Автор: Иванова Виктория Альбертовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Город/Населенный пункт: Республика Саха (Якутия), г.Мирный
Дата публикации: 21.04.2023
Графический дизайн
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Графический дизайн» имеет техническую направленность.
Дополнительная общеобразовательная программа составлена с учетом:
Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" от 09.11.2018 №196;
Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. "Об утверждении санитарных правил СП-2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"" (СП-2.4.3648-20);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
Дизайн в современном мире понимается чрезвычайно широко, как комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественно-научные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной «зоне контакта» его с человеком во всех сферах жизнедеятельности. Основной проблемой дизайна, по мнению исследователей, является создание культурно-образного и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничного и целостного. Для этого необходима интеграция инженерно-технических, естественно-научных и гуманитарных знаний.
Графический дизайн – художественно- проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуальной коммуникационной среды. Данная отрасль дизайна затрагивает почти все сферы нашей жизни и в реальном, и в цифровом мире.
Дизайн пронизывает почти все сферы деятельности человека, являясь одним из главных элементов культуры. В связи с этим возрастает потребность в специалистах в области графического дизайна и повышается требования к их профессиональному обучению. По этой причине, в Росси подготовка графических дизайнеров стала осуществляться не только на базе художественно-промышленных, архитектурных и технических вузов, но и в учреждениях дополнительного образования и детских технопарков. Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 18 лет.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в настоящие время существует большой разрыв между дефицитом кадров на рынке труда и выбором профессиональной деятельности молодежи. На сегодняшний день есть необходимость в ранней профориентации школьников и подготовке конкурентно способных кадров на рынке труда.
Отличительные особенности программы, новизна
Особенность программы «Графический дизайн» заключается в комплексном подходе к обучению, каждому обучающемуся предстоит выполнить учебно-практические задания по проектированию – созданию и развитию продукта на протяжении всего жизненного цикла «Задумка-проектирование-реализация- управления».
Таким образом, обучающиеся по данной программе получат профессиональные компетенции по направлению – Промышленный дизайн, который является актуальным и востребованным в эпоху аддитивного производства.
Новизна Программа «Графический дизайн» направлена на междисциплинарную проектно-художественную деятельность с интегрированием естественно-научных, технических, гуманитарных знаний, а также на развитие инженерного и художественного мышления обучающихся. Учебный курс фокусируется на приобретении обучающимися практических навыков в области определения потребности ниши товаров, прогнозирования запросов потребителей, создания инновационной продукции, проектирования технического изделия. В программу учебного курса заложена работа над проектами, где обучающиеся смогут попробовать себя в роли: концептуалиста, проектировщика, конструктора, визуализатора, дизайн-менеджераи других ролях. В процессе обучения производится акцент на использования современных технологий и новейшее оборудование в образовательном процессе.
Адресат дополнительной общеобразовательной программы
Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 18 лет. Необходимо распределять обучающихся по группам так, чтобы не было большой разницы в возрасте. Студию могут посещать как мальчики, так и девочки. Количество обучающихся в студии 6 человек.
Объем программы – 144 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
1 год обучения: 144 часа в год.
Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Уровень программы: базовый
Формы реализации: Занятия проводятся в очной и очно-заочной формах обучения без использования дистанционных технологий, без использования сетевой формы.
Дистанционное обучение
С учетом санитарно-эпидемиологической ситуации при необходимости возможна реализация программы в заочной форме обучения, с использованием дистанционных технологий, без использования сетевой формы. В таких электронных образовательных ресурсах как Rutube, Mail.ru, Яндекс поиск, Яндекс телемост.
Педагогическая целесообразность Программа «Графический дизайн» педагогически целесообразна, так как в процессе реализации, обучающиеся работают в условиях реально действующего детского технопарка, что способствует процессу коллективного творчества, через который формируется гражданское сознание, толерантное отношение к людям, а также прививаются навыки профессиональной деятельности.
Формируемые компетенции
Вводный (базовый) модуль дает необходимые компетенции для дальнейшей работы в Графическом дизайне и других направлениях. В рамках модуля ученики познакомятся с основами дизайн-мышления, научатся работать с современными оборудованиями и компьютерными программами. И использовать ресурсы и полученные знания для создания своих проектов.
