Проверь подлинность!

Автор: Татьяна Вячеславовна Дунаева

Должность: педагог дополнительного образования

Город/Населенный пункт: г. Ачинск

Дата публикации: 16.12.2021


«Интернет-технологии в образовательной деятельности»

Введение

Современный ребенок живет в мире огромных информационных потоков. С появлением компьютерных сетей и других аналогичных им ИКТ, образование, с одной стороны, потеряло монополию на просвещение,                      с другой стороны, приобрело новое качество, связанное с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов и т.д.). В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки, рассылки, группы новостей, чат и ученики каждый день, придя домой из школы, вместе с родителями, а зачастую и самостоятельно путешествуют по всемирной сети Интернет.

Интернет – это глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов, объединяющая пользователей из различных организаций, государственных учреждений, а так же частых пользователей. В современном понимании, Интернет – это чрезвычайно важный технический комплекс – Всемирная компьютерная сеть, состоящая из разнородных сетей, которые включают миллионы различных компьютеров, имеющих в совокупности колоссальные информационные ресурсы и объединенных между собой разнообразными линиями связи: телефонные провода волоконно-оптические кабели, спутниковые каналы и т.д. Структурные компоненты Интернета включают  в себя аппаратные средства, программное обеспечение и информационные ресурсы.

Слово «технология» произошло от греческого языка  и в переводе означает «наука, совокупность методов и приемов обработки материалов, изделий и преобразование их в предметы потребления».

Отсюда следует, что информационными и коммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые будут направлены на обработку и преобразование информации с компьютера. На основе внедрения информационных технологий в образовании ожидается улучшение качества обучения, лучшая готовность учащихся эффективно работать в информационной среде, также улучшение работы в коллективе, решение задач из реальной жизни.

В результате применения информационных технологий, учащиеся научатся работать с компьютером, а также работать и в глобальных компьютерных сетях. Он способен повысить интерес учащихся к процессу обучения, а также облегчить ученику подготовку к уроку. Но и у этого способа получения знаний есть минусы, например, копирование информации с Интернета. Главной задачей учителя в этом случае является то, что нужно объяснить учащимся, что при подготовке доклада или реферата  приветствуется использованием материалов из Интернета, но они должны понимать, что информация может быть как правдивой, так и ложной, а также иметь какую-либо неверную статистику или факты. Поэтому бездумное копирование – это не результат, и оценивать его положительной очанкой неправильно.  

Учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы обращаться с учениками на одном языке, быть проводником и даже здесь оставаться УЧИТЕЛЕМ.

Сегодня большую роль играет объединение информационных                            и образовательных технологий, а так же образование на данной основе современных интегрированных технологий обучения, которые базируются на интернет-технологиях.

Актуальностью данной работы является то, что развитие сетевых услуг привело к возникновению и распространению серверов, которые направлены на предоставление данных по конкретной тематике. Сегодня интернет-технологии позволяют учащимся расширять свои познания в любой сфере исследования.

Основной целью данной работы является изучение интернет-технологий, которые применяются в учебном процессе. Объектом исследования в данной работе выступают основные интернет-технологии.

Предметом исследования – описание использования основных видов интернет-технологий в учебном процессе.

Для раскрытия содержания работы были поставлены следующие задачи:

  1. Осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования интернет-технологий, которые применяются в учебном процессе;
  2. Проанализировать литературные данные по основным видам интернет-технологий в учебном процессе;
  3. Осуществить соотношение между понятиями «интернет», «технология», «интернет-технологии»;
  4. Ознакомится с современными направлениями интернет-технологий в образовательном процессе.
  5. Проанализировать внедрение и применение интернет-технологий в образовательном учреждении.
  1. Интернет-технологии в образовании
    1. Необходимость интернет-технологии

Интернет-технологии в образовании используются сейчас на самых разных уровнях. Это касается не только высших учреждений, но и школ,                   а также домашнего обучения. Невозможно переоценить пользу такого феномена, ведь такие технологии позволяют по-новому взглянуть на всю систему, сделать ее намного комфортнее и приятнее, а так же сам процесс обучения будет проходить результативнее.

