Проверь подлинность!

Автор: Сеитова Мадина Руслановна

Должность: педагог дополнительного образования

Город/Населенный пункт: ЯНАО г. Новый Уренгой

Дата публикации: 17.02.2022


«Модели разрешения конфликтов»

Тип занятия: практическое, комбинированное

Цель занятия: Обобщить теоретические знания в области сущности конфликтов, рассмотреть причины возникновения конфликтов и модели их разрешения.

Задачи занятия:

⦁ Образовательные:

⦁ Способствовать формированию конфликтной компетентности.

⦁ Изучить причины возникновения конфликтов и методы их разрешения.

⦁ Практически научиться применять полученные знания.

⦁ Развивающие:

⦁ Способствовать развитию речи, мышления, творческих способностей, коммуникативных умений, сенсорной сферы (оттенков речи).

⦁ Воспитательные:

⦁ Продолжить формирование качеств личности – эмпатия, толерантность, искренность.

⦁ Повысить мотивацию обучающихся путём ориентации обучения на последующую практическую деятельность.       

Существующие способы (модели) разрешения социальных конфликтов.

Разрешение социального конфликта – это преодоление основного противоречия в интересах сторон, устранение его на уровне причин конфликта. Решение конфликта может быть достигнуто самими конфликтующими сторонами без помощи каких-либо посторонних лиц, либо путем подключения к решению какой-либо третьей стороны (посредника). Таким образом, модель решения конфликта – это совокупность определенных методик его преодоления. Это далеко не случайно выбранный способ, а непосредственно зависящий от показаний проведенной диагностики конкретного конфликта.Модели, применяющиеся при разрешении конфликтов, складываются на основе имеющихся в обществе культурных и правовых установок по отношению к конфликту, поощряющих или запрещающих тот или иной способ разрешения конфликта. Модель разрешения любого конфликта строится на применении различных методов – насильственных (репрессии, демонстрация силы, разные формы принуждения) или мирных (переговоры, соглашение, компромиссы).

Существуют четыре принципиальных способа (модели), посредством которых конфликтующие стороны могут решить свои противоречия и выйти из состояния конфликта. Первый – силовой (одностороннее доминирование), второй – компромисс, третий – разъединение сторон, и четвертый – интегральная модель. Возможна и определённая комбинация названных четырех способов (симбиозная модель).

Одностороннее доминирование (силовая модель) – способ, предполагающий удовлетворение интересов одной из конфликтующих сторон за счет интересов другой. Силовые способы разрешения конфликта, по сути, ведут к уничтожению или полному подавлению интересов одной из сторон конфликта. При этом используются разнообразные средства принуждения, от психологических до физических. Часто это способ переноса вины и ответственности на более слабую сторону. Таким образом, подменяется подлинная причина конфликта и в одностороннем порядке навязывается доминирующая воля более сильного субъекта.

Силовой она называется потому, что победа одной стороны всегда является итогом применения какой-либо силы. Доминирование одной стороны над другой осуществляется с помощью различных средств, в зависимости от характера конфликта: использования власти, экономических ресурсов, влияния, авторитета, морального воздействия и др. Должностное положение – солидное преимущество в конфликте с подчиненным. Неопытные руководители для разрешения конфликта в свою пользу применяют такие способы силового воздействия на оппонента, как увеличение его рабочей нагрузки, создание ему неудобств, сложностей, применение дисциплинарных санкций и т.д. Такие действия раздражают подчиненного, делают его неуступчивым, затрудняют разрешение конфликта. Разрешиться конфликт таким способом может и с помощью драк, кулачных схваток, бытовых действий. Подобное доминирование обычно порождает противоположные действия в виде массового несогласия, протестных форм поведения (забастовки, манифестации, пассивное сопротивление и пр.).

Разъединение сторон конфликта. В этом случае конфликт разрешается путем прекращения взаимодействия, разрыва отношений между конфликтующими сторонами, изоляцией их друг от друга (например, развод супругов, разъезд соседей, перевод работников на разные участки производства). Разъединение конфликтующих сторон может совершаться путем их отступления, когда они обе покидают «поле битвы». Так завершается, например, перепалка между пассажирами автобуса при выходе одного из них на своей остановке или ссора между соседями в коммунальной квартире, которая прекращается после их переселения.

