Проверь подлинность!

Автор: Мингазова Любовь Александровна

Должность: педагог-психолог

Город/Населенный пункт: САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ДОЛИНСКИЙ РАЙОН, с.ПОКРОВКА

Дата публикации: 16.06.2022


"Развитие внимания детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

    1. Сведения об авторе…………………………………………………….3
    2. Тема опыта……………………………………………………………...3
    3. Условия  возникновения и становления опыта……………………....3
    4. Актуальность опыта……………………………………………………4
    5. Теоретическое обоснование опыта………………………………..…..6

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

2.1.    Ведущая педагогическая идея опыта……………………………......14

    1. Цели и задачи…………………..………………………………......….15

2.3.    Дидактическая игра и ее роль в развитии внимания…...…...............15

2.4.    Организация учебно-воспитательного процесса..…….…….……....18

2.5.    Принципы, методы и приемы работы ……………………………….21

2.6.    Длительность работы над опытом …………………………………...27

2.7.    Диапазон опыта ……………………………………………………….27

РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

          3.1.     Определение критериев ……………………………………………...28

          3.2.     Оценка результативности опыта работы ……………………………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...……………………….….. 38

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Раздел 1. Информация об опыте

    1. Автор опыта: Мингазова Любовь Александровна.

Педагог-психолог  МБДОУ «Детский сад «Тополек» с. Покровка,

Долинского района.

Опыт данной работы формировался в условиях МБДОУ Детский сад «Тополек» с сентября 2019 года по март 2022 года.

Одним из условий возникновения и становления опыта работы стал собственный интерес к обозначенной теме, обусловленный тем, что современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию произвольного внимания детей, формированию навыков саморазвития и самообразования.

Общеизвестно, что в дошкольном возрасте формируется базис представлений и понятий, связанный теснейшим образом с интеллектуальным развитием ребенка. Дошкольное детство представляется наиболее плодотворным периодом в плане формирования не только умственных качеств, но и творческих способностей дошкольника, основным видом деятельности которого является игра.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы обратили внимание, что (по данным школьного психолога) среди выпускников нашего ДОУ (первоклассников) 55% детей сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальной позиции школьника. Таких детей отличает неумение комментировать, распределять, переключать, сосредотачивать свое внимание на учебной деятельности. Возникает необходимость развивать у детей произвольное внимание, т.е. направлять свое внимание на неинтересное содержание и длительно сохранять эту сосредоточенность.

В период модернизации системы образования, обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования встает вопрос о формировании в дошкольном учреждении предпосылок учебной деятельности для дальнейшего становления учебных действий в школе. Предпосылками к учебной деятельности являются произвольность поведения, умение слышать и слушать собеседника. На основании федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы предполагается интеграция образовательных областей в педагогической деятельности. Создать условия для формирования предпосылок учебной деятельности и интеграции образовательных областей позволит развитие процесса внимания детей старшего дошкольного возраста.

        1.4. Актуальность опыта.

         Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что внимание - это психическое состояние человека, от характеристики которого зависит успешность игровой деятельности дошкольника. По мнению выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского, «…степень развития внимания в патологических случаях может служить критерием интеллекта и одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе».

        Учитывая, что внимание характеризуется как процедура, содействующая ориентированности и концентрации сознания на определенном объекте, явлении или деятельности, необходимо сознавать, что собственно внимание «включает» работу и регуляцию психических процессов. Следовательно, трудности, связанные с развитием внимания актуальны на сегодняшний день.

Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Проблема внимания стала центральной и при изучении таких психофизиологических механизмов познавательных процессов, как восприятие, память, мышление. Внимание интенсивно изучается в связи с выявлением факторов, влияющих на эффективность деятельности человека, включая его обучение.

Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же.

              Особенно важно сформировать внимание ребенка до поступления в школу, так как результатом развития в дошкольном детстве становится готовность малыша к школьному обучению. Сейчас, когда именно невнимательность, основанная на недостаточном уровне развития произвольного внимания, является ключевой причиной плохой успеваемости ребят в школе, тем более в младших классах, становится актуальным формирование внимания с раннего детства.

               В дошкольном возрасте доминирующим остается непроизвольное внимание, произвольное только начинает свое становление. Средний дошкольный возраст характеризуется как сензитивный для развития таких свойств внимания, как устойчивость, концентрация, распределение, переключение, произвольность, объем, так как в данный возрастной период у детей появляется способность направлять свое внимание на нужный объект или явления, опираясь на инструкцию взрослого и под его контролем. Внимание может и должно быть развито с помощью специальных игр и упражнений, тренирующих основные свойства внимания.

          Проведенный анализ литературы позволил выявить противоречие между необходимостью развития внимания у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным количеством методических разработок по применению дидактических игр в процессе развития внимания в условиях ФГОС ДО, убеждаемся в актуальности данной проблемы и выделяем основные параметры опыта работы.

