Проверь подлинность!

Автор: Бабина Татьяна Анатольевна

Должность: педагог-организатор

Город/Населенный пункт: город Энгельс

Дата публикации: 30.11.2021


Развитие творческих способностей обучающихся техникума

Бабина Т.А., педагог-организатор

ГАПОУ СО «Энгельсский механико-технологический техникум»

 

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Задача дополнительного образования в техникуме – выявить и развить творческие способности в интересной студентам деятельности. Я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить студента способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его творческой способности.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития творческих способностей студентов обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение студентов к участию в самых различных олимпиадах и конкур­сах вне техникума и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы студентов.

Важным фактором, влияющим на развитие творческих способностей студентов и на выявление скрытых способностей, является система внеклассной воспитательной работы в техникуме.

Значение развития творческих способностей

Как часто мы задаем себе вопросы и размышляем над ними? Именно размышляем, а не ищем готовые ответы у близких, друзей, в литературе или в интернете? В современной жизни у серьёзных работодателей всегда пользуются спросом сотрудники, способные находить творческие решения поставленных задач. Таких людей часто называют креативщиками. В современном менеджменте даже сформировался термин «креативный класс». Откуда же они берутся и почему это «дано не всем»? Почему основная масса людей являются замечательными исполнителями? Почему нестандартные решения обычных задач или уникальные музыкальные произведения не приходят в голову каждому человеку? И что же такое творчество? В чем его ценность? С точки зрения научного знания определение термина «творчество» звучит так: «творчество это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей». Википедия дает более развернутое описание этого понятия: «Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) – уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество – это:

1. деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

2. создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

3. процесс создания субъективных ценностей.

Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика. Эвристика (от др.-греч. ευρίσκω (heuristiko), лат. Evrica – «отыскиваю», «открываю») – отрасль знания, изучающая творческое, неосознанное мышление человека. Эвристика связана с психологией, физиологией высшей нервной деятельности, кибернетикой и другими науками, но сама как наука ещё полностью не сформировалась. В Древней Греции под эвристикой понимали систему обучения, практикуемую Сократом, когда учитель приводит ученика к самостоятельному решению какой-либо задачи, задавая ему наводящие вопросы. Понятие «эвристика» встречается в трактате греческого математика Паппа «Искусство решать задачи» (300 год н. э.). Долгое время в основе творчества лежали методы проб и ошибок, перебора возможных вариантов, ожидание озарения и работа по аналогии. Так, Томас Эдисон провел около 50 тысяч опытов, пока разрабатывал устройство щелочного аккумулятора. А об изобретателе вулканизированной резины Чарльзе Гудиер (Goodyear) писали, что он смешивал сырую резину (каучук) с любым попадавшимся ему под руку веществом: солью, перцем, сахаром, песком, касторовым маслом, даже с супом. Он следовал логическому заключению, что рано или поздно перепробует всё, что есть на земле и, наконец, наткнется на удачное сочетание. Однако со временем такие методы начали приходить в противоречие с темпами создания и масштабами современных объектов. Наиболее интенсивно поиском и разработкой эвристических методов занялись со второй половины 20 века, причём не только посредством изучения приемов и последовательности действий инженеров и других творческих работников, но и на основе достижений психологии и физиологии мозга». На мой взгляд, понимание творчества как эксперимента наиболее верное. Как и в любом эксперименте есть изначально некие составляющие, ингредиенты. И есть некая цель. Чаще всего экспериментатор не имеет конкретных точных характеристик конечного продукта и заранее не знает, сколько времени уйдет на его получение. Более того, любой экспериментатор не может дать стопроцентной гарантии, что результат эксперимента будет положительным. И всё же он идёт на этот эксперимент, ищет и творит. Зачем? Почему? Что им движет? Почему не хочет идти проторенным путём? Хочется славы и признания? Или это потребность души, единственно приемлемый образ жизни? Давайте попробуем вместе разобраться в этом. Новорожденный младенец полностью зависим от окружения и представляет собой «открытую книгу». Он впитывает культуру, язык, традиции своей семьи. Затем круг общения увеличивается, ребенок включается в социум. На каком-то этапе наступает момент, когда ребенок начинает проявлять индивидуальные свойства личности, не совпадающие с качествами окружающих. И тогда взрослые говорят: «Характер показывает...». В период детства процесс творчества для любого ребенка является естественным. Дети не задумываются, насколько они красиво рисуют или поют. Они просто это делают от всей души, полностью погружаясь в процесс. И задача взрослых на этом этапе не учить ребенка, а создавать условия и направлять его энергию в позитивное, созидательное русло. В процессе взросления человек приобретает новый опыт, новые качества, теряя при этом характерные черты ребенка. В том числе, потребность в творчестве и открытость окружающему миру. И этот процесс развития мы воспринимаем как нечто само собой разумеющееся. Наоборот, если взрослый человек проявляет признаки ребенка мы видим творческие, музыкальные, литературные или научные гении, как правило, «витают в облаках», «не от мира сего», «белые вороны» и т.д. Если рассмотреть «белых ворон» поближе, то можно увидеть, что это люди, которые смело выражают свои, отличные от общепринятых взгляды и идеи.

Рекомендации для педагогов при работе с творческими студентами:

Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения студента.

Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать студенту сознание его незаурядных возможностей.

Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.

Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.

Во внеурочное время активно использовать проблемно- исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности студентов. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед ними возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.

Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию студентов.

Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы студенты все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

Для развития способностей нужна высокая познавательная активность студентов, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.

Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому студенту порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

Подготавливаясь к репетициям, помните о необходимости серьѐзной умственной нагрузке студента. Самостоятельность мышления, вопросы к педагогу, а потом и к самому себе обязательные составные части успешности репетиции.

Подумайте о методике проведения. Творческие студенты требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.

Основной задачей педагога в работе со студентом является привитие вкуса к серьѐзной творческой работе.

Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, творческие студенты очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.

Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы со студентами. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Творческие студенты наиболее восприимчивы.

Стимулируйте студента, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

Экспериментируйте. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если студент чем- то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, мастер кое-чего достиг. После окончания техникума, студент может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, свои обязанности выполнил.

Качества, необходимые педагогу для работы с творческими студентами:

Разбираться в психологических особенностях студентов, учитывать их потребности и интересы;

Быть доброжелательным и чутким;

Уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;

Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;

Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;

Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;

Обладать чувством юмора;

Быть готовым к работе с творческими студентами к приобретению специальных знаний;

Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;

Стимулировать когнитивные способности студентов.

Таким образом, главная задача образовательного учреждения – это развитие личности будущего специалиста и главное формирование его творческих способностей, которые позволят ему занять достойное место на предприятии и быть востребованным в соответствующей отрасли.

Таким образом, творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Юношеский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в юношестве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие.

2. Создание обстановки, определяющей развитие студента.

3. Самостоятельное решение студента задач, требующих максимального напряжения, когда студент добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление студенту свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления студента к творчеству.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания студента с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усилено-направленная работа по развитию творческого потенциала у студентов во внеурочное время.

Успешно выполненные творческие задания необходимо демонстрировать на различных мероприятиях. Такая демонстрация формирует ответственное отношение к данному виду деятельности, а также способствует формированию интереса к творчеству у студентов младших курсов.


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.