- Цель и задачи программы
Основная цель
Цель программы - сформировать у обучающих правильное понимание о направленности Графический дизайн, развитие интереса к научно-техническому творчеству и проектной деятельности, а также развитие стремления к изобретательству, повышение мотивации к саморазвитию.
Задачи программы
- Познакомить с цифровыми технологиями и основами работы современного оборудования для создания графики.
- Дать комплекс знаний, умений и навыков по эргономике, макетированию и прототипированию, а также знания основ цветоведения и колористики.
- Развить творческое воображение и креативное мышление, объемно-пространственное и абстрактное мышление, внимательность, наблюдательность и память.
Развивать аналитический склад ума, общаться и взаимодействовать в группе, а также умение доводить дело до конца; Развить коммуникативные навыки: четко излагать мысли, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
- Развить коммуникативные навыки: четко излагать мысли, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
- Содержание программы
Учебно-тематическое планирование вводного модуля
1 год обучения
Программа вводного модуля рассчитана на 36 недель обучения, общее количество академических часов - 144. Основной формой являются групповые занятия. В основе образовательного процесса лежит проектно-творческий подход.
Основная форма работы теоретической части – лекционные занятия в группах до 6 человек. Практические задания планируется выполнять индивидуально, в парах и в малых группах. Занятия проводятся в виде бесед, семинаров, лекций: для наглядности изучаемого материала используется различный мультимедийный материал – презентации, видеоролики.
1 год обучения
№ | наименование модулей | количество часов | форма занятия | ||
всего | теор | прак |
| ||
Модуль 1 «Введение в графический дизайн» - 64 часа | |||||
1.1 | Введение в историю искусства и дизайна. | 2 | 1 | 1 | беседа, практикум |
1.2 | Композиция в дизайне. | 4 | 2 | 2 | беседа, практикум |
1.3 | Теория цвета. | 4 | 1 | 3 | беседа, практикум, кейс. |
1.4 | Шрифты. | 2 | 1 | 1 | беседа, практикум, кейс. |
1.5 | Типографика и верстка. | 6 | 2 | 4 | беседа, практикум, кейс. |
1.6 | Визуальный брендинг. | 6 | 2 | 4 | беседа, практикум, кейс. |
1.7 | Структура и элементы айдентики. | 12 | 2 | 4 | беседа, практикум, кейс. |
1.8 | Растровая графика в программе Adobe Photoshop. | 8 | 3 | 5 | беседа, практикум, кейс. |
1.9 | Векторная графика программе Adobe Illustrator. | 8 | 2 | 6 | беседа, практикум, кейс. |
1.10 | Кейс. Промежуточная аттестация. | 4 | 1 | 3 | беседа, кейс. |
1.11 | Дизайн многостраничного изделия в программе Adobe InDesign. | 6 | 2 | 4 | беседа, практикум, кейс. |
Модуль 2 «Иллюстрация» - 48 часов | |||||
2.1 | Визуальная коммуникация. | 8 | 2 | 6 | беседа, практикум, кейс. |
2.2 | Композиция в иллюстрации. | 2 | 1 | 1 | беседа, практикум, кейс. |
2.3 | Теория цветов. | 6 | 2 | 4 | беседа, практикум, кейс. |
2.4 | Векторная иллюстрация. | 6 | 2 | 4 | беседа, практикум, кейс. |
2.5 | Растровая иллюстрация. | 6 | 2 | 4 | беседа, практикум, кейс. |
2.6 | Иллюстрация персонажей. | 6 | 2 | 4 | беседа, практикум, кейс. |
2.7 | Иллюстрация для книг и журналов. | 8 | 2 | 6 | беседа, практикум, кейс. |
2.8 | Иллюстрация для бренда. | 8 | 2 | 6 | беседа, практикум, кейс. |
Модуль 3 «Веб-дизайн» - 32 часа | |||||
3.1 | Знакомство с Figma. | 2 | 1 | 1 | беседа, практикум, кейс. |
3.2 | Композиция, макет, сетка. | 2 | 1 | 1 | беседа, практикум, кейс. |
3.3 | Шрифты и типографика. | 2 | 1 | 1 | беседа, практикум, кейс. |
3.4 | UX - дизайн | 6 | 2 | 4 | беседа, практикум, кейс. |
3.5 | UI - дизайн | 6 | 2 | 4 | беседа, практикум, кейс. |
3.6 | Итоговая аттестация. | 8 | 2 | 6 | беседа, кейс. |
3.7 | Оформление портфолио. | 4 | 2 | 2 | беседа, практикум. |
3.8 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | беседа. |
Итого | 144 | 48 | 96 |
|
Содержание учебного плана
1 год обучения
Тема | Содержание | |
Модуль 1 «Введение в графический дизайн» - 64 часа | ||
1.1. Введение в историю искусства и дизайна. | Теория: Вводное занятие. Правила техники безопасности. Цели и задачи программы. Этапы развития дизайна. История искусств в стилях. Практика: Входное тестирование. | |
1.2. Композиция в дизайне.
