Проверь подлинность!

Автор: Анна Николаевна Краюхина

Должность: Учитель начальных классов

Город/Населенный пункт: Свердловская область, г. Екатеринбург

Дата публикации: 12.04.2021


4 класс, урок "Нахождение доли от величины и величины по ее доле" (ПНШ)

Тип урока: открытие нового знания.

Перспективная цель: формировать способность у учащихся к использованию понятий «доля от величины» и «величина по ее доле» в процессе выполнения заданий.

Актуальная цель: сформировать представление у учащихся о понятиях «доля от величины» и «величина по ее доле» в процессе решения задач.

Задачи урока:

Образовательная: моделировать ситуации, иллюстрирующие представление о доли от ее величины, величине по ее доле; научиться находить доли от величины и величину по ее доле в процессе решения задач.

Развивающая: развивать математическую речь, логическое мышление и восприятие в процессе решения задач.

Воспитательная: воспитывать интерес к математике в процессе беседы.

Планируемые результаты:

Личностные: будут проявлять интерес к математике.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь ставить цель на уроке, самопроверка готовности к уроку, оценивать результаты работы.

Познавательные: развивать восприятия и логического мышления.

Коммуникативные: развивать математическую речь, вступать в обсуждение с учителем.

Предметные: будут знать о доли от ее величины и величине по ее доле; будут уметь находить долю от величины и величину по ее доле; будут применять в решении задач.

Методы и приемы: словесный (беседа), наглядный (показ учителем), практический (решение задач).

Принципы: наглядности, доступности.

Вид: проблемно-диалогический.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Литература: Чекин А. Л, математика 4 класса, 2 часть.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята, меня зовут, Анна Николаевна, сегодня я проведу урок математики.

-Проверьте свое рабочее место, у вас должны быть: учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал.

-Какие величины вы знаете?

-Какие арифметические действия вы знаете?

 

-Какие компоненты умножения вы знаете?

 

-Какие компоненты деления вы знаете?

-Молодцы.

-Знания полученные на прошлых уроках, помогут нам.

-Здравствуйте.

 

 

-Проверяют свое рабочее место.

 

 

-Масса, длина, площади и т.д.

-Сложение, вычитание, умножение и деление.

-1 множитель, 2 множитель, произведение.

-Делимое, делитель, частное.

Регулятивные: самопроверка готовности к уроку.

Коммуникативные: вступать в обсуждение с учителем.

 

2.Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

-Откройте свои тетради, запишите число и «Классная работа».

-Один ученик выходит к доске. Я буду вам читать задание, а вы должны будете записывать в строчку только ответы.

умма двух чисел равна 570. Одно из слагаемых – 180. Найдите второе

слагаемое. (390)

•  Первое слагаемое – 345, второе – 103. Чему равно значение суммы?

(448)

•  Какое число на 8 больше, чем 96? (104)

•  Найдите значение разности чисел 810 и 490. (320)

•  Уменьшаемое – 52, значение разности – 17. Чему равно вычитаемое?

(35)

•  На сколько сумма чисел 500 и 400 больше разности тех же чисел? (на

800)

•  Найдите сумму чисел 140 и 250. (390)

•  На сколько 400 больше 120? (На 280)

•  На сколько 900 г меньше 1 кг 200 г? (На 300 г)

•  На участке леса росло 1908 берез, что на 300 больше, чем дубов.

Сколько дубов росло на участке? (1608

умма двух чисел равна 570. Одно из слагаемых – 180. Найдите второе

слагаемое. (390)

•  Первое слагаемое – 345, второе – 103. Чему равно значение суммы?

(448)

•  Какое число на 8 больше, чем 96? (104)

•  Найдите значение разности чисел 810 и 490. (320)

•  Уменьшаемое – 52, значение разности – 17. Чему равно вычитаемое?

(35)

•  На сколько сумма чисел 500 и 400 больше разности тех же чисел? (на

800)

•  Найдите сумму чисел 140 и 250. (390)

•  На сколько 400 больше 120? (На 280)

•  На сколько 900 г меньше 1 кг 200 г? (На 300 г)

•  На участке леса росло 1908 берез, что на 300 больше, чем дубов.

Сколько дубов росло на участке? (1608

Сумма двух чисел равна 570. Одно из слагаемых – 180. Найдите второе

слагаемое. (390)

•  Первое слагаемое – 345, второе – 103. Чему равно значение суммы?

