Проверь подлинность!

Автор: Голдобова Неждана Александровна

Должность: учитель-логопед

Город/Населенный пункт: Сургутский район, п.г.т. Белый Яр

Дата публикации: 29.01.2022


"Чтобы чётко говорить – нужно с пальцами дружить"

Паспорт проекта  

Рубрика

Данные

Примечание 

Координаты Проекта

Полное название учебного заведения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад "Сибирячок"

 

Название проекта

«Чтобы чётко говорить – нужно

с пальцами дружить»

(работа с детьми ОВЗ)

Проект длительной продолжительности (1 год)

ФИО автора, год разработки

Голдобова Неждана Александровна,

2017 – 2018 учебный  год

 

Партнеры по проекту (если есть)

 

 

Деятельность по разработке и реализации Проекта

Анализ ситуации (проблема)

Во-первых, родителей детей дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Во-вторых, группу с ОВЗ посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Детям с ОВЗ присуще отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук.

 

Идея Проекта

Выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа, основанная на комплексном подходе, будет способствовать развитию мелкой моторики у дошкольников. В процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию у детей следующих психических процессов:

-произвольного внимания;

-логического мышления;

-зрительного и слухового восприятия;

-памяти, речи детей.

На основе изученных литературных источников, практического опыта сформировать рекомендации по эффективному использованию упражнений и игр, направленных на развитие мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ.

Практическая значимость заключается в следующем:

1. Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики, включающие различные виды детской деятельности.

2. Представлен систематизированный материал по развитию мелкой моторики (упражнения, игры) .

3. Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики руки. Основной метод получения информации у детей с ОВЗ это прикосновения. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Чем лучше развиты движения пальцев, тем выше уровень развития речи.

 

Цели и задачи Проекта

Цель: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с диагнозом ОВЗ  с помощью дидактических игр и игрушек.

Задачи:

Развивать тактильную чувствительность рук детей;

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей с ОВЗ посредством дидактических игр и игрушек.

 

План действий по реализации Проекта

Рука даёт людям много информации о предметах и объектах. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: движения, познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

 

Подробное описание мероприятий (действий) по реализации проекта)

1 этап.  Подготовительный (сентябрь). Познакомить детей с ОВЗ  с различными играми на развития мелкой моторики, правилами игры и их использования.

Изучение:

-научно-методической литературы по теме исследования;

- понятий, касающихся темы проекта;

Подбор диагностического материала;

Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики;

Создание предметно-развивающей среды;

Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;

Изучение полученных результатов, выводы.

 

2 этап. Основной (октябрь – январь). Внедрения игр на развитие мелкой моторики в непосредственную образовательную деятельность. Такие игры, как: «Театр – Би-ба-бо»; «Лабиринты»; «Счетные палочки»; «Различные мячи»; «Прищепки»; «Игры с песком, фасолью, горохом»; «Пазлы»; «Мозайки»;  «Шнурки» и т.д.

Работа выстраивалась в двух направлениях:

с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;

с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья – детский сад».

 

3 этап. Заключительный (февраль).

Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;

Презентация проекта на итоговом педагогическом совете.

Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ.

С помощью таких игр у детей с ОВЗ развивается мелкая моторика и формируется речь. Дети придумывают различные сюжеты, сказки и рассказы.

 

Полученные результаты

В конце данного проекта у детей с ОВЗ  развивалось мелкая моторика, развивались речевые процессы. Развились тактильная чувствительность рук детей. Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ способствует снятию умственной усталости, напряжения, улучшению произношения многих звуков, а значит, развивает речь ребенка.

 

Оценка эффективности Проекта 

Проект полностью был реализован, и достоин оценки пять.

 

Перспективы Проекта

Развивать проект в нетрадиционных формах работы с детьми с ОВЗ.

 

 

 

Приложение 1. Краткое выступления (прилагается презентация к данному тексту).

Рука - это вышедший наружу мозг человека»

Н.Кант

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является актуальной.

Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики руки. Чем лучше развиты движения пальцев, тем выше уровень развития речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно.

Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, то есть сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Определить уровень развития мелкой моторики детей можно так: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая как необходимо выполнять. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. Ученые также установили, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.

Рука даёт людям много информации о предметах и объектах. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: движения, познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с младенчества. Уже грудному ребенку необходимо массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.

Не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и многое другое. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Предлагаю вашему вниманию игры направленные на развитие мелкой моторики, которые можно использовать как в детском саду.

Данные упражнения подготовят руку ребёнка к письму, разовьют пространственное воображение, научат ребёнка ловкости при обращении с ручкой и карандашом, точности в движениях руки, что, в свою очередь, даст возможность заложить правильную основу для формирования правильного письма.


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.