Проверь подлинность!

Автор: Шишкин Павел Сергеевич

Должность: преподаватель

Город/Населенный пункт: г. Черемхово, Иркутская область

Дата публикации: 17.03.2021


Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе

  1. . Цель урока:

Познакомить учащихся с перспективными направлениями и основными проблемами развития РФ на современном этапе

Введение

Произошедшие после распада СССР перемены в мире существенно отразились на внутреннем положении России. В условиях новой геополитической ситуации перед Россией возникли новые проблемы, связанные с необходимостью решить множество актуальных и неотложных задач, имеющих геополитический, геостратегический и геоэкономический характер.

  1. Ребята напишите,  какие, по вашему мнению, новые проблемы возникли  у России? (5 минут).

На современную внешнеполитическую ситуацию оказывают сильное влияние не только «достижения» дипломатов и политиков на ниве международных отношений, но внутриполитическая и экономическая обстановка в нашей стране. В первую очередь, ослабление национальной безопасности и международных связей делает Россию весьма уязвимой для самых разнообразных угроз как внешнего, так и внутреннего характера. Среди наиболее серьезных угроз национальной безопасности, отмечаются как внешние (международный терроризм, экспансия исламского фундаментализма, попытка диктата со стороны США), так и внутренние (научно-техническое и экономическое отставание, угроза распада России). Угрозы национальной безопасности России, в %:

- 61,0% – Международный терроризм, экспансия исламского фундаментализма и его распространение на территорию России,

- 58,6% – Низкая конкурентоспособность России в экономической сфере,

- 54,8% – Растущее отставание России по уровню научно-технического потенциала от США и других стран Запада,

- 52,9% – Дальнейшее расширение НАТО на Восток и включение в этот блок бывших республик СССР (страны Балтии, Украина, Грузия и т. п.),

- 51,4% – Установление мирового господства США и их ближайших союзников,

- 51,0% – Давление на Россию со стороны международных экономических и финансовых институтов с целью устранения России как экономического конкурента,

- 26,2% – Угроза Распада России,

- 18,6% – Информационные войны, информационно-психологическое воздействие на Россию,

- 16,7% – Ослабление позиций ООН и разрушение мировой системы коллективной безопасности,

- 15,7% – Крупномасштабные техногенные катастрофы,

- 11,9% – Несанкционированное распространение ядерного оружия,

- 10,0% – Глобальные угрозы (потепление климата, разрушение озонового слоя, СПИД, истощение природных ресурсов и т. п.),

- 7,1% – Территориальные претензии к России со стороны сопредельных государств,

- 3,3% – Никакой реальной существенной угрозы национальной безопасности России не существует.

Представляется, что это во многом связано с тем, что Россия в целом, и эксперты в данном случае не являются исключением, уже давно живет, что называется «сегодняшним днем». Несмотря на то, что среди угроз национальной безопасности в первую очередь выделяется возрастание напряженности в отношениях с США и западным сообществом, тем не менее возможность возвращения к состоянию холодной войны в основном представляется не слишком вероятной. Дело в том, что при всех сложностях взаимных отношений между Россией и Западом, особенно с США, уже пройден большой путь не только политического, но и культурного взаимодействия: западная массовая культура стала обыденной в России, многократно возросли образовательные, туристические контакты и т.д. В настоящее время большинство россиян, не верят в вероятность жесткого противостояния России и США.

Но все же главными угрозами не только основам национальной безопасности страны, но и ее авторитету на международной арене, продолжают оставаться такие внутренние проблемы страны, как ее экономическая слабость, коррупция и преступность.

Проблемы РФ на современном этапе:

  1. Геополитические проблемы.
  2. Проблемы экономики.
  3. Проблема молодёжи.
  4. Проблема образования.
  5. Проблема медицины

.

А теперь о каждой подробнее

  1. Геополитические проблемы.

Соединенные Штаты занимают доминирующие позиции в ключевых международных финансовых и экономических организациях - "Большой восьмерке", Организации экономического сотрудничества и развития, Международном валютном фонде, Всемирном банке, Всемирной торговой организации.

У Америки больше нет равного по силе геополитического соперника. И всё же Россия остаётся единственной страной, без согласия которой США не могут бесконтрольно диктовать свою волю всему миру.

В результате, постоянно сохраняется угроза возникновения кризиса в российско-американских отношениях. Роль единственной сверхдержавы требует такой концентрации ресурсов и политической воли, которой Соединенные Штаты не обладают. Сейчас многое зависит от реалистичности политики США. Если США изберут курс на приспособление к реалиям многополярного мира, то в этой системе международных отношений Россия - важный партнер Соединенных Штатов. Это позволяет надеяться, что удастся не допустить разрастания расхождений и возврата к конфронтации, а, в конечном счете, обеспечить позитивное взаимодействие на основе национальных интересов обеих держав.

