Автор: Колосенко Нина Николаевна
Должность: преподаватель
Город/Населенный пункт: ХМАО-Югра г. Урай
Дата публикации: 27.05.2022
Групповое занятие с элементами тренинга "Есть о чем подумать"
Цель мероприятия:
Формирование системы знаний о СПИДе и профилактических мерах распространения ВИЧ - инфекции.
Задачи мероприятия:
- Информировать обучающихся о ВИЧ/СПИД, путях передачи и возможностях предотвращения инфицирования.
- Воспитывать осознанное отношение к проблеме ВИЧ/СПИДа.
- Содействовать формированию принципов безопасного поведения.
- Содействовать формированию потребности в здоровом образе жизни.
Мероприятие проводится в рамках Соглашения между БУ «Урайский политехнический колледж» и БУ «Урайская городская клиническая больница», после прохождения обучения группы студентов с медицинский психологом кабинета профилактики ВИЧ инфекции и медицинским психологом Женской консультации.
Добрый день!
Наше мероприятие посвящено проблеме распространения ВИЧ-инфекции, которая остается актуальной для мирного сообщества на протяжении 30 лет. Несмотря на предпринимаемые усилия, переломить ход развития эпидемии пока не удалось.
1 декабря 1988 года Генеральная ассамблея ООН объявила, что распространение СПИДа приняло масштабы глобальной эпидемии. Чтобы привлечь внимание людей всего мира к этой проблеме, была создана резолюция ООН, а 1 декабря официально объявлен Всемирным Днем борьбы со СПИДом.
Перед вами чистые листы, мы предлагаем ответить на вопросы, записав ответы Да или НЕТ, в конце занятия, мы повторим опрос.
2. Опрос «Что вы знаете про ВИЧ/СПИД»
Вопросы: - ВИЧ – это болезнь?
- ВИЧ и СПИД одно и то же?
- ВИЧ заразен?
- ВИЧ передается через поцелуй?
- Можно ли быть ВИЧ-инфицированным и не знать об этом?
- ВИЧ передается через кровь?
- Можно ли обезопасить себя от заражения ВИЧ?
- Гепатит заразен? Какой гепатит Вам известен?
3.Эпидемиологическая ситуация.
4. Беседа о ВИЧ и СПИДе, Гепатите В, С (пути передачи одинаковы): ВИЧ - это вирус иммунодефицита человека, он относится к вирусам, которые живут только в организме человека. Этот вирус внедряется в клетки человеческого организма и ослабляет иммунную систему, нарушая способность организма сопротивляться любым инфекциям.
Людей, живущих с ВИЧ, называют ВИЧ-инфицированным или ВИЧ-положительным.
СПИД – Синдром Приобретенного Иммунодефицита.
Итак, ВИЧ — это вирус, который заражает людей, а СПИД — это болезнь, которая может развиться у ВИЧ-положительного. От момента заражения до наступления стадии СПИД может пройти от 3 -12 лет, человек может жить и не знать, что он ВИЧ-положительный, при этом создавать угрозу для заражения других людей.
В настоящее время не существует вакцины от ВИЧ-инфекции и тебе необходимо научиться жить в обществе, где существует ВИЧ-инфекция, и знать, как избежать заражения ВИЧ.
Биологические жидкости с высоким содержанием ВИЧ, которые могут вызвать заражение:
- кровь;
- сперма;
- вагинальный секрет;
- грудное молоко.
Наиболее опасной средой, переносящей вирус, является кровь. Даже в одной капле крови вируса достаточно для заражения, если кровь инфицированного человека попадет внутрь неинфицированного организма. Неповрежденная кожа является надежным защитным барьером.
Основные пути передачи ВИЧ-инфекции:
1. ВИЧ передается через кровь. При пересадке непроверенных донорских органов, переливании донорской крови, при использовании нестерильных инструментов для косметических манипуляций (пирсинг, татуаж).
