Ф.И.О автора: Мукалян Майрам Аликовна
Статус/Должность: Воспитатель
Город/Населенный пункт: Краснодарский край, Туапсинский район, п.Октябрьский
Дата публикации: 17.11.2023
"Финансовая грамотность дошкольника"
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2023г. – май 2024 г.)
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители. Возраст детей: 5 – 6 лет.
Актуальность
Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Содержание проекта, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Постановка проблемы: Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена.
Цель проекта: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи проекта:
- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Этапы проекта:
1этап – Организационный:
- изучение методической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта;
- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансовая грамотность дошкольника»;
- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике;
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
- создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический:
Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3этап – Заключительный:
Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально- познавательной игры «Путешествие по стране Экономика» Предполагаемые результаты:
- Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;
- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей;
- Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Список использованных литературных источников
- Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. №4. с.55.
- Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. №4. с.103.
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. №7. с.8.
- Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., – 48 с.: ил.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», – 176с
- Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
- Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128
План мероприятий проекта
Месяц тематика мероприятия |
Цели, задачи |
Работа с родителями |
Подпись |
Сентябрь. Тема месяца: «Деньги – для чего они нужны?» Интегрированная образовательная деятельность Тема: «Путешествие в прошлое денег» |
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Задачи: 1. расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; 2. развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; 3. воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность. |
Анкетирование родителей « Мой и ребенок и финансовая грамотность» |
|
Октябрь Тема месяца: «Профессии», «Для чего люди ходят на работу?» Интегрированная образовательная деятельность Тема: «В мире профессий |
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Задачи: 1.знакомство детей с различными профессиями; 2. развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; 3.воспитывать культуру речевого общения; формировать умение широко |
Консультация «Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах» |
|
|
и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях |
|
|
Ноябрь Тема месяца: «Доходы и расходы» Интегрированная образовательная деятельность Тема: «В гостях у Барбоскиных» |
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Задачи: 1. дать детям понятие о том, что деньги нужно зарабатывать, а затем их можно тратить; 2. активизировать словарь за счёт таких терминов, как «покупка», «доход», «зарплата», «расходы»; 3. воспитывать нравственные понятия, чувство сострадания, желание помочь |
Буклет «Как можно сэкономить деньги в семье» |
|
Декабрь Квест-игра Тема месяца: «Семейный бюджет» Интегрированная образовательная деятельность Тема: «Наша семья» |
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Задачи: 1) дать детям понятие о том, что деньги нужно зарабатывать, а затем их можно тратить; 2) активизировать словарь за счёт таких терминов, как «семейный бюджет», «доход», «зарплата», «расходы», «копилка»; 3) воспитывать нравственные понятия чувство уважения к труду, бережное отношение к покупкам, игрушкам, вещам |
«Копилка своими руками» Совместная работа детей и родителей |
|
Январь Тема месяца: «Магазин», «Цена» Интегрированная образовательная деятельность Тема: «В магазине» |
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Задачи: 1) дать детям понятие о том, что в магазине есть различные товары; 2) активизировать словарь за счёт таких терминов, как «цена», «покупка», «чек», «касса», «покупатели»; 3) воспитывать нравственные понятия, чувство уважения к труду продавца, бережное отношение к покупкам |
Консультация «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста» |
|
Февраль Квест-игра Тема месяца: «Товары и услуги» Интегрированная образовательная деятельность Тема: «Город» |
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Задачи: 1.расширить знания детей о товарах и услугах; 2.развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; 3.воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость |
Консультация « Зачем ребенку нужна финансовая грамотность» |
|
Март Тема месяца: «Реклама», «Необходимые и желаемые траты», «Финансовые ловушки» Интегрированная |
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Задачи: 1. расширить знания детей |
Консультация «Практические советы родителям по финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» |
|
образовательная деятельность Тема: «В мире рекламы» |
о рекламе, ее значении; 2. развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; 3. помочь детям осознать, что в жизни не все, как в сказке, что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить можно многое, но не все; формировать у детей понятия «хочу», «надо». |
|
|
Апрель Квест-игра Тема месяца: «Где хранят деньги?», «Банк», «Сбережения и накопления» Интегрированная образовательная деятельность Тема: «Приключения Буратино» |
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Задачи: 1. расширить знания детей о банке, для чего он нужен людям; 2. развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; 3. уточнить понятия «сбережения», «накопления» |
Викторина с родителями « По дорогам финансовой грамотности» |
|
Май Тема месяца: «Азбука финансов» Итоговая игровая деятельность Тема: «Страна экономика» |
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Задачи: 1. закрепить и систематизировать полученные в течение года знания; 2. развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; 3. уточнить различные экономические понятия |
Деловая игра « Финансовая грамотность дошкольников» |
|