Однако Россия не должна строить иллюзий относительно действительных намерений США. Актуальнейшей задачей отечественной науки и практики является разработка концепции военной политики и стратегии Российской Федерации, соответствующих вызовам ХХI века.

Военная политика обычно определяется как деятельность специальных общественных институтов в направлении достижения основополагающих государственных интересов. В содержательном плане эта политика представляет единство двух сторон — внутренней и внешней. Внутренняя сторона военной политики включает круг проблем, относящихся к подготовки средств для ведения вооруженной борьбы в интересах разрешения межклассовых, межнациональных и других противоречий внутри страны.

Внешняя политика охватывает круг проблем, связанных с использованием военной силы в политических целях во взаимоотношениях с другими государствами, а также для содействия или противодействия некоторым социальным силам внутри других государств.

К внешним задачам военной политики РФ можно отнести:

  • органическое включение России в Евразийское экономическое пространство: на Востоке - расширение сотрудничества и интеграции в рамках ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) и ОДКБ (Организация Договора Коллективной Безопасности); на Западе – всестороннее развитие внешнеэкономических связей с Европейским Союзом и более активное включение в общеевропейское международное разделение труда с обязательным преодолением «синдрома сырьевого придатка» и ориентация на экспорт высококачественной отечественной продукции и высоких технологий;
  • укрепление геоэкономический позиций России по всей пограничной дуге нестабильности;
  • реализация функций форпоста, противостоящего внешним угрозам (терроризму и шовинистическому национализму);
  • отстаивание государственных интересов России в сопредельных с Кавказом регионах мира: Закавказье, Среднем и Ближнем Востоке;
  • урегулирование режима пользования рыбными запасами Каспийского моря странами Прикаспия, а также политико-правовое разрешение приграничных противоречий между странами Дальневосточного региона и преодоление широкомасштабного браконьерства, наносящего серьезный ущерб экономике России и порождающего угрозу безопасности в акватории Российских территориальных вод морей Тихоокеанского бассейна;
  • укрепление сотрудничества стран Черноморского бассейна;
  • разработка серьезных мер по регулированию неконтролируемых в настоящее время миграционных потоков, обеспечивающих демографическую экспансию стран – соседей в Россию;
  • оптимизация схем прокладки транзитно-магистральных межнациональных трубопроводов и транспортных коридоров;
  • нейтрализация религиозно-экстремистского вектора усиливающегося влияния исламского фактора на всей территории России.

Среди внутренних задач военной политики РФ выделяются:

  • геоэкономическая стабилизация всех регионов России и обеспечение условий их бездотационного социально-экономического роста;
  • преодоление конфликтных ситуаций, возникающих на почве межнациональных, конфессиональных, межэтнических разногласий на территории РФ;
  • урегулирование проблем беженцев из зон конфликтов и обустройство их в местах поселения;
  • предотвращение техногенно-природных катастроф;
  • обеспечение защиты населения России (особенно конфликтогенных регионов) от угрозы террористических актов;

На данный момент нельзя судить о России, как о стране, обреченной на поражение или полный успех в геополитическом плане. В настоящее время Россия демонстрирует отрицательную геополитическую динамику. Однако, при условии разработки грамотной концепции геополитической безопасности Российского государства и проведении рациональной и последовательной политики государственной власти в этой сфере для России вполне реальна позитивная геополитическая динамика.

  1. Проблема экономики

Основные проблемы современной экономики России:

1)Сильная зависимость от сырьевого экспорта

2)Малая доля обрабатывающих отраслей

3)Научно-техническое отставание

4)Низкий уровень внутренних и внешних инвестиций

5)Административные сложности ведения бизнеса

6)Низкий уровень жизни населения

Основные позитивные сдвиги российской экономики с 2000г:

1)Финансовая стабилизация

2)Увеличение золотовалютных резервов

3)Уменьшение внешнего долга

По конкурентоспособности экономики Россия занимает 50 место.

По уровню жизни – 71 место.

Российская теневая экономика с каждым годом набирает все большие обороты. Теневой экономикой считается такой вид экономики, которая позволяет существовать и функционировать организациям, деятельность которых противозаконна. Проблемы работы таких организаций и есть основные проблемы экономики России.  Специалисты, которые занимаются исследованием экономики страны, заявляют, что российская теневая экономика имеет аспекты, в которые входят криминальная, фиктивная, а также неформальная экономика.

Фиктивная экономика входит в проблемы экономики России, так как она создает все свои связи с помощью коррупционных отношений. Примером фиктивной экономики можно считать получение льгот после предварительных выплат взяток. Неформальной экономикой называется серый рынок. Серый рынок подразумевает то, что в этом секторе проводятся мелкие операции, которые хоть и считаются незначительными, но, тем не менее, способны негативно отразиться на общей экономике страны.

