Проверь подлинность!

Ф.И.О автора: Смирнова Валентина Михайловна

Статус/Должность: Воспитатель

Город/Населенный пункт: г. Кизляр, республика Дагестан

Дата публикации: 25.11.2023


Индивидуальный образовательный маршрут для мотивированного ребенка ср.группы

Имя: _____________

Возраст ребенка 4 года (средняя группа)

Направление одарённости: интеллектуальное развитие; «Познавательное развитие», раздел: «Формирование целостной картины    мира. Предметное и социальное окружение, ознакомление с природой.» 

 

Цель: разработки индивидуального маршрута; развивать речевое и слуховое внимание, мышление, активизировать словарь память; закреплять правильное произношение звуков; формирование умения устанавливать простейшие связи между предметами, учить делать выводы.

 

 

Периодичность занятий – 1 раз в неделю, с сентября 2023 по май2024гг.

Длительность занятия – 20 минут.

 

Результаты индивидуальной работы: результативное участие в конкурсах различных уровней; тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.

 

Сентябрь 

Тема: «Ближайшее окружение

 

Цель: развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память;

  • стимулировать познавательные процессы.

 

Дидактическая игра: «Чудесный мешочек».

 

Материал: 10-15 предметов, различных по назначению, признакам и форме (муляжи овощей, игрушки-инструменты, кубики строительного материала и т. п.).

Задание:

1) Выбери любой предмет из мешочка. Назови, что это за предмет, для чего предназначен (где применяется).

2) Опиши его (какой предмет: твердый, мягкий, из какого материала сделан и т. д.).

 

Дидактическая задача: «Что в корзинку мы берем.»

 

Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Научить различать плоды по месту их выращивания.

Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а также корзинок.

 

Дидактическая задача: «Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

 Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

 

Дидактическая игра: «Похож – не похож.»

Цель: Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

Игровые правила. Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство.

 

Октябрь

Тема: «Овощи, фрукты.»

 

Цель: Расширять представления детей о фруктах и овощах; продолжать учить различать их по внешнему виду; устанавливать причинно–следственные связи на примере образования плода.

 

Дидактическая игра «Собери урожай».

Материал: корзинки разной формы (цвета), предметные картинки с изображением овощей и фруктов (груша, слива, яблоко, помидор, огурец, свекла).

Задания:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть корзинки и предметные картинки. Затем предлагает собрать урожай так, чтобы в одной корзинке были фрукты, а в другой - овощи.

 

Дидактическая игра «В борщ или в компот.»

Цель: учить классифицировать овощи и фрукты, знакомить со спецификой приготовления борща и компота. Развивать речь и память.

 Игровые правила: На доске или мольберте выставлены картинки «кастрюля» и «банка». Ребенок, называя картинку, помещает ее соответственно либо «в борщ» (в кастрюлю), либо «в компот» (в «банку»).

 

Игра: "Вершки - корешки"

 Игра представлена карточками с изображениями корнеплода и листьев (ботвы) этих растений. Необходимо составить пару: каждому корнеплоду подобрать соответствующие листья.

 

Игра: "Подбери по цвету."

В этом пособии нужно подобрать каждому овощу цвет и положить на соответствующее поле.

 

Игра: "Подбери по форме"

В игре нужно соотнести форму овоща с геометрической фигурой.

 

 Игра: "Собери картинку"

В этой игре необходимо из кусочков составить целую картинку по принципы пазлов.



Ноябрь

Тема: «Семья, семейный быт, традиции.»

 

Цель: Уточнить знания детей о родственных связях; воспитывать любовь и уважения к своим близким, культуру поведения; развивать речь.

 

Д/И «Семейная фотография».

 

Материал: сюжетная картинка, где изображена семья (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра), или фотография семьи (семейный праздник, туристический поход и т. п.).

Задание: 1) Покажи на картинке детей (дай им имена).

2) Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама.)

