Автор: Курбатова Любовь Алексеевна
Должность: Воспитатель
Город/Населенный пункт: Удмуртия, г.Сарапул
Дата публикации: 11.04.2022
"Бережное отношение к деньгам — это то, что дети возьмут от родителей"
Важную роль в экономическом воспитании отводиться использованию сказок. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий: Сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения; (Народные сказки: «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила»). Сказки, отражающие труд людей;(Хаврошечка, Морозко, А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде») Сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства; (С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»). Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство; (С.Михалков «Как старик корову продавал», «Лисичка со скалочкой», Г.Х.Андерсен «Огниво») Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприим-чивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость. (К.Чуковский «Федорино горе», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки.
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ДОУ
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка, т.к. на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается усвоение первоначальных социокультурных правил и норм. Отличительная особенность этого периода от последующих периодов развития ребенка состоит в том, что он обеспечивает общее развитие, является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков. Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений, начиная с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Программа «Приключение кота Белобока, или экономика для малышей», в первую очередь ориентируется на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих) Главный крит ерий отбора материала курса – его экономическая направленность, воспитательная ценность, занимательность, возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни.
Данная программа составлена в соответствии с принципами, определенными ФГОС дошкольного образования (полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития, учет индивидуальных особенностей детей, сотрудничество с семьей) и направлена на достижение следующих целей:
- формирование экономических представлений и компетенций;
- развитие экономического мышления дошкольников;
- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Образовательный курс знакомство с миром экономики и финансов логически выстроен от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий - «труд», «профессия», «потребность», «деньги» к более сложным финансовоэкономическим явлениям («товарно-денежные отношения», «купля-продажа», «бюджет»).
Памятка «Как правильно экономить деньги?»
- Старайтесь тратить деньги с умом! Родители зарабатывают деньги своим трудом.
- Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
- Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.
- Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.