Проверь подлинность!

Автор: Ешенгулова Анна Ивановна

Должность: воспитатель

Город/Населенный пункт: Кировская область

Дата публикации: 18.01.2023


«Путешествие по Солнечной системе»

АННОТАЦИЯ

В данном конспекте представлен опыт работы познавательно-исследовательской деятельности на тему «Космос», как приобщение детей старшего дошкольного возраста в рамках патриотического воспитания в соответствии с целевыми ориентирами образования, сформулированными в ФГОС ДО. Предложена картотека опытов, направленных на развитие кругозора ребенка, формирование познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов-первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.)

Предназначено для воспитателей, педагогов дополнительного образование, всем специалистам ДОУ, сферой интересов которых являются патриотическое воспитание дошкольников

 

Пояснительная записка

В истории России много позитивных, героических событий, которыми можно и нужно гордиться. Дети дошкольного возраста способны воспринимать эти события, обязаны знать своих героев. Очень важно вовремя привить детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родной страны, так как именно на этой основе воспитывается чувство патриотизма, формируется активная жизненная позиция.

Старший дошкольный возраст – это стартовая площадка для развития у детей нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине и начал гражданственности. Основой в воспитании гражданских чувств является накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем Отечестве, развитие интереса к истории и культуре родной страны, формирование позитивного отношения к тем значимым событиям, которые происходят в жизни государства. Знакомство дошкольников с наиболее яркими событиями, которые происходили и происходят в жизни нашей страны – это основа воспитания любви к Отечеству и формирование чувства гордости за родной край.

Одним из ярких примеров гордости нашей страны является День космонавтики. Герои космоса, прежде всего – Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Алексей Леонов – те люди, кем должно гордиться подрастающее поколение. Поэтому работа в этом направлении — это и есть часть патриотического воспитания: формирования чувства гордости за свою страну и достижения учёных и космонавтов.

Новизна данной темы обусловлена тем, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, которая вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдения за объектами и явлениями. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

Современные дети задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах. Так как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Не редко космические пираты, звёздные войны и другие инопланетные существа становятся их любимыми героями.

Очень важно поддержать интерес детей к неизведанному, стремление к новым открытиям, удовлетворению детской любознательности и потребности в умственных впечатлениях, привести их к большему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

 

«Путешествие по Солнечной системе»

 

Цель: развивать познавательные, интеллектуальные, творческие способности детей посредством ознакомления с темой космоса.

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Материалы: проектор «Домашний планетарий»; лампа-ночник «Звездное небо»; компьютер, космическая музыка, фонограмма разминки; макет ракеты; глобус; полотно синего цвета, желтые круги «звезды»; карта-схема солнечной системы, нарисованные планеты, макет солнца и солнечной системы, фотографии созвездий, фотографии Юрия Гагарина, Валентины Терешковой; «скафандры» - белые комбинезоны из нетканого полотна, воздушные шары.

Предварительная работа: рассматривание фото и иллюстраций, чтение художественной и публицистической литературы о космосе. Чтение Н. Носова «Незнайка на луне», изготовление атрибутов к образовательной деятельности

Словарная работа:

Планетарий, Солнечная система, звезда, планета, телескоп, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Планируемые результаты: обогащение знаний детей о космосе, развитие патриотических чувств.

Ход НОД

I Организационный этап:

В.: Встанем рядышком по кругу,

Скажем, здравствуйте, друг другу.

За руки возьмемся вдруг,

Образуя большой круг.

 

II основной этап:

В.: Попрошу у вас ответа, похож ли круг на нашу планету?

(сравниваем по форме)

Ответы детей

В.: Есть у каждой из планет небольшой мини – макет (показ глобуса)

Мы обсудим и узнаем, что мы называем краем?

Дайте мне скорей ответ, есть край у земли, иль нет? (ответы детей)

В.: Краев у нашей земли нет, потому что планета Земля круглая.

Но Землей наше понятие о мире не ограничивается.

Как вы думаете, а, что находится за пределами нашей планеты?

(Ответы детей)

 

В.: А дальше холодная пустота Космоса, где вращаются тысячи, миллиарды таких планет как наша. Звезды, туманности, облака космического газа – составляют нашу Вселенную.

Ребята, а я знаю, как можно создать маленькую частичку космоса у нас в группе. Хотите, научу? Давайте пройдем к столам.

