Проверь подлинность!

Автор: Медведева Елена Николаевна

Должность: воспитатель

Город/Населенный пункт: Ямало-Ненецкий, р-н. Тазовский, с. Антипаюта, мкр. Буровиков, д. 24

Дата публикации: 22.11.2022


Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.

Содержание

Введение.

Основные характеристики семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.

  1. Реакции родителей.
  2. Стратегии, выбираемые родителями для достижения      социаль­ной адаптации.
  3.  Модели семейных взаимодействий.
  4.  Семейные функции.

Особенности воспитания ребенка с ограниченными  возможностями в семье.

Вывод.

Список литературы.

 

 

Введение.

       Ребенку для полноценного и гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.   Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в особой поддержке и помощи близких ему людей.

       В настоящее время в нашей стране социально приемлемым является воспитание детей с отклонениями в раз­витии с самого рожде­ния в семье. Как показывают многочисленные исследования, таким семьям необходима помощь со стороны государства, об­щества и специалистов. Любовь к ребенку стимулирует творческий потенциал родителей, по­зволяет им дополнить и индивидуализировать методы и при­емы, предложенные специалистом.

В последние годы в нашей стране быстро развивается гибкая система интеграции детей с особыми потребностями в общеоб­разовательные детские учреждения, учитывающая потребнос­ти и возможности ребенка и его семьи, расширяющая возмож­ности выбора родителями адекватной стратегии воспитания и обучения своего ребенка.

В связи с этим особенно важной становится проблема новых технологий взаимодействий родителей и специалистов, специ­алистов и семьи. Актуальность проблемы обусловлена необхо­димостью более раннего и активного участия родителей в коррекционно-развивающей работе со своим ребенком. Чем более ранним и интенсивным будет взаимодействие родителей и спе­циалистов, тем оно окажется эффективней.

 

 

Основные характеристики семьи нестандартного ребенка.

1. Реакции родителей.

Семья — это малая социальная группа общества, основная форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях; эта группа в которой рождаются индивиды, и которая обеспечивает их первоначальное воспитание, физическую и психологическую защиту через интимные взаимоотношения.

Здоровый психологический климат служит гарантией гармоничного развития ребенка с особенностями развития и позволяет полнее раскрыть потенциальные возможности. Во многом это зависит от принятия родителями информации о заболевании ребенка, выбора стиля и тактики его воспитания, адекватного восприятия заболевания на всех этапах развития ребенка и сохранения уважительных отношений между всеми членами семьи.

        С момента постановки диагноза жизнь в семье изменяется коренным образом. В нашей стране инвалидность ребенка воспринимается родителями как личная трагедия. Впервые узнав о заболевании ребенка, которое приводит не только к физическим, но часто и к психическим отклонениям, родители оказываются глубоко потрясенными и длительное время находятся в «шоковом» состоянии. Они живут в условиях хронической психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения.

       Рассматривают несколько этапов развития реакций, наиболее часто встречающихся у родителей:

Отрицание. Наиболее типичная реакция родителей на по­ставленный врачом диагноз о наличии у ребенка отклонений в развитии — это просто неверие в существование болезни. Чле­ны семьи могут сомневаться в компетентности врача, поэтому они ищут возможность получить консультации других специа­листов в этой области. В основе такого поведения лежит отчаян­ная надежда на то, что первоначальный диагноз ошибочен. Длительная задержка в признании родителями диагноза может лишить ребенка своевременного лечения, необходимой ему педаго­гической помощи.

Гнев. Гнев — это тоже одна из наиболее часто встречающих­ся защитных реакций родителей на раннем этапе осознания ими состояния их ребенка. Обычно она возникает на почве ощуще­ния беспомощности, безысходности и разочарования, как в са­мом себе, так и в своем ребенке. В некоторых случаях гнев роди­телей оправдан, особенно если специалисты не были с ними до­статочно откровенны в вопросах, касающихся здоровья ребенка. С другой стороны, это состояние становится неестественным, если длится слишком долго или несправедливо направлено на ребенка.

       Чувство вины. Неуместное чувство вины — это тоже часто встречающаяся реакция родителей на сообщение врача об осо­бенностях их ребенка. Зачастую оно перерастает во всепоглощающее страдание и переживания родителей по поводу их проступков и ошибок, которые, как они полагают, и привели к заболеванию ребенка.

