Проверь подлинность!

Автор: Лаптенко Мария Александровна

Должность: учитель обществознания

Город/Населенный пункт: Ленинградская область, Тосненский р-н, гпт Ульяновка

Дата публикации: 19.09.2021


урок для 6 класса на тему "Семья"

Цели урока:

Обучающие:

- дать представление  о личной  и социальной ценности семьи, важности  законодательного регулирования семейных отношений;

- раскрыть  основное содержание понятий: «семья», «родители», «дети», «права», обязанности», «брак», «психологический климат», «родословная», «генеалогия»;

- познакомить учащихся с источником семейного права  - Семейным Кодексом Российской Федерации; с Конвенцией о правах ребенка;

- вскрыть специфику некоторых  правовых отношений: права детей, обязанности родителей.

Развивающие:

- развить творческие  способности учащихся в ходе выполнения познавательных заданий;

- развить познавательный интерес   к изучаемой  проблеме;

- развить способности к  сотрудничеству   и самооценке;

- развитие памяти, творческого мышления, внимания, наблюдательности.

Воспитательные:

-воспитание чувства уважительного отношения к семье;

- воспитание  чувства гордости за свою семью.

Основные понятия: семья, брак, права и обязанности родителей и детей, ответственность родителей за надлежащее воспитание  детей, психологический   климат, родословная, генеалогия.

Тип урока: урок изучения  нового материала.

После изучения  темы  учащиеся должны знать, что:

  1. семья веками почиталась как большая  ценность;
  2. в основе  семейных связей  лежит кровное родство;
  3. в семье осуществляется   передача  новым поколениям опыта, ценностей;
  4. источником стабильности и гуманности общества являются добрые семейные  традиции;
  5. психологический  климат   определяет самочувствие  человека в семье;
  6. родители   и дети ответственны друг с другом.

Учащиеся должны понимать, что такое:

  1. семья;
  2. брак;
  3. психологический климат;
  4. родословная;
  5. генеалогия;
  6. права  и обязанности родителей и детей;

Учащиеся должны уметь:

  1. доказывать роль семьи в жизни общества;
  2. зачем создаются семьи;
  3. составлять свою родословную.

Оборудование:

1. Компьютер с проектором,

2. Магнитофон,

3. Музыкальное  оформление ( Л.Долина  «Погода в доме», Джеймс Ласт «Одинокий пастух»)

4. Рабочий лист «Семья – ячейка общества»,

5. Лист самоконтроля,

6. Рабочий лист  с текстом документа (Конвенция о правах ребенка, извлечение ст. 6, 18, 19, 28, 29, 31)

7. Слайдовая   презентация

8.  Рефлексивный тест

Ход урока

  1. Оргмомент.

Добрый день, ребята! Я рада вас видеть, и хочу с вами работать! Меня зовут Ольга Владимировна Головлева.

  1. Эмоциональное  погружение.

Звучит песня  (Л Долиной «Погода в доме»)

Мы не зря начали наш урок с этой замечательной песне о доме, ведь дом для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. И если в доме, семье царят взаимопонимание, доверие, тепло и уют, то это – настоящее счастье.

  1. Сообщение темы урока и знакомство с классом

Тема нашего урока «Семья – ячейка общества». ( Слайд 1)

Говорят, что семья – первичная ячейка общества.

Но не совсем понятно, почему первичная?  Может быть потому, что она первая и самая  главная опора общества? А почему  «Ячейка»? Возможно  потому, что пчелиный улей тоже состоит из  маленьких ячеек, и пчелы носят туда свой мед?

В конце урока попробуйте самостоятельно  объяснить   значение семьи для общества.

(Слайд 2)

Сегодня на уроке мы познакомимся  с основными понятиями темы:  семья, брак, права и обязанности родителей и детей, ответственность родителей за надлежащее воспитание  детей, психологический   климат, родословная, генеалогия.

