Автор: Нестерова Татьяна Сергеевна
Должность: Преподаватель
Город/Населенный пункт: г. Кузнецк, Пензенская область
Дата публикации: 26.01.2023
Внеурочная деятельность по сплочению коллектива учащихся
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности, что является основным инструментом формирования личности ребенка в образовательном учреждении. Формирование личности является комплексным процессом, который возможен в условиях взаимопомощи, взаимопонимания, а также качественного взаимодействия общественных институтов. Школа, как указано в федеральном государственном образовательном стандарте, является общественным институтом, так называемым фундаментом в формировании личности ребенка. Также становлению личности способствуют целенаправленное воздействие и профессионализм педагогов.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и культурных традиций.
Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
- усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
- организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;
- выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
- оказать помощь в поисках «себя»;
- создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
- создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширить рамки общения с социумом;
- воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
Известно, что личность формируется в социальной среде. В школе социальной средой, прежде всего, выступает ученический коллектив. Можно сказать, что влияние группы является одним из важнейших показателей, поэтому качество взаимоотношений в коллективе школьников, умение взаимодействовать друг с другом благотворно влияет на каждого члена ученического коллектива. Становление ученического коллектива начинается с момента формирования класса. Происходит это и в учебной, и в воспитательной деятельности классного руководителя. Но отличным способом образования дружного, сплоченного коллектива все, же является внеурочная деятельность.
Классный руководитель вправе выбирать направления ведения внеурочной деятельности. И воспользовавшись данным правом можно включить направление формирования сплоченного ученического коллектива. Использование основных теоретических и методических способов оценивания эффективности формирования, развития и сплочения коллектива во внеурочной деятельности позволяет сформировать направления объективной оценки эффективности проводимой работы.
Наибольший интерес представляют составные педагогические технологии применения имеющихся средств и методов организации деятельности педагога со школьниками при проведении внеурочной деятельности, а также инновационные методы внеурочной деятельности, способствующие выявлению эффективных механизмов адаптации средств внеурочной деятельности к конкретной группе учеников. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью деятельности учащихся в образовательном учреждении. В настоящее время выделено большое множество форм и методов организации внеурочной деятельности. К ним относятся участие в спортивных секциях, кружках, творческих мастерских, участие в олимпиадах, конкурсах, в различных творческих классных вечерах. Игры, походы, занятия в библиотеке также относят к внеурочной деятельности. В последние десятилетия отечественные педагоги в своих исследованиях делали упор на выявление преимущественно эффективных форм и методов организации сплочения и формирования воспитательных коллективов, а так же совершенствование воспитательных функций коллектива, самоуправления в нем, и разработка педагогической деятельности коллектива. Для того чтобы сформировать и сплотить ученический коллектив следует осуществлять целенаправленную, комплексную, последовательную методическую работу, которая будет отвечать задачам воспитания.
Классному руководителю необходимо определять задачи, направленные на повышение эффективности педагогических условий формирования и сплочения коллектива школьников во внеурочной деятельности. К таким задачам можно отнести:
1. Рассмотреть состояние изученности педагогических условий формирования и сплочения ученического коллектива, а также ведущие способы развития коллектива в системе образования.
2. Представить проверенные и обоснованные методы и средства, которые помогут осуществить проведение внеурочной деятельности с учащимися.
Они должны повысить эффективность индивидуальной, совместной деятельности класса, с целью развития ученического коллектива и повышения уровня групповой сплоченности. Для того чтобы повысить эффективность педагогических условий формирования коллектива во внеурочной деятельности и решить поставленные задачи возможно использование интегрированного подхода. Важно рассмотрение известных способов оценки эффективности педагогических условий для формирования и сплочения коллектива школьников во внеурочной деятельности. Необходимо также сформулировать направления совершенствования методического аппарата. Анализ комплекса приемов как традиционного подхода для выбора эффективного применения технологий при взаимодействии с учениками поможет раскрыть творческие способности, активизировать потенциал школьников при формировании сплоченного коллектива во внеурочной деятельности.