Современные интернет-технологии в образовании дают огромные возможности:

  1. Автоматизировать процесс обучения, а именно систематизировать все и позволить выполнять задачи быстро и легко.
  2. Повысить уровень знаний и качество преподавания. Это стало возможно благодаря тому, что  открыты в свободном доступе все необходимые материалы. Преподавать можно не только с помощью рассказов, а так же благодаря особенным презентациям, аудио-                               и видеопособиям, которые сильно облегчают процесс обучения.
  3. Возможность дистанционного обучения. Это становится возможным, благодаря тому, что связь через интернет скайп или через другие ресурсы помогает проводить уроки даже без личного контакта с учеником преподавателя, к тому же для самообразования имеется огромное количество разнообразных пособий.
    1. Автоматизация интернет-технологий

Именно благодаря тому, что стала возможна автоматизация, процесс образования теперь намного быстрее, проще и систематизированнее. Намного легче стало проверять работы, особенно тесты: их можно просто перегонять через специальные программы, и оценка точно будет точной и совершенно непредвзятой.

Также стоит обратить внимание на удобство подготовки – все материалы можно грамотно и красиво рассортировать, а также подавать                      в удобном и понятном каждому учащемуся виде. Некоторые материалы уже представлены в виде приложений, и работа осуществляется на компьютере, где автоматически задаются вопросы, проверяются ответы, а также подается информация.

Конечно, это не способ заменить классическое обучение с личными отношениями учителя и ученика, но прекрасное добавление к урокам.

Только с появлением современных интернет-технологий стало возможно обучение на совершенно новом качественном уровне. Теперь пособия – это не просто карты и картинки на доске, а разные фильмы, презентации, а также многие другие проекты, которые поддерживают аудио и видео. Стоит обратить внимание, что для детей в школах подобные пособия позволяют легко и просто разбудить интерес к учебе.

    1. Виды и характеристики интернет-технологий. 

Мир интернет-технологий развивается огромными темпами и так же растут их виды, тут стороной не обошел и Рунет, хоть и развитие его чуть медленнее остального мира.

Вилы интернет-технологий можно поделить на несколько классов:

  • Сервисы;
  • Информационные;
  • Браузеры.

К первой категории можно отнести различные сервисы, которые могут предлагать свои услуги.

К информационным же относятся разного рода источники вроде блогов, порталов и так далее. Данная технология является одной из самых важных и одной из самых популярных, т.к. 90% информации в интернете находится в открытом доступе.

Последний, самый важный – обозреватели и браузеры, которые решают все проблемы современных технологий при создании мировой паутины, благодаря которой  свободно можно посещать любой ресурс, и это будет отображено в удобной форме.

2. Определение интернет-технологии в образовании

2.1 Определение педагогической (образовательной) технологии

Для определения понятия «Интернет-технологии» необходимо раскрыть сущность понятия "технология обучения" в соответствии                            с первоначальным значением понятия "технология", так как первое является производным от второго.

Технология - от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука)                   и logos (понятие, учение). С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология - это               и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)

Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработка, изменения состояния (В.М.Шепель)

Технология обучения – Это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов)

Педагогические технологии - это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса,                   где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает                  в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся. Сегодня в образовании активно внедряются новые образовательные технологии. Под технологиями понимаются такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определенных знаний, но и навыков его получения, что предполагает особую методическую нагруженность образовательного процесса. В современном образовании данный термин используется для таких образовательных практик, которые не вписываются                              в традиционный образовательный процесс. По существу, данным термином обозначают методологические инновации в образовании, которые получают все большее распространение в образовании. Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают                         как равноправные участники образовательного процесса.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения. Воспитательных средств;                 она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев)

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалко)

Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков)

Педагогическая технология – это придуманная во всех деталях модель современной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей (В.М.Монахов)

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

Педагогическая технология – это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения                              и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов                       и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования

Прогресс компьютеров и информатики как науки о передаче, переработке и хранении информации, а также развитие средств коммуникации существенно расширили и изменили понятие термина «технология обучения» в сторону системного анализа и проектирования процесса обучения.