       Эмоциональная адаптация. Это заключительный этап сво­еобразной адаптации родителей. Именно на этом этапе роди­тели «умом и сердцем» принимают болезнь своего ребенка. И хотя на этом этапе тоже случаются кризисные моменты, тем не менее родители уже выработали позитивные уста­новки как по отношению к самим себе, так и к своему ре­бенку, что позволяет им формировать у себя такие навыки, которые помогут им в дальнейшем обеспечить будущее сво­его ребенка.

 

2. Стратегии, выбираемые родителями для достижения социаль­ной адаптации.

       Способность справиться со стрессовым событием зависит от ценностных ориентаций семьи, ее отношения к стрессовой си­туации, смысла, которым члены семьи наделяют то или иное событие.

      Преодолевая хронический стресс, связанный с воспитанием нестандартного ребенка, семья использует различные страте­гии, которые делятся на внутренние и внешние. Любая страте­гия семейной жизни заключается, прежде всего, в оценке ситуа­ции в плане возможности ее изменения. В противном случае приходится при­мириться с данной ситуацией.

        Внутренние стратегии:

        Родители обычно не в состоянии правильно оценивать сте­пень проблем в развитии ребенка. Некоторые родители в борьбе с трудностями предпочитают опираться только на свои силы, замыкаются, отгораживаются от мира. Следует иметь в виду, что даже простые вещи могут вызы­вать большие трудности в семьях, имеющих, детей с ограниченными возможностями. Родители могут нуждаться в помощи друзей, родственников, чтобы выжить физически и психически. Им нужна надежная, доступная, регулярная, не­формальная помощь, облегчающая семейный стресс.

        Внешние стратегии основываются на умении опираться на эк­страсемейные подсистемы, т. е. на индивидуумов и учрежде­ния, не входящие в систему семьи:

 

 

3. Модели семейных взаимодействий.

       Дети с ограниченными возможностями живут и развивают­ся в контексте семьи, где любое событие, происходящее с од­ним человеком, непременно затрагивает остальных. Семейные взаимоотношения можно рассматривать в системе четырех по­нятий: подсистемы, сплоченности, адаптивности, комму­никации.

Внутри каждой семьи выделяют четыре подсистемы:

       Ребенок с отклонениями в развитии нарушает все четыре подсистемы. При этом нарушение хотя бы одной из подсистем вызывает изменение и во всех остальных.

Подсистемы описывают, кто и с кем взаимодействует в се­мье, а сплоченность и адаптивность определяет то, как проис­ходит взаимодействие. Сплоченность обычно описывается с помощью двух полярных состояний: переплетенности и разоб­щенности.

Семьи, имеющие слабые границы между подсистемами, являются сильно переплетенными и обычно характеризуют­ся гиперопекой и гипервовлеченностью членов семьи в жизнь друг друга. Такая семья, имеющая ребенка с ограниченными возможностями, испытывает сильный страх перед самостоятельными дей­ствиями ребенка, что мешает развитию у него способности действовать и жить независимо. 

В разобщенных семьях границы между подсистемами и вовлеченность не­которых членов семьи в жизнь больного ребенка и тех, кто его окружает, может быть сведена до минимума (например, отец, который избегает супружеских и родительских взаи­модействий из-за отклонений развития ребенка).

Нормаль­но функционирующие семьи характеризуются балансом между переплетенностью и разобщенностью. Члены такой семьи способны как на тесные связи, так и на определен­ную автономность.

Адаптивность (гибкость) связана со способностью изме­няться в ответ на стрессовую ситуацию. Ригидные семьи, в которых наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни и подавляющий тип воспитания, испы­тывают трудности, приспосабливаясь к новой ситуации, связан­ной с необходимостью заботиться о ребенке со значительными нарушениями развития. Например, жесткая роль отца-кор­мильца не позволит ему разделить с женой тяжесть домашних хлопот, занятий с ребенком. В этом случае мать, заботясь о ре­бенке, будет вынуждена посвящать ему все свои силы, оставляя без внимания других членов семьи. Такая семья окажется под­верженной дисфункциональным состояниям.

Хаотическая семья, живущая без особых правил и принци­пов, часто нарушает и меняет и те немногие правила, которые все же существуют. Хаотические семьи часто переходят от чув­ства эмоциональной близости и сплоченности к враждебности и разобщенности.

