Проверь подлинность!

Автор: Калинина Ирина Борисовна

Должность: учитель русского языка и литературы

Город/Населенный пункт: г Оренбург

Дата публикации: 11.11.2021


Урок литературы в 9 классе "Поэзия Великой Отечественной войны"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ

Калининой Ирины Борисовны

Тема:* Поэзия Великой Отечественной войны.

Тип:* Комбинированный

Цель:* На примере стихотворений поэтов-фронтовиков осмыслить подвиги трагедию советского народа, формировать потребность в систематическом чтении художественных произведений, формировать чувства патриотизма, любви к Родине и исторической памяти, воспитывать культуру мышления и общения, эмоциональную отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию.

Планируемые результаты*

Предметные: знать содержание и проблематику произведения, уметь анализировать текст, пересказывать текст. Читать выразительно наизусть.

Метапредметные: Выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы. Уметь формулировать собственные мысли; обобщать и делать выводы; адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Личностные:.Проявлять интерес к изучаемой теме. Осознавать успешность собственной учебной деятельности. Развивать свои творческие способности, работать над культурой речи.

Формы организации учебной деятельности:* Фронтальная, индивидуальная.

Методы, приемы организации учебной деятельности:* Анализ и синтез.

Межпредметные связи: история.

Ресурсы урока:* иллюстративный материал, электронная презентация, записи песен военных лет.

 

Учебно-методический комплекс: «Литература. 9 класс» под. ред. Коровиной В.Я.

Опорные понятия, термины: патриотизм

Ход урока*

Подготовительный этап

 

Обучающиеся разделяются на несколько творческих групп и заранее готовятся к уроку.

1-я группа («Военные корреспонденты») изучает поэзию военных корреспондентов, готовит краткое сообщение о К. Симонове, А. Твардовском.

2-я группа («Поэты – фронтовики») изучает лирику поэтов-фронтовиков и готовит материал о Е.Винокурове, С.Гудзенко, С.Орлове.

3-я группа («Песни военных лет») собирают материал о песнях военного периода: «Священная война», «Землянка»…

4-я группа («Женщина на войне») изучает поэзию А.Ахматовой, О.Берггольц, Ю.Друниной.

5 группа: («Никто не забыт, ничто не забыто») собирают материал о М.Кульчицком, П.Когане, Н.Майорове, М.Джалиле, готовят выразительное чтение наизусть их стихотворений.

 

 

1.Оргмомент.

 

2.Мотивационно-целевой

 

Содержание деятельности учителя

Вступительное слово учителя:

- У нас сегодня очень непростой урок. Это своеобразный урок знаний, урок мужества и урок нравственности. Достичь положительного результата работы на уроке помогут три принципа: Сотрудничество, Сотворчество,

Совместный поиск.

- Позвольте мне начать наш урок со стихотворения. Подумайте, о чем эти строчки?

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же...

- Это строчки А. Т. Твардовского.

- Да, событиям Великой Отечественной войны…

Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое неотопленное жилище и скудный военный паек… нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон…

Об окопах и траншеях, об атаках и контратаках под шквалом вражеского огня мы можем судить только по кинофильмам, художественным произведениям да рассказам фронтовиков. Для нас война – история. Поэтому забыть, что страшные годы Великой Отечественной войны являются историей нашей Родины, мы не имеем права.

 

- «Когда грохочут пушки, молчат музы»,- гласит старинный афоризм. Но в годы ВОВ голоса муз перекрывали грохот пушек. Так прежде всего звучали стихи военных лет, доходившие до сердца читателей.

Целеполагание

-Из вышесказанного определите, о чем мы сегодня будем говорить?

Запишите тему урока: Поэзия Великой Отечественной войны.

- Поэзия во все времена, а особенно грозовые, когда все чувства обострены, волновала, очаровывала души людей, витала в воздухе. Мы узнаем сегодня, в чём видели поэты своё предназначение, какие темы считали главными.

В фронтовых тетрадях поэты записывали строки своих стихов. Поэтому наш урок назовем «Листая фронтовые тетради..»


 

-Какие цели преследуем достигнуть на уроке?

-Что мы должны выяснить, исследовать?

(вспомнить славных поэтов Великой Отечественной войны, выстоявших, победивших, вселявших надежду в народ, подаривших миру жизнь и счастье; выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роль в грозные годы).
 

- Итогом нашей работы должен стать кластер, наглядно характеризующий поэзию военного времени.

 

Содержание деятельности обучающегося

Слушают

 

 

 

 

 

Слушают, осмысливают, отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают, осмысливают, отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

Формулируют и записывают тему урока в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

3.Проектировочный

 

- При подготовке к данному уроку вам было дано опережающее задание:

- выучить стихотворение одного из поэтов;

- подготовить краткое представление поэтов определенной группы.