2.2 Определение понятия интернет

Интернет – это глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов, объединяющая пользователей из различных организаций, государственных учреждений, а также частных пользователей. В современном понимании Интернет – это чрезвычайно сложный технический комплекс – Всемирная компьютерная сеть, состоящая из разнородных сетей, которые включают миллионы различных компьютеров, имеющих в совокупности колоссальные информационные ресурсы и объединенных между собой разнообразными линиями связи: телефонные провода, волоконно-оптические кабели, спутниковые каналы и др. Структурные компоненты Интернета включают в себя аппаратные средства, программное обеспечение и информационные ресурсы.

Аппаратные средства Интернета представлены компьютерами, линиями связи и устройствами, обеспечивающие механическую                                и электрическую стыковку между компьютерами и линиями связи.                           К аппаратным средствам Интернета относятся также опорные сети,                         к которым подключены сервис-провайдеры – поставщики услуг Интернета.

Слаженная и совместная работа технического оборудования достигается благодаря программам, работающим на компьютерах входящих в Сеть. Они позволяют преобразовывать данные, чтобы их можно было передавать по любым каналам связи и воспроизводить на любых компьютерах. Программы следят за соблюдением единых протоколов, обеспечивают целостность передаваемых данных, контролируют состояние Сети и в случае обнаружения пораженных или перегруженных участков оперативно перераспределяют потоки данных.

У программного обеспечения Сети очень много различных функций. Среди них функции хранения информации, ее поиска, сбора                                         и воспроизведения. Очень важное значение имеют функции, связанные                               с обеспечением безопасности в Сети.

Программные ресурсы Сети представлены программами, функционирующими в составе сетевого оборудования. Работу пользователя в Сети обслуживают тысячи программ, через которые проходят запросы пользователя к поставщикам информации.

Информационные ресурсы в Интернете представлены сетевыми документами, хранящимися на компьютерах, подключенных к Сети                      или входящих в Сеть.

2.3 Понятие интернет-технологий

Интернет-технологии  - это технологии создания и поддержки различных информационных ресурсов в компьютерной сети Интернет: сайтов, блогов, форумов, чатов, элекронных библиотек и энциклопедий.

Интернет-технологии определяют средства и форму, в которых реализуется совместная деятельность людей ради достижения определенных целей.

Интернет-технологии - это разного рода технологии и сервисы, которые позволяют осуществлять всю деятельность в компьютерной сети Интернет.

Интернет-технологии - это информационные и коммуникационные технологии, программное обеспечение, сети, оборудование и сервисы, при помощи которых осуществляется выход в Интернет или деятельность внутри Интернет.

2.4 Соотношение между понятиями компьютерные технологии, информационные технологии и интернет-технологии

Компьютерные технологии- это совокупность средств и использования информации на базе вычислительной технологии и телекоммуникативных средств из широкого получения математических методов.

Информационные технологии основаны на обработке и хранении информации.

Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта)

Интернет-технологии - это информационные и коммуникационные технологии, программное обеспечение, сети, оборудование и сервисы, при помощи которых осуществляется выход в Интернет или деятельность внутри Интернет.       

3. Возможности использования интернет-технологий в образовательном процессе

Большинство учебных заведений подключено к сети интернет в рамках различных государственных программ развития образования. Учебные заведения удовлетворяют свою потребность приобщения к открытому информационному пространству с помощью сети Интернет, а также они начинают искать возможности для реализации образовательных целей                       и задач.

Активное использование учебными заведениями интернет-технологий, телекоммуникационных средств в очном учебном процессе позволяют говорить о внедрении информационных процессов, с помощью которых происходят изменения различного плана: меняются цели и содержание учебных планов, формы и методы обучения. При помощи интернет-технологий преподаватель и учащиеся могут пользоваться интернет- сервисам, которые помогут облегчить обучение и ускорить образовательный процесс. Рассмотрим некоторые из них.

3.1 Средства телекоммуникации

Электронная почта

В настоящее время школа предоставляет учащимся и преподавателям возможность использовать в учебном процессе:

  • Электронную почту для обмена информацией с учащимися как своего образовательного учреждения, так и с учащимися других школ, ВУЗов;
  • Участие в он-лайн телеконференциях, где обсуждаются проблемы научного и профессионального характера;
  • Доступ к открытым файловым серверам сети интернет для получения свободно распространяемых программных средств;
  • Удаленный доступ к базам данных, библиотечным каталогам и файлам электронных библиотек при подготовке учебных материалов по предметам;
  • Получение электронных периодических изданий по избранной тематике.

