Проверь подлинность!

Автор: Нагиева Севана Джаваншир

Должность: Студентка группы 446к1

Город/Населенный пункт: г. Нижний Новгород

Дата публикации: 06.06.2023


Танграм

Введение

В основу процесса обучения в современной школе положена концепция развивающего обучения, согласно которой работа над приобретением и совершенствованием определенных навыков и умений находится в неразрывной связи с всесторонним, универсальным развитием личности ученика, расширением его художественного и общекультурного кругозора, активизацией творческих и познавательных сил.

Каждому педагогу важно стараться строить свою работу таким образом, чтобы максимально развивать познавательную активность ребенка в процессе изучения предмета, так как познание - основа обучения.

Значительный вклад в изучение познавательной активности внесли Г.И. Щукина, А.К. Маркова, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Г. Морозова и другие педагоги и психологи.

Познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

Активизации интереса учащихся способствует создание учителем определенного эмоционального настроя в процессе занятий, пробуждение у школьников желания узнать новое, преодолеть затруднения. Поэтому многие выдающиеся педагоги и психологи особое внимание уделяют проблеме использования на занятиях занимательных заданий (Б.П. Никитин, Е.М. Минский, Д.Б. Эльконин, М.Г. Яновская, Н.В. Шаманская). Ведь именно в выполнении заданий ребенок достигает максимума интеллектуальных переживаний.

Воздействуя на учащихся эмоционально, занимательные задания активизируют мыслительную деятельность обучаемых, позволяют сделать учебный процесс привлекательным, интересным. Используемые на уроках занимательные задания обеспечивают доступность изучения программного материала, развивают смекалку, наблюдательность, следовательно, они являются прекрасным средством развития познавательного интереса, так как усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания.

Уроки музыки призваны облегчать детям сложный путь в мир музыки, учитывая реалии современного мира. Меняются вкусы, пристрастия, музыкальный язык, изменилась вся звуковая атмосфера, в которой растут современные дети. Музыка, которую они слышат вокруг, которую они играют, определяет их музыкальный вкус и формирует духовные склонности. Поэтому так важно раскрыть перед детьми диалектическую взаимосвязь между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, показать и помочь осмыслить развитие традиций и жанров, научить отбирать истинные ценности, которые, несомненно, есть в любом виде музыки.

Решение данной проблемы видится в активном использовании различных видов занимательных заданий на музыкальных занятиях. Воздействуя на учащихся эмоционально, такие игры активизируют мыслительную деятельность обучаемых, позволяют сделать учебный процесс привлекательным, интересным.

Занимательные задания большое влияние оказывают на развитие познавательной деятельности в области музыкального искусства, так как усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания. Это обеспечивает систематическое закрепление и усвоение знаний учащихся, а также устойчивую мотивацию к получению новых знаний.

 

 

Критерии сформированности познавательной активности

школьников

Важное значение для теории и практики обучения имеет определение критериев познавательной активности. Их определение позволило бы учителям в реальной школьной жизни фиксировать, управлять и планировать формирование познавательной активности. Однако отсутствие единой (принятой системы критериев осложняет научную разработку и методику её формирования. В результате учителя-практики оказываются в затруднительном положении при определении активности учащихся на уроке. Одни учителя, присутствующие на уроке, считают, что ученики были активны, и в подтверждение приводят то обстоятельство, что желающих отвечать и во время опроса, и при закреплении было много. Другая часть учителей возражает им, заявляя, что приведенный аргумент не служит показателем познавательной активности. Кто же из них прав, а кто нет? Количество поднятых рук - это, безусловно, важный показатель, но не зная содержания ответов учащихся, трудно судить, какого уровня была активность: репродуктивная или продуктивная, творческая.

 

Характеристика различных видов занимательных заданий

Большое значение в активизации позна­вательной деятельности младшего школь­ника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный про­цесс, помогающие снять усталость и напря­жение на уроке.