Проблемы коммуникации возникают в процессе взаимодей­ствия людей. Зачастую члены семьи считают одного человека (на­пример, ребенка с отклонениями в развитии) единственным ис­точником их собственных проблем и пытаются тем самым умень­шить степень собственного беспокойства. Членов семьи не сле­дует обвинять за подобную практику, им следует помочь в пони­мании того, что их проблемы не объясняются только тем, что семья воспитывает особенного ребенка.

 

4. Семейные функции.

         Семья является для ребенка наименее огра­ничивающим, наиболее мягким социальным окружением. Си­туация, когда в семье есть ребенок с особенностями развития, может привести к созданию более жесткого окружения, необ­ходимого членам семьи для выполнения своих функций. При­сутствие ребенка с нарушениями в развитии в сочетании с дру­гими факторами может сократить возможности для заработка и отдыха. Увеличение нагрузки на одну из функций или ролей сказывается на множестве других функций или ролей членов семьи. Необходимо различать желание родителей и их подго­товленность к определенной роли. Специалисты, работающие с детьми, порой создают дополнительный стресс для семьи, ког­да возлагают на родителей такие обязанности, с которыми те не в силах справиться.

       Выполнение семейных функ­ций является важным условием существования семьи и тре­бует ее определенной независимости от экстрасемейной под­системы.

       Основными в классификаций семейных функций являются следующие:

Существует множество классификаций семейных функций, как в отечественной литературе, так и в зарубежной. Однако не многие из них учитывают специфику функций семьи, воспи­тывающей ребенка с отклонениями в развитии.

       Для семьи, воспитывающей «особого» ребенка, важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, ком­пенсирующая и реабилитационная. Целью этих функций является восстановление психофизического и социального статуса ребен­ка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации.

 

Особенности воспитания ребенка с ограниченными  возможностями в семье.

       Пра­вильная оценка родителями семейной ситуации, адекватное воспитание ребенка с отклонениями в развитии, регулярное консультирование со специалистами помогают установлению оптимального климата в семье.

А. С. Спиваковская выделяет три критерия оценки родительских позиций: адекватность, динамичность и прогностичность.

При адекватной оценке родители правильно ориен­тированы в индивидуально-психологических особенностях ре­бенка.

 При динамической — характерна изменчивость родительской позиции и в соответствии с этим изменчивость форм и спо­собов общения с ребенком.

При прогностической оценке пози­ции родителей отражают их способность к предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка и к перестройке взаимо­действия с ним на основе этого.

       Иногда в семьях детей с отклонениями в развитии болезнь ребенка стано­вится смысловым центром жизни всей семьи. Воспитание в культе болезни может сочетаться с эмоциональным отвержени­ем других детей или даже отца ребенка. Здоровому ребенку уделяют мало внимания, от него тре­буют, чтобы он во всем уступал «больному», всячески опекал его, не реагировал и не жаловался на неправильные поступки последнего. Все это отражается на формировании характера здо­рового ребенка, а иногда приводит к его нервному срыву. Часто наиболее тяжело пережи­вают наличие в семье больного ребенка его младшие братья и сестры. Старшие здоровые сестры бывают недовольны допол­нительными обязанностями по уходу за ребенком и обеспокое­ны устройством личной жизни. Наиболее благоприятный пси­хологический климат создается в семьях, имеющих не менее двух здоровых детей.

       В некоторых семьях мать принимает роль мученика и жертвует всем во имя ребенка в ущерб интересам остальных членов семьи. Аффективная напря­женность матери не только плохо влияет на супружеские отно­шения, но прежде всего, наносит ущерб здоровью ребенка. Ребенок растет нервным, возбужденным. Требует к себе постоянного внимания. Не отпус­кает мать ни на шаг, но ее присутствие не успокаивает его, а возбуждает еще больше. Настроение матери мешает ей заниматься воспитани­ем, оно передается ребенку, создавая условия для развития невротических реакций. Больной ребенок становится причиной обоюдных упреков и критики. Возникают конфликты между родителя­ми, родителей со здоровыми детьми. Это может привести к нарушению се­мейных отношений и, иногда, к распаду семьи.

Неблагоприятное влияние на развитие психики больного ребенка оказывает и чрезмерная опека его родителями. Многие родители, жалея своего больного ребенка, испытывая неосоз­нанное чувство вины перед ним, чрезмерно опекают его и балу­ют, стремятся все сделать за него, предупредить каждое его желание. В этих случаях ребенок растет пас­сивным, несамостоятельным, неуверенным в себе, эгоцен­тричным. Для  такого ребенка характерна психическая и особенно социальная не­зрелость, которая охватывает все сферы деятельности ребенка и препятствует его социальной адаптации.