        1.5. Теоретическое обоснование опыта.

Теоретической основой исследования проблемы развития внимания явились труды Л. С. Выготского, Н. Ф. Добрынина, Г. А. Урунтаевой и других известных ученых-исследователей. Изучив теоретическую и методическую литературу по проблеме развития внимания у детей среднего и старшего дошкольного возраста, и придя к выводу о том, что дидактические игры являются одним из наиболее благоприятных источников для развития внимания, я решила исследовать их эффективность в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста.

              Наукой определено, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте считается игра. Неоценимо ее значение и для процесса развития произвольного внимания ребят дошкольного возраста. Дидактическая игра определяется как средство научения и воспитания, непосредственно влияющее на изменения в эмоциональной и интеллектуальной сферах детей. Дидактическая задача, замаскированная в игровой деятельности, выполняется ребёнком опосредованно, в то время как его внимание сосредоточено на желании выиграть, выполнив правила игры, которые выступают в качестве средства самоконтроля для всех играющих, которое и содействует развитию внимания ребенка (П.А. Усова).

              Специалисты, работающие с детьми, обеспокоены низким уровнем сформированности внимания у дошкольников. Они отмечают невнимательность и отвлекаемость у детей, их неспособность в необходимое время сосредотачиваться и удерживать внимание на выполнении познавательных и образовательных задач. Учитывая, что становление, развитие и совершенствование свойств внимания не менее важно, чем обучение письму, счету, чтению, и выступает как основополагающее  условие воплощения познавательной деятельности, актуальна необходимость исследования становления внимания ребят среднего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

          Проблемами исследования внимания занимались такие великие ученые как Ухтомский А.А., Бродбент Д.Е., Павлов И.П., Ланге Н.Н., Узнадзе Д.Н., они выдвигали множество теорий внимания, но, несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания. Но практически все исследования подчеркивают индивидуальность внимания.

 Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности.

Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Внимание обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды.

Виды внимания: природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

- значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;

- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

- внимание становится опосредованным;

- появляются элементы послепроизвольного внимания.

         Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Его внимание чрезмерно эмоционально, он еще плохо владеет своими чувствами. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием. В процессе занятий, проводимых в детском саду, ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. При развитии произвольного внимания формируются новые внутренние действия, начинающие управлять вниманием изнутри, удерживают его на предметах, которые могут быть не интересны для человека в данный момент, еле заметны по силе своего раздражения. Такое внимание начинает формироваться в конце дошкольного возраста, а наиболее благоприятный для этого период - младший школьный возраст. Внимание занимает особое значение в восприятии, понимании и усвоении дошкольниками изучаемого на образовательной деятельности материала.

В современной концепции дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО в качестве ключевой позиции выделяется гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, и в связи с этим обучение дошкольников рассматривается в контексте игровой деятельности. Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит, и успешным.

       Работа по развитию внимания требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам и приемам, формам организации предшкольной подготовки детей в детском саду. Одним из видов дидактических средств для детей дошкольного возраста являются дидактические игры.

       Развитию внимания способствует использование разнообразных дидактических игр и игровых упражнений. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и методом обучения и формой обучения ребёнка.

         Объект исследования: процесс развития внимания детей старшего дошкольного возраста.

  Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста

Гипотеза исследования: состояла в предположении, что развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если

Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, – это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредотачиваться на чем-нибудь.

Развитие свойств и видов внимания дошкольника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребёнок. Так, показатели внимания значительно возрастают в сюжетно-ролевых и дидактических играх. Развитие внимания тесно взаимосвязано с развитием воли и произвольности поведения, способности управлять своим поведением.

Внимание дошкольника тесно связано с восприятием. Выделение предмета из фона, выделение деталей, сопоставление с эталоном – все перцептивные действия включают внимание и ведут к его развитию. Это видно по качественным изменениям: нарастает устойчивость и сосредоточенность внимания. Дошкольник подолгу может рисовать, «исследовать» песок, играя в куличики или строя домики. Под влиянием новых требований в новых видах деятельности возникает задача не отвлекаться, рассмотреть детально и т.п. тогда начинают формироваться специальные действия внимания, оно приобретает произвольный преднамеренный характер – новое качество.

Выделяют следующие формы проявления внимания у детей дошкольного возраста:

- сенсорное;

- интеллектуальное;

- моторное.

Основными функциями внимания являются:

- активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;

- целенаправленный организованный отбор поступающей информации;

- удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;

- обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;

- регуляция и контроль протекания деятельности.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не очень интересно.

