Автор: Харитонова Евгения Васильевна
Должность: Студент
Город/Населенный пункт: Шахты
Дата публикации: 02.05.2023
Эстетическое направление воспитательной работы
Эстетические чувства людей играют огромную роль в их жизни. Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную жизнь человека богаче, интереснее, дает ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. От того, как человек понимает, чувствует, переживает прекрасное и отвратительное, возвышенное и низкое, комическое и трагическое, во многом зависит его поведение в обществе.
На человека воздействует не только искусство, но и эстетические стороны действительности: труд, общественные отношения, окружающая социальная среда, поведение, быт, природа. Через красоту действительности и искусства он познает и укрепляет в собственном сознании общественные идеалы, облагораживает себя, свои взаимоотношения с людьми.
Эстетическое воспитание – это целенаправленный, организованный процесс формирования у детей развитого эстетического сознания, художественно-эстетического вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое в общественной жизни, природе, искусстве, жить и творить "по законам красоты".
Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы – приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая – активного включения в эстетическую деятельность.
Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:
- формирование способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве;
- воспитание эстетической культуры;
- овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
- формирование эстетического отношения к действительности;
- развитие эстетических чувств;
- развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;
- формирование эстетического идеала;
- формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
Эстетическое воспитание выполняет в общей системе всестороннего развития человека прежде всего свои прямые функции. Во всех видах деятельности оно выявляет содержащийся в них эстетический элемент и превращает в средство эстетического развития, образования, формирования человека. В процессе изобразительной деятельности детям раскрывается красота видимого мира в его формах, красках, линиях, соотношениях и композициях – красота, отраженная, преображенная и запечатленная в художественных образах изобразительного искусства. В музыке перед детьми раскрывается красота гармонического звука, созданных человеком звуковых композиций.
Воспринимается лучше то, что понятно, о чем имеются какие-либо знания. Это относится прежде всего к таким, не всеми в должной мере воспринимаемым видам искусства, как музыка, живопись, скульптура, отчасти литература. Без знания законов художественного постижения мира, без понимания языка и изобразительных средств искусства оно не пробуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Вот почему надо научить ребенка глубоко разбираться во всем многообразии видов искусства, с тем чтобы он мог безошибочно отличать истинно прекрасное, возвышенное, художественное от низкопробного, уродливого, антихудожественного.
Воспитательное значение искусства двояко. Оно доставляет человеку глубокое наслаждение, эстетически развивает его и вместе с тем является важным средством познания жизни. Для успешного осуществления эстетического воспитания в школе важно правильно понять его задачи. Цели эстетического воспитания состоят в развитии у детей эстетических чувств и суждений, умении видеть прекрасное и наслаждаться им.
В. А. Сухомлинский отмечал: "Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе".
Школа не только учит ребенка видеть прекрасное в искусстве, в поступках людей, в трудовой деятельности, в результатах труда и наслаждаться им, но и воспитывает в нем стремление и умение создавать это прекрасное в повседневной жизни.
Задача воспитателя в том, чтобы при помощи искусства повлиять на моральные убеждения ребенка, расширить сто кругозор, научить понимать прекрасное в искусстве и жизни, научить отличать художественное от нехудожественного, идейное от безыдейного. Систематически осуществляемое эстетическое воспитание расширяет кругозор детей, укрепляет моральные убеждения, открывает перед ними богатейший мир духовной и эмоциональной жизни.
В основе эстетического воспитания лежат такие принципы:
- Принцип взаимодействия. Художественно-эстетическое воспитание ежедневно присутствует в жизни ребёнка (в общении с людьми и природой, знакомстве с образцами искусства, самостоятельном творчестве, быту и труде). Важно учить ребёнка стремиться в любом действии до эстетического совершенства.
- Комплексный подход. Хороших результатов в воспитании можно добиться, соединяя разные виды искусства и предлагая ребёнку виды творческой деятельности, основанные на межпредметных связях.
- Связь эстетическо-художественной деятельности с жизнью. Такое подход формирует адекватное отношение дошкольника к действительности и учит видеть красоту во всех проявлениях.
- Единство эстетического и общего развития детей. Правильно организовывая эстетическое воспитание, у ребёнка гармонично будут развиваться все познавательные процессы, речь, эмоциональная сфера.
- Самостоятельная творческая деятельность ребёнка. Эстетическое воспитание будет осуществляться самым эффективным способом, если ребёнок начнёт делать что-то творческое сам: танцевать, петь в хоре, рисовать, лепить, сочинять и т. д.
- Эстетика всей жизни ребёнка. Дошкольник должен жить в красоте. Вся деятельность его и ближайшего окружения должна быть наполнена эстетикой и красотой. Это имеет особый воспитательный смысл. Малыш должен осознать, как важна аккуратность, воспитанность, вежливость, красота помещений, одежды и т. д. Всё это формирует правильное эстетическое развитие ребёнка.
- Учёт возраста детей. Средства эстетического воспитания должны быть подобраны в соответствии с возрастом дошкольника. От того, насколько успешно сформируется правильное эстетическое восприятие действительности в самом раннем возрасте, зависит его становление как личности в более старшем возрасте.
Диагностика «Мое эстетическое воспитание»
Цель: выявление уровня сформированности эстетической воспитанности у учащихся. Анкета позволяет судить об отношении учащихся к выделенным компонентам, раскрывающим сущность эстетических качеств.
Отвечай на вопросы «да», «нет», «иногда».
№ | Вопрос | Я оцениваю себя вместе с родителями | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки |
1 | Нравится ли тебе рассказывать родителям о чем-то взволновавшим вас (о фильме, о музыке, о книге и т.д.)? |
|
|
|
2 | Тебе удобно, комфортно, когда ты чисто одет? |
|
|
|
3 | Вежлив ли ты в общении с одноклассниками? |
|
|
|
4 | Можешь ли ты рассматривать картину, зеленый листок, травинку, цветок, жучка на листке и др.? |
|
|
|
5 | Ложась спать, вспоминаешь ли ты места, где тебе понравилось (музеи, театры, выставки, концерты)? |
|
|
|
6 | Посещаешь ли ты библиотеку? |
|
|
|
7 | Любишь ли ты выдумывать несуществующих героев и рассказы о них? |
|
|
|
8 | Нравится ли тебе вслушиваться в звуки природы: пение птиц, шум листьев, журчанье ручья и др.? |
|
|
|
9 | Читаешь ли ты какую-либо литературу об искусстве? |
|
|
|
10 | Посещаешь ли ты сайты в Интернете, которые рассказывают о классической музыке и живописи? |
|
|
|
Обработка анкеты: В графе «Ответы» ответ «да» оценивается в 3 балла, ответ «иногда» - 2 балла, ответ «нет» - 1 балл.
30-21 балл – высокий уровень; 20-11 баллов – средний уровень; 10 и менее баллов – низкий уровень.
Высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности.
Средний уровень - выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности, вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки.
Низкий уровень - характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным видам художественной деятельности.