Автор: Демиров Владимир Алеквеевич
Должность: Педагог дополнительного образования
Город/Населенный пункт: Саратовская область,г.Энгельс
Дата публикации: 04.04.2023
Начальная лыжная подготовка для детей с ограниченными возможностями
Раздел «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы»
Пояснительная записка.
Актуальность программы и педагогическая целесообразность. Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт становятся одним из важнейших, а в ряде случаев – единственным условием всесторонней реабилитации, адаптации и, в конечном итоге, социализации детей с отклонениями в состоянии здоровья. Программа обеспечивает социализацию детей с отклонениями в состоянии здоровья в соответствии с индивидуальными особенностями их развития, формирует у них осознанную добровольную мотивацию к получению знаний, сохранению собственного здоровья, социально-значимой деятельности. Благодаря программе дети с отклонениями в состоянии здоровья получают возможность удовлетворения потребности в занятиях лыжными гонками. Занятия детей данной категории лыжными гонками, участие в соревнованиях и спортивно-массовых мероприятиях дают им возможность приобщиться к активной жизни, развивать и совершенствовать свои физические возможности, восстанавливать психическое равновесие, возвращать веру в собственные силы. Чем раньше начинаются занятия, тем более полно происходит процесс физической реабилитации и социальной адаптации. Формы, методы и средства обучения и спортивной подготовки в ходе реализации программы адаптированы к физическим и психическим возможностям детей. Новизна программы заключается в том, что она разработана с учетом физических и психофизических возможностей детей, их функциональными возможностями. Используемые средства направлены на укрепление и развитие сохранных двигательных функций, предупреждение появления вторичных нарушений. Программа направлена на создание такой ситуации обучения, при которой дети учатся, общаясь, и одновременно учатся общаться. Программа позволяет организовать жизнедеятельность детей так, чтобы они почувствовали себя здоровыми, жизнерадостными, удачливыми, уверенными в своих возможностях, умеющими общаться друг с другом.
Целью программы является привлечение максимально возможного количества детей с отклонениями в состоянии здоровья к систематическим занятиям физической культурой и спортом, их самореализация посредством избранного вида спорта, повышение их качества жизни и, как следствие, - социализация и последующая социальная интеграция.
Адресат программы:
• дети 7 - 17 лет с нарушением слуха.
Возраст участников образовательного процесса: дети от 7 до 17 лет.
Особенности детей с нарушением слуха в отсутствии возможности донесения информации педагогом через вербальные средства общения. Затрачивается гораздо больше времени на объяснение материала, необходима более детальная проработка этапов создания рисунка. Сложная структура дефекта у детей предполагает создание более малочисленных групп и упрощение рисунка, либо затрачивание большего времени на его создание.
Срок реализации: 9 месяцев
Формы занятий: традиционная.
Режим и продолжительность занятий: занятия по программе проводятся 3 раза в неделю.
Продолжительность занятий – 30 минут.
Количество занятий и учебных часов в неделю (на группу) и за период обучения:
В неделю: 3 занятие /1,5 часа.
За период обучения: 99 занятий / 49,5 часов
Особенности набора учащихся: набор учащихся в группы свободный.
Цель:
• Заинтересовать детей лыжным видом спорта.
• Повысить у детей с нарушениями слуха уверенность в себе, своих силах.
• Релаксация и расслабление нервной системы у гиперактивных и возбудимых детей через занятие лыжами, развитие равновесия, обще-физической подготовкой
Задачи:
Образовательные:
• Ознакомить учащихся с различными лыжными ходами
• Ознакомить с техникой передвижения на лыжероллерах
Развивающие:
• Развивать выносливость, скорость, ловкость
• Активизировать физическую активность
• Гармонизировать эмоциональное состояние;
Воспитательные:
• Воспитать терпение и усидчивость
• Воспитание морально-волевых качеств (дисциплинированности, трудолюбия, смелости и др.); оздоровление и закаливание школьников; привитие навыков и умений.