Употребление инъекционных наркотиков – самый верный способ заразиться ВИЧ. Инфицированная кровь может содержаться в общей посуде для смешивания и забора наркотика, общем шприце или игле. При инъекции наркотик вместе с кровью и вирусом попадает непосредственно в кровоток человека. На практике же все ситуации, связанные с употреблением даже “легких” наркотиков и алкоголя, могут привести к заражению ВИЧ, потому что человек теряет контроль над собой. Опасность инфицирования при контакте с кровью ВИЧ-инфицированного при оказании неотложной помощи, во время драки.
2. Половой путь. Сперма, кровь и вагинальные выделения ВИЧ-инфицированных людей содержат вирус. При незащищенных сексуальных контактах при всех видах полового акта, без использования презерватива риск передачи ВИЧ через них очень высок.
5. Схема «Ануфрий и Ефросинья»
Жили – были на свете молодые люди. Однажды они встретились и полюбили друг друга. У них никогда не было таких чистых и доверительных отношений, такой настоящей любви. Все, что было в прошлом у каждого, не имело для них никакого значения. Это были случайные встречи, несерьезные отношения, да и было их совсем не много. У девушки был один короткий, летний роман и у парня были раньше близкие отношения с двумя девушками. Это известный для них круг доверия.
Но у бывшего друга нашей девушки было много девушек, он вообще был человек несерьезный.
И одна девушка из бывших подруг нашего молодого человека была легкомысленной, из-за этого они и расстались, а вторая просто уехала в другой город и бросила его. И у тех, в общем-то посторонних людей тоже были какие-то сексуальные отношения в прошлом.
Если расширять эту схему дальше, то люди, которых мы изобразим, наверняка не знакомы с главными героями. Наша девушка со своим возлюбленным, скорее всего, даже не слышали о них. А зачем о них вспомнили мы? Потому что, вступая в незащищенные половые отношения даже с любимым и близким человеком, мы одновременно контактируем с микрофлорой всех его предыдущих партнеров, а также тех, с кем раньше контактировали эти люди. Звучит и выглядит ужасно. Но микробам все равно, в половых путях какого человека жить, да и мораль им не знакома. Такие «сюрпризы» могут разрушить любовь и доверие.
6. Игра с двумя стаканами.
Способ защиты: использовать качественные презервативы при любых сексуальных контактах.
3. Вертикальный – от ВИЧ-инфицированной матери – ребенку.
ВИЧ-инфицированная мать может родить здорового ребенка. Однако во время беременности, в процессе родов при соприкосновении ребенка с кровью и другими жидкостями материнского организма либо при грудном вскармливании ребенка ему может передаться вирус от ВИЧ-инфицированной матери.
Способ защиты: Мать проходит курс специального лечения во время беременности и не кормит новорожденного грудью. Сразу после появления на свет ребенок получает специальное профилактическое лечение. Тогда риск инфицирования у него очень низок – 1-2%.
Период окна: Коварность ВИЧ инфекции в том, что она имеет большой по продолжительности инкубационный период. С момента предполагаемого заражения до выработки антител в организме, проходит 3-6 месяцев (у некоторых людей до 12 месяцев). Период, когда вирус в организме уже есть, но антитела еще не обнаружены, называется «окном». В период «окна» тест на ВИЧ будет отрицательным, но в это время идет интенсивное размножение вируса и инфицированный человек особенно опасен для заражения других людей.
Теперь, когда мы знаем основные пути передачи ВИЧ и скорость распространения инфекции, нужно понять, в каких ситуациях это может произойти. Если мы правильно оцениваем риск, то нам легче защитить себя и своих близких.
4. ВИЧ не передается: рукопожатие, кашель, насморк, дружеский поцелуй, объятия, общее пользование ванной, туалетом и бассейном, укусы насекомых и животных, поездка в общественном транспорте, уход за домашними животными.
