Автор: Бестерженева Ярославна Сергеевна
Должность: Педагог-психолог
Город/Населенный пункт: Константиновск
Дата публикации: 08.02.2023
Рабочая программа по теме "Социальная ориентировка"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Блок «Нормативные документы»
Рабочая программа «Социальная ориентировка» для 2 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373) (с изменениями и дополнениями); или Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897, с изменениями и дополнениями) или Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. № 413, с изменениями и дополнениями);
- Учебного плана для образовательных организаций Ростовской области реализующих основные образовательные программы начальное общее образование на 2022 - 2023 учебный год;
- Адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающегося с задержкой психического развития (интеллектуальными нарушениями) вариант 7.2, МБОУ СОШ № 2 на 2022-2023 учебный год;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 2 на 2022-2023 учебный год;
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию ОО при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования на 2022-2023 учебный год;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)Календарно-тематический план ориентирован на использование УМК;
- Индивидуального учебного плана инклюзивного образования обучающегося 2 класса МБОУ СОШ №2 г. Константиновска Мельникова Дмитрия Сергеевича на 2022-2023 учебный год
Блок «Общая характеристика учебного курса, предмета»
Цель: Специальные коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития.
Задачи:
- расширять жизненный опыт учащихся;
- воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
- учить бережному отношению к продуктам, вещам, оборудованию.
- развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.
Блок «Место учебного предмета, курса в учебном плане»
СБО – это специальные коррекционные занятия направленные на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Данная программа предназначена для учащегося 2 «а» класса, обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с тяжелой умственной отсталостью (индивидуальное обучение), составлена с учетом его познавательных нарушений. После проведенного обследования программа составляется исходя из полученных результатов, а так же каждый урок может корректироваться, переноситься на необходимый момент с учетом особенностей развития ребенка.
1. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учащихся.
2. Преемственность курса, с точки зрения целей общего образования с опорой на концепцию, соответствующего ФГОС, современных требований выпускнику.
Решение названных задач обеспечит младшему школьнику с детей с тяжелой умственной отсталостью обрести уверенности в себе и своих силах. На каждое занятие подбирается материал, соответствующий примерному предметному содержанию программного материала и носящего развивающий характер, создается ситуация успеха.
3. Акценты в осуществлении связи обучения занятий с практикой и актуальными проблемами современности по курсу «СБО» - занятия направленные на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Данные навыки необходимо формировать у детей с первых дней их пребывания. Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа, практикумы и организованные сюжетные игры, ведь наилучшее усвоение любого материала происходит у детей в процессе игры.
4. Особенности построения курса. Программа по СБО составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем СБО обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач, объединенных в систему развивающих занятий. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач (от простого к сложному). Содержание материала переплетается с предметами, изучаемыми на данной ступени обучения.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | Культура поведения | 5 | Изучение правильные речевые обороты при разговоре с разновозрастными группами людей.
|
2 | Жилище. | 4 | Виды подсобных помещений в жилых помещениях и их назначение
|
3 | Семья | 3 | Родственные отношения в семье |
4 | Одежда и обувь. | 2 | Виды одежды и обуви, их назначение |
5 | Торговля | 5 | Правила покупки товаров |