Разъединение конфликтеров не всегда полностью разрешает социальный конфликт. И оно не всегда возможно. Супругов связывают дети, да и не всегда в наших жилищных условиях разведенные в состоянии разъехаться; враждующие национальные общности не могут и не хотят уходить с территории, где они живут вперемешку друг с другом, бок о бок. Расставшиеся стороны, избавившись от конфликтных отношений друг с другом, вынуждены искать замену разрушенных социальных контактов новыми, и неизвестно, не станут ли последние менее конфликтными (как это нередко случается, когда разведенные супруги вступают в новые неудачные браки). Поэтому неудивительно, что расставшиеся конфликтеры через некоторое время иногда вновь возобновляют контакты, а то и снова сходятся.

«Силовая модель решения конфликта и разъединительная модель решения конфликта являются самыми примитивными, но к сожалению, в России они используются чаще всего»

Модель компромисса – способ согласования конфликтных интересов, заключающийся во взаимных уступках в позициях конфликтующих сторон. Компромиссная модель решения конфликтов основана на уступках конфликтеров именно в их интересах. Таким образом, понятие компромисса используется в разных смыслах: в обыденном понимании – это различные уступки друг другу, а в конфликтологии – это взаимный отказ сторон конфликта от какой-либо части своих претензий, взаимное жертвование интересами, ради достижения согласия.

Главное преимущество мирного разрешения конфликта с помощью компромисса – это введение конфликта в конструктивные рамки и налаживание процесса коммуникации сторон, нахождение определённых моментов согласия (компромисса). Тем не менее, компромисс, по словам известного западного конфликтолога К. Ласуэла, – «это лоскутное одеяло, которое конфликтеры перетягивают на себя». Компромисс как модель разрешения конфликта, безусловно, предпочтительнее, цивилизованнее, чем силовая или разъединительная.

Задание к лабораторно – практической работе

Задание №1

Внимательно прочитайте предложенный список пословиц. Данные пословицы отражают определенное отношение к окружающим людям и соответствующее поведение.

Определите к какой стратегии решения конфликтов можно отнести описываемый тип поведения.

Обоснуйте свое решение, дав толкование 3-х или более пословиц для иллюстрации.

 

Задача 1.

1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.

3. Кто ударит и убежит, тот может драться хоть каждый день.

4. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.

5. Кто спорит – ни гроша не стоит.

6. Лучший способ решать конфликты – избегать их.

7. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

 

Задача 2.

1. Если вы не можете заставить другого думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.

2. Кто сильнее, тот и правее.

3. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.

4. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

5. Кто не отступает – тот обращает в бегство

6. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

7. В этом мире есть две породы людей: победители и побежденные.

 

Задача 3.

Мягко стелет, да жестко спать.

Не подмажешь – не поедешь.

Убивай врагов своей добротой.

Добро слово победит.

Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый – ни одной.

Кротость торжествует над гневом.

Если в тебя швырнули камень – брось в ответ кусок ваты.

 

Задача 4.

1. Рука руку моет.

2. С паршивой овцы хоть шерсти клок.

3. Честная сделка не вызывает ссоры.

4. Ты – мне, я – тебе.

5. Кто дарит – друзей наживает.

6. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.

7. Взаимные уступки прекрасно решают дела.

 

Задача 5.

1. Ум хорошо, а два лучше.

2. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все бают.

3. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

4. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин,

которыми обладают другие.

5. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.

6. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

7. Копай и копай без устали – докопаешь до истины.

 

Вопросы для самопроверки (или для проверки)

-Какую модель вы предпочитаете использовать в сложившейся конфликтной ситуации?

- Придумайте свою модель разрешения конфликтов.

-Какую из задач было сложнее соотнести к моделям разрешения конфликтов?

-Вспомните. Что такое конфликт?

 

Эталоны ответов:

Задача 1: «Избегание» или «уход от конфликта».

Задача 2: «Доминирование» или «Соперничество».

Задача 3: «Приспособление».

Задача 4: «Компромисс».

Задача 5: «Сотрудничество».


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.