Проблемы теневого рынка

Примером неформальной экономики можно называть репетиторство, неофициальную аренду помещений, оказание любого типа услуг за которые деньги передаются непосредственно наличным. Таким образом, происходит отклонение от уплаты налогов. Именно неформальная экономика большей частью представляет теневую экономику России.

Не все граждане страны должным образом и с уважением относятся к законодательным актам, а ведь от этого напрямую зависит положение России в мире. К тому же это способно повлиять на благосостояние других слоев населения, которые не занимаются своим делом.

Люди, которые укрываются от уплаты налогов входят в основные проблемы экономики России. Криминальная экономика – это черный рынок, который на сегодняшний день считается самым опасным видом деятельности для социума. Этот вид деятельности официально запрещен российским законодательством, а значит, деятельность будет караться. Хорошим примером криминальной экономики является распространение наркотиков, проституция и даже контрабанда.

Причины развития теневой экономики в стране.

На рост теневой экономики влияют особенности современной экономики России. Факторов развития незаконной деятельности слишком много, но в большей степени развитию теневой экономики способствует вмешательство государства в функционирование и развитии субъектов хозяйственной деятельности.

Правительством России используется множество инструментов для регулирования деятельности субъектов предпринимательской деятельности, поэтому вторгается в работу компаний и даже отрасли экономики России.

Государственные органы увеличивают ставки налогообложения, чем сдерживают развитие предпринимательской деятельности. Правильным решением было бы снизить ставки налогообложения или сделать систему налогообложения более гибкой, иначе теневая экономика будет только разрастаться с каждым днем. Сейчас в России существует система дотаций и субсидий, которые могут помочь развитию экономики в дальнейшем.

Именно поэтому российская теневая экономика возникает вследствие ослабления контроля государственного правительства над деятельностью субъектов хозяйственной деятельности. Экономика России напрямую зависима от финансового кризиса.

После мирового кризиса до сих пор происходит восстановление всех отраслей экономики. Официально кризис считается оконченным, но его последствия до сих пор остались в некоторых отраслях. После начала кризиса большая часть населения России осталась безработной и лишилась средств к существования. На данный момент высокий уровень безработицы в России прямым образом влияет на появление незаконных дополнительных способов заработка. Большинство предпринимателей открывают свое дело, даже не регистрируя фирму, тем самым им не приходится платить налоги.

 

  1. Проблема молодёжи.

Актуальной с точки зрения изучения тенденций развития современного мо-лодежного экстремизма сохраняется концепция «молодежной субкультуры». Со-временный и постсоветский мир стал полем деятельности новой разновидности антисистемной и внепарламентской политической оппозиции - молодежной суб-культуры или контркультуры. Отдельные молодежные субкультуры определяются как экстремистские, если их агенты используют любые формы и средства политического насилия в целях реализации собственной политической субъектности в отношении государственных институтов или любых субъектов политической власти. Важным каналом кадрового пополнения молодежного экстремизма можно считать формирование среди неформальных молодежных движений «контркультурной оппозиции» левого и правого спектра. Контркультура связана с молодежными движениями протеста и экстремистскими молодежными движениями.

Стремительная трансформация России и начало ее демократизации в 1990-е годы не только интенсифицировали демонтаж советской административной сис-темы, но и, к сожалению, привнесли хаос и анархию во многие сферы жизни об-щества, включая и политическую жизнь страны. Государство, руководствуясь псевдолиберальными лозунгами, ослабило идеологический контроль над общест-вом и частично отказалось от формирования совместно с основными со-циальными и политическими группами общества жизненно важных приоритетов и целей. Это способствовало усилению отчуждения общества и государства, развитию нелегитимных форм и способов решения групповых проблем и реализации потребностей и интересов социально-демографических, этнических, профессиональных, социокультурных общностей в постсоветской России. В стране все еще недостаточно реализуются важные и необходимые направления социальной политики в области социального обеспечения и здравоохранения, образования, реализации инфраструктурных проектов, сохранения об-щественного спокойствия и безопасности граждан, преодоления этнонациональ-ных конфликтов.

Такая ситуация оказалась чревата ростом напряженности в российском об-ществе, обострением социальных конфликтов, всплесками стихийных акций про-теста и политического экстремизма. В итоге не исключается и перспектива нарас-тания оппозиционных настроений среди отдельных слоев населения, выбора ими сложных и весьма опасных для общества способов разрешения проблем на путях расширения политического экстремизма и терроризма. Не менее опасны и попыт-ки целенаправленного и сознательного формирования структур, ориентированных на неконституционное, неправовое подавление неугодных, оппозиционных сил.

