Проверь подлинность!

Автор: Курбатова Любовь Алексеевна

Должность: Воспитатель

Город/Населенный пункт: Удмуртия, г.Сарапул

Дата публикации: 18.10.2022


«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей ДОУ»

Грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

А.А. Леонтьев

 

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных   людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.

Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям дошкольного возраста. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

Какие приемы и методы использовать для того, чтобы детям были интересны занятия в детском саду по математике? Что сделать для того, чтобы они стали выражать свое мнение, задавать вопросы, стремиться к взаимодействию.                                                                              

Диалог помогает детям выражать свое мнение, раскрывать себя в процессе обмена идеями, передавать информацию, задавать вопросы. Дети всегда стремятся к взаимодействию.   Обучение проводить в атмосфере доброжелательности, поддержки ребёнка, даже если он совершил ошибку. Работая с детьми, нужно обратить внимание, на то, что часто они могут отвлекаться, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, дети плохо усваивают программный материал. В то время, когда дети играют в игры с математическим содержанием, то они легко и быстро сравнивают предметы по величине, без труда определяют форму. Именно в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Математические игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

На занятиях в детском саду, дети не только познают математику, но и осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результат. Можно применить такие задания- игры с цифрами и числами, игры-путешествия во времени, игры на ориентировку в пространстве, игры с геометрическими фигурами, графические диктанты, упражнения деления целого на части.

Формируя функциональную математическую грамотность у детей через:

-Поисковую активность – математические задания поискового характера.

-Приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения, совместное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах.

Основная цель использования дидактического материала «Блоки Дьенеша» направлена на то, чтобы научить дошкольников решать логические задачи: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

Для начала можно применить самые простые игры: «Найди все фигуры (блоки), как эта» по цвету (размеру, форме), «Цепочка», «Второй ряд», «Раздели фигуры». После освоения этих умений, усложняю задания. Предлагаю такие игры: «Кто быстрее соберет блоки!», «Поручения», «На свое место». Важно, чтобы дети, выполняя игровую задачу, делали все быстро и качественно.

Успешно проводятся и другие игры: «Заселим домики», «Кто быстрее спрячет». Использую игровые упражнения «Помоги Незнайке», «Раздели блоки между Буратино и Чипполино».

Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами. При подготовке к подобным играм формирую у детей четкое представление о вешней и внутренней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Подобные игровые упражнения провожу, как индивидуально, так и с подгруппами детей.

            Цветные счетные палочки Кюзенера предоставляют ребенку большие возможности для исследований: различения цвета, размера, количества, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, таких как число, отношение, порядок следования, счет, измерение, мерка и др.

Палочки Кюзенера содействуют интеллектуально-творческому развитию детей. При создании игровых ситуаций ребенок встречается с любимыми героями сказок «Михаил Иванович хозяин дома», «Мишутка со своим любимым стульчиком», «Театр Карабаса Барабаса». Он может «оживить» их как один, так и вместе с другими детьми.

Показателем знаний детей для меня является уровень понимания - это умение ребенка объяснить, определить признаки предмета, попробовать сформулировать по-другому. Далее я смотрю, как ребенок понимает поставленные задачи и использует свои знания на практике (решает математические задачи). Более высокий уровень для дошкольника я считаю, это:

К концу дошкольного образования мои воспитанники освоят умения характеризовать объект, явления, событие с количественной, пространственно-временной точки зрения; уметь замечать сходства и различия форм и величин, использовать знаки, схемы, условные обозначения, как общепринятые, так и предложенные детьми.

Будут проявлять интерес к цифрам как к знакам чисел, к использованию в разных видах практической деятельности. Освоят состав числа в пределах первого десятка.

Научатся составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

Проявят умения устанавливать связь и зависимость, простую закономерность, решение логических задач, предвидеть конечный результат предполагаемых изменений и выражать последовательность действий в виде алгоритма.


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.