3) Чем вы любите заниматься всей семьей?

4) Какой у тебя самый любимый праздник?

5) Почему? И т. П

 

Дидактическая игра: «Кто главный.»

Цель: Способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.                                                                                                                

Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.                                                                                                     

  Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку назвать членов своей семьи и назвать: кто, чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Ребенок называют, кто главный в семье и почему он так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.    

Загадки: «Кто прячется за дверью.»

 

Задачи: совершенствовать умение отгадывать загадки; обогащать словарь по теме «Семья».

Ход игры №1: педагог загадывает загадку, ребенок называет ответ и, открывая окошки на полотне, ищет соответствующую картинку, отвечая, почему выбрал именно ее.

Ход игры №2: ребенок выбирает нужную картинку, объясняя свой выбор и помещает ее в нужное окошко на полотне.

 

  1. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед-

Мой родной, любимый …дед.

  1. Кто любить не устает,

пироги для печет,

Вкусные оладушки?

Это наша… бабушка

  1. Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

-всех милее наша… мама

  1. Фотография стоит

В золоченной рамочке,

Чей взгляд солнцем согревает?

Взгляд любимой …мамочки

  1. Кто не в шутку, а всерьез

Нас забить научит –гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика, упав, не ныть?

И коленку, расцарапав,

Не реветь? Конечно…папа

  1. Я у мамы не один,

У нее еще есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он старший …брат

 

Дидактическая игра: «Моя семья - самая…»

Задачи: пополнить словарь детей определениями, характеризующие семью;

продолжать учить проводить аналитико-синтезирующую работу.

Ход игры: ребенок на полотне выкладывает картинки, условно обозначающие членов своей семьи и отвечают на вопросы: -Какая у тебя семья?

-Моя семья самая веселая (дружная, трудолюбивая, читающая, любит путешествовать, спортивная), потому, что…

 

Декабрь

Тема: «Родной город, село, деревня.»

 

Цель: Закреплять знания детей о название родного города, села, деревне, знакомить с его достопримечательностями. Находить различия между городом и деревней. Воспитывать чувство гордости за свой город.

 

Д/И «Город-деревня».

 

Материал: сюжетные картинки с изображением города и деревни.

Задание: Вопросы. Рассмотри картинки.

- Чем отличается город от деревни?

- Как называется город, в котором мы живем?

- Как называется улица, на которой ты живешь?

- Есть ли у тебя в городе, деревне любимое место куда ты любишь ходить? Расскажи о нем.

 

Дидактическое упражнение «Родной город, село, деревня».

Материал: иллюстрации достопримечательностей города, села, деревни.

Задания: Вопросы.

- Назови город, деревню в котором ты живешь.

- Как называется улица, на которой ты живешь?

- Рассмотри фотографии достопримечательностей нашего города, села, деревни.

- Тебе известны эти места? и т. д.

 

Дидактическая игра: «Кто подберет больше слов»

Цель: Формировать быструю реакцию на слово. Развивать умение быстро подбирать подходящие по смыслу слова. Закреплять знания о родном селе, городе.

Содержание игры: Воспитатель называет существительное, дети подбирают подходящие по смыслу определения (прилагательные).

Довольное - красивое, любимое.

Улица – широкая, длинная, шумная, праздничная.

Дом – большой, высотный, многоэтажный, красивый.

Дидактическая игра«Кто трудится в родном селе

Цель: Систематизировать и обобщать знания о профессиях родного села. Развивать умение различать профессии, находить на фотографии здание, где трудятся люди данной профессии. Развивать способность к умозаключениям, суждениям. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Дидактический материал: Фотографии социальных объектов села (школа, банк, почта, милиция, аптека, поликлиника, больница, магазин, детский сад, швейное ателье, вокзал, картинки с изображением инструментов труда, картинки с изображением представителей разных профессий.

 

 

Январь

 

Тема: «Профессии.»