       Крайне негативное влияние на развитие больного ре­бенка оказывают неуважительные, грубые отношения супру­гов друг к другу, выражающиеся в скандалах и драках. Зачастую такие супруги оба происходят из пьющих семей, в которых были приняты физические наказания детей и драки взрослых. Нередко родители злоупотребляют алкоголем и наркотиками, ведут асоциальный образ жизни.

Отрицательно на развитие ребенка влияют и педагогичес­кая несостоятельность родителей, про­являющаяся в применении к детям физических наказаний. Наблюдения показывают, что физические наказания наиболее часто применяются к детям с гиперактивным поведением. Неко­торые родители искренне считают физические наказания луч­шим методом воспитания послушания, уважения к взрослым, обществу и стимулом к обучению.

       Существуют и другие, неблагоприятные для ребенка формы поведения родителей в семье. Так, некоторые родители, обес­печив ребенка всем, подсознательно «отвергают» его. Это выражается в отсутствии интереса к ребенку, недоста­точности взаимодействия с ним. Родитель, который подсознательно «отвергает» своего больного ребенка, может эпизодически допускать с ним грубое обращение, а иног­да и физические наказания.

Особо неблагоприятное воздействие на больного ребенка могут оказывать такие формы психологи­ческого отвержения, которые заставляют детей думать, что они «плохие», «недостойны родительской любви и внимания». В этих случаях у детей формируется пониженный фон настрое­ния, пониженная самооценка, неуверенность в себе, пассив­ность.

«Отверженные» дети страдают от недостатка эмоционально-положительной стимуляции со стороны родителей. Это еще в большей степени вызывает у них задержку развития речи и со­циальных навыков, усугубляет задержку развития активных познавательных форм поведения и любознательности. У этих детей чаще всего наблюдается склонность к депрессивным со­стояниям.

Установлено, что если матери, склонные к физическому на­казанию своих детей, проявляют, как правило, признаки аг­рессивности, то матери, психологически отвергающие своих детей, обладают низким уровнем взаимодействия с ними.

Одним из главнейших правил семейного воспитания ребенка с особенностями развития является предупреждение у него дискомфортного состоя­ния, общего возбуждения, страха, реакций протеста. Родителям следует иметь в виду, что многие дети с отклонениями в развитии нередко проявляют раздражительность, агрес­сивность. Они длитель­ное время не могут контролировать свои эмоции.  Ребенок с особенностями развития больше чем здоровый ребенок нуждается в уважении к себе, он часто более впечат­лителен, добр и беззащитен. Родителям следует помнить, что каждый их поступок, каждое произнесенное слово будет иметь значение в процессе обучения и воспитания.  Малейшее проявление недобро­желательности глубоко ранит ребенка, его нервная система еще более слабеет, нестойкое психическое равновесие нарушает­ся, он привыкает к упрекам, постепенно отдаляется от роди­телей, замыкается в себе, что усиливает его физические и психические проблемы и способствует патологическому раз­витию личности.

Неблагоприятная обстановка для развития ребенка с отклонениями в развитии может сложиться и в дет­ском учреждении, которое он посещает. В этих случаях ро­дителям следует посоветоваться с психологом данного учреж­дения и психотерапевтом.

       Большинство родителей, замечая у ребенка отставание в развитии, направляют все свои уси­лия на диагностику заболевания, обследование ребенка и ме­дикаментозное лечение. Немногие знают, что успех лечения будет зависеть от своевременно начатых и систематических специальных за­нятий.

Есть и такие случаи, когда родители понимают отставание в развитии как некое преходящее качество, исчезающее само по себе, по мере роста ребенка. Как правило, родители неправильно оценивают возможнос­ти своих детей, не умеют наблюдать их.

Однако и в тех случаях, когда родители по достоинству оце­нивают значение воспитательных и коррекционно-обучающих мер воздействия, они часто допускают серьезные педа­гогические промахи.

Деликатное дело помощи ребенку, отстающему в развитии, требует от взрослого определенных знаний, понимания труд­ностей ребенка. При адекватном воспитании, соответствующем обучении и коррекции у многих детей с ог­раниченными возможностями удается развить навыки само­обслуживания, хотя не всегда в полном объеме, и даже обу­чить их профессиональным навыкам. Это избавляет государ­ство от необходимости содержать их в специальных учрежде­ниях, а самих детей от полной беспомощности и зависимости от окружающих.