Составили эти движения представители молодого поколения, которые не смогли или не захотели интегрироваться в нестабильный социум страны, пережи-вавшей кризисы инновационных социальных трансформаций. Повышению поли-тической протестной активности молодых людей способствовало также то обстоятельство, что определенная часть ее привыкла к экстремальным обстоятельствам повседневной, обыденной жизни и проявляла склонность к политической активности экстремистского свойства, втягиваясь в этнонациональные, религиозные, социокультурные и иные общественно-политические конфликты в регионах ее проживания. Не случайно ряд российских и зарубежных экстремистских организаций в 1990-е годы пытались сделать ставку на молодежь как свой новый социальный и политический ресурс.

Большинство право- и левоэкстремистских организаций, партий и групп осуществляют попытки политической вербовки молодежи. Часть молодежи в ре-зультате негативных социальных последствий либеральных реформ 1990-х годов оказалась в состоянии дезадаптации в новой системе жизни, что вызвало песси-мизм, апатию, дезориентацию, асоциальное поведение, усиление социального протеста. Известно, что протестная энергия молодого поколения - величина непостоянная. Сила и направленность протестной энергии молодежи, несомненно, определяются кризисным состоянием, общей нестабильностью, расколом общества. В качестве определяющего социального фактора выступает социальный, экономический, духовный кризис современного общества, находящегося в состоянии неустойчивого равновесия. Это общесистемное качество и порождает многие социальные противоречия и конфликты. Серьезно сказывается рост имущественного расслоения, социальной дифференциации и маргинализации общества, отсутствие условий для социализации молодежи, раз-рыв в межпоколенческой преемственности.

Результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что парадоксальность сознания стала неотъемлемой частью современной жизни в России, проявляющейся в распространении многообразных форм протестного поведения в молодежной среде. Нестабильность общественного бытия молодежи в «обществе риска» порождает парадоксальность ее сознания и поведения, имеющих нонконформистский характер. Таким образом, парадоксальность социального бытия и сознания современного российского общества, объективно обусловленная обострением общественных противоречий, наиболее ярко проявляется в молодежной среде. Многочисленные исследования молодежного общества, в частности ВЦИОМ, отмечают сочетание в социальном портрете поколения агрессивности (50%) и цинизма (40%) с инициативой (38%) и об-разованностью (30%).

Распространение политического экстремизма в России стало одной из ост-рейших проблем. Увеличивается количество преступлений, поднимается уровень насилия, его проявления становятся все более жестокими и профессиональными. Особое место в этом ряду занимает экстремистское поведение молодежи, связан-ное с совершением действий насильственного характера по политическим моти-вам.

Экстремистское поведение молодежи - одна из наиболее актуальных соци-ально-политических проблем. Состояние, уровень, динамика политического экс-тремизма молодежи в России широко обсуждаются средствами массовой инфор-мации и в специальной литературе, выпускаются аналитические сборники.

Молодежь рассматривается как большая социальная группа, имеющая спе-цифические социальные и психологические черты, наличие которых определяется возрастными особенностями молодых людей и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления. В современной научной литературе к этой группе обычно относят (в статистике и социологии) людей в возрасте от 15 до 30 лет. Молодежь, определяя свой жизненный путь, решает конфликтные ситуации, исходя из сопоставления возможных вариантов, если учесть, что для молодежного возраста характерными являются: эмоциональная возбудимость, неумение сдерживаться, отсутствие навыков в разрешении даже несложных конфликтных ситуаций, то все указанное выше может привести к совершению девиации.

Проблема агрессивного и экстремистского поведения молодежи становится все более актуальной в условиях российской действительности. Элементы экстремистского поведения молодежи формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни общества. В перечень основных причин роста экстремистского поведения молодежи исследователи склонны включать следующие: социальное неравенство, желание самоутвердиться в мире взрослых, недостаточную социальную зрелость, а также недостаточный профессиональный и жизненный опыт, а следовательно, и сравнительно невысокий (неопределенный, маргинальный) социальный статус.

Молодежный экстремизм как явление последних десятилетий, выражаю-щееся в пренебрежении к действующим в обществе нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций. Молодежь во все времена была подвержена радикальным настроениям. В силу возрастных ее свойств даже в спокойные в политическом и экономическом плане времена количество радикально настроенных людей среди молодежи всегда выше, чем среди остального населения.

Молодежи свойственна психология максимализма и подражания, что в ус-ловиях острого социального кризиса является почвой для агрессивности и моло-дежного экстремизма. Развитие политического экстремизма молодежи представ-ляет особую опасность даже не потому, что детская подростковая и молодежная преступность заметно возросли, а потому, что это связано с развитием «анорма-тивных» установок в групповом сознании молодого поколения, что влияет на ценности, предпочтительные образцы поведения, оценки социального взаимодействия, т.е. в широком смысле связано с социальной и политической культурой российского общества в ее проективном состоянии.