Планируемые результаты:
Предметные:
За период обучения учащиеся должны знать:
• Базовые движения классическим и коньковым лыжным ходом;
• различные техники лыжного хода
За период обучения учащиеся должны уметь:
• стоять на лыжах;
• встать на лыжероллеры и проехать 100 метров.
Метапредметные:
- ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного;
- проявлять интерес, стремиться открывать для себя что-то новое.
регулятивные универсальные учебные действия:
- умение работать по предложенным инструкциям;
- умение излагать мысли, объяснить отличие конькового хода от классического хода.
- отстаивать свою точку зрения;
- умение выполнять ранее изученные приѐмы;
коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение работать в паре и в коллективе;
- умение слушать педагога;
- умение высказывать свое мнение.
Личностные:
За период обучения у учащихся:
• гармонизируется эмоциональное состояние;
• появится уверенность в себе и своих силах.
Учебный график
№ | Разделы программы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Техники классического хода | 10 | 0,5 | 9,5 | |
Техника конькового хода | 20 | 1 | 19 | |
Лыжероллеры | 13 | 1 | 12 | |
Общефизическая подготовка | 5,5 | 0,5 | 5 | |
| Итого | 49,5 | 3,5 | 46 |
1. Вводное занятие.
Теория. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России Порядок и содержание работы. Значение лыж и жизни. Популярность лыжных гонок в России.
Практика: тест физических способностей детей, что умеют.
2.Техники классического хода
Теория: Значение технической подготовки для спортсмена-лыжника. Основные элементы классических лыжных ходов.
Практика: обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении переменным двушажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях.
3.Техника конькового хода
Теория: основные элементы конькового хода, отличие экипировки.
Практика: обучение общей схеме передвижений коньковым лыжным ходом. Обучение специальным подготовительным упражнениям, овладевание одновременно-одношажным ходом. Отработка равновесия на лыжах.
4.Лыжероллеры
Практика: отработка передвижения коньковым ходом на лыжероллерах без палок. Равновесие, махи, передвижение на одной ноге
Общефизическая подготовка
Теория: основные упражнения, имитирующие лыжный ход
Практика: отработка упражнений на равновесия, с эспандером попеременным ходом.
Раздел «Комплекс организационно-педагогических условий»
Общеразвивающая программа строится на основе дидактических принципов: доступности, постепенности. Большое значение в работе с детьми с ОВЗ имеет степень владения педагогом психологическими знаниями, умение определить индивидуальную модель взаимодействия с ребенком, его возможности и потребности. Отношения строятся на основе взаимного уважения и доверия, что оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ. Во-первых, это приводит к созданию благоприятной ситуации для изучения: он ведет себя доверчиво, открыто, прямо и без утайки говорит о своих проблемах, трудностях. Во-вторых, такая атмосфера является наиболее оптимальной для индивидуального развития, его самореализации. В-третьих, складываются благоприятные условия для педагогического влияния (ребенок воспринимает этот процесс не как вмешательство, а как помощь, совет, рекомендацию). Программа скорректирована с учетом интеллектуальных, физических возможностей ребенка, что особенно важно в работе с детьми с ОВЗ. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании. Ребенок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и способностями. Работа с ребенком строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится.
Большое значение отводится разнообразию форм и приемов, используемых педагогом на учебно-тренировочных занятиях, вводятся новые для ребенка виды и объекты деятельности. Учебно-тренировочное занятие начинается с общей разминки. Ее задача – подготовить организм, настроить учащегося на тренировочную работу, на выполнение непосредственного тренировочного занятия. Детям с ОВЗ свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях и т.п. Чтобы помочь таким детям, можно провести игровые упражнения, направленные на достижение мышечного расслабления.
Формы подведения итогов реализации программы:
• Анкетирование родителей и детей;
• Наблюдение за выполнением практических заданий;
Форма аттестации:
• Контроль выполнения упражнений.