- В ходе урока сегодня предлагаю выполнить задание креативного типа:

- составить кластер– опорный конспект по теме урока, пользуясь различными источниками, в котором отразить следующее :

  • Назвать поэтов определенной группы
  • Указать черты военной лирики
  • Указать тематику произведений;
  • Отметить своеобразие лирического героя;

-задание индивидуальное творческое:

Ответить на вопрос: «В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?»

 

Фронтальный опрос по теме прошлого урока.

- Ребята, вспомните, какие цели ставила перед собой литература военного времени? (прославление подвига советского воина, пропаганда освободительной войны)

 

Знакомятся с заданиями, осмысливают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

4.Процессуальный

 

Организация работы в парах. Составление ассоциативного ряда

- Война…Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

Вывешивается на доску эпиграф к уроку

 Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.

А. Твардовский, 1941 г.

- Отвечает ли эпиграф вашим представлениям о войне?

 

- Предоставляю слово теоретикам.

Организует прослушивание материала

 

 

Представляет обучающихся, организует прослушивание,

выступает в роли соратника обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Откроем 1 страницу. «Военные корреспонденты».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация работы с кластером.

- Внесите в кластер информацию

 

 

 

 

 

 

 

 

Представляет обучающихся, организует прослушивание

 

- Великая Отечественная война прошла через сердца солдат, которые после войны стали профессиональными поэтами. В те огненные годы героизм народных масс вдохновлял их на создание волнующих и точных по своей гражданской нацеленности стихотворений, а сами стихи, в свою очередь, поднимали людей на борьбу, давали силы в бою, вели к победе.

Страница 2. Поэты – фронтовики

 

Представляет обучающихся, организует прослушивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Наш народ во все времена жил с песней. Не зря одна из них гласит: «Нам песня строить и жить помогает». И годы войны не стали исключением. Тогда песни помогали выжить, победить. Сними отправлялись на фронт, они передавались в списках из рук в руки, переходили из уст в уста. Шла война, а страна сочиняла и пела новые песни. Они добавляли сил, вдохновляли на подвиги, вели к победе.

- Следующая страница фронтовой тетради-«Песни военных лет»

 

Представляет обучающихся, организует прослушивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Женщина на войне…

Выступление группы обучающихся, которые представляют «женскую поэзию» войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представляет обучающихся, организует прослушивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Одни, солдаты и офицеры переднего края, прошли сквозь горнило сражений и израненные, вынесли из-под огня “порохом пропахнувшие строки”. Другие не увидели утро победы, и последней строкой их судьбы стала скупая запись: “Пал смертью храбрых…” По данным энциклопедии “Великая Отечественная война” 471 писатель с войны не вернулся.

В стихах начинающих поэтов Михаила Кульчицкого, Павла Когана, Николая Майорова, Муссы Джалиля звучал мотив жертвенности.

- Слово обучающимся, которые представляют молодых поэтов, погибших на войне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует беседу

- Каковы особенности лирики военного времени?

  • многогранность и глубина лирики;
  • раскрытие сознания героя-освободителя, подвига труженика тыла;
  • музыкальность стиха соседствует с простотой изложения;
  • создается образ Родины как всей страны, так и образ малой родины (родного города, села)

Организует презентацию конспектов, подготовленных обучающимися

1. Поэты.

2.Характерные черты военной лирики

  • Оперативность
  • Эмоциональность
  • Доходчивость
  • Отражение патриотических чувств
  • Отражение личных переживаний

3.Основные темы военной лирики:

  • Родина,
  • война,
  • смерть и бессмертие,
  • ненависть к врагу,
  • боевое братство и товарищество,
  • любовь и верность,
  • мечта о победе,
  • судьба народа.

4.Лирический герой:

  • земной
  • близкий
  • переживания общенародного характера
  • терпит лишения и страдания
  • ненавидит врага
  • герой

 

Организует беседу по вопросам.

- Почему же прозвучавшие стихотворения и другие оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

-Кто главный герой поэзии, опаленной войной? --Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет?”

 

Организует работу над сочинением (фоном звучит мелодия военных песен).

- Напишите небольшое рассуждение на тему: “ В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?» (5-7 предложений)

 

Организует прослушивание

- Прошу огласить свои записи

 

Отвечают

Боль, страх, кровь, жертвы, победа, гордость

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают эпиграф, высказывают свое мнение

 

Выступление обучающегося, подготовившего опережающее задание.

 

В годы войны около трети всего Союза писателей ушло на фронт. А сколько тех, кто ни в каких писательских организациях не состоял и прямо из окопа пришёл в литературу?