 

  1. Проблема образования.

1. Образование и его проблемы на современном этапе

Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Традиционно образование получают в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Образование в буквальном смысле слова означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде определенного объема систематизированных знаний, навыков, умений, способов мышления, которыми овладел обучаемый. В этом случае говорят об образованном человеке.

Образованность – качество развившейся личности, усвоившей общечеловеческий опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредство этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять повышать свою образованность. Следовательно, главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, проявляется в способности самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

В настоящее время можно назвать, по крайней мере, три основных проблемы современной системы образования. Первая – это качество образования, которое должно соответствовать не только требованиям стремительно меняющегося настоящего, но и быть настроенным на отдаленное будущее. Поэтому путем разрешения этой проблемы является новая философия опережающего образования, что возможно при соблюдении двух условий: фундаментализации образования и применении инновационного обучения. Если получать знания, которые актуальны в момент обучения, то к окончанию вуза или через пару лет они будут полностью устаревшими, и к тому же не возникнет целостного видения системы профессиональных знаний.

Вторая проблема – прагматическая ориентация, для которой характерна система образования, не содействующая развитию личности. Основным путем решения этой проблемы может явиться «развивающее» образование, при котором идет развитие личности обучающегося благодаря использованию гибкого проблемного обучения, креативных информационных технологий. В результате такого образования каждый человек имеет возможность выработать наиболее оптимальный для него способ приобретения знаний и умение в будущем не только пользоваться этими знаниями, но и преобразовывать, пополнять их в соответствии с изменяющимися условиями. И последняя, третья проблема – недоступность качественного образования для каждого обучающегося. Самым продуктивным в решении этой проблемы является информационная поддержка образования: телекоммуникационные технологии, доступность базы данных и, кончено, дистанционное образование.

 

2. Образование и его цели

Образование является одной из основных категорий педагогики. Конечно, образование изучает не только педагогика, существует педагогическая психология, философия образования, социология образования. Но педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности. Педагогика изучает образование в единстве всех составляющих его частей, в связи с этим образование является основным объектом изучения данной научной дисциплины. Существует несколько точек зрения, касающихся целей образования.

Краевский В.В. отмечает, что цели образования как общественного явления обусловлены природой общества, в котором оно осуществляется. Исходя из конституционного определения нашей страны как демократического правового государства с республиканской формой правления и представлений об идеале гражданина такого государства, можно выделить конечную цель образования по отношению к каждому человеку.

Цель заключается в передаче культуры в виде социального опыта людей от одного поколения к другому, культуры, обеспечивающей разносторонние качества и направленность личности, ее интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное и физическое развитие. В образовании существует иерархия целей – от общественной цели, до цели отдельного урока.

Б.Т. Лихачев говорит как о внешней, так и внутренней направленности целей образования.

Внешняя цель образования как государственного общественного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, в развитии его производственных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев общества.

Вместе с тем в современном меняющемся мире умения и навыки представляют собой явления неустойчивые, достаточно быстро утрачивающие стабильное соответствие реальным вещам и происходящим процессам. Меняется техника, технология, совершенствуется связь, поэтому современный ученик должен быть не только «держателем» акций знаний, но и их активным творческим пользователем. Ему необходимо овладеть не только методами и способами постоянного обновления своих знаний, но и умениями взламывать и устранять в своем сознании закостеневшие шаблоны и стереотипы привычного мышления и действительности, всего того, что мешает человеку идти в ногу со временем.

Поэтому в сознании ребенка необходимы постоянные умственная деятельность и движение мысли, в поведении – постоянное движение всех сущностных сил, взаимодействие с конкретными предметами реального мира и людьми.

В связи с этим внутренняя целевая направленность образования заключается в овладении прочными знаниями, умениями и навыками в единстве с процессом их эффективного применения на практике, в развитии всех психических процессов и сущностных сил личности.

Сохраняева Т.В. в статье «Ценности образования на фоне меняющегося образа человека» выделяет следующие цели образования:

  1. Сохранение традиционных ценностей общества и подготовка индивида к восприятию норм, выработанных социумом;
  2. Развитие личности.

Таким образом, рассмотрев несколько точек зрения относительно целей образования, можно сказать, что все исследователи отмечают, что образование служит развитию разносторонней личности.

 

  1. Проблема медицины

 Понятие здравоохранения

Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.

Приоритетным структурным элементом системы здравоохранения является профилактическая деятельность медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных групп населения.

Главное направление в развитии и совершенствовании здравоохранения на современном этапе — охрана материнства и детства, создание оптимальных социально-экономических, правовых и медико-социальных условий для укрепления здоровья женщин и детей, планирование семьи, решение медико-демографических проблем.

