуманитарный издательский центр,2001.
3. Тютюнникова В. А. Приобщение детей к истокам русского народного творчества в процессе обучения игре на народных инструментах // Молодой ученый. — 2018. — №13.1 https://moluch.ru/archive/199/49151/

Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.