(448)

•  Какое число на 8 больше, чем 96? (104)

•  Найдите значение разности чисел 810 и 490. (320)

•  Уменьшаемое – 52, значение разности – 17. Чему равно вычитаемое?

(35)

•  На сколько сумма чисел 500 и 400 больше разности тех же чисел? (на

800)

•  Найдите сумму чисел 140 и 250. (390)

•  На сколько 400 больше 120? (На 280)

•  На сколько 900 г меньше 1 кг 200 г? (На 300 г)

•  На участке леса росло 1908 берез, что на 300 больше, чем дубов.

Сколько дубов росло на участке? (1608)

Сумма двух чисел равна 570. Одно из слагаемых – 180. Найдите второе

слагаемое. (390)

•  Первое слагаемое – 345, второе – 103. Чему равно значение суммы?

(448)

•  Какое число на 8 больше, чем 96? (104)

•  Найдите значение разности чисел 810 и 490. (320)

•  Уменьшаемое – 52, значение разности – 17. Чему равно вычитаемое?

(35)

•  На сколько сумма чисел 500 и 400 больше разности тех же чисел? (на

800)

•  Найдите сумму чисел 140 и 250. (390)

•  На сколько 400 больше 120? (На 280)

•  На сколько 900 г меньше 1 кг 200 г? (На 300 г)

•  На участке леса росло 1908 берез, что на 300 больше, чем дубов.

Сколько дубов росло на участке? (1608)

Сумма двух чисел равна 570. Одно из слагаемых – 180. Найдите второе

слагаемое. (390)

•  Первое слагаемое – 345, второе – 103. Чему равно значение суммы?

(448)

•  Какое число на 8 больше, чем 96? (104)

•  Найдите значение разности чисел 810 и 490. (320)

•  Уменьшаемое – 52, значение разности – 17. Чему равно вычитаемое?

(35)

•  На сколько сумма чисел 500 и 400 больше разности тех же чисел? (на

800)

•  Найдите сумму чисел 140 и 250. (390)

•  На сколько 400 больше 120? (На 280)

•  На сколько 900 г меньше 1 кг 200 г? (На 300 г)

•  На участке леса росло 1908 берез, что на 300 больше, чем дубов.

Сколько дубов росло на участке? (1608)

Сумма двух чисел равна 570. Одно из слагаемых – 180. Найдите второе

слагаемое. (390)

•  Первое слагаемое – 345, второе – 103. Чему равно значение суммы?

(448)

•  Какое число на 8 больше, чем 96? (104)

•  Найдите значение разности чисел 810 и 490. (320)

•  Уменьшаемое – 52, значение разности – 17. Чему равно вычитаемое?

(35)

•  На сколько сумма чисел 500 и 400 больше разности тех же чисел? (на

800)

•  Найдите сумму чисел 140 и 250. (390)

•  На сколько 400 больше 120? (На 280)

•  На сколько 900 г меньше 1 кг 200 г? (На 300 г)

•  На участке леса росло 1908 берез, что на 300 больше, чем дубов.

Сколько дубов росло на участке? (1608)

Сумма двух чисел равна 570. Одно из слагаемых – 180. Найдите второе

слагаемое. (390)

•  Первое слагаемое – 345, второе – 103. Чему равно значение суммы?

(448)

•  Какое число на 8 больше, чем 96? (104)

•  Найдите значение разности чисел 810 и 490. (320)

•  Уменьшаемое – 52, значение разности – 17. Чему равно вычитаемое?

(35)

•  На сколько сумма чисел 500 и 400 больше разности тех же чисел? (на

800)

•  Найдите сумму чисел 140 и 250. (390)

•  На сколько 400 больше 120? (На 280)

•  На сколько 900 г меньше 1 кг 200 г? (На 300 г)

•  На участке леса росло 1908 берез, что на 300 больше, чем дубов.

Сколько дубов росло на участке? (1608)

Сумма двух чисел равна 570. Одно из слагаемых – 180. Найдите второе

слагаемое. (390)

•  Первое слагаемое – 345, второе – 103. Чему равно значение суммы?

(448)

•  Какое число на 8 больше, чем 96? (104)

•  Найдите значение разности чисел 810 и 490. (320)

•  Уменьшаемое – 52, значение разности – 17. Чему равно вычитаемое?

