Проверь подлинность!

Автор: Курбатова Любовь Алексеевна

Должность: Воспитатель

Город/Населенный пункт: Удмуртия, г.Сарапул

Дата публикации: 11.11.2021


"Эмоциональная сфера дошкольника"

Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль является целью и продуктом воспитания. Появление принципиально новых возможностей саморегуляции у ребенка дошкольного возраста, предполагает кроме развития эмоционального контроля, переход от внешней к внутренней регуляции поведения и установления соподчинения мотивов поведения. Все эти сложные процессы протекают под воздействием эмоциональной регуляции, поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка - важнейшая задача психологов.

 

Структура эмоциональной сферы

Прежде чем перейти к структуре эмоциональной сферы, необходимо определить центральное понятие - понятие эмоций. Имеется широкий диапазон научных точек зрения на природу и значение эмоций. Опираясь на теорию фундаментальных эмоций К.Е.Изарда, согласно которой эмоции рассматриваются как основная мотивационная система человека, а также личностные процессы, которые придают смысл и значение человеческому существованию. Изардом выделяются десять фундаментальных (базовых) эмоций, каждая из которых ведет к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражением этих переживаний.

Четкого определения понятия “эмоциональная сфера” в науке пока не существует, но можно вычленить ее составные элементы.

Основу эмоциональной сферы составляют, непосредственно, эмоции, чувства, потребности. Будучи первичными формами “психической жизни”, эмоции выполняют идеаторную (охранную) функцию, а также служат мостиком в переводе воздействий в личностный смысл.

В структуре эмоциональной сферы необходимо выделить сенсорную систему, которая обеспечивает взаимодействие личности и окружающего мира через звуки, зрительное восприятие; кинестетические и тактильные ощущения. Именно через сенсорную систему происходит развитие и обогащение эмоционального опыта.

Эмоциональный опыт можно обозначить как содержательную характеристику эмоциональной сферы личности, которая включает не только положительные и отрицательные эмоции, а весь спектр оттеночных состояний и чувств.

Функционирование всей структуры эмоциональной сферы обеспечивается рядом внутренних механизмов - эмоциональных механизмов.

Анализ результатов психологических исследований в области эмоциональных проявлений позволяет выстроить эти механизмы в определенной последовательности.

Так, крик новорожденного - первый эмоциональный отклик человека на соприкосновение с окружающим миром, он свидетельствует о том, что начальный механизм эмоционального реагирования - эмоциональный настрой - уже присутствует в психике ребенка.

Через несколько недель крики младенца уже дифференцируются, сигнализируя о разных ощущениях. Далее механизм эмоционального реагирования становится более тонким, отражая многообразие эмоциональных впечатлений ребенка. Складывающаяся привязанность к близким людям одновременно становится условием появления следующей формы эмоционального реагирования - эмоционально - ролевой идентификации. Нетрудно представить малыша, который повторяет какие-то характерные жесты, движения, интонации близких людей. Следом за идентификацией развивается механизм эмоционального обособления от временно взятой на себя роли, овладение собственным эмоциональным состоянием. Появление механизма обособления, как бы завершает цикл развития основных эмоциональных механизмов, которые обеспечивают функционирование эмоциональной сферы ребенка с точки зрения эмоциональной нормы.

Выделенная последовательность усложнения эмоциональных механизмов - эмоциональное реагирование, эмоциональная дифференциация, эмоционально-ролевая идентификация, эмоциональное обособление - представляет собой замкнутую структуру, которая функционирует на каждом возрастном этапе. Привлекательность данной сферы состоит в том, что она многофункциональна, т.е. может рассматриваться как методологический взгляд на развитие эмоциональной сферы с точки зрения онтогенеза. Она может использоваться и в диагностике эмоциональной сферы, и также может быть методическим ориентиром в коррекционной работе.

 

Эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников.

Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.

В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники.