| Теория: Понятие и определение и законы в композиции. Принципы построения композиции и верстки макетов (иерархия и функция). Основные элементы в композиции макетов: пространство, типографика, цвет, фигуры, текстуры, графика. | |
1.3. Теория цвета.
| Теория: Ньютоновский прорыв, природа цвета. Свойства и характеристика цвета. Цветовой круг Иттена. Цветовые гармонии и правило сочетание цветов. Практика: Практическое задание на освоение материла. | |
1.4. Шрифты.
| Теория: История шрифтов и назначение, анатомия шрифтов. Виды шрифтов. Индивидуальное практическое задание по созданию шрифта. | |
1.5. Типографика и верстка. | Теория: Принципы построения композиции и верстки макетов (иерархия и функция). Основные элементы в композиции. | |
1.6. Визуальный брендинг. | Теория: Определение и понятие. Анализ бренда с последующем ребрендингом. Практика: Практическое задание на освоение материла. | |
1.7. Структура и элементы айдентики.
| Теория: Фирменный стиль как часть айдентики. Разновидности и развитие логотипа. Работа с концепцией и референсами. Стилеобразующие элементы фирменного стиля: цвет, типографика и графика. Тренды и стили. Работа над целостностью образа. Практика: Практическое задание на освоение материла. | |
1.8. Растровая графика в программе Adobe Photoshop.
| Теория: Знакомство с графическим редактором Adobe Photoshop: основной интерфейс, создание документа и сохранение, работа с файлами, базовая работа со слоями, кисти и маски, простые выделения, размеры, кадрирование и направляющие, инструменты для работы с цветом и цветокоррекция, сложные выделение и смешивание слоев, шрифты, трансформирование объектов. Практика: Работа в программе | |
1.9. Векторная графика программе Adobe Illustrator. | Теория: Знакомство с Adobe Illustrator: интерфейс, инструменты, простые формы, изометрия и объёмные изображения, работа со слоями. Практика: Практическое задание на освоение материла. | |
1.10. Промежуточная аттестация. | Практика: Индивидуальный кейс для проверки промежуточных знаний, умений и навыков. | |
1.11. Дизайн многостраничного изделия в программе Adobe InDesign. | Теория: Знакомство с программой Adobe InDesign: интерфейс, инструменты, простые формы, изометрия и объёмные изображения, работа со слоями. Практика: Практическое задание на освоение материла.
| |
Модуль 2 «Иллюстрация» - 48 часов | ||
2.1 Визуальная коммуникация. | Теория: Тренировка воображения и моторики. Техники создания иллюстрации. Упрощение в иллюстрации. | |
2.2 Композиция в иллюстрации. | Теория: Основные средство выражение в иллюстрации. Практика: Практическое задание на освоение материла. | |
2.3 Теория цветов.
| Теория: Свойства и характеристика цвета. Цветовой круг Иттена. Цветовые гармонии и правило сочетание цветов. Практика: Практическое задание на освоение материла. | |
2.4 Векторная иллюстрация. | Теория: Создание векторной иллюстрации в программе Adobe Illustrator. Практика: Работа в программе | |
2.5 Растровая иллюстрация. | Теория: Создание растровой иллюстрации в программе Adobe Photoshop. Практика: Работа в программе | |
2.6 Иллюстрация персонажей. | Практика: Кейс. Создать персонажа для стикеров в телеграмма.