Государственный характер здравоохранения обеспечивает финансирование, подготовку и усовершенствование кадров. Деятельность органов и учреждений осуществляется на основе государственного законодательства и нормативно-правовых документов. Принцип единства медицинской науки и практики реализуется в виде совместной деятельности и внедрения научных разработок в учреждениях здравоохранения.

К числу важнейших теоретических проблем здравоохранения относятся: социальная обусловленность общественного здоровья, болезнь как биосоциальный феномен, основные категории здравоохранения (общественное здоровье, материально-экономическая база, кадры и т. д.), формы и пути развития здравоохранения при различных социально-экономических условиях и др.

Всемирной организацией здравоохранения определены 4 категории обобщенных показателей, которые характеризуют состояние здравоохранения в стране: 1) показатели, относящиеся к политике в области здравоохранения; 2) социальные и экономические показатели; 3) показатели обеспеченности медико-социальной помощью; 4) показатели состояния здоровья.

Ситуация в России

В настоящий момент техническую оснащенность медицинских учреждений нельзя признать удовлетворительной. По данным CNews, в среднем на 100 медиков приходится 13,8 компьютеров, доступом в Интернет оборудованы лишь около 50% лечебно-профилактических учреждений от числа оснащенных ПК (44,1% — в 2005 г., 72,9% — в 2006-м). При этом технический парк серьезно устарел, многие компьютеры имеют многолетний срок службы и не могут выполнять современные задачи.

Следует отметить, что, несмотря на отставание в абсолютных цифрах, переоснащение компьютерного парка идет опережающими темпами по отношению к развитию и внедрению медицинского ПО, без которого тем не менее самые даже совершенные компьютеры не принесут лечебному учреждению никакой пользы. Лишь в последние годы рынок программных решений для медицины начали активно заполнять отечественные компании, представившие действительно серьезные и функциональные продукты.

Одна из самых актуальных ИТ-тем в медицине — создание систем единых электронных медицинских карт. В США и ряде европейских стран эта задача успешно решается и во многом уже решена. В качестве примеров можно привести проекты Oracle по медицинской интеграции в министерстве обороны США, Стокгольмском регионе Швеции, Испании (госпиталь Son Dureta), интеграционный портал норвежской компании CSAM International в Осло, объединяющий большую часть клиник страны. Крупнейшие из этих проектов включают в себя десятки разноплановых медицинских информационных систем (МИС) на сотнях площадок и объединяют многие тысячи пользователей. На эти проекты выделяются масштабные финансовые средства: например, разработка и внедрение норвежского портала обошлись более чем в 100 млн. долл. Финансирование чаще всего осуществлялось самими заказчиками (медицинскими учреждениями), но есть примеры и бюджетного финансирования подобных проектов.

У нас же средства зачастую выделяются совершенно произвольно и чаще всего на закупку оборудования. ИТ-проекты осуществляются практически всегда на собственные средства заказчиков и в подавляющем большинстве случаев направлены на локальную автоматизацию того или иного конкретного медицинского учреждения. Проекты комплексной автоматизации городов и регионов, в том числе по созданию единой медицинской карты, пока находятся в стадии планирования, и даже Москва здесь — не исключение.

Мировая практика интеграции медицинской информации основывается в первую очередь на использовании международного стандарта хранения медицинских данных и обмена ими HL7 (Health Level Seven).

HL7 обобщает многолетние усилия международного комитета HL7 Working Group (Рабочая группа HL7), с 1994 г. работающего под эгидой Американского национального института стандартов (ANSI). Стандарт формализует интерфейсы между различными системами, обменивающимися информацией о пациенте, включая данные анализов, назначения, результаты лечения, оплату и пр. Предыдущая версия (HL7 v. 2.5) принята в качестве стандарта ANSI в 2003 г.

 Версия 3 данного стандарта существенно повышает его гибкость и переносимость информации между различными системами за счет возможности внутреннего моделирования структур данных и бизнес-процессов и построения информационного обмена на основе этих моделей. В настоящее время ряд разделов новой версии стандарта принят ANSI, остальные проходят процедуру рассмотрения.

Тем не менее многие разработчики МИС уже приняли этот стандарт для своих систем де-факто.

В России существуют планы создания собственного национального стандарта хранения медицинской информации и обмена ею, который, по всей видимости, будет основываться на базе HL7, адаптированной к принятым в России правилам оформления медицинских документов и отчетов, структуре федеральных справочников и т. п.

Эта работа уже начата, ее результатов можно ожидать в течение ближайшего года. На основе данного стандарта планируется начать широкомасштабные проекты по медицинской информационной интеграции в рамках региональных и муниципальных образований и медицинских сетей различных организаций и ведомств.

Интеграция медицинской информации и создание единых электронных медицинских карт дают ряд преимуществ, которые будут иметь ключевое значение при построении МИС.