Вот точно говорящие цифры: в годы военных испытаний 1215 писателей ушли воевать с врагом. Около 500 из них были награждены орденами и медалями. 18 стали Героями Советского Союза, 471 не вернулись с поля боя.

Раньше других в «солдатскую шинель оделись поэзия и песня. Именно поэзия давала силы перенести суровые испытания, укрепляла веру в победу.

 

Выступление обучающихся ,

«Военные корреспонденты».

Александр Трифонович Твардовский в 1941—1942 годах работал в в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия

Главная тема военных лет или главная её художественная идея состояла в утверждении и прославлении жизни. Самая великая и самая жестокая война в истории человечества велась “ради жизни на земле”, как сказал Александр Твардовский в поэтической эпопее “Василий Теркин. И не случайно слова Твардовского: “Война – жесточе нету слова…” сегодня звучат как девиз.

Константин (Кирилл) Михайлович Симоновизвестность как поэт и драматург приобрел еще до войны. 24 июня 1941 года был призван в армию и пошел на войну фронтовым корреспондентом. С 1941 по 1945 гг. – военный корреспондент газеты “Красная звезда”. Эти корреспонденции составили позже четыре книги.

Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт, от Чёрного до Баренцева моря.

В январе 1942 г. в газете “Правда” было опубликовано стихотворение “Жди меня»

- наиболее яркое стихотворение в творчестве К.Симонова .Это гимн любви, верности, такой настоящей любви ничего не страшно

Написанное во время войны стихотворение “Жди меня” стало широко известным, его переписывали, пели как песню, посылали в письмах своим любимым.

 

Чтение наизусть стихов А.Твардовского и К.Симонова

(по выбору обучающихся).

Все обучающиеся делают записи в кластер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление обучающихся

 

Евгений Винокуров.

После окончания 9-го класса в 1943 году был призван в армию. Окончил артиллерийское училище, в неполных 18 лет стал командиром взвода.

Семен Гудзенко

в 1941 г. добровольцем ушёл на фронт, в 1942 был тяжело ранен. После ранения был фронтовым корреспондентом. Первую книгу стихов выпустил в 1944 г.

Сергей Орлов

В начале войны вступил в истребительный батальон народного ополчения. Спустя два месяца его направили в Челябинское танковое училище. 17 февраля 1944 года командир взвода тяжёлых танков «КВ» 33-го гвардейского отдельного танкового полкаСергей Орлов едва не сгорел заживо в танке, следы от ожогов остались на его лице на всю жизнь.

 

Чтение наизусть стихов В.Винокурова,

С.Гудзенко,

С.Орлова

(по выбору обучающихся).

Все обучающиеся делают записи в кластер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление обучающихся, слушание аудиозаписей песен военных лет

 

Уже в первые часы войны В.Лебедев-Кумач (1898-1949 гг.) создал стихотворение «Священная война», положенное на музыку композитором А.Александровым. В песне отразился единый патриотический и героический порыв народа, ненависть к захватчикам. Под её торжественное звучание отправились на фронт бойцы с октябрьского парада на Красной Площади в 1941 году, шли на знаменитую битву под Москвой, действительно «на смертный бой».

 

Слушание песни «Священная война».

 

Совершенно неожиданно родилась у Суркова его самая знаменитая и всеми любимая песня «Землянка».Поэт писал жене письмо в стихах. Было это в ноябре 1941 года в землянке, в районе наблюдательного пункта Западного фронта. Слова стали известны его товарищам по перу и по боям. Когда в начале 1942 года в Москве проездом находился композитор Константин Листов, он написал на эти стихи мелодию. К Суркову его письмо вернулось уже песней, полюбившейся многим за светлую печаль, мотив надежды на скорейшее восстановление мира и воссоединение возлюбленных.

 

Слушание песни «В землянке».

 

Выступление обучающихся

 

Говорят, у войны «не женское лицо», но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами, лётчиками. Они были солдатами. Слово их тоже было оружием. Их стихи знали, ждали. На фронт идёт 17-летняя Юлия Друнина. В блокадном Ленинграде звучит голос Ольги Берггольц, А.Ахматовой.

 

Анна Ахматова.

8 марта 1942 г. в “Правде” было напечатано стихотворение Анны Ахматовой “Мужество”. Война застала Ахматову в Ленинграде. Вместе с соседями она рыла щели в Шереметьевском саду, дежурила у ворот Фонтанного дома, красила огнеупорной известью балки на чердаке дворца. В конце сентября 1941 по приказу Сталина Ахматова была эвакуирована за пределы блокадного кольца.

Ольга Бергггольц.