Поговорим  о взаимоотношениях,  возникающих в семье  между родителями и детьми.

Поработаем с основными источниками семейного права

Выполним познавательные задания.

А поможет нам в этом рабочий лист, который мы будем заполнять в течение урока.

- Ребята, а  какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «семья».

 - Как вы думаете,  что такое «семья»?  (Слайд 3)

Семья – социальная группа, основанная на родственных связях ( по браку, по крови.

Брак – это добровольный союз мужчины и женщины,  цель которого – создание семьи.  Бывают и другие   семьи, когда в семейный   коллектив   объединяются  родственники, например  одинокие сестры,  бабушка и внуки,  тети их племянники.  В жизни бывает и так, что по каким-то причинам в семье отсутствует  один из родителей. Такая семья называется    неполной.  Но это совсем не означает, что такая семья хуже поной. Члены  любой семьи связаны общим бытом, взаимной  помощью, заботой и ответственностью.

  1. Слово учителя.

И все прекрасно знают, что жить в семье   лучше, чем   без семьи. Однако,   жизнь в семье зависит  от того, каков   психологический      климат в семье.

Отношения в семье, от которых   зависит самочувствие   ее членов, называют  психологическим  климатом  семьи.

Сейчас семья переживает  трудные  времена.  Это связано с кризисом  в обществе? Такие  времена   наступали во многих странах.  Но они проходили, и жизнь налаживалась. Однако именно   в такие времена  разваливались многие семьи. Происходило это потому, что  климат семьи  резко ухудшался.

Вот несколько  причин  ухудшения  семейного климата из-за кризиса во всем обществе. (Слайд 4)

1) Отец  не получает достаточно денег,   но не хочет менять  свою работу.

Возможно, он любит свою профессию и ждет лучших времен. Возможно, просто не удается поменять  работу -  никакой другой работы в этой местности нет.  А его жена видит, что другие  семьи успели  приспособиться. Например, стали торговать. Она не выдерживает  и критикует способности мужа. И «любящие    детки» добавляют  свой голос: им ведь   надо  жить не хуже других» Какому  мужчине это понравиться!?  

Климат семьи резко ухудшается.

2) Кто-то из взрослых членов семьи не выдержал сложностей жизни и начал выпивать. (Слайд 5)

Он или она не пытается бороться,  не ищет выход для себя и своей семьи. Лучше всего забыться с собутыльниками. У таких людей нет воли они часто обманывают себя, думая,   что «все так и живут. Начинаются пьянки. А там, где алкоголь, там и семейные ссоры. Психологический климат в таких  семьях ужасен.

3) Кто-то из детей стал «отбиваться от рук» (Слайд 6)

 Это   и отвратительная  учеба.  Это уличные компании. Рано начали курить.     Первые пробы алкоголя. Кто-то начал  дышать всякой гадостью или даже пробовать наркотики. Я надеюсь, что среди вас нет таких! 

Вам необходимо  стремиться к нормальной жизни – учиться, получить профессию, развивать свои ум и характер.

Отношения в семье  зависят, прежде всего,  от самих членов семьи. Семья – это дом, построенный вместе, сообща.  Развод -  это беда. Чтобы этого не произошло, правилом должно  стать уважение, доверие, терпение. Разрушается семья -  слабеет  общество. В жизни каждой семьи бывают приятные минуты, улучшающие обстановку, а случаются конфликтные ситуации.(Слайд 7)

  1. Самостоятельная работа.

Задание. Заполнить таблицу. Распределить данные события по колонкам: 1)события, которые  делают семью счастливой;2) события,  которые делают семью несчастной. 