Оценочные материалы.
Методическое обеспечение и условия реализации программы.
Для проведения занятий имеется следующий инвентарь: лыжные комплекты, лыжероллеры, игровые мячи. Для первичной подготовки задействована пришкольная территория АОП № 1, Энгельс, пл. Свободы 11а и спортивный зал учреждения
Методы работы: словесные (рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, анализ ситуаций, практических опытов), наглядные (иллюстрация, демонстрация тренером), практические (практический опыт по применению теоретических знаний, практическое занятие, инструктаж, показ). В зависимости от поставленных задач, на занятиях используются различные методы обучения:
• Словесный (беседа, рассказ);
• Практический (выполнение движений);
• Репродуктивный (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности);
• Фронтальный (одновременная работа со всеми обучающимися).
Принципы работы:
• принцип от простого к сложному;
• принцип добровольности;
• принцип доступности;
• принцип наглядности;
• принцип связи теории с практикой;
• принцип совместной деятельности;
• принцип дифференцированного индивидуального подхода;
• принцип: образование в удовольствие.
Кадровое обеспечение реализации программы.
Педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование и профильную переподготовку без требований к квалификационной категории Демиров В.А.
Технологии | Применение в деятельности | Результат |
Здоровье сберегающие технологии. | Проведение физ. минуток, глазных гимнастик, пальчиковой гимнастики. | Способность управлять своим самочувствием и заботиться о своем здоровье. |
Технология коллективного труда. | Обучение и общение в группе. | Способность работы в группе, научиться видеть и уважать совой труд и труд других. |
Технология педагогической поддержки. | Осуществляется в процессе педагогической деятельности. | способность успешно освоить учебный материал. |
Технология дифференцированного обучения. | Осуществляется в процессе практической деятельности. | Создание условий для успешного освоения учебного материала, развитие творческих способностей. |
Календарный график
Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия
| Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения |
Сентябрь | 02.09. | 13:40-14:10 | Занятие-знакомство. | 2 | Вводное занятие. | АОП № 1 Энгельс |
| 9.09. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Правила поведения и техники безопасности на занятиях. | АОП №1 Энгельс |
| 11.09.
| 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Правила поведения и техники безопасности на занятиях. | АОП №1 Энгельс |
| 16.09. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Лыжный инвентарь, лыжероллеры. | АОП №1 Энгельс |
| 18.09. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Лыжероллерная подготовка. | АОП №1 Энгельс |
| 23.09.
| 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Лыжероллерная подготовка. | АОП №1 Энгельс |
| 25.09. | 13:40-14:10 | Учебно-тренировочное занятие | 2 | Лыжероллерная подготовка. | АОП №1 Энгельс |
| 30.09. | 13:40-14:10 | Учебно-тренировочное занятие | 2 | Лыжероллерная подготовка. | АОП №1 Энгельс |
Октябрь | 2.10. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Общая физическая подготовка. | АОП №1 Энгельс |
| 7.10. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Общая физическая подготовка. Силовая подготовка лыжника. | АОП №1 Энгельс |
| 9.10
| 13:40-14:10 | Учебно-тренировочное занятие | 2 | Общая физическая подготовка. | АОП №1 Энгельс |
| 14.10.
| 13:40-14:10 | Учебно-тренировочное занятие | 2 | Лыжероллерная подготовка. | АОП №1 Энгельс |
| 16.10. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Лыжероллерная подготовка. | АОП №1 Энгельс |
| 21.10. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Подвижные игры. | АОП №1 Энгельс |
| 23.10.
| 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | ОФП | АОП №1 Энгельс |
| 28.10. | 13:40-14:10 | Игровое занятие | 2 | Двухстороння игра-эстафета с мячом. | АОП №1 Энгельс |
Ноябрь | 10.11.
