Проверь подлинность!

Автор: Камардина Екатерина Александровна

Должность: учитель русского языка и литературы

Город/Населенный пункт: г Москва

Дата публикации: 11.04.2022


Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 5-го класса

Пояснительная записка

Согласно стандартам второго поколения, в основе построения данного курса лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной программы основного общего образования предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Рабочая программа элективного курса «Моя речь – моё достоинство» для обучающихся 5 класса составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку, направленного на развитие рече­вой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литера­турным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовно­сти и способности к речевому взаимодействию и взаимопони­манию; потребности в речевом самоусовершенствовании.

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека, его интеллекта. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.

Сочетание курса по русскому языку и курса по выбору «Моя речь – моё достоинство» даёт возможность максимально успешно сформировать функционально-грамотную личность. Реализация программы данного курса способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету «Русский язык», развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.

Основная цель курса состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся; идейно-нравственных, культурных и этических принципов, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

1. познакомить с основными понятиями культуры речи;

2. формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового;

3. пробудить потребности у обучающихся к формированию яркой и выразительной устной и письменной речи;

4. способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

5. способствовать развитию смекалки и сообразительности.

6. создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.

Место курса в учебном плане

В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса (вариативная часть). В целях повышения грамотности и культуры речи обучающихся 5 классов предложен курс по выбору обучающихся «Моя речь – моё достоинство». Курс рассчитан на 35 часов: 1 ч в неделю, 35 учебных недель.

Требования к уровню подготовки

(Планируемые результаты)

Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Предметные: знать/ понимать/ уметь

· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

· работать над расширением словарного запаса;

· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Содержание курса

Культура речи (5 часов)

Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Речевой этикет как правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи. Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы». Азбука важных и вежливых слов. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.

«В начале было слово…» (13 часов)

О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?

Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.

«Слово – понятие, слово – творчество» (10 часов)

К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы, антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Напиши письмо Другу.

Качества хорошей речи (7 часов)

Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. Основные речевые правила общения посредством телефона. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета. Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении. Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса». Итоговое занятие.

 

Тематическое планирование курса

«Слово и текст»:

5 класс

Тема занятия.

Кол. часов

Содержание

Формы работы и виды деятельности

1

 Стили речи. Что такое эпиграф?

4

Стили речи. Знакомство  с образцами. Примеры эпиграфов.

Беседа, обсуждение через уточняющие вопросы, задания в группах.

2

Текст. Тема текста. Типы текста.

4

Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Умение редактировать.

Беседа, работа в группах, индивидуальные задания.

3

Повествование. Подготовка к сочинению-описанию (местности, действий или явлений природы).           

4

Представление о жанре. Выбор темы. Знакомство с образцами. Работа с черновиками.

Индивидуальное консультирование.

 

4

Написание сочинения-описания

2

 

Самостоятельная письменная работа.

5

Анализ работ

1

Знакомство с работами.

Коллективное обсуждение.

6

Подготовка к сочинению-рассуждению. Доказательства в рассуждении.

3

Выбор темы. Рекомендации учителя. Знакомство с образцами. Работа с черновиками.

Работа в парах. Работа учителя с парами. Самостоятельная письменная работа.

7

Написание сочинения-рассуждения.

2

 

Самостоятельная письменная работа.

8

Анализ работ.

1

Знакомство с работами.

Коллективное обсуждение.

9

Подготовка к написанию рассказа. Рассказы по сюжетным картинкам. Невыдуманный рассказ о себе.

4

Представление об особенностях жанра. Знакомство с образцами рассказа. Работа с черновиками.

Коллективное обсуждение через уточняющие вопросы.

10

Написание сочинение-расскза.

2

 

Самостоятельная письменная работа.

11

Интервью в нашей жизни. Как подготовиться и взять интервью?

3

Представление об особенностях жанра. Образцы интервью. Выбор темы интервью, круг вопросов.

Работа в паре. Консультирование учителя.

12

Заключительное занятие. Презентация творческих работ. Оформление альбома.

4

Обмен мнениями, оценка и рефлексия собственной коллективной деятельности.

Индивидуальные выступления учащихся.

 

Итого

34 ч.

 

 

 

Список литературы:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык, 5 класс. М.: «Просвещение», 2011 г.

     2. Школьная риторика. Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. 5 класс / под ред. Ладыженской Т.А. - М.: Баласс, 2007 г.

3. Ладыженская Таиса Алексеевна. Русский язык. Книга для учителя. 5 класс. Издатель – Экзамен. 2009 г.

     


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.