 

Цель: Уточнить и расширить представления детей о профессиях людей. Воспитывать уважение к людям любых профессий.


Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Материал: сюжетные картинки с изображением, людей различных профессий (воспитатель, повар, врач, водитель, милиционер, пожарный, портной, учитель, парикмахер, строитель). Картинки с изображением профессиональных принадлежностей.

Задание: Вопросы:

- Назови, кто изображен на картинках?

- Что делает врач?

- Что нужно врачу для работы?

- Каким должен быть врач?

- А милиционер?

- Кем ты хотел бы стать, когда вырастешь?

И т. п.

 

1.Беседы по темам: 

«Сколько профессий может освоить человек?»,

«Что определяет название профессии?»,

«Почему человек стремится овладеть профессией?»,

«Какая профессия самая лучшая? Почему?»,

«Кем я мечтаю быть? Чему я для этого я должен научиться?».

 

  1. Обсуждение тем: 

«Какие профессии называют женскими? Мужскими?»,

«Случается ли, что женщины овладевают мужской профессией, а мужчины – женской?».

 

  1. Вывод, к которому подводит педагог: главное – любить и хорошо знать свое дело.

 

Дидактическая игра: «Назови одним словом».

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Материал: картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т. д.

Ход игры: сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение.

 

Февраль

Тема: «Дикие и домашние животные.»

 

Цель: Закрепить знания детей о домашних и диких животных (как выглядят, что едят). Развивать умение выделять признаки сходства и различия и выражать их в речи.

 

Дидактическая игра «Охотник и пастух».

Материал: изображения пастуха и охотника на фланелеграфе. Предметные картинки с изображением домашних и диких животных (корова, коза, лошадь, свинья, собака, курица, кошка, кролик, овца, заяц, медведь, волк, лиса, еж, белка). Картинки, на которых изображено, чем питаются животные (рыба, грибы, ягоды, мышь, орехи и т. д.).

задания:

Воспитатель на фланелеграфе с одной стороны помещает картинку с изображением охотника, на другой - пастуха. Предлагает ребенку назвать, кто это.

Задает уточняющие вопросы.

- Кто такой охотник?

- Кто такой пастух?

Затем просит ребенка рассмотреть предметные картинки с изображением животных и разместить их так, чтобы рядом с охотником оказались все дикие животные, а рядом с пастухом - домашние. После того как ребенок все сделает, воспитатель просит покормить животных.

 

Дидактическая игра: «Кто какую пользу приносит?»

Цель: расширение и уточнение представлений о домашних животных. Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, памяти. Совершенствование синтаксического строя речи, умения строить простые предложения из 3-4 слов.

Ход игры: воспитатель приглашает ребенка к магнитной доске, на которой закреплены плоскостные изображения.

Воспитатель. Посмотрите внимательно на доску. Спросить, кого и что ребенок видит на картинке?

Ребенок: Корову, собаку, кошку, козу, дом, мышку, коробку молока, клубочек шерсти.

Воспитатель. А какую пользу приносит человеку каждое из домашних животных, соедини линией животное с одним из предметов и расскажете, почему вы так сделали.

Ребенок берет фломастер и проводит линии от фигурки животного к одному из предметов.

 

Март

Тема: «Деревья, комнатные растения, цветы.»

 

Цель: учить детей классифицировать: комнатные растения, цветы, деревья; различать по внешнему виду.

 

Дидактическая игра:«Заполни клетки правильно».

Материал: игровое поле (большие три квадрата). Предметные картинки с изображением деревьев (тополь, береза, клен, ель, рябина); цветов (одуванчик, ромашка, колокольчик); комнатных растений (аспидистра, бегония, примула).

Задания: Воспитатель предлагает ребенку игровое поле (с символами: дерево, комнатное растение, луговые или полевые цветы) и просит разложить - все картинки по квадратам, соответственно их принадлежности.

 

Дидактическая задача: «С какой ветки детки?»