 

Опыт «Космос в бокале» (Приложение 1)

 

В.: Ребята, а вы хотели бы как космонавты отправиться в далекое путешествие и оказаться в космосе? (ответы детей)

В.: Давайте сядем на стульчики и дружно все сейчас решим,

На чем мы в космос полетим? (обсуждение)

В.: Правильно, люди летают в космос на ракете. Хотите, посмотреть, как летает ракета? (надуть шар, и зажать отверстие пальцами. А потом разжать.)

Вот видите, наш шар летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. А в ракете не воздух, а топливо. Быстро летел шарик? Быстро. А вот представьте, ракета летит еще быстрее, чем наш шар.

И мы отправимся на ракете (вносится макет). Вы готовы к полету?

Все ли могут быть космонавтами? Какой должен быть космонавт?

 

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Трусливый – смелый

Слабый – сильный

Больной – здоровый

Злой – добрый

Глупый – умный

Маленький – большой

Медлительный – быстрый.

 

В.: Может ли космонавт лететь в одежде, в которой ходит на земле? Почему? Как называется костюм космонавта? (внесение комбинезонов, обсуждение)

Прошу занять свои места на корабле! (подходим к столам). Внимание, приготовились к запуску ракеты! Начинаем обратный отсчет (выкладывание карточек с цифрами в обратном порядке). Все вместе: ноль – пуск!

 

Музыкально – подвижная разминка «Я – ракета» (под фонограмму)

 

В.: Вот вышла ракета в открытый космос, а там знаете что? Там – невесомость. Что такое невесомость? (ответы детей)

Ребята, посмотрите, вот таким из ракеты мы видим наше Солнце (демонстрация макета).

Огромный светящийся огненный шар, состоящий из раскалённых газов. Можем ли мы близко подлететь к Солнцу? (ответы детей).

У нас не получится, Солнце – очень и очень горячее. Если приблизиться к нему слишком близко – то можно сгореть. А сейчас посмотрите, вы видите планеты, которые вращаются вокруг Солнца. Это соседи нашей родной планеты – Земля. Солнце и все планеты, которые вращаются вокруг него, называются – Солнечной системой. Здесь вы видите все планеты Солнечной системы. Обратите внимание, какое огромное наше Солнышко! Оно больше всех остальных планет, вместе взятых! Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца по своему пути – орбите. На тех планетах, которые очень близко к Солнцу – очень жарко – горячей, чем на горячей сковородке! Мы не смогли бы пробыть там и секунды! А на самых дальних планетах, которые далеко от Солнца – наоборот очень холодно, потому что солнечные лучи туда плохо долетают. Ребята, как вы думаете, почему планеты не падают и не улетают?

 

Опыт «Солнечная система» (Приложение 2)

 

На борту нашего космического корабля находятся портреты (обращаем внимание на фото Юрия Гагарина, Валентины Терешковой. Кто эти люди? Чем они знамениты? Какой подвиг совершили?

Ребята, у нас случилась беда. На нашей бортовой карте-схеме планеты перепутались. Мы можем потеряться в бескрайнем космосе. Нам нужно определить маршрут. Есть подсказка, на каждой планете стоит номер, который обозначает, куда мы летим.

(Дети находят планету Меркурий с цифрой один)

1. Что бы лучше Меркурий разглядеть, будем в телескоп смотреть.

Взглянем вверх, взглянем вниз, дружно, быстро оглядись (вращение глазами по кругу). Меркурий - самая маленькая и самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы. На нем царит постоянная жара.

 

2.Венера большая вторая планета, но жизни нет на ней при этом.

Венера укутана слоем плотных облаков. Считается, что это из-за извержений вулканов, которые идут на планете постоянно.

 

3. Скажите, как называется планета, на которой мы живём, и чем она отличается от других планет? (Земля, на ней есть жизнь)

От Солнца третья по счёту планета,

Жизнь на земле – это разве не чудо?

Бабочки, птицы, жучок на цветке…

Жизнь на Земле вы найдёте повсюду-

В самом далёком глухом уголке!

Мы летим к другим планетам, звезды видим мы при этом.

В созвездия их объединяют, каждое как- то называют.

 

Игра «Сложи созвездие» (Приложение 3)

 

4.Марс – четвертая планета. Она по размерам чуть больше Луны,

Из-за кроваво-красного цвета. Назвали планету в честь бога войны.

Марс называют красной планетой. Когда-то здесь была жидкая вода. Марсоходы, отправленные с нашей земли учеными сейчас ищут на Марсе следы жизни. Давайте представим, что там живу дружелюбные марсиане. Как вы думаете, они нам обрадуются? Конечно! Они же дружелюбные и даже с нами станцуют.

