Проверь подлинность!

Автор: Демиров Владимир Алеквеевич

Должность: Педагог дополнительного образования

Город/Населенный пункт: Саратовская область,г.Энгельс

Дата публикации: 04.04.2023


Начальная лыжная подготовка для детей с ограниченными возможностями

 Раздел «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы»

Пояснительная записка.

Актуальность программы и педагогическая целесообразность. Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт становятся одним из важнейших, а в ряде случаев – единственным условием всесторонней реабилитации, адаптации и, в конечном итоге, социализации детей с отклонениями в состоянии здоровья. Программа обеспечивает социализацию детей с отклонениями в состоянии здоровья в соответствии с индивидуальными особенностями их развития, формирует у них осознанную добровольную мотивацию к получению знаний, сохранению собственного здоровья, социально-значимой деятельности. Благодаря программе дети с отклонениями в состоянии здоровья получают возможность удовлетворения потребности в занятиях лыжными гонками. Занятия детей данной категории лыжными гонками, участие в соревнованиях и спортивно-массовых мероприятиях дают им возможность приобщиться к активной жизни, развивать и совершенствовать свои физические возможности, восстанавливать психическое равновесие, возвращать веру в собственные силы. Чем раньше начинаются занятия, тем более полно происходит процесс физической реабилитации и социальной адаптации. Формы, методы и средства обучения и спортивной подготовки в ходе реализации программы адаптированы к физическим и психическим возможностям детей. Новизна программы заключается в том, что она разработана с учетом физических и психофизических возможностей детей, их функциональными возможностями. Используемые средства направлены на укрепление и развитие сохранных двигательных функций, предупреждение появления вторичных нарушений. Программа направлена на создание такой ситуации обучения, при которой дети учатся, общаясь, и одновременно учатся общаться. Программа позволяет организовать жизнедеятельность детей так, чтобы они почувствовали себя здоровыми, жизнерадостными, удачливыми, уверенными в своих возможностях, умеющими общаться друг с другом.

Целью программы является привлечение максимально возможного количества детей с отклонениями в состоянии здоровья к систематическим занятиям физической культурой и спортом, их самореализация посредством избранного вида спорта, повышение их качества жизни и, как следствие, - социализация и последующая социальная интеграция.

Адресат программы:

•        дети 7 - 17 лет с нарушением слуха.

Возраст участников образовательного процесса: дети от 7 до 17 лет.

Особенности детей с нарушением слуха в отсутствии возможности донесения информации педагогом через вербальные средства общения. Затрачивается гораздо больше времени на объяснение материала, необходима более детальная проработка этапов создания рисунка.  Сложная структура дефекта у детей предполагает создание более малочисленных групп и упрощение рисунка, либо затрачивание большего времени на его создание.

Срок реализации: 9 месяцев

Формы занятий: традиционная.

Режим и продолжительность занятий: занятия по программе проводятся 3 раза в неделю.

Продолжительность занятий – 30 минут.

Количество занятий и учебных часов в неделю (на группу) и за период обучения:

В неделю: 3 занятие /1,5 часа.

За период обучения: 99 занятий / 49,5 часов

Особенности набора учащихся: набор учащихся в группы свободный.

Цель:

•        Заинтересовать детей лыжным видом спорта.

•        Повысить у детей с нарушениями слуха уверенность в себе, своих силах.

•        Релаксация и расслабление нервной системы у гиперактивных и возбудимых детей через занятие лыжами, развитие равновесия, обще-физической подготовкой

Задачи:

Образовательные:

•        Ознакомить учащихся с различными лыжными ходами

•        Ознакомить с техникой передвижения на лыжероллерах

Развивающие:

•        Развивать выносливость, скорость, ловкость

•        Активизировать физическую активность

•        Гармонизировать эмоциональное состояние;

Воспитательные:

•  Воспитать терпение и усидчивость

•  Воспитание морально-волевых качеств (дисциплинированности, трудолюбия, смелости и др.); оздоровление и закаливание школьников; привитие навыков и умений.