Поддержание познавательной активно­сти учащихся в ходе контроля за уровнем знаний — важное условие успешности учебного процесса. Однако известно, что повторное воспроизведение детьми учебно­го материала, будучи важным в плане за­крепления и контроля, снижает интерес к предмету, если проводится дублирующим образом и в форме простого повторения. Оживить опрос и активизировать в процес­се его работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактичес­кого материала — кроссворды.

1.Кроссворд

 Работать с ними можно с первого класса. Первоначально, вводя кроссворды в свою практику, следует объяснить учащим­ся, как их нужно решать. Кроссворд, таит в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, трени­ровки памяти. На уроках кроссворды целесообразны не для проверки общей эрудиции учащих­ся, а для лучшего усвоения ими фактичес­кого материала. Логические задания кроссвордов подби­раются в соответствии с возрастными и пси­хологическими особенностями учащихся. Тематические кроссворды можно ис­пользовать как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися.

2. Загадки

Загадки учат детей говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка. Назначение загадки состоит в выработ­ке у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале — для попол­нения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова, развития слуховой, а позднее зрительной памяти.

Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творчест­ву: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставле­нию), элементов эвристического мышле­ния (способность выдвигать гипотезы, ас­социативность, гибкость, критичность мышления). Процесс отгадывания, по мнению со­временных педагогов, является своеобраз­ной гимнастикой, мобилизующей и трени­рующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисцип­линирует ум, приучая детей к четкой логи­ке, к рассуждению и доказательству. Отга­дывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку — как познавательную творческую задачу.   

                                   

3. Ребусы — это головоломки, в которых вместо слов (их нужно отгадать) поставле­ны знаки: фигуры, нарисованы предметы и т.д. Ребус — это загадка, в которой слово, фраза или текст изображаются комбинацией рисунков, букв, цифр, нотных знаков. В ребусах зашифровываются отдель­ные слова, выразительные пословицы, по­говорки, афоризмы или высказывания зна­менитых людей — писателей, композито­ров, ученых, путешественников. На занятиях по музыке, естественно, следует разгадывать ребу­сы, которые имеют определенную связь с музыкой: либо в их изображении встречаются музыкальные знаки, либо в ответе содержится музыкальный тер­мин, либо имеет место первый, и второй признаки одновременно.

 

4. Задачи в стихах. Рифмованные задачи активизируют работу класса, вносят элемент заниматель­ности, развивают воображение, внимание, мышление. Они помогают учителю прово­дить сюжетные уроки, уроки-сказки; их можно использовать и во внеурочной  работе.

 

5. Чайнворд - Это загадка из цепочки слов, в которой последняя буква является начальной для следующего слова.

 

6. Шарада - деление слова на части, имеющие самостоятельное значение.

 

Для способствования познавательной активности использовались следующие приемы.

Приём 1. Побуждение учащихся к проведению наблюдения, анализа, сопоставления, противопоставления с целью выявления общего и различного в наблюдаемых предметах и явлениях.

Приём 2. Создание таких новых для учеников условий, которые требуют преобразования известных способов действий.

Прием 3. Постановка перед учениками таких практических задач, которые требуют новых способов решения, новых подходов к решению знакомой задачи.

Прием 4. Использование игровых приемов, возникающих при самостоятельном выполнении учениками практических задач

Прием 5. Столкновение учеников с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний. В этом случае ученики должны осознать возможность переноса действия с известной ситуации в новую.

 

Содержание уроков музыки с использованием занимательных заданий для развития познавательной активности младших школьников

 

Тема четверти «Музыка моего народа». Включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентичного, подлинного и стилизованного), духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в различных формах и видах музыкально-исполнительской и творческой (сочинение, импровизации) деятельности школьников.

          Музыка Русской православной церкви как часть отечественной художественной культуры, как «звено» в храмовом синтезе искусств (слово, иконопись, архитектура).

          Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси.

          “Академическая” и “народная” манеры исполнения. Певцы, ансамбли, хоры. Известные исполнители — певцы, инструменталисты, дирижеры, хоры, оркестры.

          Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов.

          Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общность тем, сюжетов, образов, приемов развития.