| 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Имитация лыжного хода. Ходьба с палками. | АОП №1 Энгельс |
| 13.11. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Техническо-силовые упражнения. | АОП №1 Энгельс |
| 18.11. | 13:40-14:10 | Учебно-тренировочное занятие | 2 | Техническо-силовые упражнения. | АОП №1 Энгельс |
| 20.11. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Лыжероллеры. | АОП №1 Энгельс |
| 25.11.
| 13:40-14:10 | Учебно-тренировочное занятие | 2 | Специальная физическая подготовка. Силовое упражнения на руки с использованием эспандера | АОП №1 Энгельс |
| 27.11. | 13:40-14:10 | Занятие-практикум | 2 | Упражнения на равновесие с имитацией классического хода на лыжах. | АОП №1 Энгельс |
Декабрь | 2.12. | 13:40-14:10 | Занятие-практикум | 2 | Техно-силовые упражнения на ноги: махи ногой, лягушка, боковые коньковые приседания | АОП №1 Энгельс |
| 4.12. | 13:40-14:10 | Занятие-практикум | 2 | Лыжи или лыжероллеры в зале. | АОП №1 Энгельс |
| 9.12
| 13:40-14:10 | Занятие-практикум | 2 | Специальные упражнения – тяга лыжного эспандера, имитация. | АОП №1 Энгельс |
| 11.12.
| 13:40-14:10 | Учебно-тренировочное занятие | 2 | Лыжная подготовка . | АОП №1 Энгельс |
| 16.12. | 13:40-14:10 | Занятие-практикум | 2 | Краткая характеристика техники лыжных ходов. | АОП №1 Энгельс |
| 18.12. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Характеристика техники лыжных ходов. Классический стиль. | АОП №1 Энгельс |
| 23.12.
| 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Характеристика техники лыжных ходов. Коньковый стиль.Лыжи | АОП №1 Энгельс |
| 26.12. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Характеристика техники лыжных ходов. Лыжи. | АОП №1 Энгельс |
Январь | 13.01. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Техническая подготовка на лыжах. ТБ и правила поведения на занятиях по лыжной подготовке. Повороты на месте на лыжах. | АОП №1 Энгельс |
| 15.01. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Имитационные упражнения для освоения техники лыжных ходов. | АОП №1 Энгельс |
| 20.01. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Первая помощь при обморожении. Способы лыжных ходов. | АОП №1 Энгельс |
| 22.01. | 13:40-14:10 | Учебно-тренировочное занятие | 2 | Одежда для занятий спортом зимой. Спуски в высокой, низкой стойке на лыжах. | АОП №1 Энгельс |
| 27.01. | 13:40-14:10 | Занятие-практикум | 2 | Обучение учащихся основным элементам техники подъемов «елочкой», «лесенкой». «переступанием» на лыжах. | АОП №1 Энгельс |
Февраль | 29.01. | 13:40-14:10 | Учебно-тренировочное занятие Учебно-тренировочное занятие | 2 | Лыжи- спуск. | АОП №1 Энгельс |
| 3.02. | 13:40-14:10 | Учебно-тренировочное занятие | 2 | Лыжные эстафеты- веселые старты. | АОП №1 Энгельс |
| 5.02. | 13:40-14:10 | Игровое занятие. | 2 | Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. | АОП №1 Энгельс |
| 10.02. | 13:40-14:10 | Игровое занятие. | 2 | Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении. | АОП №1 Энгельс |
| 12.02. | 13:40-14:10 | Учебно-тренировочное занятие | 2 | Лыжи. | АОП №1 Энгельс |
| 17.02. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Лыжный ход- освоение конькового хода. | АОП №1 Энгельс |
| 19.02. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Лыжный ход. Одновременный ход и полушаг. | АОП №1 Энгельс |
| 24.02. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Лыжный ход. | АОП №1 Энгельс |
| 26.02. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Лыжи. Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах. | АОП №1 Энгельс |
Март | 3.03. | 13:40-14:10 | Занятие-практикум | 2 | Лыжи, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами. | АОП №1 Энгельс |