- эгоизм одного из супругов;

- семейный праздник;

-  неуважение к детям;

-  приятное известие;

-ссора;

- рождение ребенка;

- супружеская неверность;

- получение новой квартиры;

      - грубость  по отношению к родственникам;

      - пьянство;

      - забота  о детях;

      - увольнение с работы;

      - долгожданная покупка. Проверяем. Первый ряд называет …; второй ряд…

    6.  Работа в парах.  (Слайд 8)

Создать семью  нелегко, а сохранить ее  еще  труднее. Беды, радости бывают  в каждой семье,  но достаточно  разрешить   многие  конфликты, нам не всегда  удается, не достает  житейской мудрости! Именно   этому учат нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вместе вспомним.

Задание заключается в том, чтобы из набора слов, которые находятся у вас в рабочем листе, составить пословицу. Конечно, для этого  надо немного потрудиться, так как пословицы эти немного забыты.

Например. Из слов дети, наказывать, стыд, кнут получается  пословица:

Детей наказывай стыдом, а не кнутом. Работаем в паре.

-  Какие же пословицы у вас получились, внимание на  экран. (Слайд 9)

7.  Слово учителя.

Благополучие семьи  - основа   процветания  нашего государства. Поэтому государство оказывает помощь и закрепляет   гарантии  прав  в отношении семьи.  Государство охраняет и защищает семью с помощью закона.

- Как вы  думаете, какой это закон?

- Основным источником  семейного  права является Семейный Кодекс РФ (принят в 1995году) (Слайд 10)

В этом документе   записаны   ваши права. Вот некоторые  из них:

-право  ребенка  жить и воспитываться в семье;

- право ребенка   знать своих родителей, право на их  заботу о себе;

- право на совместное с ними проживание;

- право общаться с обоими родителями, другими родственниками;

- право на имущество.

 

 В 1989 году Россия признала   очень важный  документ – Конвенцию  о правах ребенка. Конвенция (Соглашение)  была принята не каким-то одним государством, а Организацией Объединенных Наций.  Это - всемирная международная  организация.  А Конвенция – международно-правовой документ. В 1979 г. Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка. Эта работа продолжалась 10 лет.

20.11.1989 г. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенция имеет 54 статьи

  8. А теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд с помощью Конвенции о правах ребенка. (Кроссворд и вопросы  у вас в рабочем листе) Я зачитываю вопрос, а вы находите ответ в рабочем листе с конвенцией.

9.  Слово учителя. 

Родители имеют права и обязаны воспитывать детей. Права родителей одновременно являются и их обязанностями.

Семейный  Кодекс  РФ конкретизирует права  и обязанности родителей.

(Слайд 11)

Права и обязанности родителей

 

Воспитывать детей,  заботиться об  их  здоровье, физическом,  психическом, духовном и нравственном

Обеспечить ребенку  возможность получить основное общее образование

Защищать права и интересы ребенка

Содержать  ребенка

 

К сожалению, некоторые родители  из-за  своего  аморального поведения   вредно  влияют  на своих детей.  Чтобы уберечь    здоровье и психику ребенка, создать ему хорошие условия жизни, родителей, которые не исполняют своих  обязанностей, могут лишить родительских прав.

Лишение  родительских  прав – это   принудительное прекращение  родительских прав по решению суда.

- Как вы думаете, в каких случаях родителей  лишают  родительских прав? (Слайд 12)

Лишение родительских прав

Уклонение  от выполнения  обязанностей

Отказ от ребенка

Злоупотребление  родительскими правами

Жестокое   обращение с детьми

Хроническое заболевание  алкоголизмом  или наркоманией

Совершение  умышленного преступления

 

Лишившись родительских прав, родители не освобождаются  от обязанностей по содержанию детей, они должны платить алименты. А что же дети?

Именно вы являетесь опорой для своих родителей.

- А что вам надо для этого делать?

- хорошо учиться;

- помогать по дому;

- помогать родителям заботиться о бабушках и дедушках;

- Стараться самому обслуживать себя (стирать,  убирать и мыть посуду, вытирать пыль, протирать пол);

- заботится о младших сестрах и братьях;

- помогать папе и маме жить дружно;

- не обсуждать с посторонними людьми поступки родителей.