В центре исследований стоит задача оптимизировать воспитательно–образовательный процесс педагога, так как современное общество имеет тенденцию к значительным изменениям в короткие сроки. Поэтому важно выявить способы повышения эффективности условий, формирования ученического коллектива. Целесообразно осуществлять различные варианты объединения педагогических условий для формирования и сплочения коллектива школьников в части взаимодействия педагогического и классного коллективов. Такие, как: организация и использование свободного времени школьников в школе, внешкольных учреждениях, также в семье, дома; обеспечение единения урочной и внеурочной деятельности детей; взаимодействие общественных организаций и совместная организация решения вопроса деятельности школьников во внеурочное время. Для достижения целей и задач по формированию сплоченного ученического коллектива важно не забывать развитие всех направлений внеурочной деятельности. Так как все виды внеурочной деятельности, организуемые в самых разнообразных формах, способствует полноценному развитию здоровой личности: физически, нравственно, психологически. Для этого рекомендуется применять наиболее целесообразные формы внеурочной деятельности, которые способны раскрыть способности учеников, а также проявить их индивидуальность. Формирование интереса к различным видам деятельности поможет вовлечь ребенка и в совместную с ученическим коллективом деятельность.
Выделяют следующие направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное.
По данным направлениям в МКОУ Покровской СОШ в 2020-2021 учебном году работают:
Начальная школа:
1.Духовно-нравственное направление: Открываем школьный мир, Зеленая планета.
2.Социальное направление: Занимательная технология, Юный журналист, Мир детских газет и журналов, Все о СМИ, Ее величество газета.
3.Спортивно-оздоровительное направление: Азимут, Юный ориентировщик.
4.Общекультурное направление: Информатика в задачах, Робототехника, Увлекательный мир информатики.
5-9 класс (среднее звено):
1.Общеинтеллектуальное направление: Логика мышления, Инфознайка, Продвинутый пользователь, Учебные проекты с использованием Microsoft Office, Разработка приложений для виртуальной реальности.
2.Спортивно-оздоровительное направление: Юный турист.
3.Общекультурное направление: 3D моделирование, Робототехника, Инженерно-техническое творчество, Театральная студия «Маленькая страна».
4.Духовно-нравственное направление: Шаги к успешности, Удивительный мир природы.
Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно–ценностное общение, досугово–развлекательная деятельность, художественное творчество, социальное творчество, трудовая деятельность, спортивно–оздоровительная.
Осуществление внеурочной деятельности с коллективом учащихся необходимо выполнять разнообразными способами. Важно организовать деятельность ребят в школе под целесообразным руководством учителей, которые выстраивают ее, соблюдая педагогические условия, такие как: предъявление требований, организация движения и роста коллектива, создание традиций в группе и организация самоуправления. Формирование и сплочение ученического коллектива во внеурочной деятельности направлено на работу, в соответствии с воспитательным планом и включением в программу внеурочной деятельности специальных упражнений. Обязательно следует учитывать особенности школьников, а также индивидуальные личностные особенности детей. Нужно формировать нравственные чувства и позицию личности в коллективе, формировать познавательный интерес, подготовку к семейной жизни, совершенствовать учебные творческие навыки. Особо важен индивидуальный психологический подход в воспитании школьников при формировании навыков сотрудничества и группового взаимодействия. При этом рекомендуется использовать особенно эффективные формы внеурочной деятельности, способствующие раскрытию способностей детей и их индивидуальности при формировании интереса к различным видам деятельности.
Только при таком комплексном разностороннем подходе, возможно, сформировать ценностное отношение ребенка к сверстникам и коллективу, в котором он учится.