| 5.03. | 13:40-14:10 | Занятие-практикум | 2 | Лыжи-передвижение попеременным двушажным ходом. | АОП №1 Энгельс |
| 10.03. | 13:40-14:10 | Занятие-практикум | 2 | Лыжи. Катание одновременным ходом, нагрузка на руки. | АОП №1 Энгельс |
| 12.03. | 13:40-14:10 | Занятие-практикум | 2 | ОФП. | АОП №1 Энгельс |
| 17.03. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Общая физическая подготовка. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны с возрастающей амплитудой движения; наклоны в положении седа и седа ноги врозь на полу. | АОП №1 Энгельс |
| 19.03. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Упражнения на подвижность суставов, развитие гибкости, силы. Растяжка в спорте. | АОП №1 Энгельс |
| 31.03. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Упражнения на гимнастической стенке | АОП №1 Энгельс |
Апрель | 2.04. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Игры в футбол. Лыжероллеры. | АОП №1 Энгельс |
| 7.04. | 13:40-14:10 | Занятие-практикум | 2 | Лыжероллеры. | АОП №1 Энгельс |
| 9.04. | 13:40-14:10 | Занятие-практикум | 2 | Лыжероллеры. | АОП №1 Энгельс |
| 14.04. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Лыжероллеры. | АОП №1 Энгельс |
| 16.04. | 13:40-14:10 | Учебно-тренировочное занятие | 2 | Лыжероллеры. | АОП №1 Энгельс |
| 21.04. | 13:40-14:10 | Занятие-практикум | 2 | ОФП. Упражнения на развитие развития специфических качеств лыжника. | АОП №1 Энгельс |
| 23.04. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | ОФП. Бег. | АОП №1 Энгельс |
| 28.04. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Лыжероллеры | АОП №1 Энгельс |
| 30.04. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Лыжероллеры | АОП №1 Энгельс |
Май |
|
|
|
|
|
|
| 12.05. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Лыжероллеры. | АОП №1 Энгельс |
| 14.05. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | ОФП. Эспандер, стенка. | АОП №1 Энгельс |
| 19.05. | 13:40-14:10 | Учебно-тренировочное занятие | 2 | Лыжероллеры. | АОП №1 Энгельс |
| 22.05. | 13:40-14:10 | Учебно-тренировочное занятие | 2 | Упражнения на тренажерах-роликах, эспандер. | АОП №1 Энгельс |
| 25.05. | 13:40-14:10 | Занятие-практикум | 2 | Лыжероллеры. | АОП №1 Энгельс |
| 29.05. | 13:40-14:10 | Комбинированное. | 2 | Итоговое занятие. Подведение итогов учебного года, Практическая работа по выявлению уровня подготовки учащихся. | АОП №1 Энгельс |
Используемая литература
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
А) Основная литература
1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
2. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физкультура и спорт,
3. Детская спортивная медицина: Руководство для врачей / Под ред. С. Б.
4.Тихвинского, С. В. Хрущева. 2-е изд. - М.: Медицина, 1991.
5. Евстратов В.Д., Виролайнен П.М., Чукардин Г.Б, Коньковый ход? Не только... - М.: Физкультура и спорт, 1988.
6. Ермаков В.В. Техника лыжных ходов. - Смоленск: СГИФК, 1989.
7. Лыжный спорт / Под ред. В.Д. Евстратова, Г.Б. Чукардина, Б. И. Сергеева. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
8. Манжосов В.Н., Огольцов И.Г., Смирнов Г.А. Лыжный спорт. -М.: Высшая школа,1979.
9. Манжосов В.Н. Тренировка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
10. Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсменов. -Киев: Здоровья, 1990.
11. Основы управления подготовкой юных спортсменов/ Под общ.ред. М.Я.
Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.
12. Поварницин АЛ. Волевая подготовка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 1976.
13. Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника. - М.: Физкультура и спорт, 1999.
14. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М.: Издательство «СААМ», 1995.
15. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт,1980