                                      

4 класс, 1 четверть

Тема урока 1: “Связь музыки народной и композиторской”.

Цель: ознакомление учащихся с образцами народной и классической музыки.

Музыкальный материал: “Камаринская” М.И.Глинки ,песня “Жаворонок” М.И.Глинки.

Наглядный материал: плакат с ребусом “Десять колец”, плакат с кроссвордом “Семь музыкальных инструментов”.

Ход урока:

Учитель: Почти вся русская народная музыка и выросшая из неё музыка русских композиторов, включая балетную, симфоническую и т.д., легко поётся и её хочется петь.

А ведь многие композиторы обращались к народным мелодиям и включали их в свои более крупные произведения. Или же сочиняли музыку похожую на народную. Сейчас мы прослушаем “Камаринскую”. М.И.Глинки.

Слушание: “Камаринская” М.И.Глинки.

Учитель: Какой характер носит эта музыка?

Ответы учащихся: Весёлый, озорной, задорный.

Учитель: “Камаринскую” сочинил народ, а М.И.Глинка включил её в свою оперу “Иван Сусанин”. Тем самым М.И.Глинка подчеркнул взаимосвязь народной музыки и классической. И вот что сказал П.И.Чайковский о музыке Глинки. Давайте попробуем прочитать это в загадке­­-головоломке “Десять колец”.

Приём 1: Побуждение к проведению наблюдения и анализа.

Учитель начав от слога “РУС” и продвигаясь по прямым линиям от кольца к кольцу указкой соединяет слоги. Дети внимательно наблюдают за действием учителя. Это их побуждает к совместному разгадыванию загадки-головоломки. Соединяя слоги, учитель и ученики хором прочитывают фразы. Ученики увлечены процессом разгадывания и с интересом следят, как действия учителя приведут к ответу загадки. В итоге было прочитано следующее: “Русская симфоническая школа… вся (она) в “Камаринской”, подобно тому, как весь дуб в жёлуде”.

Данный приём раскрыл у учащихся интерес к занимательным заданиям. Наблюдение побудило учащихся к дальнейшим разгадыванием заданий занимательного характера.

Ребус “Десять колец”.

Разучивание песни “Жаворонок” М.И.Глинки.

Учитель: У этой песни очень красивая мелодия и эту мелодию можно исполнить на многих музыкальных инструментах. Сейчас мы будем отгадывать кроссворд “Семь музыкальных инструментов” и определим, в исполнении каких музыкальных инструментов эта песня могла бы прозвучать наиболее мягко и напевно.

Использование приёма 2.

На доске вывешен плакат с кроссвордом и вопросами к нему. Сначала учитель попросил детей обратить внимание на вопросы кроссворда и ещё раз прочитал их сам. Учитель подсказал детям, что все музыкальные инструменты им знакомы. Учитель посоветовал обратить внимание на плакат с изображением музыкальных инструментов. Учитель сказал, что ответы, в данном кроссворде, вписываются в горизонтальные ряды и сам выполнил задание под цифрой 1, и вписал в клеточки слово “труба”. По мере отгадывания отдельных вопросов, учащийся поднявший руку, приглашался к доске вписать в горизонтальные клетки ответ. Постепенно выходили шесть учащихся и называли версии ответов. Чьи ответы были верными, тому учитель разрешал вписать в клетки ответ. В итоге весь класс хором назвал слово получившееся по вертикали “Балалайка”. Учитель вписал получившееся слово сам, и в заключении сказал, что кроссворд разгадан верно.

Данный приём был использован на основе имеющихся знаний. Учащимся были знакомы музыкальные инструменты, вид занимательного задания – кроссворд, раннее был учащимся знаком.

 

Кроссворд “Семь музыкальных инструментов”.

Учитель: Ну вот, ребята, кроссворд отгадан, и теперь выберите из отгаданных вами инструментов те, в исполнении которых могла бы прозвучать песня Глинки “Жаворонок”.

Дети выбирают подходящие инструменты и называют их.

Учащиеся: Скрипка, баян, пианино, труба.