 Цель: закреплять знания о листьях и плодах, деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.

Ход игры: Ребенок рассматривают листья деревьев и кустарников, называет их. Ребенок подбирает к каждому листу соответствующий плод.

 

Дидактическая игра: «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Цель: Запомнить расположение, найти изменения в их расположении.
Игровые действия: Поиски изменений в расположении растений.
Правило: Смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.
Оборудование:4-5растений.
Ход игры. Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Воспитатель просит рассмотреть и запомнить расположение растений, закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами. «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, какие растения переставлены? Покажите, где они стояли раньше?

 

Дидактическая игра: «НАЙДИ, О ЧЕМ РАССКАЖУ»

Цели: Найти растение по описанию взрослого.
Игровые действия. Угадывание растений по загадке-описанию.
Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать.
Ход игры. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в группе. Ребенок должен найти его по описанию, а если оно им знакомо, то назвать.
При описании следует использовать общепринятые термины: форма листа, окраска цветов и т.д.

 

Апрель

Тема: «Гуманное отношение к природе.»

 

Цель: воспитывать гуманное отношение к растениям, животным; развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память.

 

Беседа по сюжетным картинкам.

Материал: различные сюжетные картинки: дети готовят кормушки, ребенок кормит собаку, ребенок рвет цветы, привал в походе и т. п.

Задания:

Воспитатель просит внимательно рассмотреть картинки и рассказать, кто поступает правильно, кто неверно. Интересуется, любит ли ребенок наблюдать за растениями и животными. Почему? И т. п.

 

Дидактическая задача: «Природа и человек»

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит беседу, в процессе которой уточняет знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос.

 

Дидактическая задача: «Выбери нужное»

 Цель: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а ребенок должен выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.

 

Дидактическая задача: «Береги природу.»

Цель: закреплять знания об охране объектов природы.

Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и ребенок должен рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

 

Дидактическая игра: «Кому нужны эти предметы».

Материалы: Весы, товар, прилавок (для продавца).

Ножницы, ткань, швейная машинка (для портнихи).

Половник, кастрюля, продукты (для повара).

Шины, автобус, руль (для шофера).

Шприц, вата, бинт (для врача).

Кирпичи, цемент, мастерок (для строителя).

Краска, кисть, ведро (для маляра).

 

Май

Тема: «Сказки»

Цель: развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам.

Словесно-дидактическая игра по сказке «Курочка Ряба»

Дидактическая задача: Развивать речевую активность, отрабатывать вопросительную интонацию, упражнять в правильном звукопроизношении.

Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы.

Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает ребенку поиграть. Воспитатель надевает ребенку шапочку и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:

- Курочка Ряба, куда ты пошла?

- На речку.

- Курочка Ряба, зачем ты пошла?

- За водичкой.

- Курочка Ряба, зачем тебе водичка?

- Цыпляток поить.

- Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?

- Пи-пи-пи-пи!

 

Дидактическая игра: «Узнай героя сказки по описанию.»

 

Цель: Воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку.

 

«Плотник, работник, хлебороб, мореход, стрелец, кузнец, певец»
        Сказка «Семь Симеонов – семь работников»

«Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Под косой месяц, на каждой волосинке по жемчужине».
         Елена Прекрасная              

  Сказка «Семь Симеонов – семь работников»

«…Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки – то какие красивые, и гребень – то какой – то красный, и голос – то какой звонкий!»
          Петух                                    

Сказка «Петух да собака»

Была лягушкой, обернулась белой лебедью.
           Василиса Премудрая         

Сказка: «Царевна – лягушка.»

 

Игра: «Расскажи сказку по иллюстрациям» 

Цель Побуждать ребенка к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения.
Ребенок раскладывает картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.

 

«Разукрась героя сказки» 

Цель: совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развитие творческого начала, мелкую мускулатуру пальцев рук.

Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.