10. Слово  Учителя. Ребята, а вы знаете, какой уклад был у семей в древние времена?

Ребята. Нет.

Учитель. Тогда слушайте.

Давным-давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. Были густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне, так тогда назывались наши предки. Какие, как вы думаете, это были народы?

Ученик. Русский и украинский.

Учитель. Правильно. А также белорусский народ. Теперь вы знаете, что эти народы одних корней.

Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках.

Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей.

Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в поле и огороде.

В семью можно включить много людей. Давайте вспомним о них.

Я называю начало каждой фразы, команды эту фразу должны закончить.

Отец мужа – свекор;        

Мать мужа – свекровь;

Муж дочери – зять;

Брат мужа – деверь;

Сестра мужа – золовка;

Муж золовки – зять;

Жена брата – невестка;

Родители мужа и жены – сват, сватья друг другу взаимно;

Отец жены – тесть;

Мать жены – теща;

Жена сына – сноха;

Брат  жены – шурин;

Сестра жены – свояченица;

Муж свояченицы – свояк;

Жена брата – невестка.

 

Учитель. Правильно. Если подумать, можно еще много вспомнить родственников. И ко всем нужно относиться с уважением. Ведь это ваши родные люди, ваша семья. (Слайд 13)

Сейчас  все больше и больше людей  интересуется  прошлым  собственной семьи. Ведь разумный человек хотя бы  раз в жизни задумывается над тем, откуда  он вышел, каковы его корни.

Изучить свою семью,  родственные связи поможет генеалогия. Генеалогия в переводе на русский язык означает родословие.

 

11. Тренинг «Моя родословная» Скажите кто у вас самый смелый?

Вспомните,   пожалуйста,  как зовут ваших родителей, только полностью: фамилия, имя, отечество.

Когда они  родились? Назовите точно год, месяц и день рождения мамы и папы.

А место их рождения?  Где они родились?  Назовите,   город или село, область.

Если вы это смогли вспомнить, хорошо!

Если не смогли, не расстраивайтесь. Узнайте у своих родителей. Но этого мало. Ведь у вас есть родословная. У ваших родителей тоже есть родители, и у родителей тоже были родители.

Аристократы хранили в памяти, записывали и передавали своим детям имена и фамилии, точные даты и места  рождения, особые биографии всех своих предков  до 15-20-го колена (поколения). Сегодня нам, конечно, очень трудно воспроизвести свою родословную до 20-го колена, но попробуйте с помощью родителей вспомнить хотя бы  три поколения ваших предков.

Для этого нужно заполнить примерно следующую  схему – «родословное дерево», написав имя, отечество, фамилию, дату и место рождения всех указанных в ней родственников.

- Ребята, а ваш класс можно назвать семьей?

В какой – то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.

Я надеюсь, что ваш класс будет дружной семьей. В нем будут царить и взаимопонимание.

12. Давайте подведем итоги. Что же такое здоровая семья? Это небосвод, на котором всегда светит солнце. Лучи солнца – взаимопонимание, уважение, любовь, дружба, совместные дела. И главное – никогда не ссориться.

(Слайд 14)

13. Закрепление. Выполнение  заданий    на листе самоконтроля. Учащиеся оценивают свои ответы   сами.

14. Рефлексия. ( Размышление о своем внутреннем состоянии)

Закройте на минуту глаза, расслабьтесь, сядьте поудобнее и обдумайте то, что вы делали на уроке.

В это  время  звучит музыка Джеймса Ласта «Одинокий пастух».

Затем школьники  выполняют рефлексивный тест.

Листочки подписывать не надо. В случае согласия с утверждением поставьте около него знак «+».

  1. Я узнал (а)  много  нового
  1. Мне это пригодится  в  жизни
  1. На уроке было над чем подумать
  1. На все  возникшие у меня  в ходе урока вопросы, я получил (а) ответы
  1. На уроке я поработал (а)  добросовестно и цели  урока достиг (ла)

 


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.