Главная задача дошкольного учреждения в области обучения состоит в том, чтобы, начиная с раннего возраста, наряду с передачей детям знаний, умений и навыков формировать определенный уровень мыслительных способностей, готовить ребенка физически и психически к умственной работе. В решении этой задачи существенную помощь и могут оказать дидактические игры.

Важным принципом развития внимания является требование к организации деятельности ребенка. Внимание поддерживается, когда дошкольник активен в отношении предмета, обследует его, открывая в нем все новое и новое содержание. В то же время взрослый требует довести начатое дело до конца, создает у ребят установку на получение качественного результата. Использование игровых ситуаций, установление связей между разными видами деятельности облегчает переход от одной деятельности к другой.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах, интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

Дидактические игры занимают значительное место в отечественной дошкольной педагогике. Этой проблемой занимались такие педагоги и психологи, как: Е.И. Тихеева, А.Н. Леонтьев, З.М. Богуславская, А.К. Бондаренко, А.П. Усова, Н.К. Крупская, А.И. Быкова, Т.И. Осокина, Е.И. Тимофеева, (использование игр с правилами для физического воспитания детей); В.Н. Аванесова, В.Р. Беспалова, З.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина, Е.И. Удальцова, (игра с правилами как средство сенсорного и умственного развития детей дошкольного возраста); Л.В. Артёмова, А.В. Булатова, Р.А. Маркова, В.А. Горбачёва, Г.А. Репина, (влияние игр с правилами на морально-нравственное развитие детей); Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, (поэтапное формирование игры с правилами); Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин (влияние игр с правилами на развитие волевого поведения).

Основу дидактической игры в свою очередь составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и интересного усвоения знаний. Дидактическая игра - это игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем воспитании познавательных способностей.

Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру, как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают в занимательную для детей форму.

Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. Психологи и педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

  Для достижения поставленной мной цели я использовала различные диагностические методики и эксперимент. Изучение литературы по проблеме развития внимания показало, что внимание – это особое свойство психики человека, в основе которого лежит сосредоточение сознания на каком-либо объекте или виде деятельности. Существуют разногласия в том, к какому классу психологических явлений следует отнести внимание. Одни ученые считают, что внимание – это познавательный психологический процесс, а другие связывают его с волей и деятельностью человека. Исследователи проблемы внимания отмечают его огромную значимость для личности каждого человека. Особенно велико значение внимания для ребенка. Без внимания не могут развиваться такие важные процессы как мышление, память, воображение.

          Я предположила, что комплексное использование дидактических игр в педагогическом процессе ДОУ и семейном воспитании, учет индивидуальных особенностей развития внимания у детей, могут обеспечить положительную динамику в развитии данного процесса у детей старшего дошкольного возраста.

          При подборе игр на развитие внимания я опираласт на исследования ученых: Л.С.Выготский, Л.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Маклаков, П.Я.Гальперина.

Теоретическая значимость опыта заключается в том, что содержащиеся в работе теоретические и методические материалы можно применять в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста при использовании дидактических игр в процессе развития внимания.

Раздел 2. Технология опыта.

          2.1. Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении методов развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста, посредством широкого внедрения в образовательный процесс детского сада дидактических игр в условиях реализации ФГОС ДО.

Развитию произвольной памяти у детей дошкольного возраста отводится большая роль.  Нельзя упускать этот период в развитии ребенка, так как дошкольное детство – это период, когда происходит многогранное развитие личности, где закладывается фундамент для последующего развития человека. Опыт моей работы показывает, что использование правильно подобранных дидактических игр, направленных на развитие произвольного внимания у старших дошкольников, творит чудеса. 

Каждый из дидактических игр доставляет детям радость, положительные эмоции. Играя, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации. На занятиях при использовании дидактических игр нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

Реализуя общеобразовательную программу «От рождения до школы» под ред. Вераксы, изучив новинки методической литературы, проведена диагностика. Данные диагностики наглядно показали, что у детей плохо развито произвольное внимание, дети испытывали затруднения по многим параметрам диагностики, или не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т.д.

После проведенной диагностики сделан вывод о необходимости применения дидактических игр в процессе развития произвольного внимания.

2.2. Цели и задачи.

     Цель изучения и обобщения опыта: выявление эффективности дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, развитие свойств и произвольности внимания старших дошкольников через использование дидактической игры.

        Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

        1.  Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.

        2.    Исследовать роль дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.

        3.    Выявить уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.

        4.     Спроектировать и провести опытную работу по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста через систему дидактических игр для развития внимания и оценить ее эффективность.

        5.      Создать картотеку дидактических игр для развития внимания.

           2.3.   Дидактическая игра и ее роль в развитии внимания

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности. Ей присущи две функции в процессе обучения (А.П. Усова, В.Н. Аванесова). Первая функция совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

Современные условия характеризуются гуманизацией познавательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь, это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения детей, в частности, дидактические игры.