О признании прав таких детей на полноценную жизнь сви­детельствуют законы о равных правах на образование всех де­тей независимо от наличия у них тех или иных недостатков развития, стандартные правила обеспечения равных возможнос­тей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года.

 

Вывод.

        Американский исследователь семьи Торнбалл в 1986 г. вы­делил пять периодов, связанных со стрессом на стадиях и пе­реходах жизненного цикла семей, имеющих детей с отклоне­ниями в развитии.

       1. Рождение ребенка — получение точного диагноза, эмо­циональное привыкание, информирование других членов семьи.

       2. Школьный возраст — становление личностной точки зре­ния на форму обучения ребенка (интегрированное, специа­лизированное обучение), хлопоты по устройству, пережи­вание реакций сверстников, заботы по внешкольной дея­тельности ребенка.

       3. Подростковый возраст — привыкание к хронической при­роде заболевания ребенка, возникновение проблем, связанных с сексуальностью, изоляцией от сверстников и отвер­жением, планирование будущей занятости ребенка.

       4. Период «выпуска» — признание и привыкание к продол­жающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей социализации семьи инвалида.

       5. Постродителъский период — перестройка взаимоотноше­ний между супругами (например, если ребенок был успеш­но выпущен из семьи) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.

       Семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, на протяжении жизни переживает серию критических состоя­ний. Эти состояния описываются самими родителями как че­редования «взлетов» и еще более глубоких «падений». Родителей, имеющих нестандартного ребенка, следует под­готовить к тому, что его воспитание в семье потребует много ду­ховных и физических сил. Поэтому важно, чтобы на протяже­нии жизни они сохраняли физическое здоровье, душевное рав­новесие и оптимистический взгляд на будущее. Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают эти кризисные состо­яния.

        Родители делают много и достигли определенных успехов в вопросах взаимопомощи. В последние годы в России создаются общественные орга­низации, ассоциации родителей, задача которых — помощь семьям в воспитании «осо­бого» ребенка. Они оказывают благоприятный терапев­тический эффект на семьи, имеющие нестандартных детей. Обмен опытом, кон­такт с людьми, имеющими сходные проблемы, и их мо­ральная поддержка,  позволяют супругам и особенно одино­ким матерям избавиться от чувства одиночества, ненужнос­ти и незащищенности. Семейные ситуации перестают вос­приниматься ими как безысходные. Это, в свою очередь, предупреждает возможность ситуации отвержения больно­го ребенка и позволяет матери, наконец, ощутить так необ­ходимые ей радости материнства. Супруги начинают пони­мать, что больной ребенок, как это ни парадоксально, мо­жет являться источником радости и способствовать их ду­ховному и нравственному развитию. Они становятся гуман­нее и мудрее, что отражается на их мировоззрении в целом. Супруги начинают осознавать, что все люди имеют права на существование, на любовь, насколько они совершенны, по­хожи или не похожи на других. Такое «прозрение» играет решающую роль в супружеских отношениях.

Известны семьи, в которых один или оба родителя «нестан­дартного» ребенка становятся высококвалифицированными специалистами в области специальной педагогики и психоло­гии, пишут книги, делятся опытом с другими семьями и пол­ностью реализуют свои способности в этой области.

        Отношение общества к семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии име­ет большое значение для родителей в борьбе с трудностями и разочарованиями при воспитании своих детей. Истолкование родителями от­ношения к своей семье со стороны общества влияет на их отно­шение к общественной деятельности в целом.

Це­лью государственной политики является гуманизация связей семьи с обществом, формирование общественного признания как социальной нормы благополучной семьи, создающей все необходимые условия для развития ребенка с отклонениями и особеннос­тями развития.

Основными условиями развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье являются:

 

Список использованной литературы.

  1. Вишневский В.А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1984.  Вып. 4.
  2. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Сели­верстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.2003г.
  3. Нефедова И. В., Скворцов И.А., Ночевка Л.А., Дедов Н.П. Личностные особенности и динамика психоэмоционального состояния матерей при лечении ребенка с психоневрологической инвалидностью // «Исцеление»: Альманах – М., 1995.-Вып. 2
  4. Романова О.Л. Психологическое исследование особенностей материнской позиции женщин, дети которых страдают церебральным параличом // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1988. – Вып. 9.

Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.