Проверь подлинность!

Автор: Бестерженева Ярославна Сергеевна

Должность: Педагог-психолог

Город/Населенный пункт: Константиновск

Дата публикации: 08.02.2023


Рабочая программа по теме "Социальная ориентировка"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Блок «Нормативные документы»

Рабочая программа «Социальная ориентировка» для 2 класса составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373) (с изменениями и дополнениями); или Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897, с изменениями и дополнениями) или Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. № 413, с изменениями и дополнениями);
  2. Учебного плана для образовательных организаций Ростовской области реализующих основные образовательные программы начальное общее образование на 2022 - 2023 учебный год;
  3. Адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающегося с задержкой психического развития (интеллектуальными нарушениями) вариант 7.2, МБОУ СОШ № 2 на 2022-2023 учебный год;
  4. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 2 на 2022-2023 учебный год;
  5. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию ОО при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования на 2022-2023 учебный год;
  6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным на­полнением учебных предметов федерального государственного образовательно­го стандарта;
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)Календарно-тематический план ориентиро­ван на использование УМК;
  8. Индивидуального учебного плана инклюзивного образования обучающегося 2 класса МБОУ СОШ №2 г. Константиновска Мельникова Дмитрия Сергеевича на 2022-2023 учебный год

Блок «Общая характеристика учебного курса, предмета»

Цель: Специальные коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития.

Задачи:

 

 

Блок «Место учебного предмета, курса в учебном плане»

СБО – это специальные коррекционные занятия направленные на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Данная программа предназначена для учащегося 2 «а» класса, обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с тяжелой умственной отсталостью (индивидуальное обучение), составлена с учетом его познавательных нарушений. После проведенного обследования программа составляется исходя из полученных результатов, а так же каждый урок может корректироваться, переноситься на необходимый момент с учетом особенностей развития ребенка.

1. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учащихся.

2. Преемственность курса, с точки зрения целей общего образования с опорой на концепцию, соответствующего ФГОС, современных требований выпускнику.

Решение названных задач обеспечит младшему школьнику с детей с тяжелой умственной отсталостью обрести уверенности в себе и своих силах. На каждое занятие подбирается материал, соответствующий примерному предметному содержанию программного материала и носящего развивающий характер, создается ситуация успеха.

3. Акценты в осуществлении связи обучения занятий с практикой и актуальными проблемами современности по курсу «СБО» - занятия направленные на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Данные навыки необходимо формировать у детей с первых дней их пребывания. Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа, практикумы и организованные сюжетные игры, ведь наилучшее усвоение любого материала происходит у детей в процессе игры.

4. Особенности построения курса. Программа по СБО составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем СБО обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач, объединенных в систему развивающих занятий. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач (от простого к сложному). Содержание материала переплетается с предметами, изучаемыми на данной ступени обучения.

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1

Культура поведения

5

Изучение правильные речевые обороты при разговоре с разновозрастными группами людей.

 

2

Жилище.

4

Виды подсобных помещений в жилых помещениях и их назначение

 

3

Семья

3

Родственные отношения в семье

4

Одежда и обувь.

2

Виды одежды и обуви, их назначение

5

Торговля

5

Правила покупки товаров

6

Транспорт

4

Основные виды общественного транспорта, которыми они пользуются по дороге в школу и из школы

 

7

Личная гигиена.

6

Гигиенические требования к своему телу, одежде

8

Питание

5

Правила поведения за столом, назначение кухонной посуды. Режим дня.

 

График прохождения программного материала

№ п/п

Раздел

Количество часов

Сроки прохождения

 
 

1

Культура поведения

5

2 в :01.09 - 05.10.2022

 

2

Жилище.

4

2 в :06.10 - 09.11.2022

 

3

Семья

3

2 в :10.11 - 30.11.2022

 

4

Одежда и обувь.

2

2 в :01.12 - 14.12.2022

 

5

Торговля

5

2 в :15.12 - 01.02.2023

 

6

Транспорт

4

2 в :03.02 - 01.03.2023

 

7

Личная гигиена.

6

2 в :02.03 - 19.04.2023

 

8

Питание

5

2 в :20.04 - 24.05.2023

 

ИТОГО:

                        34 часов

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

«Социальная ориентировка»

2 класс

34 часа (1 час в неделю)

п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Вид контроля

 

план

факт

 

1

Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя, стоя

1

07.09.22

 

текущий

 

2.

Правила поведения при встрече и расставании

1

14.09.22

 

текущий

 

3.

Формы обращения с просьбой, вопросом

1

21.09.22

 

текущий

 

4.

Правила поведения за столом

1

28.09.22

 

текущий

 

5.

Вежливые слова

1

05.10.22

 

текущий

 

6.

Виды жилых помещений в городе и селе.

1

12.10.22

 

текущий

 

7

Различие жилых помещений

1

19.10.22

 

текущий

 

8.

Почтовый адрес своего дома

1

26.10.22

 

текущий

 

9.

Правила организации рабочего места школьника

1

09.11.22

 

текущий

 

10.

Родственные отношения в семье

1

16.11.22

 

текущий

 

11

Состав семьи, имена, отчества, фамилии и их возраст

1

23.11.22

 

текущий

 

12.

Правила поведения на уроке и перемене

1

30.11.22

 

текущий

 

13.

Виды одежды и обуви, их назначение

1

07.12.22

 

текущий

 

14.

Правила ухода за одеждой и обувью

1

14.12.22

 

текущий

 

15.

Виды магазинов

1

21.12.22

 

текущий

 

16

Назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции

1

28.12.22

 

 

 

17.

Правила покупки товаров

1

11.01.23

 

текущий

 

18.

Стоимость хлебных, молочных продуктов, 2-3 круп

1

18.01.23

 

текущий

 

19.

Закрепление пройденного материала

1

25.01.23

 

текущий

 

20.

Основные транспортные средства имеющиеся в городе, селе

1

01.02.23

 

текущий

 

21.

Наиболее рациональный маршрут проезда до школы

1

08.02.23

 

текущий

 

22.

Количество времени, затраченное на дорогу, пешеходный маршрут

1

15.02.23

 

текущий

 

23.

Правила передвижения на велосипеде

1

22.02.23

 

текущий

 

24.

Личная гигиена

1

01.03.23

 

текущий

 

25

Последовательное выполнение туалета

1

08.03.23

 

текущий

 

26.

Периодичность и правила чистки ушей

1

15.03.23

 

текущий

 

27

Правила освещённости рабочего места

1

29.03.23

 

текущий

 

28

Охрана зрения при чтении

1

05.04.23

 

текущий

 

29

Правила ухода за кожей рук и ног

1

12.04.23

 

текущий

 

30.

Значение питания

1

19.04.23

 

текущий

 

31

Техника безопасности работы режущими инструментами

1

26.04.23

 

текущий

 

32.

Виды блюд, не требующих тепловой обработки

1

10.05.23

 

текущий

 

33.

Правила сервировки стола

1

17.05.23

 

текущий

 

34.

Правила мытья посуды, уборка помещения

1

24.05.23

 

текущий

 

ИТОГО:

34

        

 

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

«Социальная ориентировка», система оценки

В результате  освоения коррекционного курса «Социальная ориентировка» «на уровне начального общего образования:

Обучающийся начального общего образования получит знания:

Личностные результаты:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

. способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Система оценки результатов развития познавательных процессов учащегося предполагает проведение диагностик: Входящих(первичных), динамического наблюдения, текущей и этапной диагностики, итоговой. А так же в течении учебного (по необходимости) наблюдение за выполнением предложенных заданий, устный опрос, письменные работы.


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.