Вот некоторые внеурочные мероприятия, влияющие на воспитание сплоченного коллектива и активизирующие познавательные процессы обучающихся, которые проходят в МКОУ Покровской СОШ:
- Акции: «Школа – территория без насилия», «Время доверять», «Живи долго», «Белый цветок», «Покровская ярмарка», «Миг радости» ко Дню пожилого человека, «Когда мы едины, мы непобедимы!» ко Дню народного единства, «Я – гражданин России». Мероприятия очень эмоциональные. Например, белые цветы делают учащиеся с первого по одиннадцатый классы, младшим школьникам помогают родители. Заканчивается акция «Белый цветок» благотворительным концертом, который проходит в Коротоякском Доме Культуры.
- Общешкольные мероприятия, которые стали традиционными: «День Матери», «Новый год», «Освобождение Коротояка от немецко-фашистских захватчиков», «9 мая». Такие традиции – это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению.
- Классные часы, посвященные памятным датам. «Так начиналась победа!» посвященный 75-летию победы, спортивные мероприятия «Здоровье – главное богатство», «Россия – многонациональная страна» беседы по предупреждению межнациональной розни, «Защита Родины – дело каждого» к 23 февраля, «Милая моя, мама» к 8 марта, «Сбережем планету вместе» на день Земли. Формы работы самые разнообразные: беседы, выставки, викторины, мастер-классы, конкурсы рисунков и стихов, мозговой штурм, использование информационно-коммуникационных технологий и т.д.
- Экскурсии: поездка в краеведческий музей имени Ивана Крамского, экскурсии в Храмы нашего села (Храм Казанской иконы Божией Матери села Покровка, Храм во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Коротояк). Сезонные экскурсии: «Здравствуй, рыженькая осень!», «Зимние чудеса!», «Идет весна!». Экскурсии способствуют более глубокому и качественному усвоению материала по истории, русской литературе, географии и другим школьным дисциплинам. Они хороши тем, что в ненавязчивой форме вовлекают ребят в культурное прошлое страны, знакомят с выдающимися личностями истории.
- Участие в районных и областных конкурсах. «Край Воронежский Православный» - исследовательские работы, «Не дружи со своей обидой» - областной творческий конкурс, «Свет Христова Рождества» Епархиальный фестиваль, «Старая, старая сказка» областной конкурс творческих работ, «Радуга талантов» конкурс детского декоративно-прикладного и технического творчества, «Пасхальная весна – Весна Победы» конкурс детского творчества в области сценического искусства и многие другие конкурсы, проводимые на муниципальном и региональном уровнях.
Для стимулирования творческих способностей и познавательной деятельности очень важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он стремится делать всё лучше и лучше, он может посмотреть на свою работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество.
- Родительские собрания проводятся 1 раз в четверть. Очень хорошо сплачивает детский коллектив совместная проектная деятельность с родителями. Коллективным проектом может быть как праздник, так и посадка цветов на школьном дворе. Интересной формой взаимодействия школы и родителей является совместное проведение досуга, где родители становятся участниками праздников, конкурсов, соревнований.
Таким образом, ученический коллектив – группа учеников, у которых одна социально значимая цель, организованная деятельность по её достижению. Отличительной чертой уже сформированного ученического коллектива является сплоченность, ответственность, безусловное равенство всех участников в правах и обязанностях. Сформировать сплоченный, дружный ученический коллектив, имеющий общую цель. Привить ценностное отношение к учебному коллективу, как к единому целому. Такие важные задачи посильно решить при помощи использования внеурочной деятельности как средства формирования сплочения коллектива. Внеурочная деятельность – часть деятельности учащихся в школе. Это самостоятельный труд школьников, их участие в кружках и спортивных секциях, в конкурсах, олимпиадах, диспутах, в школьных и классных вечерах, в играх и походах, занятия в библиотеке. Эта деятельность, организуемая и направляемая педагогами, является весомым средством воспитания школьников. Именно внеурочная деятельность дает возможность систематически и целенаправленно вести работу с детьми во внеурочной деятельности, возможность заниматься развитием коллектива школьников и повышением уровня сплоченности.