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Анализ литературы в ходе изучения дидактической игры позволил выделить несколько направлений, которые явились ведущими на определенных этапах развития теории дошкольной педагогики. К таким направлениям относятся следующие: изучение дидактической игры как средства образовательной работы, как особой формы обучения, как средства, стимулирующего творческую деятельность детей. Обеспечивающего развитие личности, как метода всестороннего воспитания детей, как средства формирования потребности в самоутверждении. А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

Большой интерес представляют взгляды на игру Е.И. Тихеевой, видного педагога и общественного деятеля в области дошкольного воспитания.         Е.И. Тихеева рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Формы игры, ее содержание обусловлены средой, в которой живет ребенок, обстановкой, в которой протекает игра, и ролью педагога, организующего обстановку и помогающего ребенку ориентироваться в ней.

Особая заслуга принадлежит Е.И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные спо­собности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е.И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые в обучении, делают его более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения и навыки, готовятся к обучению в школе.

Ценность дидактических игр не ограничивается только тем, что они используются как средство обучения. Большое значение в воспитании и обучении детей имеют и те дидактические игры, в которые дети играют самостоятельно.

 2.4. Организация учебно-воспитательного процесса

Работа проводилась в три этапа

1 этап – начальный (констатирующий) - сентябрь  2019 – ноябрь  2019 года.

2 этап – основной (формирующий) – декабрь 2019 – март 2022 года.

3 этап – заключительный (контрольный) – март 2022.

На начальном (констатирующем) этапе исследования  была изучена психолого-педагогическая литература по теме исследования, определены параметры и выявлена актуальность исследования, проведено исследование уровня развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста.

Изучались труды известных педагогов и  психологов Л.С. Выготского, Б.М.Теплова, Е. А. Флериной, Т. Г. Казаковой, Н. П. Сакулиной.

Начиная работу с детьми, мы провели диагностику уровня развития    произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста.

На основе изученного теоретического материала и диагностики детей выделила цели и задачи данного опыта работы, ожидаемые результаты.

Так же были подобраны дидактические игры для развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста. Проведена работа с родителями  - консультации, памятки, картотека дидактических игр для развития детей в домашних условиях.

2019-2020 учебный год

Констатирующий этап начался с подготовительной к школе группой в сентябре 2019 года и продолжался в течение месяца, формирующий этап длился в течение учебного года, до мая 2020 года, продолжительность контрольного этапа составила 2 недели (11-22 мая 2020 г.), до ухода детей в школу.

Эксперимент начался с диагностики познавательных процессов с помощью «Экспресс-диагностики в детском саду» Н.Н. Павловой и Л.Г. Руденко. По результатам диагностики среди детей подготовительных к школе групп (11 чел.) было выявлено 4 дошкольника с низким уровнем развития внимания. Мной проводились коррекционно-развивающие занятия по развитию внимания.

Во время формирующего эксперимента мы знакомили детей с разнообразными дидактическими играми для развития внимания, проводили работу с родителями.

На контрольном этапе с проводилась диагностика для того, чтобы выявить уровень развития внимания у детей и сравнила результаты с результатами на констатирующем этапе.

2020-2021 учебный год

В сентябре 2020 года мной были обследованы дети подготовительной к школе группы (констатирующий эксперимент), формирующий эксперимент продолжался в течении года. Контрольный эксперимент состоится с 10 по 20 мая 2021 г. до ухода детей в школу.

Во время формирующего эксперимента мы знакомили детей с разнообразными дидактическими играми для развития внимания, проводили работу с родителями. На контрольном этапе с помощью диагностики, мы выявили уровень развития внимания у детей и сравнили результаты с результатами на констатирующем этапе.

2021-2022 учебный год

В сентябре 2021 года были обследованы дети подготовительной к школе группы (констатирующий эксперимент), формирующий эксперимент продолжается по настоящее время. Контрольный срез был проведен в марте 2022 г.

Во время формирующего эксперимента мы продолжали знакомить детей с разнообразными дидактическими играми для развития внимания, проводили работу с родителями. На контрольном этапе с помощью диагностики мы выявили уровень развития внимания у детей и сравнили результаты с результатами на констатирующем этапе.

Этапы работы

1. Диагностический этап

Нами было проведено исследование уровня развития свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с помощью «Экспресс-диагностики в детском саду» Н.Н. Павловой и Л.Г. Руденко.

2.Коррекционный этап

В основу коррекционно-развивающей работы легла программа А.А.Осиповой, Л.И. Малашинской “Коррекция и развитие внимания”. Занятия проводились 1 раз в неделю в первой половине дня.