(35)

•  На сколько сумма чисел 500 и 400 больше разности тех же чисел? (на

800)

•  Найдите сумму чисел 140 и 250. (390)

•  На сколько 400 больше 120? (На 280)

•  На сколько 900 г меньше 1 кг 200 г? (На 300 г)

•  На участке леса росло 1908 берез, что на 300 больше, чем дубов.

Сколько дубов росло на участке? (1608)

Сумма двух чисел равна 570. Одно из слагаемых – 180. Найдите второе

слагаемое. (390)

Сумма двух чисел равна 570. Одно из слагаемых – 180. Найдите второе

слагаемое. (390)

Сумма двух чисел равна 570. Одно из слагаемых – 180. Найдите второе

слагаемое. (390)

Сумма двух чисел равна 570. Одно из слагаемых – 180. Найдите второе

слагаемое. (390)

Сумма двух чисел равна 570. Одно из слагаемых – 180. Найдите второе

слагаемое. (390)

Сумма двух чисел равна 570. Одно из слагаемых – 180. Найдите второе

слагаемое. (390)

-Найдите скорость велосипедиста, если он проехал 36 км за 2 часа.

-Первый множитель 25, второй множитель 5. Найдите произведение.

-Слон двигался со скоростью 5 м/мин. Какое расстояние он прошёл за 10 мин?

- Лыжник шёл 2 часа со скоростью 9 км/ч. Какое расстояние он прошёл?

-Обменяйтесь тетрадями с соседом, возьмите в руки простой карандаш. Ученик, который решал у доски, открывает свою половинку доски с решением. Если задание решено верно, то вы ставите карандашом «+», если не верно, ставите «-».

-Какой получился ответ в первом?

-Совершенно верно, у кого также ставит плюсик, у кого нет, то минус.

-Какой следующий ответ получился?

- У кого также ставит плюсик, у кого нет, то минус.

-Какой 3 ответ получился?

- У кого также ставит плюсик, у кого нет, то минус.

-Какой 4 ответ получился?

- У кого также ставит плюсик, у кого нет, то минус.

-Сосчитайте плюсы и поставьте оценку. Если 4 плюса, то оценка «5», если 3 плюса, то оценка «4», если плюсов 2, то оценка «3».

-Чему равняется 1 час?

-Чему равна неделя?

-А чему равен одни сутки?

 

-Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите?

60 мин :2=

60 мин :3=

60 мин :4=

-Какие величины вы видите?

-На что делят?

-Что они получат при делении?

-На сколько частей поделили?

-Как вы думаете, как называется, если мы разделили на 2 части?

-Если на три?

-Если на 4 части?

-Что получится у нас?

-Откройте учебник на странице 28, прочитайте тему урока про себя.

-Вам все слова знакомы?

-А какие вам слова не знакомы?

-Кто может сказать, что такое доля?

-Открывают тетради, записывают число и «Классная работа».

-Слушают учителя и записывают ответы в строчку в своих тетрадях.

 

-18 км/ч.

 

-125

 

-50м

 

-18км.

 

 

 

 

 

 

 

-18.

 

 

-125

 

 

-50.

 

 

-18.

 

 

-Считают плюсы и ставят оценку.

 

 

-1 час равен 60 мин.

-Неделя равна 7 суткам.

-Одни сутки равны одной седьмой части недели.

-Выражения.

 

 

 

-Минуты.

-На число.

-Величину

-На 2, 3, 4.

-Половина.

 

-Треть.

-Четверть.

-30 мин, 20 мин, 15 мин.

-Открывают учебник на странице 28 и читают тему урока про себя.

-Нет.

- Доля.

-Не знаем.

Познавательные: развивать восприятие.

Коммуникативные: развивать математическую речь, вступать в обсуждение с учителем.

 

3.Целеполагание

-Какая цель урока?

 

-Какая моя цель, как учителя?

-Правильно.

-Узнать что такое доля и научиться находить ее.

-Научить нас этому.

Регулятивные: уметь ставить цель на уроке.

4.Построение и реализация проекта выхода из затруднения

Задача: решение проблемы

-Откройте свои учебники на странице 28 задание №88. Прочитайте первую часть задачи про себя.