Учитель: Конечно, в исполнении этих музыкальных инструментов, мелодия песни “Жаворонок”, прозвучала бы мягко и нежно.

Повторное исполнение песни “Жаворонок” М.И.Глинки.

Итог: Классическая и народная музыка – неразделимы, это подтверждают слова Чайковского, прочитанные в головоломке “Десять колец”.

Учащиеся старались понять изучаемое явление и внимательно следили за действиями учителя при разгадывании загадки “Десять колец”. Внимательно слушали объяснения учителя. При разгадывании кроссворда был виден интерес детей. Выполняемые действия по образцу обосновывали не все учащиеся. Итоговый контроль показал, что не все учащиеся справились с заданием, но смогли исправится. На вопрос учителя, понравилось ли ученикам выполнять такие задания, учащиеся дали положительный ответ.

Вывод: По итогам урока мы замечаем, что у учащихся наблюдается не особо выраженный интерес к решению познавательных задач на основе занимательных заданий, слабое умение обосновать свои действия, выполняемые по образцу, умение выполнять итоговый контроль, и делаем вывод, что у учащихся второй уровень познавательной активности.

 

  Тема урока 2: “Русские народные музыкальные инструменты”

Цель: ознакомление с различными русскими народными музыкальными инструментами.

Музыкальный материал: р.н.п. “Светит месяц”, р.н.п. “Ах вы сени”.

Наглядный материал: Карточки с кроссвордом “Ноты”, карточки с вопросами музыкальной викторины, плакаты с изображением животных играющих на музыкальных инструментах, плакат с занимательным загадкой “Фантастический музыкальный инструмент”, музыкальные инструменты: ложки, бубны, трещотки.

Виды деятельности: исполнение, слушание, игра на музыкальных инструментах, разгадывание занимательных заданий.

Ход урока:

Учитель: На Руси издавна не только сочиняли прекрасные песни, но и очень любили играть на различных музыкальных инструментах. Вы конечно же знаете, что играют произведения, так же как и поют – по нотам. Давайте проведем разминку и вспомним название нот. Сколько всего нот?

Учащиеся: Семь.

Учитель: Попробуйте вписать название нот в горизонтальные ряды, пользуясь “словом-подсказкой”.

Используется Приём 2.

Учащимся розданы карточки с кроссвордом. Учащиеся вспоминают ноты и вписывают в каждую клетку по одной букве так, чтобы можно было прочитать названия нот. Почти все ученики быстро справляются с заданием, и сдают карточки.

Прием действовал на основе уже имеющихся знаний. Учащиеся уже были знакомы с нотами. Способы действия были учащимся известны.

Кроссворд “Ноты”.

Учитель: Мы вспомнили ноты, давайте назовем их по порядку.

Учащиеся называют ноты: До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Учитель: Молодцы. Сейчас я сыграю на аккордеоне мелодию р.н.п. “Светит месяц”, и мы с вами пропоем мелодию нотами под музыку.

Учащиеся поют мелодию нотами.

Учитель: Не у всех музыкальных инструментов есть высота звука. О таких инструментах говорят, что они не имеют звуковысотности.

Сейчас послушайте веселую плясовую песню “Ах вы сени” в исполнении оркестра русских народных инструментах.

Слушание р.н.п. “Ах вы сени”.

Учитель: Прозвучал оркестр. А  теперь я вам назову инструменты которые прозвучали: Баян, балалайка, домра, трещотки, гусли, бубен, ложки. Сейчас мы будем играть на музыкальных инструментах не имеющих звуковысотности, это ложки, трещотки, бубны. Я буду играть мелодию песни “Ах вы сени”, а вы ребята, будите мне аккомпанировать.

Игра на музыкальных инструментах в ансамбле с учителем.

Учитель: А теперь ребята мы поиграем в викторину. На сегодняшнем уроке вы познакомились с музыкальными инструментами. И сейчас мы проверим как вы сумеете ответить на вопросы стихотворной викторины “Народные инструменты”. А еще помогут вам в этом картинки с изображением животных играющих на музыкальных инструментах.

Используется прием 3.