6 | Транспорт | 4 | Основные виды общественного транспорта, которыми они пользуются по дороге в школу и из школы
|
7 | Личная гигиена. | 6 | Гигиенические требования к своему телу, одежде |
8 | Питание | 5 | Правила поведения за столом, назначение кухонной посуды. Режим дня. |
График прохождения программного материала
№ п/п | Раздел | Количество часов | Сроки прохождения | |
1 | Культура поведения | 5 | 2 в :01.09 - 05.10.2022 | |
2 | Жилище. | 4 | 2 в :06.10 - 09.11.2022 | |
3 | Семья | 3 | 2 в :10.11 - 30.11.2022 | |
4 | Одежда и обувь. | 2 | 2 в :01.12 - 14.12.2022 | |
5 | Торговля | 5 | 2 в :15.12 - 01.02.2023 | |
6 | Транспорт | 4 | 2 в :03.02 - 01.03.2023 | |
7 | Личная гигиена. | 6 | 2 в :02.03 - 19.04.2023 | |
8 | Питание | 5 | 2 в :20.04 - 24.05.2023 | |
ИТОГО: | 34 часов |
Календарно – тематическое планирование
«Социальная ориентировка»
2 класс
34 часа (1 час в неделю)
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Вид контроля |
| ||
план | факт |
| |||||
1 | Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя, стоя | 1 | 07.09.22 |
| текущий |
| |
2. | Правила поведения при встрече и расставании | 1 | 14.09.22 |
| текущий |
| |
3. | Формы обращения с просьбой, вопросом | 1 | 21.09.22 |
| текущий |
| |
4. | Правила поведения за столом | 1 | 28.09.22 |
| текущий |
| |
5. | Вежливые слова | 1 | 05.10.22 |
| текущий |
| |
6. | Виды жилых помещений в городе и селе. | 1 | 12.10.22 |
| текущий |
| |
7 | Различие жилых помещений | 1 | 19.10.22 |
| текущий |
| |
8. | Почтовый адрес своего дома | 1 | 26.10.22 |
| текущий |
| |
9. | Правила организации рабочего места школьника | 1 | 09.11.22 |
| текущий |
| |
10. | Родственные отношения в семье | 1 | 16.11.22 |
| текущий |
| |
11 | Состав семьи, имена, отчества, фамилии и их возраст | 1 | 23.11.22 |
| текущий |
| |
12. | Правила поведения на уроке и перемене | 1 | 30.11.22 |
| текущий |
| |
13. | Виды одежды и обуви, их назначение | 1 | 07.12.22 |
| текущий |
| |
14. | Правила ухода за одеждой и обувью | 1 | 14.12.22 |
| текущий |
| |
15. | Виды магазинов | 1 | 21.12.22 |
| текущий |
| |
16 | Назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции | 1 | 28.12.22 |
|
|
| |
17. | Правила покупки товаров | 1 | 11.01.23 |
| текущий |
| |
18. | Стоимость хлебных, молочных продуктов, 2-3 круп | 1 | 18.01.23 |
| текущий |
| |
19. | Закрепление пройденного материала | 1 | 25.01.23 |
| текущий |
| |
20. | Основные транспортные средства имеющиеся в городе, селе | 1 | 01.02.23 |
| текущий |
| |
21. | Наиболее рациональный маршрут проезда до школы | 1 | 08.02.23 |
| текущий |
| |
22. | Количество времени, затраченное на дорогу, пешеходный маршрут | 1 | 15.02.23 |
| текущий |
| |
23. | Правила передвижения на велосипеде | 1 | 22.02.23 |
| текущий |
| |
24. | Личная гигиена | 1 | 01.03.23 |
| текущий |
| |
25 | Последовательное выполнение туалета | 1 | 08.03.23 |
| текущий |
| |
26. | Периодичность и правила чистки ушей | 1 | 15.03.23 |
| текущий |
| |
27 | Правила освещённости рабочего места | 1 | 29.03.23 |
| текущий |
| |
28 | Охрана зрения при чтении | 1 | 05.04.23 |
| текущий |
| |
29 | Правила ухода за кожей рук и ног | 1 | 12.04.23 |
| текущий |
| |
30. | Значение питания | 1 | 19.04.23 |
| текущий |
| |
31 | Техника безопасности работы режущими инструментами | 1 | 26.04.23 |
| текущий |
| |
32. | Виды блюд, не требующих тепловой обработки | 1 | 10.05.23 |
| текущий |
| |
33. | Правила сервировки стола | 1 | 17.05.23 |
| текущий |
| |
34. | Правила мытья посуды, уборка помещения | 1 | 24.05.23 |
| текущий |
| |
ИТОГО: | 34 | ||||||
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
«Социальная ориентировка», система оценки
В результате освоения коррекционного курса «Социальная ориентировка» «на уровне начального общего образования:
Обучающийся начального общего образования получит знания:
Личностные результаты:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
. способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Система оценки результатов развития познавательных процессов учащегося предполагает проведение диагностик: Входящих(первичных), динамического наблюдения, текущей и этапной диагностики, итоговой. А так же в течении учебного (по необходимости) наблюдение за выполнением предложенных заданий, устный опрос, письменные работы.