3. Контрольный этап

Для оценки эффективности коррекционной работы была проведена повторная диагностика уровня развития свойств внимания. Использовались те же методики, что и на первом (диагностическом) этапе.

Результаты диагностик уровня развития свойств внимания представлены в виде таблиц.

        2.5. Принципы, методы и приёмы работы

Работа строилась на основе следующих принципов:

Принцип научности:

Принцип целостности:

непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

Принцип систематичности и последовательности:

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

Принцип доступности:

Принцип активного обучения:

Принцип креативности:

Принцип результативности:

В работе с детьми применялись различные формы, средства и методы по развитию произвольного внимания дошкольников. Их выбор определялся возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач.

В работе использовались подгрупповые, фронтальные, индивидуальные формы организации детей.

        Ребенку предлагается нарисовать треугольники и закрасить некоторые из них цветным карандашом. Лучше для начала дать ребенку задание нарисовать десять треугольников, а вот закрашенные треугольники должны быть в произвольном порядке (например, второй, пятый, девятый).

Психологи для диагностики уровня распределения внимания используют два теста с треугольниками. Первый тест достаточно простой – ребенку предлагается нарисовать треугольники и закрасить некоторые из них цветным карандашом. Лучше для начала дать ребенку задание нарисовать десять треугольников, а вот закрашенные треугольники должны быть в произвольном порядке (например, второй, пятый, девятый). Результаты этого теста представлены в трех градациях:

- высокий уровень, если ребенок нарисовал все треугольники и закрасил нужные фигуры;

- средний уровень, если нарисованы все треугольники, но закрашены в неправильном порядке;

- низкий уровень, если ребенок не смог закрасить треугольники и ошибся в количестве нарисованных фигур.

Второй тест состоит в том, что ребенок должен нарисовать приблизительно две строчки с треугольниками, стоящими основанием на строчках, а следующие две – вверх тормашками. Далее треугольники опять «становятся» на место. Для начала можно дать ребенку половинку тетрадного листа на выполнение. Команда, какие треугольники нужно рисовать, дается взрослым. Результаты задания интерпретируются таким образом:

- если ребенок вовремя переключился на перевернутые треугольники и так делал все разы, то это свидетельствует о высоком уровне переключения внимания;

- если ребенок при написании перевернутых треугольников исправился уже после первых трех неправильных фигур, то это говорит о высоком уровне переключения внимания;

- средний уровень диагностируется в том случае, если ребенок уже после написания всех треугольников заметил свои ошибки и исправил их;

- низкий уровень бывает в том случае, если у ребенка возникли трудности уже на первой строчке (заминается, раздумывает, начинает писать неправильно);

- очень низкий уровень у тех детей, которые не могут решиться начать писать даже первую строчку и сразу же делают ошибки.

Для диагностики объема внимания были использованы методики:

        Необходимо внимательно посмотреть на две пары картинок и отметить, чем они отличаются. Всего отличительных признаков в первой паре картинок 10, во второй — 7.

       С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный ниже. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек). Ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Для диагностики устойчивости внимания я использовала такие методики:

       Ребёнку предлагается бланк с переплетёнными линиями. Начало каждой линии имеет номер слева, а концы линий пронумерованы справа, номера начала и конца одной и той же линии не совпадают. Ребёнку предлагается проследить по порядку все линии глазами, без помощи рук, и найти конец каждой линии.

       Ребенку выдается тетрадный лист в клетку, на котором нарисованы три точки. Выполняя это задание, ребенок от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям взрослого, который диктует, в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линии. Например: одну вправо, две вниз, две вправо, одну вверх, одну влево. Затем предлагается дорисовывать получившуюся под диктовку фигуру до конца строки.

Результаты, полученные в ходе проведения диагностики позволяют сделать следующие выводы.

У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности переключения и распределения внимания, снижен объем внимания.

Детям сложно сосредоточить и удержать их внимание на словесном материале вне наглядной ситуации. Действия ребят отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует их деятельность, дети затрудняются в последовательном выполнении тех или иных операций, “теряют” конечную задачу, легко отвлекаются.

Проанализировав результаты применения методов и приемов, включающих элементы игр, направленных на формирование познавательных способностей, нами были выделены наиболее воздействованные:

         В своей работе использовала технические средства обучения и учебно-наглядные.

В работе с дошкольниками по развитию произвольного внимания реализовывала педагогические условия:

Так же, данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.

 Главными задачами во взаимодействии с родителями считаем:

- во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

-    во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

 -   в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Включение родителей в процесс развития произвольного внимания детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме; оформлена серия наглядной информации для родителей; проведены индивидуальные и групповые консультации (приложения); использовала раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций; обмен опытом.

         2.6. Длительность работы над опытом

         Опыт по заявленной проблеме разрабатывался и внедрялся в практику в течение трех лет с 2019 по 2022 год.