«Предпочитаемые» дети находятся в группе в атмосфере чистосердечного и искреннего обожания. Ребенок может стать «звездой» за красоту, обаяние; за способность быстро оценивать ситуацию и быть лояльным; за то, что он знает, чего хочет; за способность, не колеблясь, брать на себя ответственность, не боясь риска и пр. Как это ни печально, привилегии предпочитаемого могут ударить по личности ребенка. Дети, с особенно высокой популярностью могут «заразиться» излишней самоуверенностью, зазнайством, что приведет к потере популярности и отчуждению сверстников.

«Пренебрегаемые», «изолированные» дети часто ощущают по отношению к себе незаинтересованность или снисходительность («Так уж и быть!») ровесников. Таких принимают в игру на поставленные роли. У этих детей копится горечь, тревога, обида и готовность восстать против навязанных условий жизни в группе. В других случаях эти дети ищут пути установления отношений со «звездой» через заискивание, подарки, беспрекословное подчинение. «Изолированный» испытывает своеобразный «голод общения» со сверстниками. Чувства его остроты: он может обожать кого – то из группы за его достоинства (реальные и эфемерные) или затаенно завидовать.

Особое место в жизни детей занимают игры, цель которых – проверка собственной силы, познание своей «цены». И не только это, - но и реванш! Реванш во что бы то ни стало. Поэтому важно «кто лучше» и «кто еще лучше»: «У меня длиннее шаг!»; «Я самый меткий!»; «Я могу плюнуть дальше всех!»; «Я самый быстрый!»; «Я самый смелый!». Так в борьбе приобретается признание в своей среде, детском сообществе.

«Изолированными» становятся по многим причинам. Один ребенок часто болеет, редко ходит в группу, и дети не успевают присмотреться к нему, да и сам он никого не знает, он всегда «новенький». Другой имеет физические недостатки (грязный, течет из носа, толстый, не может быстро бегать) и тоже не принят в детское сообщество, ого отвергают. Третий никогда прежде не посещал группу, не общался с другими детьми, не владеет ни навыками общения, ни игровыми приемами и тоже не принят в детской группе. Причин, в силу которой ребенок оказывается «изолированным», много, следствие одно – социальное развитие осуществляется неполноценно, эмоциональное самочувствие весьма неустойчивое.

Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, замкнутым, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться и жаловаться, хвастать и стараться подавлять других, фальшивить и обманывать. Такому ребенку плохо, и другим с ним тоже плохо.

Это болезнь социализации не должна превратится в хроническое состояние. Непопулярному ребенку нужно помочь реализовать притязания на признание среди ровестников. Необходимо проводить своего рода социальную терапию, чтобы предотвратить неправильное развитие ребенка, способствовать пробуждению у него активности.

Социальная терапия в данном случае должна исходить из двух положений.

Во-первых, необходимо создать определенный микроклимат в детской группе, подобрать разнообразные занятия, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на признание.

Во-вторых, у непопулярных детей следует специально развивать социальные навыки общения.

С терапевтической целью в группе проводились специально организованные игры, где победителем оказывался непопулярный ребенок. Игры подбирались с учетом особенностей такого ребенка: он обязательно должен был добиться успеха. Взрослый демонстрировал положительное отношение к его успеху, восхищался им. Кроме того, воспитатель поощрял ребенка в повседневной жизни группы – за дежурство, за хороший рисунок, аппликацию и т.д. Устойчивое поощрение «непопулярного» взрослый демонстрировал всем детям.

Столь простой прием социальной терапии дал быстрый и весьма заметный успех. «Непопулярные» дети стали более уравновешенными эмоционально и более активными во взаимоотношениях со сверстниками. Они начали более интенсивно общаться с другими детьми, демонстрировать им свои притязания. Статус Этих детей в группе изменился: в подавляющем большинстве случаев бывшие непопулярные стали «звездами» или попали в разряд предпочитаемых.

Конечно, популярность в детской группе, приобретенная только за счет поощрения взрослого, не будет постоянной. Более прочная популярность должна быть закреплена успехами ребенка в условиях его каждодневного общения со сверстниками.

Общение со сверстниками – жесткая школа социальных отношений.

Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. «За радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации страданиями отчуждения

 

 


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.