| |
2.7 Иллюстрация для книг и журналов. | Практика: Кейс. Создать иллюстрацию к статье в журнале или раскраску.
| |
2.8 Иллюстрация для бренда. | Практика: Кейс. Создать иллюстрацию для бренда. | |
Модуль 3 «Веб-дизайн» - 32 часа | ||
3.1 Знакомство с Figma.
| Теория: Знакомство с программой Figma: интерфейс, основные инструменты для работы, сетка, работа со слоями и файлами. | |
3.2 Композиция, макет, сетка.
| Теория: Принципы построения композиции и верстки макетов (иерархия и функция). Основные элементы в композиции макетов: пространство, типографика, цвет, фигуры, текстуры, графика. | |
3.3 Шрифты и типографика. | Теория: Изучение и подбор шрифтов под заданный дизайн. Практика: Создание собственного шрифта. | |
3.4 UX - дизайн
| Теория: Понятие и определение. Работа с основными элементами: меню, кнопки, слайдеры, форма, иллюстрации, анимации, фото и видео, шрифты и цвет. | |
3.5 UI – дизайн.
| Теория: Понятие и определение. Внешний вид веб-макета. Эстетика продукта. | |
3.6 Итоговая аттестация.
| Теория: Индивидуальный кейс. Изучения функции, формы, эргономики промышленного изделия. Устройство и принципы функционирования промышленного изделия. Практика: На основе составленного анализа создать редизайн изделия, смоделировать и создать презентацию. | |
3.7. Оформление портфолио. | Теория: Верстка портфолио. Практика: Участие в публичном выступлении защите или презентации проекта. | |
3.8. Итоговое занятие. | Подведение итогов года. Рефликсия. | |
Итого | 144 |
1.4. Планируемые результаты на 1 год обучения
1 год обучения
Профессиональные и предметные:
- Будут уметь работать в Autodesk Fusion 360, AdobeIllustrator, Adobe InDesign, Adobe Photoshop, Autodesk SkethBook.
- Научатся формулировать задачи на проектирование исходя из выявленной проблемы. Получат комплекс знаний, умений и навыков по промышленному дизайну, формообразованию изделия, процессу дизайн-проектирования, методам конструированию и материаловедения.
- Освоят методы генерации идей и применят их на практике для создания собственного продукции. Научатся создавать трехмерные модели объектов под аддитивное производство. Получат комплекс знаний, умений и навыков по эргономике, макетированию и моделированию.
Универсальные:
• умение работать в команде: работа в общем ритме, эффективное распределение задач и др.;
• наличие высокого познавательного интереса учащихся,
• умение ориентироваться в информационном пространстве, продуктивно использовать техническую литературу для поиска сложных решений;
• умение ставить вопросы, связанные с темой проекта, выбор
наиболее эффективных решений задач в зависимости от конкретных условий;
• наличие критического мышления;
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график
(общий)
Год обучения (уровень) | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий | Каникулы зимние | Каникулы летние |
1 год обучения (базовый) | 10 сентября 2022г. | 31 мая 2023г. | 36 | 72 | 144, 4 часа в нед. | 2 раза в нед. по 2 часа | 01 – 08 января | 01 июня – 31 августа |
Календарный учебный график групп см. в Приложении 1.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
- 3D-принтер
- 3D-принтер 2 открытый
- 3D-сканер RANGEvision;
- Интерактивный дисплей Promethean;
- Графические станции;
- Монитор Philips;
- Графический планшет WacomIntuosPro;
- VR-очки HTCVive;
- Флипчарт 814х1189;
10. Штангель-циркуль;
11. Линейки металлическая 30 см;
12. 3D -принтер с двумя экструдерами;
13. МФУ А3/А4 (принтер, сканер, копир);
14. 3D-ручка;
15. 3D -сканер ручной.
Информационное обеспечение
Для организации образовательного процесса используются печатные и электронные ресурсы, авторские разработки аутентичные материалы.
- Эрик Шпикерманн «О шрифте»
- Ян Чихольд «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера»
- Пол Рэнд «Дизайн: форма и хаос»
- Иоханнес Иттен «Искусство цвета».
- Иоханнес Иттен «Искусство формы».
- Максим Ильяхов, Людмила Сарычева «Пиши, сокращай».
