Автор: Лисова Марина Викторовна
Должность: Воспитатель
Город/Населенный пункт: Республика Хакасия город Черногорск
Дата публикации: 13.11.2022
День народного единства
Цель: Приобщение детей к истории России
Задачи:
Обучающие:
• Дать детям знания о событиях происхождение 400 лет назад
(восстания против поляков)
• Совершенствовать все стороны речи: учить детей пользоваться
разными формами ответа, пополнять высказывания товарищей.
• Продолжать формировать навыки учебной деятельности:
внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному
плану и самостоятельно планировать свои действия.
Воспитывающие:
• Воспитывать патриотические и национальные чувства, любовь к
родному краю, любовь к Родине, уважение к народным героям.
• Воспитывать уважение к различным национальностям России, их
культуре, языку.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
Развивающие:
• Развивать любознательность, память, внимание, мышление.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, глобус, ватман, клей, картинки людей
разных национальностей.
Разрезная картинка герб России (6-8частей).
Ход занятия:
1. Введение
Воспитатель приглашает детей встать в круг тихо играет песня «Я, ты,
он, она вместе целая страна».
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Мне пришло письмо из Америки. Прислал письмо
американец Джеймс (показать Америку на карте, Джеймс обращается
за помощью к вам.
«Дорогие дети!
Я хочу посетить вашу страну.
Помогите узнать о вашей многонациональной стране:
вашу столицу, герб, флаг, президента.
Что вы знаете о своей стране?
Куда можно сходить на экскурсию?
Какой город посетить в первую очередь?
Я буду очень ждать вашего ответа.
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Джеймсу? (Да).
Как же мы поможем Джеймсу? (Надо написать письмо…)
Воспитатель обращает внимание детей на глобус.
- Ребята, вы знаете что это? (глобус)
А что это такое - глобус? (наша Земля, планета).
Что обозначено на глобусе? А какие страны вам известны? (после
ответов детей, воспитатель показывает их на карте)
А самая большая страна? – это Россия.
-Ребята, а какая наша Родина? (Дети подбирают красивые точные слова
к слову Родина). Родина у нас какая? Красивая, большая и т. д.
Воспитатель: Да, ребята, наша страна большая и многонациональная.
Разные народы живут и в Москве, и в Краснодаре, и даже в нашем
городе Ярославле. И живут все дружно и ладно.
Скоро у нас праздник 4 ноября День народного единства. Кто знает, что
это за праздник? (высказывания детей)
Воспитатель: Дети, а где можно узнать об истории нашей Родины? (в
музее). А как вы думаете, где самый главный музей? (в Москве.) Что же
делать? (полететь в Москву)
Воспитатель: Вы любите путешествовать? (Да)
2. Игровая деятельность
Дети встают в круг
• Речевая игра «Да – нет»
Крепко будем мы дружить?
Нашей дружбой дорожить?
Вместе будем мы играть?
Ну, а другу помогать?
Друга надо разозлить?
А улыбку подарить?
Подарим друг другу улыбку?
Воспитатель: Дети вы готовы к путешествию? (Да) .
• Динамичная пауза «
Воспитатель: Мы с вами приземлились в самом сердце нашей страны, в
столице России. Как называется столица Российской Федерации? (слайд
2– Москва)
Дети: Москва.
• Экскурсия «Музей» Слайд -3, 4, 5 Музей
Воспитатель: А вот и музей (дети садятся на стульчики перед экраном).
Не всегда, ребята, народы России жили в единстве. К сожалению, на
протяжении всей истории, Россия много раз подвергалась испытанию
на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее
единство, когда в стране царили вражда и голод.
Послушайте, что произошло 400 лет назад.
Русская земля была занята врагами - поляками. Казалось, что Русское
государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но
русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего
государства.
Осенью в Нижнем Новгороде земской староста Кузьма Минин, (слайд 6)
начал собирать войско для борьбы с врагами. - Друзья и братья! Русь
святая гибнет! - говорил он. - Поможем, братья, родине святой!
Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников
того времени - известного своей храбростью и честностью князя
Дмитрия Пожарского. (слайд-7)
Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец, ополчение
Минина и Пожарского выступило на Москву. Вся Русская земля встала
против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь
Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не
жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой воин.
И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость
победителей! Царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей
наградой стала память народная. Вот герои - избавители России:
простой человек Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский.
