Автор: Трофимова Светлана Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Город/Населенный пункт: Астраханская Область Камызякский район
Дата публикации: 04.03.2021
Опыт работы по профилактике кризисов во взаимоотношениях родителей и детей в условиях СРЦ
Вот уже 16 лет я работаю в социально-реабилитационном центре «Островок» в поселке Волго-Каспийский. На протяжении всего периода моей педагогической деятельности я задумываюсь о судьбе своих воспитанников. Это дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию в возрасте от 3 до 18 лет. Какими они будут, когда мы выпустим их в самостоятельную жизнь? У воспитанников реабилитационного центра – масса проблем.
Социально-реабилитационные центр « Островок» позволяет комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя её как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе родную семью.
Дети, которые поступают в социально-реабилитационный центр весьма сложны:
- подавляющее большинство детей уже приобщились к курению, систематическому употреблению алкоголя;· подавляющее большинство детей находятся в кризисном или пограничном с ним состоянии вследствие социально-психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации;
- почти у всех детей выявлены различные хронические заболевания;
- многие дети нигде не учились, у них не сформированы (или утрачены) элементарные социальные и бытовые навыки, не сформирован (или утрачен опыт жизни в семье);
Я хочу поделиться своим опытом работы, так как особенности проявления кризисных взаимоотношений девочек – подростков с родителями отличаются от особенностей в проявлении кризисов у младших воспитанников.
А поэтому структура педагогического воздействия имеет свои отличия и особенности.
Практика показывает, что особенно трудно приходится тем ребятам, кто не имеет твердой основы, кому не на что опереться. Этой опорой всегда являлась семья. И наша задача помочь детям найти эту опору.
Воспитанницы - подростки - это будущие мамы, хозяйки, хранители домашнего очага, поэтому весь упор воспитательной работы идёт на подготовку к самостоятельной жизни:
- овладение навыками ведения домашнего хозяйства,
- умение самостоятельно обслужить себя,
- умение планировать свой бюджет.
Для достижения данных целей работа с воспитанницами ведется в трех направлениях:
- «Молодая хозяюшка»
- «Азбука домашнего очага»
- «Семейные ценности»
«Молодая хозяюшка» - это разработанный курс практических и теоритических занятий с воспитанницами.
Практические – дежурство и уборка в комплексе, старшие девочки присматривают за малышами, помогают на кухне, дежурят в столовой и т.д.
Теоретические – ролевые игры по темам: «Будущая мама», «Женщина в доме», «Моя семья», «Семейный бюджет»
Беседы: «Девочка, девушка, женщина», «Хранительница очага», «Поверь в себя», « Опасности вредных привычек»
Занятия: «Аукцион профессий», «Юноши и девушки»,
«Дом + Семья= Я»,
Мастер – классы: « Макияж и прически», «Магия цвета – дизайн комнаты подростка»
«Азбука домашнего очага» - это досуговая кружковая деятельность. Здесь девочки учатся готовить пищу, сервировать стол, овладевают навыками кройки и шитья и т. д.
«Семейные ценности» - формируются по двум направлениям:
Театрализованная деятельность.
На праздничном мероприятии, посвященном « Дню семьи, любви и верности- 8 июля», дети показали свои умения и результат долгих репетиций. С огромным интересом просмотренные и прослушанные презентации, говорят о воспитании у детей ответственного отношения к семье, семейным ценностям.
Встреча с интересными людьми.
Посещение ветеранов ВОВ. Встреча получилась очень яркой, поучительной и запоминающейся, а главное – очень полезной в плане усвоения правил гостеприимства, общения с людьми старшего поколения и культуры поведения. Девочки внимательно слушали рассказы, задавали вопросы о наградах и о подвигах.
Так же мы проводим работу с родителями.
Ведется эта работа в разных направлениях:
Индивидуальные формы работы с родителями – это беседы, консультации. Проводится день открытых дверей, праздники, выставки детских поделок, куда приглашаются все родители и родственники.
Совместная детско-родительская деятельность способствует укреплению семейных связей и коррекции детско-родительских отношений.
Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.
Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей.
Работа с родителями и воспитательный процесс несовершеннолетних тесно взаимосвязаны. Невозможно дать ребёнку правильное воспитание, если он видит отрицательный пример родителей. Поэтому наряду с воспитательной работой несовершеннолетних проводится просветительная и разъяснительная работа с родителями. Проведены беседы с родителями по вопросам воспитания детей, консультаций по вопросам жизнеустройства, консультации по укреплению и сохранению здоровья их детей, викторина с родителями «Что нам нужно знать о здоровом образе жизни»
Родители приглашались на открытые занятия и праздники. В рамках работы с родителями, организовывали чаепития детей и родителей с целью восстановления нарушенных семейных связей. Моя работа с родителями направлена, прежде всего, на исправление их асоциального поведения, повышение нравственности и ответственности за судьбу детей, оказание помощи в воспитании детей, возвращение ребёнка в полноценную кровную семью.
И в заключении хотелось бы сказать
Что даже самый хороший приют – это лишь временное место пребывания ребенка, поэтому одна из главных задач социальной помощи ребенку – устройство его дальнейшей судьбы.
Идеальным вариантом является возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь при соответствующей работе с родителями и детьми.
Мы стремимся помочь нашим детям руководствоваться в жизни именно такими мотивами, нести ответственность за себя и другого, чтобы их дети не знали сиротства при живых родителях.
Список литературы:
- Семья начинается с детей. А.И.Герцен
- Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А.С.Макаренко
- Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми. О.Уайльд