Учащимся были розданы карточки с вопросами в стихотворной форме. В каждой строчке заложен вопрос-загадка. Продолжением каждой строчки является многоточие, куда ученик должен вписать свой ответ. Сначала учитель читает стихотворение-викторину “Народные инструменты”, учащиеся внимательно слушают. После чего ученики читают вопросы и думают над ответами. Ответ пишут рядом с загадкой. После выполнения задания, учитель читает вопрос-загадку, и ответ к ней. Ученики сверяют свои ответы. Данный прием основан на новых формах деятельности. Задание для учащихся было не знакомым, что внесло новшество в систему занимательных заданий, и повысило познавательный уровень учащихся.

 

Стихотворная викторина “Народные инструменты”

1. Этот друг звонко играет……………….(баян)

2. А эти друзья сказителям помогают…..(гусли)

3. Эта подруга звонко бренчит………….(балалайка)

4. А эта пара друг по другу стучит……..(ложки)

5. Эти подружки звонко трещат………...(трещотки)

6. А этот товарищ гремит и звенит……..(бубен).

Учитель: Ребята, а сейчас мы разучим р.н.п. “Ах, вы сени”.

Разучивание песни.

Учитель: Ребята посмотрите на этот фантастический музыкальный инструмент.

Используется Приём 5.

На доске висит плакат с изображением “Фантастического инструмента”. Учащиеся внимательно рассматривают изображение инструмента.

Учитель задаёт наводящий вопрос: Из скольких частей состоит этот инструмент? .

Учащиеся дают ответ: Из трёх.

После чего учитель просит назвать какому музыкальному инструменту принадлежит каждая часть, и есть ли часть от русского народного инструмента. Даётся время на обдумывание. После этого учащиеся поднимают руку и называют части инструмента. Нижняя часть от виолончели, средняя – от гитары, верхняя – от русского народного инструмента – балалайки.

Учитель: Правильно вы определили, что верхняя часть “Фантастического музыкального инструмента” от балалайки. Для сравнения вам помог плакат с изображением медведя играющего на балалайке.

Данный приём основан на столкновении учеников с новыми условиями, куда применили уже знакомые знания о музыкальных инструментах.

Занимательная загадка “Фантастический музыкальный инструмент”.

Итог: На сегодняшнем уроке познакомились с русскими народными инструментами. Учащиеся увлечённо работали над вопросами викторины. Свои действия учащиеся пытались обосновать своими знаниями о полученном  материале на уроке. При контрольной проверке почти все учащиеся убедились в том, что задание выполнено - верно.

Вывод: По итогам урока мы замечаем, что у учащихся наблюдается интерес, увлечённость к занимательным заданиям, умение обосновать свои действия, умение осуществлять итоговый контроль, и делаем вывод, что у учащихся третий уровень познавательной активности (Интерпретирующая).

     

Тема урока 3: “Частушки”.

Цель: ознакомление учащихся с жанром народной песни - частушки.

Музыкальный материал: “Воронежские частушки” - музыка народная, слова В. Викторова. Детские частушки – исполняет фольклорный ансамбль “Игранчики”, “Моршанские страдания” - исполняет В.Собанцева, “Озорные частушки” Р.Щедрина, частушка “Сидит Ваня”.

Наглядный материал: карточки с кроссвордом “Узнай частушку”, плакат с загадкой-игрой “Неделя”, бубны.

          Ход урока:

Учитель: На сегодняшнем уроке мы познакомимся с одним из жанров русской народной песни – частушкой.

Частушка – короткая, чаще всего быстрая песня, в которой может быть много куплетов. Слова в ней часто меняются, в зависимости от того, где, когда и по какому случаю частушка поётся. В наше время старинные, давно сочиненные частушки поются с новым современным текстом.

          Сейчас мы послушаем весёлые, задорные частушки в исполнении детского фольклорного ансамбля “Игранчики”.

Слушание частушек.

Учитель: Какой характер носит мелодия этих частушек?

Учащиеся: Озорной, шутливый, весёлый.

Учитель: Сейчас мы прослушаем ещё раз и подчеркнём задорный ритм хлопками.