Планируемые результаты:

Предметные:

За период обучения учащиеся должны знать:

•        Базовые движения классическим и коньковым лыжным ходом;

•        различные техники лыжного хода

За период обучения учащиеся должны уметь:

•        стоять на лыжах;

•        встать на лыжероллеры и проехать 100 метров.

Метапредметные:

- ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного;

- проявлять интерес, стремиться открывать для себя что-то новое.

регулятивные универсальные учебные действия:

- умение работать по предложенным инструкциям;

- умение излагать мысли, объяснить отличие конькового хода от классического хода.

- отстаивать свою точку зрения;

- умение выполнять ранее изученные приѐмы;

коммуникативные универсальные учебные действия:

- умение работать в паре и в коллективе;

- умение слушать педагога;

- умение высказывать свое мнение.

Личностные:

За период обучения у учащихся:

•        гармонизируется эмоциональное состояние;

•        появится уверенность в себе и своих силах.

 

Учебный график

Разделы программы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

  1.  

Вводное занятие

1

0,5

0,5

  1.  

Техники классического хода

10

0,5

9,5

  1.  

Техника конькового хода

20

1

19

  1.  

Лыжероллеры

13

1

12

  1.  

Общефизическая подготовка

5,5

0,5

5

 

Итого

49,5

3,5

46

 

1. Вводное занятие.

Теория. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России Порядок и содержание работы. Значение лыж и жизни. Популярность лыжных гонок в России.

Практика: тест физических способностей детей, что умеют.

2.Техники классического хода

Теория: Значение технической подготовки для спортсмена-лыжника. Основные элементы классических лыжных ходов.

Практика: обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении переменным двушажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях.

3.Техника конькового хода

Теория: основные элементы конькового хода, отличие экипировки.

Практика: обучение общей схеме передвижений коньковым лыжным ходом. Обучение специальным подготовительным упражнениям, овладевание одновременно-одношажным ходом. Отработка равновесия на лыжах.

4.Лыжероллеры

Практика: отработка передвижения коньковым ходом на лыжероллерах без палок. Равновесие, махи, передвижение на одной ноге

Общефизическая подготовка

Теория: основные упражнения, имитирующие лыжный ход

Практика: отработка упражнений на равновесия, с эспандером попеременным ходом.

 

 

Раздел «Комплекс организационно-педагогических условий»

Общеразвивающая программа строится на основе дидактических принципов: доступности, постепенности. Большое значение в работе с детьми с ОВЗ имеет степень владения педагогом психологическими знаниями, умение определить индивидуальную модель взаимодействия с ребенком, его возможности и потребности. Отношения строятся на основе взаимного уважения и доверия, что оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ. Во-первых, это приводит к созданию благоприятной ситуации для изучения: он ведет себя доверчиво, открыто, прямо и без утайки говорит о своих проблемах, трудностях. Во-вторых, такая атмосфера является наиболее оптимальной для индивидуального развития, его самореализации. В-третьих, складываются благоприятные условия для педагогического влияния (ребенок воспринимает этот процесс не как вмешательство, а как помощь, совет, рекомендацию). Программа скорректирована с учетом интеллектуальных, физических возможностей ребенка, что особенно важно в работе с детьми с ОВЗ. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании. Ребенок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и способностями. Работа с ребенком строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится.

Большое значение отводится разнообразию форм и приемов, используемых педагогом на учебно-тренировочных занятиях, вводятся новые для ребенка виды и объекты деятельности. Учебно-тренировочное занятие начинается с общей разминки. Ее задача – подготовить организм, настроить учащегося на тренировочную работу, на выполнение непосредственного тренировочного занятия. Детям с ОВЗ свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях и т.п. Чтобы помочь таким детям, можно провести игровые упражнения, направленные на достижение мышечного расслабления.

