Проверь подлинность!

Автор: Мищенко Наталия Евгеньевна

Должность: преподаватель естествознания и экологии

Город/Населенный пункт: г. Батайск Ростовская область

Дата публикации: 19.05.2022


"Углеводы"

Цель: формирование представления об углеводах ; знакомство студентов с моносахаридами, дисахаридами и полисахаридами.

Задачи:

Образовательные: 

Знать:

• состав, классификацию углеводов;

• практическое значение углеводов в повседневной жизни человека.

Уметь:

• применять имеющиеся знания для изучения нового материала, выполнения лабораторного опыта.

• использовать новые понятия.

Развивающие:

• продолжить применять компетентностный подход при изучении строения и свойств углеводов;

• совершенствовать навыки  самостоятельной работы студентов;

• формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать;

• активизировать мышление студентов,  умение самостоятельно делать выводы, развивать речь.

Воспитательные:

• Формировать экологическую сознательность обучающихся;

• формировать научное мировоззрение обучающихся;

• научить обучающихся расширять свои знания об органических кислородсодержащих веществах на примере углеводов, их свойствах; 

• способствовать формированию коммуникативных навыков.

Формируемые компетенции:

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации обучения: сочетание фронтальной и индивидуальной работы, работы в группах.

Межпредметные связи: биология (строение клеток, живые организмы), физика (физические свойства углеводов), экология (влияние фотосинтеза на формирование благоприятных факторов экологии).

Ожидаемые результаты: интенсификация работы учителя и учащихся на уроке; усваивают группы моносахаридов, дисахаридов и полисахаридов класса углеводов.

Методы обучения: репродуктивный

Средства обучения:

Наглядные пособия: мультимедийная презентация, образцы продуктов и материалов, содержащих углеводы.

 Раздаточный материал: инструктивные карточки, тестовые задания, инструкция к лабораторному опыту, инструкция «Техника безопасности при выполнении лабораторных работ», лабораторное оборудование и реактивы, учебники О.С. Габриелян «Естествознание» и Ю.М. Ерохин «Химия».

Технические средства обучения: ноутбуки, проектор, интерактивная доска.

Продолжительность – 90 мин.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

 

I ЭТАП - МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ

1. Организационный момент.

2. Введение в новую тему. Знакомство с целью и планом занятия.

 

II ЭТАП - ОПЕРАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ

Изучение нового материала:

1. Углеводы - определение.

2. Общая формула углеводов.

3. Классификация углеводов: моносахариды, дисахариды, полисахариды.

4. Свойства углеводов.

 

III   ЭТАП - ОЦЕНОЧНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ.

1. Контроль знаний.

2. Рефлексия.

3. Домашнее задание.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I ЭТАП - МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ

1. Организационный момент.

Преподаватель приветствует обучающихся, уточняет количество присутствующих, проверяет готовность обучающихся к уроку, наличие тетрадей, письменных принадлежностей.

2.Введение в новую тему. Знакомство с целью и планом занятия.

На протяжении нескольких занятий мы знакомились с органическими соединениями разных классов. Перечислите их. (алканы, алкены, алкины, спирты, альдегиды) (слайд № 1)

Что мы можем сказать о любом органическом соединении по названию?

(название любого органического соединения состоит из 2 частей-первая часть для всех соединений единая и указывает на количество атомов углерода (мет-1, эт-2, проп-3, бут-4, пента-5, гекса-6, гепта-7, окта-8, нона-9, дека-10) и вторая часть нам указывает на принадлежность к классу (алканы-ан, алкены-ен, алкины-ин, спирты-ол, альдегиды-аль).

Перечислите общие формулы, характерные для каждого класса. (алканы-CnH2n+2, алкены- CnH2n, алкины- CnH2n-2, спирты- CnH2n+1ОН , альдегиды- CnH2nO).

В нашей схеме появилась еще одна формула Cn(H2O)m .

       Сегодня мы продолжим знакомство с органическими соединениями и вернемся к этой схеме чуть позже.