 

-Про что говорится в задаче?

-Какое требование к задаче?

 

 

-Треть полоски-  это какая доля?

-Половина полоски?

-Четверть полоски?

-На какое число нужно разделить величину, чтобы найти ее половину?

 

 

-На какое число нужно разделить величину, чтобы найти ее треть?

 

-На какое число нужно разделить, чтобы найти ее четверть?

 

-На какое число нужно разделить, чтобы найти ее десятую долю?

 

-На какое число нужно разделить, чтобы найти ее сотую долю?

 

-Молодцы.

-Ребята, найдите задание №89. Прочитайте первую часть задания про себя. (Один ученик выходит к доске.)

 

-Про что говорится в задаче?

-Что нам известно?

 

-Какое требование к задаче?

-Но для того, чтобы вычислить площадь квадрата, что нужно сделать?

-Какая площадь у вас получилась?

-Теперь прочитайте вторую часть. Что нам нужно сделать?

 

-Разделите квадрат на 4 части.

-У кого какие варианты получились?

 

 

 

 

 

 

-Ребята, вы выполнили все правильно, можно разделить по средней линии квадрата и по диагонали(показываю).

-Как найти площадь?

 

-А сейчас я предлагаю вам разделить квадрат на 8 частей.

-Какие варианты у вас получились?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-В данном случае вы снова все выполнили верно. Как найти площадь?

 

-Молодцы.

-Найдите задачу № 90 на странице 28. Прочитайте задачу про себя

 -Про кого говорится в задаче?

-Что нам известно?

 

-Какое требование к задаче?

 

-Какие слова-помощники нам помогут в решении задачи?

 

-Какое решение у нас получится?

-Какой ответ?

 

 

-Молодцы.

-Давайте сделаем вывод: как найти долю от величины?

-Прочитайте задачу № 91 про себя.

 

-Про что говорится в задаче?

-Что известно в задаче?

 

-Какое требование в задаче?

 

 

 

-Что значит треть данной величины?

-Во сколько раз нужно увеличить треть данной величины, чтобы получить всю величину?

-Как нам вычислить длину отрезка?

 

 

-Запишите решение.

-Запишите ответ.

- Давайте сделаем вывод: как найти величину по ее доле?

 

-Молодцы.

-Открывают учебник на странице 28 задание №88. Читают первую часть про себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Про полоски.

-Надо написать какую долю составляет закрашенная часть полоски от всей полоски.

-Одна третья доля полоски.

-Одна вторая доля полоски.

-Одна четвертая доля полоски.

-Для того, чтобы найти половину величины, надо разделить величину на 2.

- Для того, чтобы найти половину величины, надо разделить величину на 3.

-Для того, чтобы найти половину величины, надо разделить величину на 4.

- Для того, чтобы найти половину величины, надо разделить величину на 10.

- Для того, чтобы найти половину величины, надо разделить величину на 100.

 

-Находят задание №89 и читают первую часть про себя.

 

 

 

 

 

 

-Про квадрат.

-Нам известно то, что длина стороны равна 4 см.

-Вычислить площадь квадрата.

-Начертить квадрат в тетради.

 

-S=4 см*4 см= 16 кв.см

-Разделить квадрат на 4 части и вычислить площадь одной четвертой части этого квадрата.

-Делят квадрат на 4 части.

 

 

-Чтобы найти площадь, надо 16кв.см разделить на 4, получится 4 кв. см

-Делят квадрат на 8 частей.

 

 

-Для того, чтобы найти площадь, надо 16 кв. см разделить на 8, получится 2 кв.см

 

-Находят задачу №90 на странице 28 и читают про себя.

 

 

 

 

 

-В задаче говорится про туристов.

-Нам известно расстояние пути -75км, преодолели треть намеченного пути.

-Какое расстояние туристы преодолели в первый день?

-В решении задачи на помогут: расстояние 75 км и преодолели треть пути.

- 75: 3= 25 (км)

-В первый день туристы прошли 25 км.

 

-Чтобы найти долю от величины, надо величину разделить на долю.

 

-Читают задачу №91 про себя.

 

 

 

-Про величину.

-Треть данной величины и треть этого отрезка имеет длину 5 см.

-Во сколько раз нужно увеличить треть данной величины, чтобы получить всю величину? Вычислить длину отрезка.