Формы подведения итогов реализации программы:

•        Анкетирование родителей и детей;

•        Наблюдение за выполнением практических заданий;

Форма аттестации:

•        Контроль выполнения упражнений.

Оценочные материалы.

 

Методическое обеспечение и условия реализации программы.

Для проведения занятий имеется следующий инвентарь: лыжные комплекты, лыжероллеры, игровые мячи. Для первичной подготовки задействована пришкольная территория  АОП № 1, Энгельс, пл. Свободы 11а и спортивный зал учреждения

Методы работы: словесные (рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, анализ ситуаций, практических опытов), наглядные (иллюстрация, демонстрация тренером), практические (практический опыт по применению теоретических знаний, практическое занятие, инструктаж, показ). В зависимости от поставленных задач, на занятиях используются различные методы обучения:

•        Словесный (беседа, рассказ);

•        Практический (выполнение движений);

•        Репродуктивный (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности);

•        Фронтальный (одновременная работа со всеми обучающимися).

Принципы работы:

•        принцип от простого к сложному;

•        принцип добровольности;

•        принцип доступности;

•        принцип наглядности;

•        принцип связи теории с практикой;

•        принцип совместной деятельности;

•        принцип дифференцированного индивидуального подхода;

•        принцип: образование в удовольствие.

 

Кадровое обеспечение реализации программы.

Педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование и профильную переподготовку без требований к квалификационной категории Демиров В.А.

 

Технологии

Применение в деятельности

Результат

Здоровье сберегающие технологии.

Проведение физ. минуток, глазных гимнастик, пальчиковой гимнастики.

Способность управлять своим самочувствием и заботиться о своем здоровье.

Технология коллективного труда.

Обучение и общение в группе.

Способность работы в группе, научиться видеть и уважать совой труд и труд других.

Технология педагогической поддержки.

Осуществляется в процессе педагогической деятельности.

способность успешно освоить учебный материал.

Технология дифференцированного обучения.

Осуществляется в процессе практической деятельности.

Создание условий для успешного освоения учебного материала, развитие творческих способностей.

 

Календарный график

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

 

Кол-во

часов

Тема занятия

Место проведения

Сентябрь

02.09.

13:40-14:10

Занятие-знакомство.

2

Вводное занятие.

АОП № 1 Энгельс

 

9.09.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Правила поведения и техники безопасности на занятиях.

АОП №1 Энгельс

 

11.09.

 

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Правила поведения и техники безопасности на занятиях.

АОП №1 Энгельс

 

16.09.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Лыжный инвентарь, лыжероллеры.

АОП №1 Энгельс

 

18.09.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Лыжероллерная подготовка.

АОП №1 Энгельс

 

23.09.

 

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Лыжероллерная подготовка.

АОП №1 Энгельс

 

25.09.

13:40-14:10

Учебно-тренировочное занятие

2

Лыжероллерная подготовка.

АОП №1 Энгельс

 

30.09.

13:40-14:10

Учебно-тренировочное занятие

2

Лыжероллерная подготовка.

АОП №1 Энгельс

Октябрь

2.10.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Общая физическая подготовка.

АОП №1 Энгельс

 

7.10.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Общая физическая подготовка. Силовая подготовка лыжника.

АОП №1 Энгельс

 

9.10

 

13:40-14:10

Учебно-тренировочное занятие

2

Общая физическая подготовка.

АОП №1 Энгельс

 

14.10.

 

13:40-14:10

Учебно-тренировочное занятие

2

Лыжероллерная подготовка.

АОП №1 Энгельс

 

16.10.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Лыжероллерная подготовка.

АОП №1 Энгельс

 

21.10.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Подвижные игры.

АОП №1 Энгельс

 

23.10.

 

13:40-14:10

Комбинированное.

2

 ОФП

АОП №1 Энгельс

 

28.10.

13:40-14:10

Игровое занятие

2

Двухстороння игра-эстафета с мячом.