         2.7. Диапазон опыта

         Диапазон опыта представлен методикой диагностики сформированности уровней развития произвольного внимания дошкольников; перспективным планированием, сборником дидактических игр, направленных на развитие внимания и познавательных способностей у детей дошкольного возраста, авторскими конспектами ОД.

          Раздел 3. Результативность опыта.

          3.1. Определение критериев для диагностирования успешности опыта, представление методики описания и эффективности опыта

Для выявления эффективности использования дидактических игр как средства  формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста нами была проведена диагностика познавательных процессов с помощью «Экспресс-диагностики в детском саду» Н.Н. Павловой и Л.Г. Руденко. Данная диагностика рассчитана на все возрастные группы.   

3.2. Доказательность результативности опыта

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр», мы пришли к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития произвольного внимания детей, что подтверждается итоговой диагностикой.

Результаты диагностики по развитию произвольного внимания детей представлены в таблицах:

По итогам начального этапа диагностики можно сделать следующие выводы:

1. Низкий уровень (не справились с предложенными заданиями) выявлен у 8 человек, что составило 65%;

2. Средний уровень (справились с небольшой помощью) показали  4 человек, что составило 26%

3. Высокий уровень (полностью справились с предложенными заданиями)  показал  один ребенок 9%

Таким образом, по данным рисунка 1 можно сделать вывод, что в группе на начало года преобладали дети с низким и средним уровнем развития познавательных способностей.

         Анализ результатов педагогической диагностики свидетельствует о необходимости систематической целенаправленной работы педагогов дошкольного образовательного учреждения по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.

         После проведения занятий (формирующего этапа) была проведена повторная педагогическая диагностика детей с использованием тех же методик, по которым дети обследовались на констатирующем этапе.

На конец года уже преобладали дети со средним и высоким уровнем развития произвольного внимания.

          Сравнивая уровень сформированности познавательных способностей дошкольников после проведенной работы с данными, отражающими исходный уровень, мы находим, что этот показатель повысился. Количество детей с высоким уровнем сформированности познавательных способностей увеличилось на 52 %. Показатели среднего уровня уменьшились на  16%, так как дети со средним уровнем перешли на высокий уровень. Значительно уменьшилось количество детей  с низким уровнем в связи с тем, что дети перешли на средний и высокий уровни развития. По результатам педагогической диагностики видно, что проведенная работа с применением представленного комплекса дидактических игр позволяет более эффективно формировать новые знания, знакомить детей со способами действий, расширять, уточнять, закреплять учебный материал, развивать умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Результаты педагогической диагностики на конец года представлены так же на рисунке 1.

 

Показатели уровня развития произвольного внимания детей

старшего дошкольного возраста  2019-2020 учебный год

 

Таблица №1
Переключение и распределение внимания

Уровень развития

Количество детей

«Треугольники»

«Кольца Ландольта»

Высокий

1 (9%)

3 (27%)*

-

4( 36%)*

Средний

2 (18%)

6 (55%)*

3 (27%)

5 (46%)*

Низкий

8 (73%)

2( 18%)*

8 (73%)

2 (18%)*

Знаком (*) обозначены результаты повторной диагностики

 

Таблица №2
Объем внимания

Уровень развития

Количество детей

«Найди отличия»

«Запомни и расставь точки»

Высокий

-

4 ( 36%)*

1 (9%)

4 ( 36%)*

Средний

4 ( 36% )

6 (55%)*

5 (45%)

6 (55%)*

Низкий

7 (64%)

1 (9%)*

5 (45%)

1 ( 9% )*

 

Таблица №3
Устойчивость внимания

Уровень развития

Количество детей

«Переплетенные линии»

«Графический диктант»

Высокий

1 (9%)

5 (36%)*

-

5 (45%)*

Средний

4 (36%)

6 (55%)*

3 (27%)

5 (45%)*

Низкий

7 (64%)

1 ( 9% )*

8 (73%)

1 (9%)*

 

Критерии

Переключение и распределение внимания

Объем внимания

Устойчивость внимания

Итого

 

Уровень

 

н

к

н

к

н

к

н

к

 

Высокий

 

9%

32%

9 %

36%

9 %

45%

9%

38%

 

Средний

 

18%

51% 

37% 

55%

22% 

50%

26% 

52% 

 

Низкий

 

73%

16%

54%

9%

69%

5%

65% 

10% 

 

 

Показатели уровня развития произвольного внимания детей

старшего дошкольного возраста 

2020-2021 учебный год

 

Таблица №1
Переключение и распределение внимания

Уровень развития

Количество детей

«Треугольники»

«Кольца Ландольта»

Высокий

1 (10%)

4 (40%)*

-

4 (40%)*

Средний

3 (30%)