Прежде всего, это улучшение качества медицинского обслуживания и уменьшение количества врачебных ошибок за счет предоставления медперсоналу своевременного доступа к консолидированной информации о пациенте. Такая информация включает диагнозы, результаты обследований, лабораторные анализы, радиологические снимки и многие другие данные. Ее наличие критическим образом повышает скорость и точность принятия решений врачами, а также устраняет необходимость повторного ввода данных о пациентах.

Говоря о вопросах интеграции, нельзя не упомянуть о факторе, тормозящем внедрение единых электронных медицинских карт. Это, прежде всего несовершенство отечественной законодательной и нормативной базы. В частности, в только что вышедшем и давно ожидаемом ГОСТ Р 52636—2006 “Электронная история болезни” оказались неосвещенными некоторые аспекты, призванные регулировать вопросы доступа к персональным медицинским данным в глобальной сети и защиты информации. По сути дела многие вопросы в документе лишь обозначены, но не регламентированы однозначным образом.

Например, в гл. 7, рассказывающей о структуре электронной записи истории болезни, вообще не упомянут ключевой вопрос использования глобальных идентификаторов (OID), абсолютно необходимых для интеграции разнородных систем и являющихся важной частью стандарта HL7. В гл. 8 и 9, посвященных безопасности медицинской информации, большая часть этих регламентов оставлена на усмотрение системных администраторов в соответствии с правилами внутренней политики конкретных организаций.

Практически не затронута серьезнейшая проблема — право передачи персональной медицинской информации третьим лицам (например, работникам другой поликлиники, вышестоящим организациям); этот вопрос также оставлен в распоряжении службы безопасности владельца локальной медицинской системы.

Подобных недоработок в документе можно найти еще много, а для старта реальных работ по созданию систем единых электронных медицинских карт решение этих насущных вопросов необходимо.

Поэтому процесс развертывания таких проектов, увы, затягивается.

МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

(на конец года)

       

Годы

Число больничных

Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических организаций, посещений в смену

организаций, тыс.

 

всего, тыс.

1990

12,8

3221,7

1995

12,1

3457,9

2000

10,7

3533,7

2001

10,6

3548,4

2002

10,3

3565,2

2003

10,1

3557,8

2004

9,8

3577,5

2005

9,5

3637,9

2006

7,5

3646,2

2007

6,8

3673,9

2008

6,5

3651,0

2009

6,5

3657,2

2010

6,3

3685,4

2011

6,3

3727,7

2012

6,2

3780,4

2013

5,9

3799,4

Основные проблемы развития инновационной деятельности в России.

Первой и наиболее важной проблемой на сегодняшний день является нежелание частных инвесторов вкладывать деньги в развитие науки. Как уже говорилось, инновации внедряют лишь 9,4% российских предприятий. Причиной такой низкой инновационной активности является то, что при доходности значительно большей, чем от других видов деятельности, по совокупности технологий в долгосрочной перспективе каждая из технологий предполагает:

  • высокий риск (только 1-3% из всех проектов будут прибыльными);
  • большие затраты (в 200-500 раз больше, чем на создание технологии);
  • длительный период развития (5-7 лет).

С точки зрения бедного и неготового к риску инвестора инновационные проекты бесперспективны, хотя именно они обеспечивают самый высокий доход, определяют направление технического прогресса, наиболее эффективно решают социальные задачи, создают политический имидж технологически развитого государства.

В качестве второй проблемы можно выделить недостаточное финансирование науки государством. Россия тратит на науку в разы меньше, чем Евросоюз, Китай, Япония, США и другие инновационно развитые страны. К сожалению, основными отраслями финансирования, как и при СССР, остается оборонная, летательная, космическая промышленность. Такая модель развития давно устарела и не приносит результатов из-за секретности большинства открытий.

Третьей проблемой становится нежелание самих ученых, инженеров, аспирантов и других научных сотрудников осуществлять исследовательскую деятельность в России. Со средней заработной платой в 40-45 тыс.руб. российские ученые не имеют стимулов проводить исследования, искать новые технологии и пути их внедрения в бизнес. За те же деньги любой из них может спокойно работать с типовыми программами в коммерческом бизнесе. Нередко происходит «утечка мозгов» за границу, где за исследовательскую деятельность научный сотрудник получает в 2,3-3 раза больше, чем на той же должности в России.

Также в последнее время у аспирантов различных ВУЗов большую популярность набирает работа на иностранные компании без выезда за границу. Т.е. аспирант в своей стране проводит исследование, отправляет его по интернету заказчику и зарабатывает таким способом от $500 за заказ, не выходя из дома. В России за те же деньги аспиранту придется работать в офисе 1,5-2 месяца.