-Это значит одна третья часть величины.

- Для того, чтобы получить всю величину, надо треть величины увеличить в3 раза.

- Нам нужно длину величины умножить на число частей этой величины.

-5*3=15 (см)

-Длина отрезка равна 15 см.

-Для того, чтобы найти длину по известной доле, надо долю увеличить в 3 раза.

Предметные: будут знать о доли от ее величины и величине по ее доле; будут уметь находить долю от величины и величину по ее доле; будут применять в решении задач.

Личностные: будут проявлять интерес к математике.

Познавательные: развивать восприятия и логического мышления.

Коммуникативные: развивать математическую речь, вступать в обсуждение с учителем.

 

 

5. Физкультминутка

-Учитель показывает движения либо включает мультимидийную разминку.

-Учащиеся повторяют движения.

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Задача: тренировать способность учащихся к проговариванию изученного содержания во внешней речи.

-Прочитайте задание №92 про себя

 

-Про что говорится в задаче?

-Что известно в задаче?

 

-Какое требование в задаче?

-Каким действием мы будем решать?

-Запишите решение на доске.

-Запишите ответ на доске.

-Молодцы.

-Прочитайте задачу №93 про себя

 

- Про что говорится в задаче?

-Что известно в задаче?

 

 

 

 

-Какое требование в задаче?

 

-Что такое четверть?

 

-Что такое треть?

-Как нам узнать сколько тонн привезли в первое хранилище?

-Запишите решение.

-Как мы найдем сколько тонн привезли во второе хранилище?

 

-Запишите решение.

-Запишите ответ.

 

-Молодцы.

-Читают задание №92 про себя.

 

 

 

-Про праздничный торт.

-Торт разделили на 8 равных частей и каждая часть имеет массу 125 г.

-Какую массу имеет весь торт?

-Умножением.

-8* 125= 1000 (г)= 1 (кг)

-Торт имеет массу 1 кг.

 

-Читают задачу №93 про себя.

 

 

 

 

-Про хранилище с картофелем.

-В первое хранилище привезли 300т картофеля, что составило четверть всего собранного, а во второе хранилище привезли треть всего собранного картофеля.

-Сколько тонн картофеля привезли во второе хранилище.

 -Четверть-это значит одна четвертая часть.

-Треть-это одна третья часть.

-Нам нужно количество тонн в первом хранилище умножить на четверть.

-300*4=1200 (т)

-Массу картофеля в первом хранилище нужно разделить на треть всего собранного картофеля.

-1200: 3=400 (т).

-Во второе хранилище привезли 400 тонн картофеля.

Познавательные: развивать логическое мышление.

Коммуникативные: развивать математическую речь, вступать в обсуждение с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Задача: закрепление новых знаний и умений.

-Ребята, сейчас я предлагаю вам самостоятельно поработать с задачей и решить ее.

 

-Про что говорится в задаче?

-Что известно в задаче?

-Какое требование к задаче?

-Проверьте свое решение задачи с эталоном на доске.

-Все справились с задачей?

-Молодцы.

-Самостоятельно читают задачу, разбирают и решают ее.

 

 

 

-Про батон колбасы.

-Пятая часть стоит 32 рубля.

-Сколько стоит батон колбасы?

-Проверяют свое решение с эталоном на доске.

-Да.

Коммуникативные: развивать математическую речь, вступать в обсуждение с учителем.

Регулятивные: уметь ставить цель на уроке, самопроверка готовности к уроку, оценивать результаты работы.

 

8. Рефлексивно оценочные действия

Задача: обобщение и выводы по учебной проблеме.

-Давайте вспомним, что проходили на уроке?

 

 

-Как найти долю от величины?

 

-Как найти величину по ее доле?

 

 

-Все ли вам было понятно?

-Мы узнали, что такое доля, решали задачи.

- Чтобы найти долю от величины, надо величину разделить на долю.

-Для того, чтобы найти величину по известной доле, надо долю увеличить в несколько раз.

-Да.

Регулятивные: уметь ставить цель на уроке, самопроверка готовности к уроку, оценивать результаты работы.

 

9. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения.

-Откройте дневники, запишите домашнее задание: задачи № 94 и 96.

 

 

 

-Спасибо за урок.

-Открывают дневники и записывают домашнее задание: задачи №94 и №96.

 


Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.