АОП №1 Энгельс

Ноябрь

10.11.

 

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Имитация лыжного хода. Ходьба с палками.

АОП №1 Энгельс

 

13.11.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Техническо-силовые упражнения.

АОП №1 Энгельс

 

18.11.

13:40-14:10

Учебно-тренировочное занятие

2

Техническо-силовые упражнения.

АОП №1 Энгельс

 

20.11.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Лыжероллеры.

АОП №1 Энгельс

 

25.11.

 

13:40-14:10

Учебно-тренировочное занятие

2

Специальная физическая подготовка. Силовое упражнения на руки с использованием эспандера

АОП №1 Энгельс

 

27.11.

13:40-14:10

Занятие-практикум

2

Упражнения на равновесие с имитацией классического хода на лыжах.

АОП №1 Энгельс

Декабрь

2.12.

13:40-14:10

Занятие-практикум

2

Техно-силовые упражнения на ноги: махи ногой, лягушка, боковые коньковые приседания

АОП №1 Энгельс

 

4.12.

13:40-14:10

Занятие-практикум

2

Лыжи или лыжероллеры в зале.

АОП №1 Энгельс

 

9.12

 

13:40-14:10

Занятие-практикум

2

Специальные упражнения – тяга лыжного эспандера, имитация.

АОП №1 Энгельс

 

11.12.

 

13:40-14:10

Учебно-тренировочное занятие

2

Лыжная подготовка .

АОП №1 Энгельс

 

16.12.

13:40-14:10

Занятие-практикум

2

 Краткая характеристика техники лыжных ходов.

АОП №1 Энгельс

 

18.12.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Характеристика техники лыжных ходов. Классический стиль.

АОП №1 Энгельс

 

23.12.

 

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Характеристика техники лыжных ходов. Коньковый стиль.Лыжи

АОП №1 Энгельс

 

26.12.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Характеристика техники лыжных ходов. Лыжи.

АОП №1 Энгельс

Январь

13.01.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Техническая подготовка на лыжах. ТБ и правила поведения на занятиях по лыжной подготовке. Повороты на месте на лыжах.

АОП №1 Энгельс

 

15.01.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Имитационные упражнения для освоения техники лыжных ходов.

АОП №1 Энгельс

 

20.01.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Первая помощь при обморожении. Способы лыжных ходов.

АОП №1 Энгельс

 

22.01.

13:40-14:10

Учебно-тренировочное занятие

2

Одежда для занятий спортом зимой. Спуски в высокой, низкой стойке на лыжах.

АОП №1 Энгельс

 

27.01.

13:40-14:10

Занятие-практикум

2

Обучение учащихся основным элементам техники подъемов «елочкой», «лесенкой». «переступанием» на лыжах.

АОП №1 Энгельс

Февраль

29.01.

13:40-14:10

Учебно-тренировочное занятие Учебно-тренировочное занятие

2

Лыжи- спуск.

АОП №1 Энгельс

 

3.02.

13:40-14:10

Учебно-тренировочное занятие

2

Лыжные эстафеты- веселые старты.

АОП №1 Энгельс

 

5.02.

13:40-14:10

Игровое занятие.

2

Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами.

АОП №1 Энгельс

 

10.02.

13:40-14:10

Игровое занятие.

2

Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении.

АОП №1 Энгельс

 

12.02.

13:40-14:10

Учебно-тренировочное занятие

2

Лыжи.

АОП №1 Энгельс

 

17.02.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Лыжный ход- освоение конькового хода.

АОП №1 Энгельс

 

19.02.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Лыжный ход. Одновременный ход и полушаг.

АОП №1 Энгельс

 

24.02.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Лыжный ход.

АОП №1 Энгельс

 

26.02.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Лыжи. Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах.

АОП №1 Энгельс

Март

3.03.

13:40-14:10

Занятие-практикум

2

Лыжи, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами.