5 (50%)*

4 (40%)*

5 (50%)*

Низкий

6 (60%)

       1 (10%)*

6 (60%)

1 (10%)*

Знаком (*) обозначены результаты повторной диагностики

 

 

 

 

 

 

Таблица №2
Объем внимания

Уровень развития

Количество детей

«Найди отличия»

«Запомни и расставь

точки»

Высокий

2 (20%)

6 ( 60%)*

-

3 (30%)*

Средний

5 (50%)

4 (40%)*

4 (40%)*

6 (60%)*

Низкий

    3 (30%)

-

6 (60%)*

1 (10%)*

 

Таблица №3
Устойчивость внимания

Уровень развития

Количество детей

«Переплетенные

линии»

«Графический

диктант»

Высокий

2 (20%)

6 (60%)*

-

3 (30%)*

Средний

2 (20%)

3 (30%)*

3 (30%)

6 (60%)*

Низкий

6 (60%)

1 (10%)*

7 (70%)

1 (10%)*

 

Критерии

Переключение и распределение внимания

Объем внимания

Устойчивость внимания

Итого

Уровень

 

 

 

 

н

к

н

к

н

к

н

к

Высокий

 

10%

40%

 20%

45%

 20%

45%

17%

42%

Средний

 

35%

50% 

45% 

50%

25% 

45%

35% 

48% 

Низкий

 

60%

10%

45%

10%

75%

10%

60% 

10% 

 

Показатели уровня развития произвольного внимания детей

старшего дошкольного возраста

2021-2022 учебный год

Таблица №1
Переключение и распределение внимания

Уровень развития

Количество детей

«Треугольники»

«Кольца Ландольта»

Высокий

1 ( 7%)

6 ( 40%)*

-

5 (33%)*

Средний

6 ( 40%)

7 ( 47%)*

5 ( 33%)*

7 ( 47%)*

Низкий

8 ( 53%)

2 ( 13%)*

10 ( 67%)*

3 ( 21%)*

Знаком (*) обозначены результаты повторной диагностики

 

Таблица №2
Объем внимания

Уровень развития

Количество детей

«Найди отличия»

«Запомни и расставь

точки»

Высокий

2 (13%)

8 ( 53%)*

1 (7%)*

8 (53%)*

Средний

 7 (47%)

6 (40%)*

 4 (26%)*

5 (33%)*

Низкий

    6 (40%)

1 (7%)*

10 (67%)*

2 (14%)*

 

Таблица №3
Устойчивость внимания

Уровень развития

Количество детей

«Переплетенные

линии»

«Графический

диктант»

Высокий

3 (20%)

8 (53%)*

-

7 (46%)*

Средний

6 (40%)

6 (40%)*

5 (33%)

6 (40%)*

Низкий

6 (40%)

1 (7%)*

10 (67%)

2 (14%)*

 

 

Критерии

Переключение и распределение внимания

Объем внимания

Устойчивость внимания

Итого

 

Уровень

 

н

к

н

к

н

к

н

к

 

Высокий

 

7%

36%

10%

53%

 10%

50%

9%

65%

 

Средний

 

36%

47% 

36% 

36%

36% 

40%

36% 

30% 

 

Низкий

 

60%

17%

54%

10%

55%

10%

56% 

5% 

 

 

На основании данных диаграммы  (рис.4) в процессе работы с детьми по развитию внимания на протяжении 3 лет, мы видим следующие результаты:

на начало года показатель развития внимания находился на низком уровне и повышался к концу года, т.е. наблюдалась положительная динамика. Это свидетельствует о стабильности в работе с применением дидактических игр на развитие произвольного внимания.

Анализ контрольного эксперимента свидетельствует о том, что большинство детей повысили свой уровень развития внимания, они также овладели программным материалом и они могут самостоятельно применять эти знания при решении задач, сформулированных в ходе дидактической игры.

  На основании полученных данных, можно сделать следующие выводы: внимание детей стало более устойчивым, дети способны более продолжительный период времени выполнять задание, не отвлекаясь. Многие ребята стали использовать различные приемы самоконтроля (проговаривание инструкции шепотом, проверка работы с одновременной отметкой карандашом правильных элементов, ориентировка на образец или ранее просмотренные строки при выполнении задания др.).

Большинство детей легко понимали смысл практических заданий, дети логично действовали и доказывали правильность своего ответа, ребята старались свободно ориентироваться в сложных зависимостях существующих между объектами измерения, мерами и числами.

Опираясь на психолого-педагогические основы обучения дошкольников, был проведён отбор дидактических игр для развития внимания у старших дошкольников. Полученные данные подтвердили правильность выбора игр и проведения их на занятиях.