- Майкл Джанда, «Сожги своё портфолио! То, чему не научат в дизайн школах».
- Майкл Берут, «Теперь вы это видите и другие эссе о дизайне».
- Артемий Лебедев «Ководство».
- Яна Чихольда, «Облик книги».
- Яна Чихольда, «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера».
- Уильям Лидвелл, Критина Холден, Джилл Батлер, «Универсальные принципы дизайна».
- Остин Клеон, «Кради как художник».
- Александра Королькова, «Живая типографика».
- Оливер Кемпкенс, «Дизайн-мышление. Все инструменты в одной книге».
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования Иванова Виктория Альбертовна, стаж 2 года, специальность «Дизайн интерьера», бакалавр.
2.3. Формы аттестации
Аттестация – это оценка уровня и качества освоения обучающимися образовательных программ в конкретной предметной деятельности.
Цель аттестации - выявление исходного, текущего, промежуточного и итогового уровня развития теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатом дополнительных общеобразовательных программ.
Проведение входной диагностики проводится самим педагогом. На входной диагностике проверяется базовый уровень знаний работы с ПК путем опроса.
После того, как проведена предварительная аттестация, частота дальнейших проверок зависит от предпочтения педагога: текущий контроль проводится после изучения каждой темы (тематический контроль), путем самостоятельной работы и участия в конкурсах.
Проведение промежуточной и итоговой аттестации обязательна для учащихся и педагогов образовательной организации.
В соответствии со ст.59 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.
Промежуточная аттестация проводится в форме теста и самостоятельной творческой работы «Кейс»
Итоговая аттестация проводится в форме теста и самостоятельной творческой работы «Кейс», а также отчетная выставка работ обучающихся.
Для подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы проводятся в виде: решение и презентация кейсов, выполнение практических заданий и собеседования, наблюдение за обучающимися в процессе работы. Также используется оценка результатов, полученных во время участия: в научно-практических конференциях, профильных соревнованиях, выставках, конференциях, фестивалях и так далее.
2.4. Оценочные материалы
Характеристика оценочных материалов
| Планируемые результаты | Критерии оценивания | Виды контроля / промежуточной аттестации | Диагностический инструментарий (формы, методы, диагностики) |
Личностные результаты | Ребенок должен быть творчески развит и иметь дизайн мышление | Формирование собственного стиля и творческого взгляда
| Оценка способности учащихся к творческой деятельности | Творческая работа |
Ребенок должен быть заинтересован | Поиск и установление личностного смысла
| Оценка интереса | Участие в конкурсах и мероприятиях | |
Ребенок должен быть мотивирован продолжить развиваться в данном направлении | Сформировать внутренние позиции обучающегося | Оценка мотивации | Участие в конкурсах и мероприятиях
| |
Ребенок должен уметь сопереживать, чувствовать и находить общий язык со сверстниками | Знание основных моральных норм и ориентация, развитие эстетических чувств – стыда, вины, совести | Морально эстетическая ориентация | Коллективная работа над Кейсом
| |
Метапредметные результаты | Ребенок должен уметь применять полученные знания в обучении | Сформировать способность применять навыки в рамках образовательного процесса | Способы деятельности применимые в рамках образовательного процесса | Тестирование
|
Ребенок должен уметь применять полученные знания вне образовательного процесса | Умение решать проблемы в реальных жизненных ситуациях путем разных методик, например методика «Дизайн мышления» | Решение проблем в реальных жизненных ситуациях | Совместная проектная деятельность
| |
Предметные результаты | Ребенок должен иметь знания по полученному предмету | Применение знаний в тестовой форме
| Знания | Оценка уровня владения компетенциями |
Ребенок должен уметь работать с заданными задачами | Применение умений в творческой работе | Умения | Творческая работа(Кейс) | |
Ребенок должен уметь применять творческие знания | Применение умений в практической работе | Опыт творческой деятельности | Практическая работа |
Контрольно-измерительные материалы
Критерии оценки:
По каждому кейсу оценивается уровень компетенций на основе критериев
1. Оригинальность и качество решения – проект уникален и продемонстрировал творческое мышление учащихся.