АОП №1 Энгельс

 

5.03.

13:40-14:10

Занятие-практикум

2

Лыжи-передвижение попеременным двушажным ходом.

АОП №1 Энгельс

 

10.03.

13:40-14:10

Занятие-практикум

2

Лыжи. Катание одновременным ходом, нагрузка на руки.

АОП №1 Энгельс

 

12.03.

13:40-14:10

Занятие-практикум

2

ОФП.

АОП №1 Энгельс

 

17.03.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Общая физическая подготовка. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны с возрастающей амплитудой движения; наклоны в положении седа и седа ноги врозь на полу.

АОП №1 Энгельс

 

19.03.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Упражнения на подвижность суставов, развитие гибкости, силы. Растяжка в спорте.

АОП №1 Энгельс

 

31.03.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Упражнения на гимнастической стенке

АОП №1 Энгельс

Апрель

2.04.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Игры в футбол. Лыжероллеры.

АОП №1 Энгельс

 

7.04.

13:40-14:10

Занятие-практикум

2

Лыжероллеры.

АОП №1 Энгельс

 

9.04.

13:40-14:10

Занятие-практикум

2

Лыжероллеры.

АОП №1 Энгельс

 

14.04.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Лыжероллеры.

АОП №1 Энгельс

 

16.04.

13:40-14:10

Учебно-тренировочное занятие

2

Лыжероллеры.

АОП №1 Энгельс

 

21.04.

13:40-14:10

Занятие-практикум

2

ОФП. Упражнения на развитие развития специфических качеств лыжника.

АОП №1 Энгельс

 

23.04.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

ОФП. Бег.

АОП №1 Энгельс

 

28.04.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Лыжероллеры

АОП №1 Энгельс

 

30.04.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Лыжероллеры

АОП №1 Энгельс

Май

 

 

 

 

 

 

 

12.05.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Лыжероллеры.

АОП №1 Энгельс

 

14.05.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

ОФП. Эспандер, стенка.

АОП №1 Энгельс

 

19.05.

13:40-14:10

Учебно-тренировочное занятие

2

Лыжероллеры.

АОП №1 Энгельс

 

22.05.

13:40-14:10

Учебно-тренировочное занятие

2

Упражнения на тренажерах-роликах, эспандер.

АОП №1 Энгельс

 

25.05.

13:40-14:10

Занятие-практикум

2

Лыжероллеры.

АОП №1 Энгельс

 

29.05.

13:40-14:10

Комбинированное.

2

Итоговое занятие. Подведение итогов учебного года, Практическая работа по выявлению уровня подготовки учащихся.

АОП №1 Энгельс

 

Используемая литература

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

А) Основная литература

1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

2. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физкультура и спорт,

3. Детская спортивная медицина: Руководство для врачей / Под ред. С. Б.

4.Тихвинского, С. В. Хрущева. 2-е изд. - М.: Медицина, 1991.

5. Евстратов В.Д., Виролайнен П.М., Чукардин Г.Б, Коньковый ход? Не только... - М.: Физкультура и спорт, 1988.

6. Ермаков В.В. Техника лыжных ходов. - Смоленск: СГИФК, 1989.

7. Лыжный спорт / Под ред. В.Д. Евстратова, Г.Б. Чукардина, Б. И. Сергеева. - М.: Физкультура и спорт, 1989.

8. Манжосов В.Н., Огольцов И.Г., Смирнов Г.А. Лыжный спорт. -М.: Высшая школа,1979.

9. Манжосов В.Н. Тренировка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 1986.

10. Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсменов. -Киев: Здоровья, 1990.

11. Основы управления подготовкой юных спортсменов/ Под общ.ред. М.Я.

Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.

12. Поварницин АЛ. Волевая подготовка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 1976.

13. Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника. - М.: Физкультура и спорт, 1999.

14. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М.: Издательство «СААМ», 1995.

15. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт,1980


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.