Электронная почта относится к средствам дистанционного доступа. Это один из режимов, предоставляемых компьютерными сетями. Электронная почта позволяет обмениваться текстовыми и графическими сообщениями. Расстояние между пользователями не играет роли и может варьироваться от нескольких метров до нескольких тысяч километров,                      в зависимости от используемых линий связи: спутниковых, кабельных и т.д. Чтобы использовать электронную почту достаточно овладеть простым текстовым редактором и несколькими командами для отправки, приема                    и манипуляций с информацией.

Учителем электронная почта может использоваться при подготовке                к занятиям, для консультации с коллегами. Обучающиеся при дистанционном обучении могут использовать режим электронной почты для получения необходимой учебной информации из интернета, для консультации с учителем, для взаимообучения при обмене информацией друг с другом.

Кроме того, применение электронной почты можно с успехом использовать при проведении семинара как по классической схеме,                     так и по схеме семинар-взаимообучение, семинар-дискуссия.

Целесообразно также использование электронной почты для проведения электронной лекции, когда обучающимся, с помощью электронной почты, пересылаются текст лекции в электронном виде, выдержки из рекомендованной литературы и т.п., а затем проводятся консультации по электронной почте.

Таким образом, электронная почта находит широкое применение                 в образовательном процессе.

Телеконференции и видеотелефон

Эти средства обеспечивают возможность двухсторонней связи между учителем и обучающимися. При этом происходит одновременная двухсторонняя передача видеоизображения, звука и графических иллюстраций. Все это можно наблюдать одновременно в трех окнах на экране каждого монитора абонентов. При групповых занятиях в большой аудитории имеется возможность проецировать изображение монитора компьютера на большой экран. Аппаратно-программное оборудование включает в себя: компьютер, монитор, видеокамеру, клавиатура, манипулятор мышь, модем.

Видеотелефон отличается от видеоконференцсвязи ограниченностью размеров и качества представления визуальной информации                             и невозможностью использовать в реальном времени компьютерные приложения.

Дидактические свойства – возможность передачи в реальном времени изображения, звука, графики и их представления обучающимся для учебных целей. Эти свойства позволяют в полной мере применить в учебном процессе такие хорошо оправдавшие себя в традиционном обучении формы,                       как лекции, семинары и контрольные мероприятия.

Электронные библиотеки

В современных условиях библиотеки образовательных учреждений выступают в новом качестве – они преобразуются в медиацентры. Наряду               с традиционным книжным фондом в такой библиотеке имеются видеотеки, фонотеки, диатеки, игротеки. С появлением электронных учебников необходимостью в библиотеки становится наличие компьютера с доступом                  в интернет. Чем полезны такие библиотеки? Тем, что имеется возможность работы с каталогами, доступа к электронным материалам: оцифрованным печатным работам (книгам, журналам, иллюстрациям, картам, диаграммам, графикам и т.п.), фотографиям, кино и видеофильмам, картинам, трехмерным моделям, анимации, аудиофайлам и так далее. Причем каталоги и многие электронные материалы предлагаются в режиме свободного (бесплатного) доступа. Среди других преимуществ можно назвать такие, как: существенное повышение - качества библиотечного обслуживания, уменьшение потребности в библиотечных зданиях, круглосуточный режим работы, высокая оперативность обслуживания, в том числе путём электронной доставки документов, положительное влияние на развитие образовательной системы, позитивное изменение характера, содержания, условий труда библиотечных работников и многие другие. Разумеется, все эти свойства могут раскрыться лишь при наличии соответствующих технических предпосылок.

Со всей определенностью можно утверждать: электронная библиотека - принципиально новая, многообещающая, перспективная форма бытования библиотеки в информационном обществе, основное назначение которой заключается в совершенствовании библиотечного обслуживания.

3.2 Конкурсы, олимпиады, фестивали

Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность  организовать работу по развитию творческих                и интеллектуальных способностей детей посредством  участия                                 в  дистанционных олимпиадах, конкурсах и марафонах по разным предметам. Дистанционная олимпиада – эффективный способ  выявления и развития потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе. Преимуществами дистанционных форм являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников.

Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации, вырабатывать умение работать в команде в условиях ограниченного времени.