2. Сложность – трудоемкость, многообразие используемых функций
3. Понимание технической части – четко и ясно объясняет, как работает программа
4. Инженерные решения
5. Эстетичность – хороший внешний вид
6. Ответы на вопросы – ученик или команда с легкостью ответила на все вопросы, касающиеся их проекта.
Низкий уровень (1 балл)
Средний уровень (2-3 балла)
Высокий уровень (4 балла)
В конце первого полугодия и в конце учебного года проводится тестирование.
2.5. Методические материалы
В основе организации образовательного процесса по данной программе, лежит – индивидуальная, фронтальная и групповая формы организации деятельности обучающихся на занятиях.
Индивидуальная форма организации работы предлагает, что каждый обучающийся получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и возможностями.
Фронтальная форма организации работы предлагает, что педагог одновременно работает со всей группой.
Групповая форма организации работы предлагает, деление группы на подгруппы, для выполнения одинакового, или же дифференцированного задания.
В основе организации образовательного процесса по данной программе, лежат методы обучения классифицируемые, как активные и интерактивные.
1. Методика проектной деятельности или метод проектов – это педагогическая технология, цель которой ориентирована на применение актуальных знаний и приобретение новых для активного включения в проектную деятельность, освоение новых способов деятельности в социальной среде. Данная технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проектная деятельность является современной технологией образовательного процесса, которая позволяет осуществлять доступное качественное образование. Учебные проекты позволяют формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности – способность определять цель деятельность и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.
2. Методика проблемного обучения– это метод, предусматривающий подачу нового учебного материала через создание проблемной ситуации, решение которой потребует от обучающегося вложения интеллектуальных сил. Сущность проблемного обучения заключается в том, что ее решение вызывается у обучающихся затруднения, так как они не могут найти объяснение какому-либо факту или явлению, все известные способы решения не помогают. В этом случае учащиеся начинают искать новые пути и способы решения задачи. При разработки проблемной ситуации педагогом должны быть созданы все необходимые условия, не только для усвоения обучающимися знаний, но и для понимания процесса их приобретения. То есть, обучающийся должны не просто прослушать лекцию, содержащую уже готовую инструкцию о том, как действовать, а самостоятельно проработать план поиска необходимой информации для решения проблемы.
3. «Кейс-метод» - это метод обучения, использующий описание реальных экономических, социальных, инженерных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможное решения на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Сущность «кейс-метод»: обучающимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношение к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу; создание проблемной ситуации на основе факторов из реальной жизни; сама проблема не имеет однозначных решений. 4. Дизайн-мышления – это методика, с помощью которой обучающийся стремится понять пользователя или целевую аудиторию, опровергнуть предложения и переосмыслить проблему для того, чтобы найти неочевидные альтернативные решения. Главной целью дизайн-мышления – выйти за пределы существующих стереотипов и привычных способов решения задачи.
5. Модульное обучение – это разбивка учебной информации на несколько относительно самостоятельных частей, называемых модулями. Каждый из модулей представляет свои цели и методы подачи информации.
6. Коучинг- представляет собой индивидуальное или коллективное управление педагогов или более опытных обучающихся менее опытными, их адаптацию к личностному развитию и постижению знаний и навыков по исследуемой теме.
7. Ролевые игры – это выполнение обучающимися установленных ролей в условиях, отвечающих задачам игры, созданной в рамках исследуемой темы или проблемы.
8. Метод рефлексии (Фидбэк) – предполагает создание необходимых условий самостоятельного осмысления материала обучающимися и выработки у них способности входить в активную исследовательскую позицию в отношении изучаемого материала. Педагогический процесс производится посредствам выполнения обучающимися заданий с систематической проверкой результатов их деятельности, во время которой отмечаются ошибки, трудности и наиболее успешные решения.
9. Метод мозговой штурм – предполагает совместную работу в небольших группах, главной целью которой является поиск решения заданной проблемы или задачи.
10. Метод консультирования или консалтинг, сводится к тому, что обучающийся обращается за информации или практической помощью к более опытному человеку по вопросам, касающимся конкретной темы или области исследования.
11. Информационно-компьютерные технологии – в педагогическом процессе применяются высокотехнологичные средства передачи информации, такие как ПК, ноутбуки, цифровые проекторы и т. д. Осваиваемая обучающимися информация представляется в сочетании с визуально-образными данными видеоматериалами, графиками.
