Проверь подлинность!

Ф.И.О автора: Лобанова Ольга Валентиновна

Статус/Должность: Воспитатель

Город/Населенный пункт: г.Вельск

Дата публикации: 07.09.2023


"Формы работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста"

    В своей работе по речевому развитию дошкольников использую «Методику развития речи детей дошкольного возраста» под редакцией О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной. В нее входит программа по развитию речи для каждой возрастной группы, разработки занятий по развитию речи, разработки занятий по ознакомлению дошкольников с литературой, а также комплекты сюжетных картин.

Задачи:

- формировать у детей умения пользоваться краткой и развернутой формой высказывания;

- формировать умение самостоятельно составлять разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение), соблюдая при этом логику изложения, используя художественные средства выразительности;

- развивать умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, загадки и т.п.;

- развивать звуковую культуру речи.

В своей работе использую следующие методы:

- наглядные;

- словесные;

-практические.

Работу по речевому развитию детей организую следующим образом:

Составление описательных рассказов.

Опыт работы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. В обучении детей рассказыванию использую специфические приемы, назначение которых – получить от ребенка связное высказывание, монолог. Это - образец рассказа, план рассказа, схемы, коллективное составление рассказа, подсказ словом и предложением, оценка рассказа.

Составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

В процессе обучения рассказыванию, у детей формируется умение связно описывать изображенное, расширяется словарь, формируется грамматический строй речи.

В своей работе использую как сюжетные картины, где персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом: «Собака со щенятами», «На полянке»; так и предметные.

В группе собраны наборы сюжетных картин по темам «Весна», «Зима», «Птицы», «Животные» и другие.

Развитие речи посредством художественной литературы.

Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В нашей группе оборудован книжный центр, в котором находятся детские книги, хрестоматии, серии картинок по сказкам для пересказывания. Подобрала и систематизировала дидактические и настольно-печатные игры. Разработала конспекты занятий. В книжном уголке устраиваем тематические выставки: «Русские народные сказки», «Здравствуй Новый год». Так же проводим речевые викторины, конкурсы по сказкам. На праздниках детям доставляет огромное удовольствие общение со сказочными персонажами.

Развитие речи детей средствами дидактической игры.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством развития речи у детей. Игра учит детей общаться и понимать других людей. Сейчас очень большой выбор дидактических игр в продаже, они очень хорошо оформлены и дети с удовольствием в них играют. Нами были приобретены готовые дидактические игры для развития речи: «Транспорт», «Домино», «Парные картинки», «Мой дом» и другие. Изготовила дидактические игры такие как «Лото», «Магазин». Составила картотеку словесных речевых игр и упражнений.

Для выбора дидактических игр учитываю возрастные особенности детей, уровень их индивидуальной подготовленности.

Экскурсии – одна из форм воспитательно-образовательной работы с детьми.

Целью экскурсии является уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, расширение представлений об окружающем мире.

Первые экскурсии начинаю организовывать с трехлетнего возраста детей в соседние группы, на соседний участок, на кухню, в медицинский кабинет. Дети растут и экскурсии становятся более познавательными: магазин, почта, библиотека, школа. Наши дети – постоянные гости в историко-художественном музее нашего города.

Дети с большим удовольствием ходят на экскурсии, делятся с родителями своими новыми знаниями и яркими впечатлениями. Развивается связная речь детей.

Хорошим помощником для повышения речевой активности детей служит сюжетно-ролевая игра. Поэтому большое внимание уделяется созданию игровых центров. Изготовлено оборудование для сюжетно-ролевых игр, декораций, сшиты костюмы. Большую часть оборудования для игр комплектуется по коробкам, где есть надпись с названием игры и картинка, обозначающая ее тематику, что позволяет детям выбрать игру по своим интересам.

Сюжетно-ролевую игру осуществляю в два этапа:

1 этап – подготовительная работа (экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры и другое);

2 этап – непосредственно сама игра.

Результат работы – пополняется словарный запас детей, речь носит активный и ролевой характер.

Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересней, содержательней, наполненной яркими впечатлениями. Речь детей становится образной, выразительной. В нашей группе имеется богатый материал для театрализованных игр: это различные виды театров (платочный, пальчиковый, настольный, театр на прищепках, перчаточный, театр ложек, фланелеграф и другие); реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: ширма для кукольного театра, костюмы и маски для детей. Для родителей постоянно разыгрываем целые представления, где артисты – наши дети. Театрализованные игры способствуют усвоение речевого общения детей.

Все знают, что развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики рук.

В.А. Сухомлинский пишет: «Источники способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Существуют несколько эффективных способов развития мелкой моторики:

1. Игры с мелкими предметами.

От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. В группе создали уголок сенсорики. В нем подобраны игры, пособия на развитие мелкой моторики пальцев рук. Работая с мелкими деталями конструктора, шнуровками, мозаиками дети развивают мелкую мускулатуру пальцев рук, а значит, развивают речь, воображение, творческую активность.

2. Пальчиковые игры.

В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Делается это в форме массажа, поглаживания и упражнений для пальцев. Сопровождаем чтением стихов, потешек. Ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет задания.

3. Художественное творчество.

Уникальное средство для развития мелкой моторики. В распоряжении детей находятся средства изобразительной деятельности (мелки, карандаши, фломастеры,

цветная бумага и другие). Особое внимание уделяется раскрашиванию рисунков. Для этого используем альбомы для раскрашивания и заготовки.

Лепка необходима для развития мелкой моторики. В своей работе для лепки с детьми использую пластилин, соленое тесто, глину, составление узоров из семян, ракушек.

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи. Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Конечно основной вид музыкальной деятельности, связанный с развитием речи – это пение. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов. Музыкально-дидактические игры такие, как «На каком инструменте играю?», «Угадай, что звучит?», способствуют развитию фонетико-фонематического слуха. Нашим детям очень нравятся развивающие игры с голосом – это подражающие игры (кашель, чихание, голоса птиц и животных, часики, дождик). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование.

Прогулка – это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи детей. Территория детского сада большая и разнообразная: здесь растут клены, туи, липы, черемуха, сирень. В теплое время года на клумбах множество цветов. Выход на прогулку начинаю со слов: «Обратите внимание, дети, какой сегодня день!». На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свои впечатления словами, а я им в этом помогаю. Рассматриваем листья с разных деревьев, называем их: кленовый, березовый, липовый. Играем на прогулке в речевые игры: «Погода какая?», «Что может делать собака?», «Назови ласково: птица – птичка, кошка – кошечка и т.д.». Таким образом, правильная организация прогулки является действенным средством развития речи детей.

Ребенок успешнее овладеет речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье.

Поэтому очень важным является взаимодействие педагогов с родителями.

Провожу беседы, даю рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц и т.д. Консультации и советы, какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста. Организовываю тематические родительские собрания. Родители активно участвуют в изготовлении пособий: изготовление различных видов театров, театральных костюмов для детей и декораций, масок. С участием родителей создаются речевые альбомы «Копилка слов» (дети вместе с родителями рисуют мягкие, колючие, вкусные слова и т.д.).

Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.