Проверь подлинность!

Автор: Белозерова Елена Валерьевна

Должность: Воспитатель

Город/Населенный пункт: Новосибирск

Дата публикации: 31.03.2023


Воспитываем патриотов с детства

Сейчас много и на различных уровнях говорят о важности патриотического воспитания, разрабатываются целые программы патриотического воспитания граждан разного возраста. Проблема важная для нашего общества, получившая особый фокус в связи с доступностью различных средств массовой коммуникации, наличия большого количества совершенно отличных мнений, идей, гипотез и интерпретаций, которые часто не отражают глубинного смысла понятия «патриот», но при этом претендуют на новизну и креативность подходов к раскрытию сути вопроса.

Многие дискуссии, связанные с патриотической тематикой, забывают о базовом уровне формирования этой человеческой ценности, закладываемой в раннем детстве. Именно потому весьма важно начать формирование патриотизма в дошкольном детстве наряду с формированием понятий о базовых явлениях окружающего мира, основ знаний о предметах, общепринятых ценностях общества, физике процессов и законов природы. В этом случае патриотизм займет логичное и понятное место в мироощущении ребенка, создавая базу для развития его в младшем школьном возрасте, эволюируя вместе с его представлениями о мире, обществе, находя убедительные примеры в новых знаниях, получаемых из разных внешних источников. Формирующееся с возрастом гуманистическое отношение к природе, обществу, традициям человеческих взаимоотношений естественным образом будет сочетаться с заложенными в дошкольном возрасте основами патриотического восприятия своего государства и малой родины.

Целью патриотического воспитания является привитие любви к Родине, гордости за его культуру, науку, традиции, исторический путь. Однако, достичь столь серьезной цели невозможно без решения задач воспитания привязанности ребенка к своей семье, дому, родной улице, городу, и, только потом – к Родине в целом. Воспитание уважения к государственным символам страны – один из «кирпичиков», слагающих успешность достижения цели, как и развитие интереса, уважения к традициям края (например, народному творчеству, промыслам, фольклору в целом), формирование бережного,  и даже трепетного отношения к природе родного края, к живому в целом.

Патриотизм – это не столько преданность своему Отечеству, сколько потребность в сохранении культуры своего народа (как части населения России), его самобытности в культурологическом смысле, и осознание единства народов России в системе ее государственности.

Для маленького ребенка любовь к Родине начинается с любви к наиболее близкому для него окружению (семья, дом, детский сад, коллектив, в котором он находится, улица, на которой он живет со своими родными, город, природа окрестностей и т.п.). Далее, в процессе взросления, ребенок будет расширять для себя ареал «родного», включая в этот круг все больше понятий, явлений, людей, как бы «связывая воедино» новые и новые признаки Родины.

В этой связи важен именно системный подход патриотического воспитания ребенка-дошкольника, призванный сформировать тот близкий круг, от которого далее будет строится шаг за шагом образ Отечества, формироваться привязанность и гордость за все, связанное с ним.

Методы и приемы патриотического воспитания могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность чувств и эмоций).

 

 

Предлагаемые методы решения задач по патриотическому воспитанию представлены в следующих блоках:

«Моя семья» – знакомим с понятиями «семья», «члены семьи», «семейные традиции», закрепляем знания по использованию наименований членов семьи, близких родственников

«Мой детский сад» – проводим аналогию с семейными ценностями, традициями, правилами поведения в группе, закрепляя бережное и уважительное отношение к членам коллектива группы, как и к членам своей семьи.

«Традиции народов моего города» - знакомим с понятием «народ, народность», «традиции», «народные промыслы», показываем важность фольклорных традиций через игры разных народов и устного народного творчества народов родного края, закрепляем уважительное отношение к национальной идентичности каждого, важность  сохранения народных традиций как части общей культуры края, Отечества.

«Природа моего края» (лес, луг, поле, озеро, река) – вводим понятия «лес», «луг», «поле», «река», «озеро», «ручей», «колок», «степь», формируем интерес к окружающему миру, природе, учим видеть красоту любых уголков природы, закрепляем представление о различных биогеоценозах родного края.

«Кто живет в нашем лесу?» – вводим понятия о домашних и диких животных, формируем бережное отношение к дикой фауне, закрепляем навыки обращения с домашними животными, правилами обращения с живыми организмами в целом.

«Что растет в наших краях?» – вводим понятие «растения», закрепляем названия основных представителей флоры города и дикой природы края, учим правилам обращения с растениями, проводим закрепление через использование пословиц, поговорок, сказок, знакомим с лекарственными растениями края.

«Традиции поведения» – вводим понятие «гостеприимство», «традиции приема гостей», «традиции социально одобряемого поведения», в т.ч. через сказки, связанные с важностью соблюдения традиций.

«Праздники (традиционные, государственные)» – вводим понятие государственных и традиционных праздников. К каждому государственному празднику разрабатывается отдельное занятие, посвященное истории его возникновения, традициям празднования. Традиционные праздники также освещаются с точки зрения их возникновения, значения для общества и важности сохранения народных традиций.

Конечно, работа по патриотическому воспитанию не сводится к наполнению ребенка знаниями по вышеперечисленным блокам, т.к. важно именно в повседневной, рутинной деятельности постоянно подчеркивать наиболее ценное, значимое, делать необходимые акценты. Так, при чтении сказок, необходимо акцентировать внимание на традиционном почитании старших, традициях обращения к людям старшего возраста, ровесникам и проч. При изучении понятий, связанных с элементами научного познания, необходимо сделать акцент на достижениях отечественных ученых или исследователей для отечественной и мировой науки в целом и для развития технического прогресса в частности.

В итоге патриотическое воспитание ребенка дошкольного возраста будет складываться из акцентов, помогающих сформировать у ребенка целостную картину уважительного, трепетного отношения к своей семье, краю, народу, Отечеству.


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.