                                                                                     

Студенты записывают тему занятия, знакомятся с целью занятия.

Тема занятия: «Углеводы». (слайд № 2)

                                                                                

Цель урока: формирование представления об углеводах; знакомство с моносахаридов, дисахаридов и полисахаридов. (слайд № 3)

                                                                                 

Из курса биологии вы уже знакомились с углеводами:

Что вы знаете об углеводах? (продукты питания, энергия живого организма, фотосинтез)

Какую роль углеводы играют в жизни растений? (процесс фотосинтеза, в результате которого происходит преобразование углекислого газа под действием солнечного света в кислород, происходит в зеленых клетках растений хлоропластах в присутствии углевода глюкозы). Каково экологическое значение процесса фотосинтез?  (влияние фотосинтеза на формирование благоприятных факторов экологии, чем больше растений окружает человека, тем более обогащенный кислородом воздух).

Какую роль углеводы играют в жизни растительной и животной клеток? (входят в состав (глюкоза)  ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) и РНК (рибонуклеиновая кислота), глюкоза способствует формированию молекулы АТФ(аденозинтрифосфат)-энергия клетки).

Что вы знаете о заболевании «сахарный диабет»? (сахарный диабет - это эндокринное заболевание, сопровождающееся повышенным уровнем глюкозы в крови вследствие дефицита гормона поджелудочной железы инсулина).

 Давайте вспомним в каких продуктах мы с вами можем встретить эти вещества. (к продуктам, содержащим углеводы, относятся: мед, сахар, кукурузный сироп, белый хлеб, макароны, рис, картофель, фрукты, ягоды).

Молодцы, а теперь давайте углубим свои знания по этой теме со стороны химии.

      Знакомятся и записывают  план занятия. (слайд № 4)

                                                                

II ЭТАП - ОПЕРАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ

     Изучение нового материала:

  1. Углеводы - определение.

Углеводы-это сложные органические соединения, состоящие из трех элементов - углерода, водорода и кислорода. (слайд № 5)

                                                           

Соотношение атомов водорода и кислорода, как правило, равны 2:1-как у воды. Назовите формулу молекулы воды, какими атомами она представлена?

 (слайд № 6)                                                      

          

  1. Общая формула углеводов:

Cn(H2O)m           (слайд № 7)                                                       

 

Углеводы состоят из атомов углерода и воды, поэтому название «Углеводы» состоит из 2 частей-первая углерод, вторая вода. (слайд № 8)

 

  1. Классификация углеводов: моносахариды, дисахариды, полисахариды.  (слайды № 9, 10, 11, 12)

 

В каждом определении групп (моносахариды, дисахариды и полисахариды) звучит термин «гидролиз», дайте определение этому процессу. (гидролиз – это химическая реакция взаимодействия веществ с водой, в результате которой происходит разложение этого вещества на более простые).     (слайд № 13)

                                                              

  1. Свойства углеводов.

      А теперь я прошу всех подойти ко мне, каждый из вас вытягивает фрагмент названия «моносахариды», «дисахариды», «полисахариды» или «химическая лаборатория», после чего вы занимаете место за тем столом, на котором расположена табличка с таким названием. (студенты занимают места по группам).

1 группа. Используя информацию дидактического материала, который лежит на столе, дает характеристику моносахаридам на примере глюкозы.

2 группа. Дают характеристику дисахаридам на примере сахарозы, используя учебники естествознания и химии.

3 группа. Используя информацию из разнообразных источников интернета, дают характеристику полисахаридам на примере крахмала.

4 группа. Проводят химический опыт, используя информацию инструктивной карточки (прежде, чем приступить к выполнению химического опыта,  студенты вспоминают технику безопасности  проведения лабораторных и  практических работ в кабинете химии). (на работу отводится 20 мин)

Результатом работы является обсуждение и заполнение таблицы.    (слайд № 14)

                                                                  

Ребята обсуждают и заполняют таблицу.                      (слайд № 15)   

                                                                                               

4 группа проводит опыт и знакомит  с результатами.