Выполнение музыкально – ритмических  движений под музыку.

Учитель: А теперь разучим “Воронежские частушки”. Первый куплет будут запевать мальчики,  второй – девочки, третий – все вместе.

Разучивание частушек.

При исполнении дети могут аккомпанировать себе ударяя в бубны.

Учитель: Не всегда частушки бывают быстрые и весёлые, иногда они бывают медленные и носят грустный характер. Разгадав кроссворд “Угадай частушку”, мы узнаем название вида медленных частушек.

Используется Приём 2.

Детям розданы карточки с кроссвордом и вопросами к нему. Учитель объясняет, что нужно отгадать в горизонтальных рядах названия музыкальных инструментов и названия нот, и тогда в вертикальном выделенном ряду получится название вида медленных частушек. Цифры в клетках соответствуют порядку вопросов. Учащиеся самостоятельно работают над разгадыванием кроссворда. По порядку отвечают на вопросы кроссворда и ответы вписывают в клетки. В итоге по вертикали получается слово – “страдания”. После того как учащиеся выполнили задание, сдают карточки учителю. Учитель просматривает карточки и объявляет учащимся о результатах письменного задания. После чего пишет на доске правильный ответ. Приём действовал на основе имеющихся знаний, способы решений были знакомы.

Кроссворд “Узнай частушку”.

Учитель: Правильно, медленные частушки называют “страданиями”. Название говорит само за себя.

Сейчас мы послушаем “Моршанские страдания” в исполнении Валентины Собанцевой.

Слушание частушек-страданий.

Учитель: Ребята, вы обратили внимание на то, что у этих частушек не быстрый темп и не весёлый характер?

Учащиеся: Да.

Учитель: Частушка не раз встречалась в музыке русских композиторов. Но, пожалуй, никто ещё так не обращался к ней, как композитор Родион Щедрин. Он использовал жанр частушки и в фортепианном концерте, и в опере, и в балете. “Озорные частушки” - пример частушечной музыки не только в творчестве Р. Щедрина, но и вообще в русской музыке. Задору частушечной музыке соответствует задорное, озорное звучание оркестра.

Слушание: “Озорные частушки” Р. Щедрина.

Учитель: Мы прослушали не обычные частушки, а частушки которые сочинил композитор, который сочиняет серьёзную музыку.

Ребята, частушки отражают быт людей, высмеивают ленивых, нерадивых, неряшливых, обманщиков. Послушайте частушку.

Учитель поёт частушку:

“Сидит Ваня на уроке,

Пишет еле-еле.

У такого Ванечки,

………………….”

Учитель: А окончание частушки прочитайте в загадке-игре “Неделя”.

Используется Приём 5.

Плакат с загадкой-игрой висит на доске. Учащимся предложено рассмотреть плакат и расшифровать русскую пословицу, которая и является продолжением частушки. При затруднении расшифровки, учащимся было предложено обратить внимание отдельно на цифры, отдельно на слова и собрать их в одно предложение. Первый отгадавший ученик произносит ответ: “Семь пятниц на неделе”.

Учитель подтверждает правильность ответа и просит учащихся повторить пословицу.

Учащиеся повторяют: “Семь пятниц на неделе”.

 

Загадка-игра “Неделя”.

Учитель: А теперь исполним частушку полностью, с отгаданной строчкой.

Учащиеся исполняют частушку:

“Сидит Ваня на уроке,

Пишет еле-еле.

У такого Ванечки –

Семь пятниц на неделе”.

Учитель: Я надеюсь, что среди вас таких ребят нет.

Данный приём основывался на уже имеющихся определённых знаниях в столкновении  с новыми практическими условиями. Учащиеся осознали возможность переноса действия с известной ситуации в новую.

Учитель: Наш урок мы закончим исполнением “Воронежских частушек”. Давайте исполним их весело и задорно. Можете себе аккомпанировать ударяя в бубны.

Исполнение частушек.

Итог урока: На сегодняшнем уроке познакомились с жанром народной песни – частушкой. С помощью кроссворда узнали, что медленные, грустные частушки называются “страдания”.

