Автор: Курбатова Любовь Алексеевна
Должность: Воспитатель
Город/Населенный пункт: Удмуртия, г.Сарапул
Дата публикации: 30.11.2021
Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья
«Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья»
Особые образовательные потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:
- в максимально раннем начале обучения (специально организованное обучение должно начинаться сразу же после выявления отклонения в развитии ребенка);
- в изменении содержания образования (за счет введения в содержание образования специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной сверстникам без ограничений здоровья, за счет сокращения объема содержания);
- в необходимости использования специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), учитывающих особые образовательные потребности (обеспечение «обходных путей» в обучении);
- в индивидуализации обучения (требуется в большей степени, чем для ребенка без ограничений здоровья);
- в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды;
- в максимальном расширении образовательного пространства (выход за пределы образовательного учреждения для расширения сферы жизненной компетенции).
Особые образовательные потребности, свойственные детям с темпов о задержанным типом развития.
У детей данного типа дизонтогенеза наблюдается отставание психического развития от паспортного возраста, что проявляется преимущественно в эмоционально-волевой сфере при относительно сохранной познавательной деятельности. Дети с темпов задержанным типом дизонтогенеза при обучении нуждаются:
- в развивающей работе, специфичной для того возраста, который демонстрирует ребенок;
- в постоянном сотрудничестве, когда взрослый шаг за шагом ведет его по «Ступеням развития», раскрывая потенциал возможности;
- в развитии произвольной регуляции, в том числе двигательной коррекции, коррекции аффективной сферы (работа проводится с учетом игровой мотивации);
- в смене различных видов деятельности - игровой, трудовой, предметно-практической, учебной для того, чтобы избежать быстрого утомления;
- в чёткой, краткой постановке вопроса, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание (не торопите их с ответом, дайте время на обдумывание);
- в рациональном использовании разнообразного наглядного материала в соответствии с задачами занятия (это позволит создать полисенсорную основу для обучения,повысить мотивацию детей, однако не даст возможности им отвлекаться от содержания занятия);
- в поощрении каждого отдельного продвижение вперед и в оценивании не столько конечного результата, сколько деятельность ребенка, его динамику в развитии.
Особые образовательные потребности детей с парциальной несформированностью ВПФ вербального или вербально-логического компонента.
Парциальная несформированность ВПФ занимает основное место в группе не достаточного развития, встречается чаще других вариантов, обычно обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений, как в эмоционально-волевой, так и в познавательной деятельности.
У детей данной группы отмечаются относительные высокие потенциальные возможности репродуктивного мышления, обеспечивающего усвоение знаний, преподнесённых в «готовом» виде, на основании детализированной помощи.
Детям с парциальной несформированностью вербального или вербально-логического компонента при обучении необходимо:
- большее количество помощи при усвоении нового материала;
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- значительное число повторов, необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- возможность практического использования новых знаний;
- систематический контроль взрослых качества их использования;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
- специальная психокоррекционное помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
- специальная психокоррекционное помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации; специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.
Особые образовательные потребности детей с парциальной несформированностью ВПФ регуляторного компонента.
Дети с парциальной несформированностью регуляторного компонента (чаще это СДВГ) характеризуются в первую очередь импульсивностью в поведении, двигательной и речевой расторможенностью. В любом варианте деятельности, включая и игру, поведение ребенка может становится неуправляемым, не регулируемым взрослым. У детей преобладают выраженные игровые интересы, хотя и в играх они чаще всего конфликтны и недостаточно критичны.
При достаточной внешней организации деятельности и ее жестком контроле дети способны к выполнению познавательных задач, соответствующих возрасту. Развивающая и коррекционная работа с детьми данной группы в первую очередь должна быть направлена на формирование произвольной регуляции деятельности и функции программирования и контроля.