К четвертой проблеме относится интеллектуальную собственность. В отличие от любых других материальных продуктов знание не имеет непосредственного экономического ограничения, его ценность не зависит от масштабов распространения. В этом плане знание – неисчерпаемый ресурс, которым безвозмездно могут пользоваться не только сегодняшнее, но и будущее поколения. Следовательно, с экономической точки зрения цена нового знания равна нулю.

В то же время новое знание расширяет возможности человека в использовании новых способов замещения традиционных источников энергии, получения новых материалов и технологий – в общем, всего того, что существенно увеличивает экономический потенциал. В этом плане полезность нового знания стремится к бесконечности, т.е. и цена знания стремится к бесконечности.

В современной России любое новое знание автоматически присваивает себе предприятие, сотрудник которого его произвел, ссылаясь на то, что материальной ценности оно не имеет, т.е. научный сотрудник работает за свой строго фиксированный гонорар и стимула создавать новое знание у него нет. Доходы от нового знания может получить только предприниматель после внедрения его в производство и продажи готовых товаров, а ученый и дальше будет довольствоваться только своим окладом, не получая никакой прибыли от созданного им проекта и создавая новые знания.

Стратегия инновационного развития 2020

Для создания основных приоритетов инновационной деятельности разработана и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".

Стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Вместе с тем Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.

Кроме того, Стратегия опирается на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала и долгосрочного научно-технологического прогноза. Положения Стратегии должны учитываться при разработке концепций и программ социально-экономического развития России.

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития, заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и закреплении геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития.

Мировой экономический кризис 2008 - 2009 годов осложнил реализацию поставленных целей, привел к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и замедлил развитие российской инновационной системы.

Тем не менее сложная экономическая ситуация в краткосрочной перспективе не означает необходимости пересмотра целей долгосрочного развития, а обусловливает повышение требований к темпу и качеству экономического развития в период до 2020 года. [3]

Задачи посткризисного восстановления и ускорения перехода на инновационный путь развития придется решать в условиях увеличения масштабов внешних и внутренних вызовов, с которыми сталкивается Россия и которые требуют еще большей интенсификации усилий по решению накопленных в российской экономике и инновационной системе проблем.

Ключевыми из внешних вызовов в части инновационного развития являются: ускорение технологического развития мировой экономики. Технологическая революция в ресурсосбережении и альтернативной энергетике резко повышает неопределенность в развитии России, основу специализации которой на мировых рынках составляет экспорт традиционных энергоносителей. Развитие альтернативной энергетики, появление экономически эффективных технологий, может привести к снижению спроса и цен на ключевые товары российского сырьевого экспорта, сокращению поступления в экономику России финансовых ресурсов, необходимых для модернизации, и, следовательно, к снижению значимости Российской Федерации в мировой политике.

Кризис 2009 года усилил важность этого вызова для России. Связано это в первую очередь с тем, что инвестиции в технологическое развитие рассматриваются Соединенными Штатами Америки, Японией, государствами - членами Европейского союза, а также Китаем, Индией и Бразилией в качестве ключевой антикризисной меры. Развитые страны в рамках антикризисных мероприятий направили десятки миллиардов долларов дополнительных инвестиций на развитие медицины, биотехнологий, альтернативной и возобновляемой энергетики, атомной отрасли и информационных технологий.

Подводя итоги, можно заключить, что инновационный бизнес в России развит слабо. Причинами такого положения дел являются: недостаточное финансирование научных исследований как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов, недостаточная оплата труда научных сотрудников, отсутствие полноценной интеллектуальной собственности, отсутствие централизованной «инновационной среды», упор на развитие инноваций в ВПК, отсутствие зрелой рыночной экономической модели. Список недостатков российского инновационного бизнеса достаточно велик, однако при грамотных действиях руководства страны с привлечением частного капитала в скором времени наша страна сможет занять одну из лидирующих позиций в этой отрасли.

Россия имеет достаточное количество предпосылок для успешного развития инновационной отрасли экономики, к ним относятся: достаточный уровень развития науки по отдельным ее направлениям; наличие необходимых финансовых и материальных государственных ресурсов.

 

 Рефлексия.

- Вернёмся к теме урока. О чём сегодня говорили на уроке?

- Что для вас стало новым? Необычным? Что удивило? Что расстроило? Что вызвало гордость?

- Как вы относитесь к этим событиям?

Учащимся предлагается заполнить таблицу.

Уже знал

Узнал новое

Думал иначе

Не понял

  1. Итог урока. Наш  урок  подошёл к концу, и я хочу сказать ...
  • Мне больше всего удалось ...
  • Я  могу себя похвалить за…
  • Меня удивило…
  • Для меня было открытием то, что ...
  • На мой взгляд, не удалось…, потому что…
  • (Ответы учащихся)

Просмотр оригинала материала

Загрузить оригинал

Скачать материал

Получайте информацию о новых мероприятиях и акциях! Подпишитесь на E-mail рассылку.