Учащиеся активно работали над разгадыванием кроссворда. Решение кроссворда выполнялось практически верно. Итоговый контроль подтвердил, что почти все учащиеся верно выполнили задание.

Увлечённо пытались расшифровать загадку-игру “Неделя”. Отгадавший ученик обосновал свои действия.

Вывод: По итогам урока мы замечаем, что у учащихся наблюдается особый интерес к решению познавательных задач на основе занимательных заданий, умение обосновать свои действия, умение осуществлять итоговый контроль, и делаем вывод, что у учащихся третий уровень познавательной активности (Интерпретирующая).

 

Тема урока 4: “Хороводные песни”.

  Цель: ознакомление учащихся с жанром народной песни –хороводными песнями.

          Музыкальный материал: Р.н.п. “Со вьюном я хожу”. Хороводная песня “Идет коза по лесу”.

          Наглядный материал: Карточки с чайнвордом “Волшебный хоровод”, плакат с изображением  ребус шутки, плакат с  изображением водящих хоровод парней и девушек, таблица с алфавитом.

          Ход урока:

          Учитель: На сегодняшнем уроке мы познакомимся с хороводными песнями . Как вы думаете , почему хороводные песни называют хороводными?

          Учащиеся: Потому что под песню водят хоровод.

          Учитель: Где и когда вы слышали хороводные песни?

          Учащиеся: На концертах, по телевизору.

          Учитель: Правильно, хороводными, песни называют потому что под эти песни водят хороводы. Хороводы бывают медленные и быстрые. Это зависит от того в какой местности зародился хоровод. В северных областях- хороводы медленные, а в южных – быстрые. А еще хороводы “играют”. В качестве действующих лиц хоровода участвовали заяц, олень, козел, царевич и царевна. Но не всегда на Руси хоровод называли именно так – “хоровод” . Существовали разные названия этого песенного жанра. Об этом мы узнаем разгадав чайнворд волшебный хоровод.

          Используется Прием 3.

          Учащимся были розданы карточки с чайнвордом. На доске висит таблица: алфавит и рядом с каждой буквой порядковый номер. Учитель объясняет, что цифры вписанные в клеточки чайнворда, это счет букв по алфавиту. Учащимся было предложено начать отгадывать чайнворд с буквы “Г”. Последняя буква каждого слова – это начало следующего слова.

          Учащиеся смотрели, какая цифра вписана  в каждую клетку и соотносили с буквой, согласно таблице на доске . Детям было интересно наблюдать, как получались новые слова. Учитель проверяет внимательно ли дети выполняют задания. После того, как чайнворд был разгадан, учитель просит учащихся справившихся с заданием прочитать получившиеся слова. После чего учитель сам пишет на доске слова “городок”, “круг”, “гулянье”. Учащиеся сравнивают правильные ответы со своими. Дети рассказывают, как у них складывались получившиеся слова. Прием действовал следующим образом: задание было для детей новым, требующим незнакомых действий в решении задания и слова получавшиеся в итоге, тоже были не знакомыми. В результате чего у детей  проявился интерес к разгадыванию этого  задания .

 

Чайнворд “Весёлый хоровод”.

          Учитель: теперь мы знаем, что хоровод может называться и  “гулянье”, и “городок”, “круг”. И мы говорили что хороводы бывают игровые . Так вот из данных названий , которые вы отгадали игровым хороводом  является –“круг”. 

          Сейчас мы разучим хороводную игровую песню  “Идёт коза по лесу”

          Послушайте эту песню: Учитель исполняет песню. 

          Разучивание песни  “Идёт коза по лесу”.

          Учитель:  Ребята, давайте ещё раз повторим, как называется хоровод который “играют”. Вам  подскажет чайнворд. Посмотрите и  найдите нужное слово

          Учащиеся называют –“круг”

          Учитель: А теперь давайте встанем и разыграем хоровод “Идёт коза по лесу”.

Приём 4.

          Учитель предложил учащимся самостоятельно разыграть хоровод. Учащиеся выбирают “козу” и свободно двигаются по кругу, выполняя движения за “козой”, и исполняя песню.

