Автор: Грибанова Анна Николаевна
Должность: Учитель-логопед
Город/Населенный пункт: Москва
Дата публикации: 25.02.2022
Дифференциация звуков С-Ш в слогах и словах
Цель: Развивать навык дифференциации звуков С и Ш в слогах и словах
Задачи:
- Коррекционно-образовательные образовательные:
- закрепление навыков правильного произношения звуков С и Ш;
- дифференциация звуков С и Ш в слогах и словах.
- Коррекционно-развивающие:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- совершенствование мелкой моторики;
- развитие речевого дыхания;
- развитие внимания, памяти и мышления.
- Коррекционно-воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества и взаимопонимания;
- закрепление навыков организации учебной работы;
- развитие самоконтроля и способности к переключению.
Оборудование:
- мольберт;
- разрезные картинки;
- игровое пособие «Цветик-семицветик»;
- клей, разрезные формы.
Ход занятия:
- Организационный момент
Л.: Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Сегодня мы вместе с Цветиком-семицветиком отправимся в путешествие по стране Свистелок и Шипелок. Но, для того, чтобы начать наше увлекательное путешествие, нам необходимо отгадать следующие загадки:
Что за странный шар растет
На окне в иголках?
Зеленеет и цветет,
и на вид не елка.
(Кактус)
Какой последний звук в слове «кактус»?
Цветёт он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
(Ландыш)
Какой последний звук в слове ландыш?
Л.: Ребята, как вы уже догадались, в нашем увлекательном путешествии мы будем учиться различать между собой звуки С и Ш.
Л.: Итак, наше путешествие начинается!
- Основная часть:
2.1 Л.: Ребята, Цветик-семицветик необычный цветок - сегодня он приготовил для вас различные задания, которые мы с вами будем выполнять. Вы готовы?
Д.: Да.
Л.: (поворачивается к доске, отрывает первый лепесток и читает задание). Итак, первая игра, которую для нас приготовил цветик-семицветик, называется «Прочти схему».
Игра «Прочти схему»
У меня на картинке зашифрована схема. Ваша задача - ее правильно прочитать. Но, прежде, чем приступить к выполнению этого задания, нам с вами необходимо вспомнить:
В каком положении у нас находятся губки, когда мы с вами произносим с/ш?
Где у нас находится язычок, когда мы произносим с/ш?
Когда мы произносим звук с/ш, то воздушная струя какая - холодная или теплая?
Молодцы, хорошо ответили, можем приступать к чтению схем.
Л.: Молодцы, справились с заданием, поэтому мы с вами можем приступать к выполнению второго задания.
2.2 (Учитель-логопед отрывает следующий лепесток и зачитывает игру)
Л.: Следующая игра, которую приготовил для нас Цветик-семицветик называется «Хлопни-топни».
Игра «Хлопни-топни»
Л.: Я буду называть вам слоги, а вы слушайте их внимательно. Если услышите слог, в котором есть звук «С» - хлопните в ладоши, а если услышите слог, в котором есть звук «Ш» - топните.
Са-са-ша
Ша-ша-са
Са-ша-са
Ша-са-ша
Молодцы, справились с заданием. Двигаемся дальше. Отрываем следующий лепесток.
- Следующая игра, которую приготовил для нас Цветик-семицветик называется «В слове слог договори, будь внимателен, смотри»
Л.: У меня на доске висят картинки-подсказки. Они вам помогут при выполнении этого задания. Будьте внимательны. Сейчас, я вам буду говорить незаконченные слова, а ваша задача добавить в конце слова слоги «са» или «ша».
Слова:
Колба..(са), ка..(ша), о..(са), ли..(са), лап..(ша), гру..(ша), кляк..(са), кры..(са). Молодцы, все справились с заданием! Теперь, давайте с вами немного отдохнем и проведем физ.минутку. Приглашаю вас пройти на ковер и образовать круг.
Физ.минутка
(Дети встают в круг и делают нужные движения)
Не путайте спеша,
Слог са со слогом ша,
Мохнатенького мишку
Не называйте миской,
А если кот съел крысу,
Не говорите крышу.
Игра «Холодно-горячо»
Л.: А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Холодно-горячо».
Будьте внимательны, как только я вам скажу – холодно, вам нужно будет поднести ладошки ко рту и посвистеть на них, как только вам скажу - горячо, то вы подносите ладошки ко рту и шипите на них.
Л.: Молодцы, мы с вами поиграли, а теперь возвращаемся к нашему Цветику-семицветику. Отрываем следующий лепесток.
- Л.: Интересно, какая следующая игра нас ждет. Смотрим. Следующая игра, в которую мы с вами поиграем, называется «Кто правильно разложит картинки?». Я поделю вас на две команды. Команда девочек - это команда свистелок, а команда мальчиков - это команда шипелок. Команда девочек должна будет положить в розовую коробочку картинки, в названии которых есть звук С. А команда мальчиков должна будет положить в синюю коробочку картинки, в названии которых есть звук Ш. Я в это время буду считать до десяти. Чья команда правильно разложит картинки в нужные коробочки - та команда и выиграла.
Молодцы, справились с заданием. А это значит, что мы с вами двигаемся дальше.
- Л.: Отрываем следующий лепесток, игра «Четвертый лишний».
У меня в руках четыре конверта. Сейчас, каждый из вас по очереди будет подходить ко мне и доставать картинки из конверта, а затем вешать их на доску и вместе со всеми определять, какая же картинка лишняя и почему.
Картинки: Лиса, оса, собака, шапка. Шуба, суп, колесо, космос. Шашки, каша, камыш, салат.
- Л.: Следующая игра, в которую мы с вами поиграем, называется
«Слоги заблудись»
На доске нарисованы слоги, которые заблудились, ваша задача - подобрать к каждому слогу нужное для него слово.
Са (сапоги)
Со (сок)
Су (сумка)
Ша (шапка)
Шо (шорты)
Шу (шуба)
- Л.: Теперь, у нас остался последний седьмой лепесток. Сейчас, мы с вами попробуем выполнить очень интересное задание. Возьмите свои стульчики и сядьте за столы. Сегодня, мы с вами попробуем одеть Свету и Пашу с помощью разрезных картинок. Мальчикам нужно будет одеть Пашу в одежду, в названии которых есть звук Ш, а девочкам надо будет одеть Свету в ту одежду, в названии которых есть звук С. Будьте внимательны, не перепутайте. Чья команда правильно выполнит это задание, та и победила. (После игры каждая из команд озвучивает свою работу)
- Ребята, я вижу, что вы все молодцы, выполнили все задания, которые предложил нам Цветик-семицветик. А теперь закройте глазки и загадайте про себя желание, и оно обязательно сбудется. Открыли глазки.
3. Итог
Ну, вот и подошло к концу наше занятие. Какие звуки мы с вами учились различать? А знаете ребята, я тоже загадала желание, чтобы у каждого из вас на столе было угощение, и оно исполнилось. (раздаются подарки)
- Молодцы, спасибо!