12. Метод обмена опытом предполагает краткосрочный перевод обучающихся в другое место обучения (например – на другое направление) и последующем возвратом.
Формы учебных занятий:
Коммуникативое взаимодействие педагога и детей (лекция, семинар, лабораторная работа, практикум, экскурсия, олимпиада, конференция, мастерская, лаборатория, конкурс, фестиваль, отчетный концерт и т.д.);
Дидактическая цель (вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий).
- Алгоритм учебного занятия:
I этап – организация (Сбор детей, подготовка их к занятию, подготовка рабочих мест)
II этап – теоретическая часть (Изложение данных по теме, объяснение данных темы занятия, объяснение специальных терминов, описание и показ технических приемов выполнения практической работы и их последовательности, правила техники безопасности, использование наглядного и раздаточного материала, использование технических средств обучения, использования игровых методов обучения)
III этап – практическая часть
IV этап – окончание занятия.
Интернет-ресурсы:
1. template. ouverture.ru
2. avtdesign.ucoz.ru
3. stvservice.ru
4. artodocs.ru
5. RosDesign.co
Кейс-метод, это техника обучения использующая описание реальных, экономических, социальных и бизнес ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них.
Проектная деятельность – самостоятельная, творческая деятельность учащегося, направленная на воплощение в жизнь своих идей. В процессе, которой он получает новые знания.
Датаскаутинг – собирает, анализирует и представляет информацию.
Формы работы
• практическое занятие;
• занятие – соревнование;
• Workshop (рабочая мастерская - групповая работа, где все участники активны и самостоятельны);
• консультация;
• выставка
Виды учебной деятельности
• просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов;
• объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений;
• анализ проблемных учебных ситуаций;
• построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных;
• проведение исследовательского эксперимента.
• поиск необходимой информации в учебной и справочной
литературе;
• выполнение практических работ;
• подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации;
• публичное выступление.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в виде таблицы см. в Приложении 2.
Раздел 3. Список литературы
Литература для педагога
- Михайлов С.М. «История дизайна». М: Союз дизайнеров России, 2002. -279с.
- Иоханнес Иттен. «Искусство цвета»,2018. -96с.
- Голубева О.Л. «Основы композиции», «сварок и К» 2018. -144с.
- Ли Н.Г. «Рисунок. Основы учебного академического рисунка». «Эксмо», 2012г.
- Нойферт П.Л. «Строительное проектирование». «Архитектура-С» 2017. -256с.
- Александр Отт. «Курс Промышленного дизайна».
- Борис Евгеньевич Кочегаров. «Промышленный дизайн»
- Виктор Папанек. «Дизайн для реальной жизни».
- Михеева М.М. «Введение в дизайн-проектирование» Методическое указание.
- Михеева М.М. «Дизайн-исследование» Методическое указание.
- Терехова Н.Ю. «Креативное технологии в промышленном дизайне». Методическое указание.
- Медведев В.Ю. «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА» учебное пособие (курс лекций).
- Кляузе В.П. «Эргономика».
- Ю. М. Калинин «Архитектурное макетирование»
- Смирнов В.А. «Профессиональное макетирование и техническое моделирование. Краткий курс».
Литература для обучающихся
- Эрик Шпикерманн «О шрифте»
- Ян Чихольд «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера»
- Пол Рэнд «Дизайн: форма и хаос»
- Иоханнес Иттен «Искусство цвета».
- Иоханнес Иттен «Искусство формы».
- Максим Ильяхов, Людмила Сарычева «Пиши, сокращай».
- Майкл Джанда, «Сожги своё портфолио! То, чему не научат в дизайн школах».
- Майкл Берут, «Теперь вы это видите и другие эссе о дизайне».
- Артемий Лебедев «Ководство».
- Яна Чихольда, «Облик книги».
- Яна Чихольда, «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера».
- Уильям Лидвелл, Критина Холден, Джилл Батлер, «Универсальные принципы дизайна».
- Остин Клеон, «Кради как художник».
- Александра Королькова, «Живая типографика».
- Оливер Кемпкенс, «Дизайн-мышление. Все инструменты в одной книге».