Проверь подлинность!

Автор: Анжелика Александровна Путилова

Должность: учитель начальных классов

Город/Населенный пункт: Калужская область город Калуга

Дата публикации: 26.04.2023


Создание ситуации успеха на уроках математики в начальной школе.

      Психодидактика это наука, объединяющая в себе методологию обучения и психологические знания, необходимые для развития психологических качеств детей с целью придать процессу  обучения личностно-ориентированный характер[6].

     Психодидактика – это гармоничный  традиционный союз психологии с педагогикой, так как, обучая,  необходимо учитывать ту реальность человека, с которой связано его конкретное индивидуальное развитие. Только тогда применение принципов этой сравнительной  новой науки  (начало ее существования 60-70 года 20 столетия) будет эффективно для  обучающей деятельности учителя.

      Пути реализации психодидактического подхода могут быть разными. Существенным является лишь то, что он предполагает перестройку содержания современного школьного образования с учетом психологических  знаний о закономерностях психического (интеллектуального и личностного) развития детей школьного возраста [3,с.2].

Интеллектуальное воспитание ученика предполагает не только усвоение знаний «о том, что» и знаний «о том, как», но и знаний «о том, какой Я». Такой тип информации не представлен в традиционных учебниках, хотя известно, что  знание ребенком собственных интеллектуальных особенностей (сильных и слабых сторон своего ума) является мощным стимулом развития индивидуальных интеллектуальных сил[3,с.3].

В воспитательной программе ФГОС практическая реализация поставленных целей и задач воспитания осуществляется в рамках основных сфер совместной деятельности учащихся и педагогов. Каждая из них представлена в соответствующих модулях,  и  урок является единицей воспитательного модуля.

В ней говорится, что «реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает:

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию учащихся;

- включение в урок игровых форм, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе»[5, с.11-12].  И девизом рабочей программы воспитания МБОУ «Лицея № 36» города Калуги является: «Хочешь быть успешным – будь!»



Поэтому я считаю очень важным  создание ситуации успеха на уроках. Так как «целью воспитания и обучения является достижение высокого уровня нравственного, интеллектуального, культурного и физического развития и профессиональной компетентности членов общества» Известные педагоги акцентируют, что достижение успеха – одна из важных и желаемых целей человека: «Только успех поддерживает интерес ученика к учению», а также «Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться» [1,с.44].

Необходимо на всех этапах урока подводить ребенка к осознанию собственной успешности, повышая, тем самым, уровень качество знаний, положительно влияя на конечный результат обучения.

На своих уроках я использую следующие методы и приемы создания ситуация успеха:

1.Рефлексия. «Осознание способов собственной учебной деятельности, в том числе анализ, сравнение и обоснование используемых операций, приемов и методов решения задач [4].

2.Самооценивание своих знаний и умений, включая свое отношение к разным видам учебных заданий, например, самостоятельно оценить себя в тетради «+» или «-»; взаимооценка;  формативное оценивание учителем и учениками.

3. Методы и приемы развития критического мышления:

-карта «ЗХУ» - Знаю, хочу узнать, узнал постановка целей и задач урока, поиск решения и рефлексия деятельности на уроке;

-Лови ошибку! Дается задание с ошибкой, которую необходимо найти и исправить;

- Прием «Разминка» помогает создать на уроке коллаборотивную среду в классе,  помогает вовлечь в образовательный процесс даже детей-молчунов. Учащимся предлагается быстро, хором отвечать на вопросы;

-Игра «Да-Нет-ка» - решение  поставленных учителем задач в парах.

3. Методы и приемы развития критического мышления
Цель: мотивация к учению, расширение знаний и развитие интеллектуальных умений,развитие рефлексивного мышления, формирование обобщений;развитие мыслительных навыков, необходимых для учёбы и обычной жизни

4.Создание прочных вычислительных навыков  на уроках математики по сей день достигается многократным повторением правил и решением однотипных заданий, что приводит к потере интереса к обучению. Включение дидактических игр и элементов игры делают процесс обучения интересным, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету[2,с.17]:

-«Числовые игры», «Продолжи цепочку рассуждений», «Расшифруй слово».

5. Для меня успешным является использование приема «Даю шанс» при проведении самостоятельных и контрольных работ. Учащимся разрешается дописать работу после уроков, но  с выполнением дополнительного задания. При организации домашнего задания учащиеся могут выбирать виды работ, сопровождаемые высокой отметкой и похвалой учителя: составляют математические кроссворды, ребусы, сочиняют математические синквейны и сказки.

6. Похвала. Выборочное анкетирование среди учеников 1, 5 и 8 классов показало, что учителя начальных классов в 5 раз чаще хвалят своих детей, чем учителя среднего звена, а к 9 классу учителя - предметники порой и вовсе не актуализируют успехи учеников.

Подводя итоги, хочется сделать следующие  выводы:

-успех связан  с чувством радости, ситуация – сочетание условий, которые обеспечивают успех, сам успех – результат подобной ситуации;

- психодидактика строится на процессе образования, развивающем индивидуальность, личностные качества и субъектность человека;

- «ситуация успеха активизирует учебную деятельность, если происходит смена позиции учащегося, он становится творцом. Из субъекта обстоятельств ученик становится субъектом учебной деятельности, способного создать условия для успешной деятельности»[1, с.49]

      Я уверена, что психодидактика в будущем заложит фундамент новых образовательных технологий, которые будут направлены на творческую реализацию новых стандартов образования.
 

Использованная литература:

1. Келдибекова А.О., Жакыпова Ж.А. Влияние ситуации успеха при обучении математике на деятельность ученика: этапы и приемы создания.-Ош: Ошский государственный университет, Кыргызстан- 2020 год.

2. Мамбетакунов Э. Ученико-ориентированная психодидактика // Эл агартуу. − 2016. − № 1-2.

3. Психодидактика математического образования : проектирование современных образовательных результатов в школе и вузе : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (Томск, 23 марта 2017 г.). – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета   .

Электронные ресурсы:

4.  https://vyuchit.work.ru

5. lic36.kaluga.ru Рабочая программа воспитания НОО.pdf

6. https://spravochnick.ru


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.