8. Дискриминация
Права людей, живущих с ВИЧ/СПИД, и их семей часто нарушаются. Дискриминация проявляется в отказе в приеме на работу, школу, детский сад, в увольнении с работы, неоказании медицинской помощи. На личном уровне это вызывает излишнюю тревогу, страдания, депрессию, отчаяние, заставляет чувствовать стыд. Дискриминации подвергаются и дети – самая уязвимая и беззащитная часть человечества. Дети, затронутые эпидемией ВИЧ/СПИД, как и другие дети, пришли в этот мир для радости и счастья и имеют право играть со сверстниками, общаться, дружить. ВИЧ не представляет никакой опасности при повседневном общении. Мировой опыт борьбы с ВИЧ/СПИДом показывает, что остановить эпидемию можно, только отказавшись от привычных предрассудков, от деления людей на достойных и недостойных, невинных жертв и виноватых. Общество должно понять, что невозможно решать задачи, связанные с распространением ВИЧ, игнорируя права и жизненные интересы тех, кого эти решения непосредственно касаются.
1. Игра: Кому из ВИЧ-зараженных стоит помочь?
2. Игра «Дискриминация»
9. «Ладошка»
Цель: помочь учащимся осознать собственное отношение к проблеме ВИЧ/СПИДа и выработать для себя те правила, соблюдение которых именно для данного учащегося, является наиболее актуальным в смысле профилактики заражения ВИЧ.
Описание. Каждый учащийся на отдельном листе обводит контур своей ладони. В центре контура ладони на листе обозначается проблема – «ВИЧ/СПИД». Вокруг (на каждом пальце) каждый выписывает 5 основных правил поведения, которые, по его мнению, необходимо помнить для профилактики заражения этой инфекцией.
Вывод ведущего. Ведущий подводит учащихся к выводу о том, что написанные каждым правила – это их собственное руководство к построению безопасного в отношении ВИЧ/СПИДа поведения.
10.Карточки для обсуждения «Степени риска» (работа в группах)
11. «Аббревиатура»
Цель: помочь учащимся осознать собственное отношение к проблеме ВИЧ/СПИДа и путем выработки правил безопасности обобщить изученный материал по теме.
Описание: Ведущий пишет на доске аббревиатуру ВИЧ/СПИД. Обращаясь к группе, он указывает, что термины, из которых она построена, несут в себе негативный аспект, связанный с болезнью. И вместе с тем позитивный, деятельностный аспект, который напоминает о необходимости выполнения ряда правил безопасного поведения. Необходимо путем обсуждения в группе на каждую букву аббревиатуры придумать фразу профилактического содержания, которая может считаться важным правилом для обеспечения собственной безопасности.
Например:
В Выбери жизненный путь без алкоголя, наркотиков и беспорядочных половых контактов
И Используй средства защиты во время секса.
Ч Чувствуй ответственность за свое здоровье и здоровье близких тебе людей
С Собирай информацию по проблеме
П Продумай степень риска различных жизненных ситуаций
И Используй полученные знания в своей жизни
Д Донеси свои знания по проблеме до других. Думай о будущем.
12. Притча «Мудрец и юноша»
В селении пронесся слух о том, что появился мудрец, который может ответить па любые вопросы. И тогда один молодой человек подумал: «Дай-ка я перехитрю мудреца. Пойду в поле, поймаю бабочку и зажму ее между ладоней. Потом пойду к мудрецу и спрошу, жива бабочка или мертва. Если мудрец скажет, что жива, я сожму ладони покрепче и покажу ему, что бабочка мертва. А если он скажет, что мертва, то я раскрою ладони - и бабочка улетит». Как подумал, так и сделал. Пошел он в поле, поймал бабочку и принес ее к мудрецу: «Вот, мудрец, у меня в руках бабочка, скажи мне, жива она или мертва». Посмотрел мудрец внимательно на юношу и сказал: Всё в твоих руках!
13. Завершение работы (10 минут)
Упражнение «Ощущения»: ведущий просит каждого участника сказать, какие чувства у них вызвало данное занятие.