Ольга Фёдоровна Берггольц – «блокадная поэтесса», влюблённая в свой город, в свой народ, в свою страну. В блокаду поэтесса Ольга Бергггольц работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города .

Муж Ольги Берггольц , литературовед Н. Молчанов, умер от голода. Отец, Фёдор Берггольц, за отказ стать осведомителем в марте 1942 года был выслан из блокадного Ленинграда органами НКВД в Минусинск

По свидетельству сестры, Ольга Фёдоровна «умирала там, в Ленинграде, от дистрофии». Но именно в годы войны Берггольц создала свои лучшие произведения:

«Ленинградская поэму»,

поэму «Февральский дневник» и др. Голос О. Берггольц, который звучал в осаждённом городе, внушал веру в победу, рассказывал о стойкости и мужестве ленинградцев.

Почти умирая от голода в блокадном Ленинграде, поэтесса не сдавалась и писала лучшие свои стихи.

 

Юлия Друнина

Через всю войну прошла санитаркой поэтесса Юлия Друнина. 17-летней выпускницей одной из московских школ она, как и многие её сверстницы, в 1941 году добровольцем ушла на фронт бойцом санитарного взвода. Судьбу Юлии Друниной одновременно можно назвать и трагической и счастливой. До ранения в 1944 г. была батальонным санинструктором. Демобилизовалась сержантом медицинской службы.В её характере наиболее яркими чертами были решительность и твёрдость. Если уж она что решила, ничем её не собьёшь. Никакой силой. Наверное, это особенно проявилось, когда она добровольцем уходила на фронт.

 

Чтение наизусть стихов А.Ахматовой,

О. Бергггольц, Ю.Друниной

(по выбору обучающихся).

 

Все обучающиеся делают записи в свои тетради, составляют конспект

 

 

Выступление обучающихся

Михаил Кульчицкий учился в Литературном институте им. Горького . В 1941 г. Кульчицкий уходит в истребительный батальон. 19 января 1943 года командир миномётного взвода младший лейтенант Михаил Кульчицкий погиб в бою под селом Трембачёво Луганской области при наступлении от Сталинграда в район Харькова Юго-Западный фронт, 6 армия,

 

Под Новороссийском был убит поэт, лейтенант Павел Коган. Он поступил на курсы военных переводчиков, хотя по состоянию здоровья был снят с воинского учёта. Павел писал в 1942 году: «Только здесь, на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь – жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимается… Я верю в историю, верю в наши силы… Я знаю, что мы победим!»

Мусса Джалиль. Татарский поэт.. Будучи тяжело раненым, попал в плен. В концлагере вел активную подпольную работу. Был брошен фашистами в тюрьму Маобит и в 1944г. казнён. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Чтение наизусть стихов М.Кульчицкого,

Н.Майорова, Г.Суворова

(по выбору обучающихся).

Все обучающиеся делают записи в свои тетради, составляют конспект

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос, используя материал своих записей

 

 

 

 

 

 

Представляют конспекты,

защищают конспекты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свободный обмен мнениями,

первый вывод урока

 

 

 

 

 

 

 

Письменная работа, самостоятельно, индивидуально

 

 

 

Предъявляют свои работы

 

5.Рефлексивно-оценочный

 

- Какое впечатление произвел на вас сегодняшний урок?

- Достигли мы цели, поставленной в начале урока?

- Нужна ли поэзия на войне?

Вывод: Поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду.

- Хочется еще раз обратить ваше внимание, ребята, что для поэтов, о которых мы вели речь, война была их повседневной службой, их жизнью – такой же, как у миллионов других солдат и офицеров.

Война! Какого бы характера она ни было, это страшное зло. Принесла много страданий. А сколько кровь пролилось после нее на земле. Это и Афганистан, и Чечня. Это надо все пережить и не забыть.

Сергей Орлов высказал в одном из своих стихотворений мысль о том, что вся наша планета – как солдатский мавзолей. Все пережитое, выстраданное за годы войны переплавляется в монументальный образ памяти.

Тема Великой Отечественной войны остаётся одной из ведущих тем в литературе. Поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерёг от катастрофических ошибок в будущем.
 

- Оценки за работу на уроке (оценка за урок выставляется каждому обучающемуся, в зависимости от его вклада в урок).

 

 

 

 

Высказывают свои мысли

 

Устные ответы обучающихся на вопрос «Нужна ли поэзия на войне?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка. Оценка товарища.

 

 
  
 
  
 
  

Дополнительный материал:

Домашнее задание:* Выучить стихотворение о войне, сделать анализ выученного стихотворения.

Дополнительное творческое домашнее задание:

    

 

 

 

 

 


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.