Компетентностно-ориентированное задание

( компетентность разрешения проблем)

Тема: «Углеводы»

Аспект: целеполагание и планирование деятельности

Стимул: выполнив задание, ты научишься определять наличие крахмала в продуктах питания, для установления их качеств, что позволит выбирать более качественные продукты.

 Ситуация: Вы купили творог в магазине. Некоторые, недобросовестные продавцы могут добавлять  в творог крахмал. Как проверить качество творога в домашних условиях?

 Задание1: Дана проба творога. Предложите способы определения его качества и подтвердите опытным путём.

Задание2:  В каких продуктах питания может присутствовать крахмал, не заявленный производителем? Какие последствия его употребления?

Порядок действий по установлению качества мёда:

1. Задание № 1:  Налейте в  пробирку по 5 мл теплой дистиллированной воды. Прибавьте 5 мг крахмала, размешайте.

2.  Приготовить раствор йода и провести исследование крахмала.

3.  Наблюдаем. Произошло ли изменение в окраске раствора крахмала?

4. Налейте в  пробирку по 5 мл дистиллированной воды. Прибавьте 5 гр творога.

5. Приготовить раствор йода и провести исследование творога.

6. Наблюдаем. Произошло ли изменение в окраске творога?

7. Задание № 2:

 

Модельный ответ:

Ситуация: Вы купили творог на рынке. Некоторые, недобросовестные продавцы могут добавлять  в творог крахмал. Как проверить качество творога в домашних условиях?

 Задание 1: Дана проба творога. Предложите способы определения его качества и подтвердите опытным путём.

Задание2: В каких продуктах питания может присутствовать крахмал, не заявленный производителем? Какие последствия его употребления?

 

Порядок действий по установлению качества продуктов:

1. Приготовить раствор крахмала и дистиллированной воды.

2. Приготовить раствор йода и провести исследование крахмала.

3. Раствор с крахмалом под действием йода изменил цвет, окраска синяя.

4. Приготовить раствор мёда и дистиллированной воды.

5. Приготовить раствор йода и провести исследование творога.

6. Раствор с творогом под действием йода не изменил цвет.

7. Крахмал может присутствовать в составе колбасы, томатной пасты, сметане. Употребление крахмала способствует появлению избыточного веса.

 

III    ЭТАП - ОЦЕНОЧНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ.

  1. Контроль знаний:

 «Химический диктант».

Подведем итоги. На столах лежат бланки, которые вам нужно будет заполнить, ответив на вопросы «химического диктанта». (выполняют задания). (слайды №  16, 17)                                                                                                

После прохождения диктанта, студентам предлагается обменяться работами и оценить друг друга. (правильные ответы и критерии оценивания прилагаются), затем работы сдаются преподавателю.   (слайды №18, 19)

 

Ребята, давайте вернемся к схеме «Классификация органических соединений» и заполнить ее.   (слайд № 20)

                                                                                             

Выставление оценок: преподаватель знакомит студентов с оценками, которые они заработали, выполняя «химический диктант».

2.Рефлексия:

Оценивая сегодняшнее занятие, выразите свою эмоцию одной фразой.

3.Домашнее задание: конспект, подготовить сообщения по теме «Интересные факты об углеводах», «Мифы и реальность об углеводах».

 

Используемая литература:

- основная :  О.С. Габриелян Естествознание. Химия: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 6-е издание, стер.-  М.: Издательский центр «Академия», 2020.-240с., (8)с.: цв. вкл. ISBN 978-5-4468-8652-4.

- дополнительная : Ю.М. Ерохин, И.Б. Ковалева  Химия: учебник для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей/ Ю.М. Ерохин, И.Б. Ковалева. – 8-е издание, стер.-  М.: Издательский центр «Академия

 

_____________________________

Содержание материала:

1. Методическая разработка

2. Презентация

3. Дополнительный материл.


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.