          Учитель :  Сейчас мы послушаем  хороводную песню “Со вьюном я хожу”

          Слушание песни в исполнении фольклорного ансамбля.

          Учитель: Ребята, эту песню можно исполнять только хором, или еще как-то? Сейчас мы отгадаем ребус-шутку, и найдем ответ на мой вопрос.

Используется Прием 3

          На доске весит плакат с изображением ребус шутки. Учащимся предложено рассмотреть, что изображено в рамке. Учитель дает время на обдумывание. Если учащиеся сомневаются, то учитель может подсказать: какие одинаковые буквы вы видите? Такой новый способ решения развивает сообразительность у учащихся. Кто первый догадался, произносит отгаданное слово – “трио”. Другие учащиеся могут подтвердить и обосновать, что именно это слово - правильное. Обосновывают тем, что песню действительно можно петь втроем. Ансамбль из трех человек называется “трио”. Учитель подтверждает правильность ответа.

          Данный прием был основан на новизне задания. Детей не оттолкнуло, что задание новое, незнакомое, а наоборот заинтересовало их, и учащиеся с увлечением размышляли: что же скрывает в себе ребус.

 

Ребус- шутка.

Учитель: Правильно, ребята, вы отгадали слово “трио”. Это значит можно петь песню и втроем. Получится очень красивое звучание, называется - трехголосие.

Подготовленные дети - учащиеся музыкальной школы исполняют песню “Со вьюном я хожу” трехголосно.

Повторное исполнение песни всем классом и вождение хоровода.

Итог: Мы познакомились с жанром хороводной песни. С помощью чайнворда “Волшебный хоровод” убедились, что хороводов много, с разными названиями.

Дети увлеченно работали над новыми заданиями. Интерес был выражен практически у всех. Свои действия учащиеся пытались обосновать  в  общении с учителем. Итоговый контроль показал, что почти всем ребятам удалось правильно решить новые задания.

Вывод: По итогам урока мы видим, что у учащихся наблюдается выраженный интерес к решению занимательных заданий, умение обосновать свои действия, умение осуществлять итоговый контроль, и делаем вывод, что у учащихся третий уровень познавательной активности (Интерпретирующая).

Заключение

Методическая работа посвящена исследованию развития познавательной активности младших школьников на основе использования на уроках музыки занимательных заданий. Проведенное мною работа подтвердила то, что систематическое использование на уроках музыки различных видов занимательных заданий может способствовать развитию познавательной активности учащихся, т. е. повышает мотивацию к изучению музыкального искусства и способствует лучшему усвоению знаний в области музыки.

Знание психологических основ развития познавательной активности помогает цели соз­нательному подбору наиболее эффективных приемов, позволяющих достигнуть намеченной. В частности это различные виды занимательных заданий, такие как кроссворды, ребусы, головоломки, шарады, чайнворды и др.

Мною рассмотрены методические аспекты работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках музыки на основе использования занимательных заданий, изучено содержание материала в различных методических пособиях и программах. Оказалось, что подобных методик,  направленных развитие именно познавательной активности посредством занимательных заданий не так много. Поэтому учитель в дополнение к основной учебной программе должен предлагать различные дополнительные виды работы, в частности применять различные виды занимательных заданий.

В ходе   работы мною установлено, что применение предложенной методической разработки серии уроков, имеющих целью развитие познавательной активности младших школьников на основе использования различных видов занимательных заданий, является эффективным и может использоваться в практике обучения.

Литература:

1. Активность Л. в обучении: (Психол.-пед. аспект): Сб. науч. тр. УНИИ пробл. высш. ink., Редкол.: В.М. Кузнецов/отв. ред./ и др.- М.:НИМВШ, 2015,-191с.

2. Аристова Л.П. Активность учения школьника М.: Просвещение, 2016.-139с. 27.  

3. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М., 2017.

4.Иоголевич А.З. Диагностика уровня познавательной активности школьников // Новые исследования в педагогических науках - 2016., №2..


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.