Для участия в онлайн-конкурсах и олимпиадах необходимы условия для их проведения: наличие компьютерного класса с выходом в Интернет  или наличие у школьников переносных компьютеров (планшетов) с выходом в Интернет.

В процессе работы над заданиями конкурса у учащихся формируются навыки самостоятельной работы и активизируется познавателньая деятельность; поиск ответов на многие вопросы конкурсных заданий осуществляется с помощью поимковых систем Yandex и Google и др., что позволяет формировать умение собирать и анализировать информацию. Мощным стимулом для самореализации учеников и средством обновления образовательного процесса являются и Всероссийские дистанционные олимпиады.

Среди дистанционных олимпиад и конкурсов можно выделить те,              в которых  на выполнение заданий  отводится более длительное время (2-3 дня). Такой вид работы стимулирует совместную деятельность родителей                с учащимися, тем самым способствует формированию позитивного отношения к учебному процессу.  

В Интернет пространстве представлены материалы дистанционных конкурсов, олимпиад и викторин по различным предметным областям (математика, языкознание, литература, окружающий мир, информационные технологии, ОБЖ), а также межпредметные конкурсы. Это позволяет учащимся и учителю выбрать наиболее интересную для себя предметную область, а также даёт возможность ребёнку  попробовать себя в других областях знаний.

Педагогам участие в дистанционных конкурсах дает возможность: повысить свой социальный статус; изучить опыт коллег; реализовать свой творческий потенциал; развить собственные коммуникативные способности; установить новые контакты на профессиональном уровне; опубликовать свои методические материалы в научно-методических изданиях, сайтах; повысить авторитет в педагогическом коллективе, социуме.

3.3 Образовательная робототехника

В настоящее время очень широкое развитие получили технические направления развития детей, такие как электроника, робототехника, схемотехника, конструирование, программирование, моделирование. Робототехника является одним из перспективных направлений в сфере интернет-технологий. Роботостроение для учащихся является занимательнее остальных направлений: сконструировать робота значит почти что создать новое существо, пусть и электронное, что, конечно же, привлекает детей.

Что же такое робототехника и как связана с интернет- технологиями?

В концепции модернизации современного отечественного образования акцентировано отдельное внимание на использовании ИКТ-технологий. Информационная компетентность выделена в качестве одного из основных компонентов качества образовательного процесса.

1. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

2. Образовательная робототехника – это новое междисциплинарное направление обучения школьников, интегрирующее знания о физике, мехатронике, технологии, математике, кибернетике и ИКТ, позволяющее вовлечь в процесс инновационного научно-технического творчества учащихся разного возраста.

Использование робототехники в образовательной деятельности позволяет организовать творческую и исследовательскую работу учащихся, создает условия для применения знаний, умений и внешних ресурсов при решении задач реального мира, тем самым, создавая предпосылки для формирования ключевых компетенций, то есть готовности к эффективной деятельности в различных жизненных ситуациях в дальнейшем.

Кключевые компетенции, на которых базируется робототехника:

  • информационная компетенция – готовность к работе с информацией;
  • коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
  • кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
  • проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на основе трех предыдущих.

Существенную роль при реализации использовании робототехники в образовательном процессе играют проекты и мини-проекты различной направленности, которые реализуются через сеть интернет. Уникальностью проектов на основе робототехнических комплексов является то, что построение моделей устройств позволяет ученику постигать взаимосвязь между различными областями знаний, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления через техническое творчество. Таким образом, робототехника, являющаяся одной из наиболее инновационных областей в сфере детского технического творчества, объединяет классические подходы к изучению основ техники и современные направления: информационное моделирование, программирование, информационно-коммуникационные технологии, интернет- технологии. Встраивание её элементов в образовательное пространство делает обучение эффективным и продуктивным для всех участников образовательных отношений.

3.4. Дистанционное образование

Дистанционное образование – комплекс образовательных услуг, предназначенный для профессиональной подготовки и переподготовки             с использованием передовых информационных и интернет-технологий.

Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Во-первых, оно решает психологические проблемы учащегося, позволяя заниматься в комфортном режиме, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества в сравнении с традиционными формами обучения:

  • более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям учащихся, здоровью, месту жительства, и соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;
  • повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем заданиями для самоконтроля и т.д.;
  • оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса;
  • доступность для учащихся "перекрестной" информации, поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;
  • возможность пройтьи аттестацию быстро,  в сжатые вроки и наоборот, отстрочить аттестацию;
  • повышение творческого и интеллектуального потенциала учащихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;
  • ярко выраженная практичность обучения (учащиеся могут напрямую общаться с конкретным учителем и задавать вопросы о том, что интересует больше всего их самих).

Дистанционное образование в школе, конечно, имеет свои особенности. Организация дистанционного образования в школе в настоящий момент достаточно актуальна. Ведь дистанционное образование в школе будет незаменимо для обучения, например, детей-инвалидов. Конституционные гарантии получения общего среднего образования заставляют искать новые формы организации обучения. Развитие информационных и коммуникационных технологий позволяет сделать дистанционное образование в школе достаточно удобным инструментом обучения. Национальный проект «Образование» подразумевает оснащение компьютерами и средствами информационных технологий все школы России. Особенно это актуально для сельских школ. Дистанционное образование в школе базируется на некоторых общих и специфических для начального образования принципах. Во-первых, конечно, доступность. При удаленных от населенных пунктов деревень и сел, организация получения начального образования весьма является проблемной. Интернет помогает школьникам проходить обучение, не выезжая каждый день в школу. Во-вторых, новые формы представления информации помогут школьникам воспринимать ее по-новому, с максимальным охватом всего материала. Дистанционное образование в школе предполагает, учитывая специфику работы с детьми, наличие большого количества справочной информации, причем именно в дополнительной форме, такой, как мультимедиа, снабженной различными игровыми вариантами. Ведь такая форма представления информации более доступна детям. Ну и, наконец, как уже говорилось выше, дистанционное образование в школе поможет детям-инвалидам не чувствовать себя ущемленными в правах. Получая дистанционное образование такие дети, как правило, продолжают обучение уже и после школы. И дистанционное образование в школе поможет им найти себя в дальнейшей жизни. Привыкая работать с компьютером и интернет за время дистанционного обучения, им легче будет продолжать обучение в вузе, где дистанционные технологии развиты и внедрены достаточно полно. Конечно, дистанционное образование в школе требует большой отдачи от преподавателей.

Дистанционное образование предполагает не только обучение, но и, конечно, контроль знаний. Система тестирования, как наиболее приемлемая при организации дистанционного образования в школе и в вузах вызывает и некоторые проблемы. Ведь тесты нужно создавать, ориентируясь на ребенка. Больше приходится использовать мультимедийные формы организации информации. В таком виде информация лучше усваивается школьниками. Педагогам, которые принимают участие в дистанционном обучении в школе, необходимо постоянно повышать свою квалификацию. Развитие науки и новые технические достижения заставляют профессиональные педагогические кадры идти в ногу со временем. Дистанционное образование в школах и вузах развивается и постепенно становится необходимым атрибутом образовательной системы начального (полного) среднего образования.

Невозможно не отметить также то, что дистанционное обучение позволяет постоянно повышать квалификацию, заканчивать лучшие учебные заведения.