Увеличился объем внимания у детей. Например, при сравнении двух похожих картин дети называют гораздо большее количество отличий, обращают внимание на оттенки цветов, настроение персонажей, детали одежды (чего ранее не отмечалось). Детям стало значительно легче выполнять задания, в которых требуется переключение и распределение внимания.

Таким образом, проанализировав полученные данные можно сделать вывод об эффективности проведенной нами работы и целесообразности использования дидактических игр по развитию внимания в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дидактические игры повышают концентрацию и объём внимания, способствуют развитию скорости мышления, способствуют развитию памяти, активизируют пассивный словарь

Необходимо отметить то, что по окончании нашего исследования работа по использованию дидактических игр для развития внимания у детей педагогами ДОУ должна продолжаться.

          4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы по повышению уровня развития внимания у старших дошкольников в условиях дидактической игры. Была прослежена динамика изменения уровней в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе эксперимента уровень развития детей был приблизительно одинаков.

Анализ результатов до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной нами методики совершенствования работы. Результаты детей улучшились.

Проведённое экспериментальное исследование достигло поставленной цели: повышения уровня развития внимания у детей посредством использования дидактических игр.

Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, и вопрос остаётся актуальным. Однако в плане повышения роли дидактических игр в развитии внимания детей переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных условиях детского учреждения.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что гипотеза о том, что развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если систематически применять специально подобранные дидактические игры, направленные на развитие внимания, была доказана.

Считаем, что материалы настоящей работы можно применять в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста при использовании дидактических игр как способа развития внимания.

Список использованной литературы

  1. Абраменкова В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка. – М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2013. – 640 с.: ил.
  2. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. - М.: Просвещение, 2001. – 215 с.
  3. Акулова Е.А. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 9. – С. 65-69; № 8 – С. 65-69.
  4. Андреева А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей // Журнал практического психолога. – 2014. - № 5. – С. 101-114.
  5. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии / Под ред.     Г.А. Урунтаевой. -М.: Просвещение: Владос, 2005. - 52 с.
  6. Баскакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития / И. И. Баскакова.- М.: Институт практической психологии, 2010. – 134 с.
  7. Бачурина В.Г. Развивающие игры для дошкольников. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2013. – 176  с.
  8. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие. – Ярославль: ЯГПУ, 2008. – 249 с.
  9. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2009. – 207 с.
  10. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2010. – 160 с.
  11. Волошина М.И. Дидиктическая игра в подготовке ребёнка к обучению в школе.-М.: Начальная школа, 2002.-160с.
  12. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: хрестоматия по вниманию: под ред. А.Н.Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова / Л. С. Выготский.- М., 2006. – 216 с.
  13. Давидчук А.Н. Обучение и игра: метод. пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 168 с.
  14. Джемс У. Внимание: хрестоматия по вниманию / У. Джемс.- М.: ЧеРо, 2009.
  15. Дидактические игры как средство подготовки детей к школе / Сост. Р.А.Жукова. - Волгоград: Учитель АСТ, 2005. – 128 с.
  16. Дубровинская Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе // Психологический журнал. - 2012. - Т.З. - №5. - С. 54-65.
  17. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Как развивается дошкольник? О чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям. – М.: Чистые пруды, 2012.
  18. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста / А.В.Запорожец.- М.: Просвещение, 1994. – 316 с.
  19. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 160 с.: ил.
  20. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 464 с.
  21. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марцинковская.- М.: Наука, 2012. -176 с.
  22. Миленко В.К. Знакомство с понятием «дидактическая игра» // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 11. – С. 121-125.
  23. Набатникова Л. Влияние социально значимых раздражителей на характер внимания //Дошкольное воспитание. - 2010. -№7. - С. 36-38.
  24. Осипова А.А., Малашинская Л.И. «Коррекция и развитие внимания детей дошкольного и младшего школьного возраста»
  25. Психология дошкольника. Хрестоматия для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2007. - 344 с.
  26. Репина О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников // Психологическая наука и образование. – 2013. - № 2. – С. 55-69.
  27. Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе // Вопросы психологии. - 2003. - №4. - С. 161-167.
  28. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2012. – 366 с.
  29. Столяр А.А. Давайте поиграем. М.: Просвещение, 2002. – 210 с.
  30. Урунтаева А.Г. Диагностика психологических особенностей дошкольника. - М.: АСТ, 2006. – 98 с.
  31. Урунтаева А.Г. Дошкольная психология. - М.: Просвещение, 2009. – 382 с
  32. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение, 2012. – 96
  33. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Электронный ресурс]. URL: минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf
  34. Фридман  Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей / Л.М. Фридман. - М.: Институт Психотерапии, 2003. – 480 с.

38.Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для         родителей и педагогов/ Л.В.Черемошкина. - Ярославль, 2010. - 55 с.

  39.Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2001. – 360 с.


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.