Они сумели собрать на битву народ и освободили Москву от врагов.
Позже, этим двум отважным защитникам, поставили памятник в
столице нашей Родины на Красной площади - в самом сердце России.
Эта славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 4
ноября.
(Слайд -9) с Красной площадью, Памятник Минину и Пожарскому)
Воспитатель: А в этом Ребята, в каждой стране есть самый главный
человек. (президент). Нам надо пройти в следующий зал музея. (Дети
подходят к экрану).
• Д/и: «Найди портрет президента».
Воспитатель: А здесь портреты знаменитых людей. Вам знакомы они?
Кого вы узнали?
На экране разные портреты (слайд-10)
Среди них нужно найти президента Российской федерации.
(ребёнок подходит к экрану и показывает)
- А кто знает, как его зовут?
Воспитатель: Молодцы!
-У каждой страны своя символика (слайд-11)
А какая символика нашей страны вам известна?
Дети: флаг герб, гимн.
Воспитатель: Ребята, а посмотрите, здесь так много флагов, давайте
выберем только то, что касается нашей страны. Вы мне поможете?
Воспитатель: Очень хорошо вы справились с заданием. Да это – наш,
российский флаг.
Ребята, перечислите из каких цветов, он состоит. (Дети называют
цвета).
Белая полоска – символ чистоты намерений и благородства –
означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и
открыто относится ко всем странам.
Синяя полоса – символ миролюбия
- говорит о том, что Россия против войны.
Красная полоска – символ
отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать
свободу и честь Родины от врагов.
Ребенок. Флаг бывает разный, но мне всего милей
Бело-синий-красный флаг Родины моей.
Красный – это кровь, пролитая за Русь.
За Родину свою ты постоять не трусь!
Воспитатель: Девочки и мальчики, а кто помнит, что изображено на
нашем гербе? (ответы детей) (слайд-12)
Почему у орла две головы? Да правильно, значит, он не пропустит ни
одного врага. В лапах орла символы власти скипетр и держава, такие в
старину были у русских царей. Это значит, что у нас сильная держава.
• Д/и «Собери герб Российской Федерации»
Воспитатель: А здесь разрезные картинки. Давайте попробуем собрать
и узнаем? что на картинке.
(Дети собирают изображение герба, разрезанное на 6-8 частей).
Стихотворение о дружбе народов:
Дети раз отца спросили:
Все ли русские в России?
Как сказать вам, малыши?
Вот соседи – чуваши,
Кум – еврей наполовину,
Дядя – славный армянин,
Прадед крёстной тёти Нины
Настоящий был грузин.
Все мы разные, так что же?
Все мы – Люди, мы – похожи!
Будем жить в единстве дружном,
Кровь друг друга лить не нужно!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у каждого народа есть
отличительные элементы одежды, украшений, прически и т. д.?
(на экране демонстрационные картинки одежды народов России)
(слайд-13)
Воспитатель: Ребята, вы видите какие необычные костюмы, обувь
имеется у каждой национальности. (Дети называют национальности).
Также у разного народа есть свои сказки, песни, танцы. Самый
известный русский танец – (хоровод).
• «Хоровод»
(дети выполняют задание: на ватмане с земным шаром приклеивают
людей разных национальностей под песню «Мир похож на цветной
луг…»)
Воспитатель: Да, ребята, Родина наша – Россия! И она у нас одна.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, мы и побывали в
Москве, а теперь отправляемся в детский сад. Я предлагаю снова сесть в
самолет.
III. Итог
Воспитатель: Вот мы и прибыли с вами в детский сад. Что нового и
интересного вы сегодня узнали? Какой праздник празднуют 4 ноября?
Какие герои прославили этот праздник? Что значит «День народного
единства»? Молодцы! Вы всё знаете. В группе мы напишем письмо
Джеймсу, отправим все фотографии и пригласим его в гости.
Воспитатель: Вы меня порадовали своими знаниями. Молодцы!
Игра «Мы тоже!»
В: Я делюсь с вами своим хорошим настроением!
Д: Мы тоже!
В: Я дарю вам улыбку
Д: Мы тоже!
В: Я прыгаю от счастья
Д: Мы тоже!
В: Я, вас обнимаю
Д: Мы тоже! (Все обнимаются в едином кругу).