3.5. Подготовка к экзаменам

Сегодня вопрос сдачи единого государственного экзамена, беспокоит всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей, учителей. Как известно, учитель, с одной стороны, должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков всех обучающихся,                   а с другой — развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учеников. Основная цель занятий с обучающимися 9-11-х классов — не только закрепить, обобщить, углубить знания, но и научить применять их на практике, подготовить учеников к новой форме сдачи выпускного экзамена. Главная задача учителя при проведении таких занятий – обеспечение качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации. В ходе развития современного образования на первое место выходит самостоятельная работа, грамотно организованная учителем. Правильно организовать такую работу учителю помогают современные электроннообразовательные ресурсы. Сейчас стало возможным не только использовать электронные учебные пособия, но и организовать работу с интернет-ресурсами, использовать On-line тестирование по предмету.  Во внеурочное время учащиеся могут выйти на сайт и принять участие в этом тестировании. Таким образом, будущие выпускники могут почувствовать на себе особенности ЕГЭ, настроиться на нужную волну и успешно сдать экзамен самостоятельно. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг: электронная почта, поисковые системы, вебинары, видеолекции и уроки становятся составной частью современного образования. В целях повышения эффективности подготовки к ЕГЭ по математике, Московский институт открытого образования (МИОО) проводит серии диагностических и тренировочных работ по математике для обучающихся IX и XI классов общеобразовательных учреждений. Телекоммуникационная система СтатГрад (http://statgrad.mioo.ru/) предназначена для осуществления документооборота (выдача заданий и сбор отчетов) при проведении контрольно-диагностических мероприятий. Доступ к закрытым ресурсам системы осуществляется по логину и паролю, индивидуальным для каждого образовательного учреждения. С помощью системы СтатГрад в школе второй год проводятся диагностические и тренировочные работы по математике в 9-11 классах, а с этого года и по русскому языку. Система проста и удобна для работы учителя. После автоматической обработки данных учитель получает полный статистический отчет по работе: по каждому заданию, по каждому ученику. Демонстрационные версии (демоверсии) дают представление о том, какие типы заданий и в каком виде получит участник. С ними можно ознакомиться на сайте официального разработчика экзаменационных заданий Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru. С ним выпускник может работать как самостоятельно, так и вместе с учителем – предметником. С нормативными материалами подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме и ЕГЭ выпускников 11 классов можно ознакомиться на Федеральном портале «Российское образование» http://www.edu.ru., на Официальном информационном портале ЕГЭ (http://www.ege.edu.ru/, http://www1.ege.edu.ru/gia/) информационная поддержка осуществляется с помощью нескольких информационных разделов, которые полезны как учителям, так и учащимся при подготовке к ЕГЭ. В разделе «Демонстрационные версии и примеры реальных вариантов экзаменационных работ», выпускники смогут проверить и оценить свои возможности, выполняя задания демонстрационного варианта, ряд которых доступен в форме интерактивных on-line тренажеров Широко используется Интернет - порталы ЕГЭ http://uztest.ru/, http://решуегэ.рф/. С помощью названных сайтов, организую контроль знаний учащихся. Здесь имеется более 13000 задач по всем разделам школьной математики. Программа сайта http://uztest.ru/ автоматически формирует индивидуальные задания для каждого ученика, согласно заданным учителем условиям, не нужно тратить время на проверку заданий – результаты выполнения работ учащихся видны на компьютере. Организую отработку навыков с помощью системы тренингов. Тренинг – группа простых, однотипных примеров. Если ученик решил неправильно пример – ему показывается подробное объяснение и дается следующий, аналогичный пример.

Использование интернет-технологий при подготовке к экзаменам способствует повышению уровня знаний и навыков.

3.6 Использование интернет-технологий в Ачинской Мариинской гимназии

  • Мариинская женская гимназия-интернат — краевое государственное образовательное учреждение. 2 марта 1999 года вышло Постановление Администрации Красноярского края об открытии Красноярской и Ачинской Мариинских гимназий. Инициатором их открытия выступил губернатор Александр Иванович Лебедь. Именно под его крылом шло становление   гимназии. "Либо вкладывать деньги в развитие молодёжи, либо забыть словосочетание - цивилизованный путь развития". Так считал Александр Иванович.

Цель Ачинской Мариинской гимназии - становление благовоспитанной образованной деловой дамы, духовно-нравственной, культурной женщины               с развитой потребностью благотворительности, любящей матери, жены                    и друга в семье, умелой хозяйки и хранительницы домашнего очага.

В гимназии есть свой гимн, герб, гимназическая форма, которая отличает гимназисток от учащихся других школ города. Взаимоотношения педагогов и воспитанниц, гимназическая атрибутика формирует особый дух гимназии, чувство гордости за принадлежность к гимназическому сообществу.

В гимназии работают 53 педагога. 72% из них имеют I и высшую квалификационную категории. Многие педагоги гимназии награждены грамотами Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Красноярского края, благодарственными письмами и почетными грамотами губернатора Красноярского края.

Педагоги Ачинской Мариинской гимназии активно используют в своей деятельности  интернет-технологии.

Электронная почта прочно вошла в повседневную деятельность учителей. В период, когда учащиеся по разным причинам (карантин, болезнь) долгое время отсутствуют на занятиях, им по электронной почте отправляется материал для самостоятельного изучения и подготовки. Обмен файлами между сотрудниками также осуществляется посредством электронной почты.