 

Танцевальная разминка «Чудо – юдо» (под фонограмму)

 

5. Юпитер больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород

И лютый холод круглый год!

Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Она относится к газовым гигантам - на Юпитере нет твердой поверхности.

 

6. Сатурн – красивая планета

Жёлто-оранжевого цвета,

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

Сатурн еще одна газовая планета-гигант. Сатурн окружен системой колец, состоящих из частичек пыли и льда. Кольца есть и у других газовых планет, но только у Сатурна они такие заметные.

 

7.Уран – лежебока, и встать ему лень,

Подняться планете невмочь,

Сорокалетие длится там день 

И сорокалетие – ночь.

Дело в том, что он вращается вокруг своей оси "лежа на боку". Уран - самая холодная планета Солнечной системы.

 

8. Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть её в телескоп нелегко,

От Солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

Нептун – самая дальняя планета Солнечной системы. Он относится к ледяным планетам.

 

В.: а мы включаем автопилот и устраиваемся поудобнее.

(Дети ложатся на коврики, выключается свет и с помощью проектора «Домашний планетарий» идёт проекция на потолке звездное небо, затем с помощью лампы-ночника проекция Солнечной системы под космическую музыку – релаксация)

 

III заключительный этап:

В.: Ну что же, а нам пора возвращаться на Землю!

Пристегнуть ремни! Начинаем отсчёт времени: Полетели!

(Звучит космическая музыка)

 

С мягкой посадкой вас! С приземлением!

 

Обсуждение:

Что увидели? Что нового вы узнали из нашего путешествия?

Скажите, а что такое солнце? (Это звезда, огромный огненный шар, состоящий из раскалённых газов).

Чем похожи все планеты? (все имеют форму шара и вращаются вокруг солнца)

Сколько планет в солнечной системе?

 

Я вас поздравляю с успешным завершением нашего путешествия. Вручаю вам медали и присваиваю звание героев космоса.

 

Приложение 1.

Опыт «Космос в бокале».

 

Для опыта понадобиться:

Бокал, растительное масло, спирт (не водка - а именно медицинский спирт, его можно купить в аптеке), вода, пипетка.

Шаг 1. Создаем космическую среду.

1. Наливаем в бокал грамм 100-150 спирта

 Шаг 2. Создаем планету

2. Пипеткой осторожно капаем в него большую каплю масла. Если  пипетка маленькая, то капать  надо   несколько раз в одно и то же место. Понаблюдайте за каплей.  Она сразу же опустилась на дно! И выглядит она не как плоский кружок, а как красивый золотистый шар!

 Жидкость (спирт)  давит на поверхность капли со всех сторон одинаково и поэтому наша капля масла стала круглой. В невесомости происходит то же самое, поэтому все  планеты находящиеся в космосе круглой формы.

 Шаг 3. Получаем парящую планету

3. Чтобы наш масляный шар не просто лежал на дне, а парил как планета в космосе, нам надо  добавить в него чуть-чуть воды. Воду добавляем  маленькими порциями до тех пор, пока шар не начнет "левитировать" над дном бокала. 

 Теперь можно исследовать свой  космос.  С помощью шпажки и пипетки дети экспериментируют со свойствами жидкостей - добавляет новые планеты, соединяет их в одну огромную или, наоборот, разделяет их на несколько. А если быстро перемешать жидкости палочкой, то  могут своими глазами увидеть, как по этому же принципу много лет назад возникала наша планетарная система из космического газопылевого облака. Маленькие пузырьки, вращаясь, собираются в какое-то подобие облака или диска.

 В своем собственном космосе ребенок  - могущественный творец!

 

 
Приложение 2.

Опыт  «Солнечная система»

 

Цель: объяснить детям, почему все планеты вращаются вокруг Солнца.

Оборудование: желтая  палочка, нитки, 9 шариков.

Содержание: представьте, что желтая палочка – Солнце, а 9 шариков на ниточках – планеты. Вращаем палочку, все планеты летят по кругу. Если ее остановить, то и планеты остановятся.

Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?

-Солнцу помогает вечное движение. Если Солнышко не будет двигаться, вся система  развалится, и не будет действовать это вечное движение. 

Примечание:

Палочку можно заменить синим или черным зонтом. В центре под куполом поместить желтый круг – солнце. По кругу по спирали подвесить шары разных размеров и определенного цвета – планеты. Вращаем ручку  зонта, все планеты летят по кругу. Если ее остановить, то и планеты остановятся.


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.