Учащиеся Ачинской Мариинской гимназии – постоянные участники различных видеоконференций. Ежегодно принимаем участие во Всероссийских открытых уроках  - профориентационных онлайн-мероприятиях, организованных Министерством просвещения РФ совместно с порталом "ПроеКТОриЯ". На этих уроках учащиеся знакомятся с ключевыми отраслями экономического развития страны, Получают представление о профессиях и возможность решать реальные практические задачи отрасли.

В рамках внеурочной деятельности педагогами гимназии  реализуется программа «Олимпиадное движение», образовательной целью которой является коррекция и углубление имеющихся знаний по предмету, ликвидация пробелов, обучение решению олимпиадных задач, систематизация знаний, выработка целостного взгляда на предмет, усвоение материала повышенного уровня сложности, развитие творческой активности и инициативности, повышение ИКТ компетенции.

 Гимназистки участвуют в олимпиадах, конкурсах, фестивалях различного уровня: краевого, Всероссийского, международного. В рамках реализации программы ежегодно  воспитанницы  гимназии принимают участие в Открытой Всероссийской интеллектуальной олимпиаде «Наше наследие», в которой становились победителями и призерами. Выполнение заданий этой олимпиады предполагает использование информационных и интернет-технологий.  На сайте публикуются задания, с помощью различных интернет-сервисов участники выполняют  их.  Также воспитанницы участвуют в  он-лайн викторинах, конкурсах, занимают призовые места. 

Согласно требованиям ФГОС, должно производиться повышение квалификации для педагогов, реализующих программы основного общего и начального общего образования не реже одного раза в три года в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности. Педагоги Ачинской Мариинской гимназии постоянно повышают уровень квалификации, проходят курсы переподготовки через дистанционное обучение.

Ни один самый одаренный школьник не способен пройти экзаменационные испытания без вспомогательных материалов. Именно для этого создано множество сайтов, освещающих трудности и проблемы, связанные с ЕГЭ, а также готовящих абитуриентов к нему. Интернет-ресурсы дают возможность быть готовым к экзамену, знать соответствующие требования, набраться опыта в прохождении тестов, сформировать теоретическую базу знаний и морально настроится на их испытание. Смысл всех этих сайтов сводится к одному – предупрежден, значит, вооружен, применительно к ЕГЭ – вооружен знанием.

Неоценима роль Интернет-ресурсов при подготовке к ЕГЭ и ГИА. Среди учителей и гимназисток  большой популярностью обладают дистанционные обучающие системы для подготовки к экзамену «РЕШУ ЕГЭ» (http://решуегэ.рф, http://reshuege.ru) и «СДАМГИА» (http://sdamgia.ru/) созданные творческим объединением «Центр интеллектуальных инициатив».

Гимназистки самостоятельно проходят тестирование, получают результат  и могут сами, либо с учителем скорректировать свою подготовку к экзаменам.

Заключение

Использование интернет - технологий в учебной деятельности дает возможность переосмыслить традиционные подходы к изучению многих вопросов учебных дисциплин.

В связи с активным внедрением в учебный процесс интернет-технологий изменились образовательные цели, которые в значительной степени теперь направлены на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации. Возрастает роль компьютерных и интернет-технологий, непрерывного, в том числе дистанционного образования, требующего постоянной работы участников педагогического процесса с мультимедиа               и интернет-ресурсами.

В ходе выполнения дипломной работы были решены все поставленные задачи, а именно:

  • Изучение научной и методической литературы по заданной теме;
  • Осуществление  соотношение между понятиями «интернет», «технология», «интернет-технологии»;
  • изучение существующих интернет-технологий в современном образовании;
  • наглядное использование интернет-технологий в образовательном процессе на примере Ачинской Мариинской гимназии.

Также было выявлено, как интернет-технологии помогают участникам образовательного процесса  в обучении.

Интернет технологии в образовании отвечают реалиям сегодняшнего дня. Внедрение интернет технологии в процесс образования определяется знаниями, которые были получены ранее и получаемыми сегодня результатами, которые формируют процесс обучения. Мощное программное обеспечение, его полное интегрирование с Интернетом дает обучающимся возможность обмениваться информацией, полученной во время освоения новых знаний.


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.